Урок в 9 классе по теме: "Светить, как человек, а не светляк". (Военная лирика Мусы Джалиля)
методическая разработка по литературе по теме

Военная лирика Мусы Джалиля

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_9_klasse_-_dzhalil.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе по теме: "Светить, как человек, а не светляк".

(Военная лирика Мусы Джалиля)

Капралова Ирина Алексеевна

Средняя школа №150

Приволжского района г.Казани

Казань  2011


Урок в 9 классе по теме: "Светить, как человек, а не светляк". (Военная лирика Мусы Джалиля)

Капралова Ирина Алексеевна, учитель школы 150 г.Казани 

Цели:

  • Ознакомить учащихся с биографией и военной лирикой М.Джалиля.
  • Формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки конспектирования.
  • Воспитать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти защитников Отечества.

Средства обучения:

  • Портрет М.Джалиля.
  • Выставка рисунков, стенгазет, творческих работ, посвященных 100-летию М.Джалиля.
  • Экспозиция книг со стихами поэта.
  • Видеозапись документального фильма «Моабитская тетрадь» (Ленфильм, 1968г.)

Ход урока.

Умирая, не умрет герой –

мужество останется в веках.

Имя прославляй свое борьбой,

Чтоб оно не мокло на устах!

Муса Джалиль

Урок начинается с просмотра видеозаписи документального фильма «Моабитская тетрадь».

  1. Вступительное слово учителя

Прошло сто лет со дня рождения Мусы Джалиля. Сейчас его именем называют улицы, площади. В центре Казани поставлен его памятник. Мы до сих пор восхищаемся его беззаветным подвигом, его героизмом. Но, пожалуй, для поэта важнее донести смысл песни. Но как нельзя понять песни из фрагментов, так нельзя понять и песню Джалиля, не зная его жизни. Когда мы читаем сборник стихов Джалиля, то перед нами предстает вся его жизнь....

  1. Знакомство с биографией

По мере чтения сообщений учащимися заполняется таблица в тетрадях:

Тезисы

Опорные слова

Воспроизведение лекции

а) Сообщение учащегося «Муса  Джалиль. Начало творческого пути.»

Мусе, родившемуся 15 февраля 1906 году в деревне Мустафино, пришлось рано повзрослеть. Он родился в бедной семье, и поэтому одно из первых его стихотворений называлось "Сирота". Там рассказывалась о жизни сироты, который не нашел поддержки ни среди богатых, ни среди проповедников, ушел на могилу матери и погиб. Джалиль рано стал приучаться к труду и рано увидел последствия Первой Мировой: еще более нищенский образ жизни, голод, раненых солдат. И поэтому в 11 лет он написал антивоенное стихотворение, которое до нас не дошло.

Муса Джалиль приветствовал Октябрьскую революцию, его брат Ибрагим был большевиком. После поражения войск Дутова на Оренбург, в котором одно время жил Джалиль, часто нападали белые банды. И Муса рвался воевать вместе с братом. В газете "Красная Звезда" первый раз напечатали его стихотворения. Они были преисполнены желанием помочь Красной Армии. Вскоре Муса стал создателем неофициальной комсомольской организации - Красный Цветок.
Безусловно, можно по-разному относиться к этому периоду в истории страны. Джалиль считал, что торжествуют идеалы свободы и справедливости, торжествует народная власть. Справедливость, свобода, власть народа, социализм- все это было дорого Джалилю, и за эти идеи он готов был бороться.


Лишь свобода и правда мой главный оплот,
Разве можно теперь не стремиться вперед?
Разве можно народ не вести за собой,
Если виден вдали мне надежды восход?
Всех рабочих людей я считаю родней,
Лишь с сынами народа един я душой.
Это мой идеал, это высшая цель-
Быть с народом, вести его светлой тропой.

б) Сообщение учащегося «Джалиль и война.»

Года шли, менялось время. Изменился ли Джалиль? Постарел, появились морщины на лице. Он уже женился, появился ребенок - дочь Чулпан. Но все так же молод сердцем Муса Джалиль. 22 июня 1941 года он собирался с семьей к другу на дачу, когда по радио объявили о начале войны. Буквально на следующий день он отнес заявление в военкомат с просьбой отправить его на фронт. 13 июля получил повестку и стал рядовым артиллерийского полка. Однако, узнав, что Муса Джалиль поэт и бывший председатель Союза писателей, его хотели или демобилизовать, или оставить в тылу. Тогда Джалиль воспротивился: "Поймите, я поэт! Не могу же я, отсиживаясь в тылу, призывать к защите Родины. Мое место среди борцов ".

Я вырос без родителей. И все же
Не чувствовал себя я сиротой.
Но то, что было для меня дороже,
Я потерял: отчизну, край родной!

в) Сообщение учащегося «Джалиль в плену.»

Джалиль стал служить во второй ударной армии, а после в 1942 году попал в плен. Но суждено Джалилю умереть не там, не в плену; немцы стали создавать национальные легионы "Идел-Урал".Кого-то приводили насильно, кто-то видел в этом новую возможность бороться против Германии или возможность освободиться.

Так или иначе, Джалиль был среди легионеров. Однако это не означает, что он предал Родину, идеи, семью.

Будучи легионером, Джалиль использовал поездки по лагерям для развертывания подпольной работы. Они делали листовки и редактировали газету "Идел-Урал". Выступали на концертах с народными песнями, песнями татарских композиторов, читали стихи Тукая, Такташа. И на этих концертах у людей пробуждалось чувство патриотизма, гордости за свою культуру и народ, и тем сильнее рождалось чувство ненависти к захватчикам.

Когда вступали в подполье, люди произносили примерно следующую клятву: «Вступая в подпольную организацию, я обязуюсь бороться с врагом до последнего дыхания, беспрекословно выполнять все задания старшего группы, всемерно помогать родной Отчизне. Даю слово, что, если потребуется, я без колебаний отдам жизнь для блага Родины. Клянусь, что если буду схвачен врагом, то, несмотря ни на какие муки и страдания, не скажу о подпольной организации, о друзьях ни слова. Если же я нарушу эту торжественную клятву, считайте меня врагом Родины, лакеем фашистов». И они не нарушали верность не изменяли Родине и боролись. На 14 августа 1943 года было назначено восстание в легионе. 11 августа их арестовали....

После долгого заточения, через год, 25 августа 1944 года, их казнили. Их жизнь закончилась, но песня до сих пор доходит до нас.


Жизненный соблазн претит мне,- тесен
сердцу пестрый мелочный мирок.
Я живу, но ради правды песен
и любви, пылающих меж строк!
Даже расставаясь с жизнью, ныне
клятв священных я не предаю:
как я песне посвящал Отчизне,
жизнь свою народу отдаю.

г) Вместе проверяем заполнение первых двух колонок таблицы

  1. Учитель:

Сейчас я предлагаю вспомнить стихи М.Джалиля, чье имя стало символом героизма, стойкости, беззаветной преданности Родине, верности гражданскому и писательскому долгу. Именно поэтому Джалиль известен во многих странах мира, его стихи переведены на 56 языков.

Чтение учащимися стихотворения «Больные думы» на русском, татарском, английском языках

- Да, имя Джалиля знают не только в нашей стране. 15 февраля, в день 100-летия поэта, проводились Уроки мужества не только в российских, но и во многих немецких, английских школах. Были возложены цветы и венки на месте казни в мрачных казематах Плетцензее. Все присутствующие почтили память Джалиля минутой молчания.

- Как вы думаете, почему Муса Джалиль так любим, почему на протяжении стольких лет после его смерти не иссякает интерес к его поэзии?

(Рассуждая, выходим на понятия героизм, патриотизм, преданность Родине, гражданский и писательский долг. Эти слова записываем на доску и в тетрадь, работаем над их лексическим значением.)

- Какие стихи Джалиля вас особенно тронули, почему?

(Ученики называют стихотворения «Волки», «Пташка», «Варварство» и другие.)

- Сможете ли вы прочитать понравившиеся стихи так, чтобы слышался голос поэта, биение его сердца, живое слово? Что для этого нужно сделать?

(Прочувствовать стихотворение, соблюдать все требования к выразительному чтению.)

  1. Чтение наизусть, беседа по вопросам

а) Чтение стихотворения «Варварство»

- Ваше впечатление от этого стихотворения?

(Потрясены жестокостью врага, убивающего детей вместе с матерями; мать прижимает ребенка к груди, чтобы его поразили первые же пули, чтобы не закопали его живым…)

- Какие выразительные средства языка помогают нам почувствовать настроение стихотворения?

(Олицетворение: плакали реки, ветер свистнул в тучах, заплакала земля; эпитеты: тоска глухая, кровавые слезы, солнце скорбное, омытое слезами; сравнение: плакали, как дети, реки; повторы)

- Какова главная мысль, идея этого стихотворения?

(Фашизм поднял руку на святое: природу, жизнь, материнство…)

б) Чтение стихотворения «Волки»

- О чем это стихотворение?

(Джалиль рисует фашистов лишенными человеческих чувств, превосходящими в своей жестокости даже хищных зверей)

- Какова манера изложения этого стихотворения?

(Летописная, поэт как бы смотрит на все из глубины веков, поражаясь тому, насколько низко могут пасть люди:

Что там волки! Ужасней и злей

Стая хищных двуногих людей.)

в)  Чтение стихотворения «Пташка»

- Кто привлекает внимание поэта в лагере?

(Лесная птаха. Впервые в жизни Джалиль ощущает, как свободна птица.)

- О чем мечтает поэт?

(О том, чтобы птица полетела на его родину и передала народу «песнь последнюю».)

- Какой смысл вкладывает Джалиль в это стихотворение?

(Настоящее искусство всесильно и бессмертно, что художник, поэт побеждает время и смерть)

- Как вы считаете, необходимо ли в наши дни говорить о Великой Отечественной войне, о поэтах-фронтовиках?

(Учащиеся обсуждают и высказываются)

Подводя итоги обсуждения, учитель читает строки поэта Ю.Воронова:

        Я не напрасно беспокоюсь,

        Чтоб не забылась та война:

        Ведь эта память – наша совесть.

        Она как сила нам нужна.


  1. Учитель:

К этому уроку я попросила Вас прочитать стихи Джалиля, узнать как можно больше о его жизни. Давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием.

Викторина

  1. Назовите настоящую фамилию Джалиля (Залилов)
  2. Какой казанский театр носит имя Джалиля? (Оперы и балета)
  3. Сколько моабитских тетрадей дошло до нас? (Две)
  4. Когда был казнен М.Джалиль? (25 августа 1944 года)
  5. Продолжите:

Враги надели на него оковы,

Но не сумели волю в нем сломить.

Пусть в заточенье он, поэта слово…

(Никто не в силах заковать, убить)

  1. Кто приснился Джалилю в тюрьме? (Дочь)
  2. В каком году открылся в Казани музей-квартира М.Джалиля? (В 1983 году)
  3. Кому посвящено стихотворение «Другу»? (Алишу)
  4. Как называется стихотворение в котором цветок обагрила кровь солдата? («Красная ромашка»)
  5. Назовите двух людей, сохранивших моабитские тетради? (Терегулов, Тиммерманс)
  6. Продолжите строчку:

Если жизнь проходит без следа,

В низости, в неволе, что за честь?..

(Лишь в свободе жизни красота!

Лишь в отважном сердце вечность есть!)

  1. Где хранятся оригиналы моабитских тетрадей? (В Национальном музее РТ)

  1. Учитель подводит итоги

В 1956 году Джалилю посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Но люди и без этого знали, что он был героем. Джалиль писал, что надо "жить, так, чтобы и после смерти не умирать". Жить не ради жизненного соблазна, славы или богатства, а ради правды и свободы, ради справедливости. И даже если наступает буря, если тьма окружила все вокруг, надо не падать духом и бороться.
Джалиль, говоря об этом, своей жизнью и смертью еще раз подчеркнул свой призыв: "Свети потомкам нашим, как маяк, свети, как человек, а не светляк".

Домашнее задание

  1. Воспроизвести лекционный материал (заполнить третью колонку таблицы)
  2. Написать мини-сочинение на тему: «Подвиг поэта» или «Под топором палача»

Список использованной литературы

 Великая Отечественная война 1941-1945: События. Люди. Документы.-Политизд.1990

 Герои Советского Союза - наши земляки. - Кн. 1. - Казань, 1984

 Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.1. М.:Воениз.1987.

 Ханин Л. «Герои Советского Союза – сыны Татарии», Казань 1969 г.

Агатов М.В. Об авторах ваших книг. - М.: Молодая гвардия,1975


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы в 8 классе на тему "Свет родных берёз в лирике поэтов 19 века"

Изучение лирики русских поэтов 19 века позволяет формировать гражданские и нравственные позиции учащихся, воспитывает положительные нравственные качества. Избегая длительных нравоучений, ненавязчиво, ...

Открытый урок по физике ( 8 класс) по теме "Свет. Источники света".

открытый урок по физике 8 класса "Свет. Источники света"....

Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

же спасёт человека в бесчеловечной жизни,  каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....

Мастер - класс по теме: Свет и цвет"

Мастер - класс по теме: Свет и цвет".  Данное занятие проводится в 11- м классе....

Презентация к уроку в 8 классе по теме "Свет. Источники света"

В работе представлен наглядный материал к уроку в в8 классе по теме "Свет. Источники света"...

Интегрированный урок физики и информатики в 8 классе по теме "Свет. Источники света"

Интегрированный урок по физике и информатике в 8 классе по теме "Свет. Источники света" с использованием презентации....