урок - игра в 7 классе по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича.."
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Урок - игра представляет собой версию телеигры "Кто хочет стать миллионером", в занимательной форме закрепляющий материал по поэме, урок учит толерантности друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kalashnikov.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

     УРОК- ИГРА  ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ.   

 ИГРА по « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»М.Ю.Лермонтова

 

Цель урока: Сделать увлекательным знакомство с поэмой М.Ю. Лермонтова; показать особенности использования тропов в поэме;  обсудить проблему долга и чести в поэме; показать  особенности поэмы и её связь с фолькором.

Описание игры: игра построена как телеигра « Как стать миллионером»: командам задаются вопросы и даются варианты ответов. У игроков есть возможность попросить « помощь зала», «50*50», «звонок другу», но это можно сделать только по одному разу.

Оборудование: наборы карточек по количеству игроков , таблички с названиями команд.

                                      ХОД     ИГРЫ.

1.Вступительное слово учителя (ведущего).

2.Игра.

1 тур.              

  Вопросы игрокам:

 

1 вариант.

1.Назовите век, в котором происходят события поэмы:                                                                                 

1)16в; 2)14в; 3)17в; 4)15в.

2.Кто стоит на пиру позади царя?                                                                                                                                         1)стольники; 2)охранники;3)сводники; 4)собачники.

3.Что у Кирибеевич попросил у царя?                                                                                                                                    1)женить его; 2)дать должность;3)дать надел земли; 4)отпустить сражаться с басурманами.

4.Каково имя старой работницы в семье Калашниковых? 1)Елисеевна;2)Еремеевна;3)Евгеньевна;4)Елизаровна.

5. Кому перед боем не поклонился Калашников?                                                                                                                         1)жене; 2)царю; 3)богу;  4)сопернику.

6 Какая ценная вещь Алены Дмитриевны оказалась у Кирибеевича?                                                                                                                         1)кольцо; 2)фата; 3)серьга; 4)кулон.

7.Сколько лет было Лермонтову, когда он сочинил эту поэму?                                                                                                                                            1)18  2)50   3)23   4)38.

8.Какого цвета была рубаха палача?                                                                                                                                                              1)белого; 2)черного; 3)красного; 4)не носил рубахи.

9.Где происходят события в первой части поэмы?                                                                                                                                                              1)в доме купца; 2)в Кремле; 3)В Коломенском; 4)в Белом доме.

10.Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?                                                                                                                             1)царского суда; 2)немилости мужа; 3)людской молвы; 4)лютой смерти.

 

2 вариант.

1.Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова?                                           

 1)Владимирская; 2)Киевская; 3)Суздальская;4)Астраханская.

2.Кто из родственников Алены Дмитриевны был рядом с ней?                                                                                                                                           1)отец; 2)младший брат; 3)старший брат; 4)сестра.

3.С кем гусляры сравнивают царя?                                                                                                                                                                                                               1)С ястребом; 2) С соколом; 3)С кречетом; 4) С вороном.

4.Какой перстень   вручил царь Кирибеевичу?                                                                                                     1)С яхонтом 2) с алмазом 3)с яшмой; 4)с жемчугом.

5.Какой особый знак принадлежал опричникам?                                                                                                                        1)черная лента; 2)метла и собачья голова; 3) знак ястреба; 4) шапка с изображением волка.

6.Н а какую глубину вошел в пол наконечник царского посоха?                                                                                                                                                                               1)на дюйм;2)на полчетверти; 3)на пол-аршина; 4)на 10 сантиметров.

7.Где происходят события второй части поэмы?                                                                          1)в Лефотове; 2)в Коломенском; 3)в Замоскворечье;4) в Царицыно.

8.Куда уходила из дому Алена Дмитриевна?                                                                                                                                                     1) в лавку; 2)в церковь; 3)в гости; 4)на свидание.

9.Где в Москве происходили кулачные бои?                                                                                                                                                 1)на Красной площади; 2)на Москве-реке; 3)на Каменном мосту; 4)В Александровском саду.

10.Какую беду молодого опричника не предполагал царь?                                                                                                                                                                              1)кончились деньги4 2)конь захромал; 3) любовь приключилась; 4)заболел.

 

 

 

3 вариант.

1.Что сделал Калашников перед поединком?                                                                                                                                                                 1)надел рукавицы; 2) снял рукавицы; 3)надел кольчугу; 4)снял шапку.

2.Какие товары предлагал в своей лавке купец Калашников?                                                                                                                                                           1)еду; 2)шелковые;3)кондитерские; 4)контрбандные.

3.Что должны были сделать братья Степана Калашникова в случае его мерти?                                                                                                                                   1)уехать за границу;2) закрыть лавку; 3)тайно убить злодея.

4.Из какой семьи родом Кирибеевич?                                                                                                            1)Сигизмунда; 2)Бориса Годунова; 3)Малюты Скуратова; 4)Василия Шуйского.

5.Что удивили купца, когда он вернулся домой?                                                                                                                           1)отсутствие еды; 2)присутствие гостя; 3)присутствие жены; 4) отсутствие жены.

6.В описании чего автор ошибся?                                                                                                                                                                                                             1)Красной площади; 2)Кремлевских стен; 3)Купеческой лавки; 4) царских палат.

7.Сколько ударов нанесли друг другу противники в бою?                                                     1)три; 2)пять; 3)два; 4)много.

8.Какой крест поставили на могиле Калашникова?                                                                                                                               1)кленовый; 2)осиновый; 3)дубовый; 4) еловый.

9.Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни?                                                                                                                                                           1)казнить; 2)лишить купеческого звания; 3)разрешить беспошлинную торговлю; 4) пристроить при дворе.

10Что такое аргамак?                                                                                                                                             1)оружие; 2)конь; 3) одежда; 4)еда.

3.  Второй тур игры.   Работа в группах.                                                                                                       Победителям трех вариантов раскрыть образ Калашникова, Кирибеевича и царя Ивана Грозного, пользуясь помощью группы (ряда).

4.Подведение итогов, награждение победителей.

 

 


http://www.openclass.ru/themes/theme011/images/line00.gif

»  Тэги к этому документу: 

http://www.openclass.ru/themes/theme011/images/line00.gif

»

http://www.openclass.ru/themes/theme011/images/spacer.gif

http://www.openclass.ru/themes/theme011/images/spacer.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Урок литературы личностно ориентированной направленности в 7 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."

Урок построен по технологии личностно ориентированной направленности. Через сопереживание и сочувствие героям, через сопоставление с ними, обучающиеся самоопределяются, принимают решение и делают выбо...

Урок литературы в 7 классе "Герои поэмы и нравственный идеал автора" по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."

Для проведения урока мною использованы следующие технологии: проблемная, работа в группах, ИКТ...

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Проектная работа   «Милостив и (или) жесток  царь Иван Васильевич Грозный»   (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...

Урок-игра по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс

Интегрированный урок позволяет объединить две дисциплины «Литература» и «История России». Данная разработка поможет обобщить и систематизировать знания учащихся по поэме М.Ю. Л...