Главные вкладки

    Статья по литературе (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме:
    Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, их преимущества

    Измайлова Лидия Николаевна

    Статья об использовании ЭОР в образовательном процессе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Использование ЭОР.docx22.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, их преимущества.

     

    Измайлова Л. Н.

    ГОУ школа №568 г. Санкт-Петербурга

       Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий. Для того чтобы урок был интересным, учитель должен владеть современными образовательными технологиями и средствами обучения. В настоящее время создано множество различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих специально разработанные наборы разнообразных ЦОР, тематические коллекции, программные средства для организации учебного процесса.

       Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание. Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Они предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

       В своей работе я использую готовые программные продукты (ЦОР к УМК под ред. Бабайцевой, электронные энциклопедические словари, пособия виртуальной школы «Кирилл и Мефодий», Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала и электронные пособия, разработанные мной для уроков литературы и курсов по выбору.
    Интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к ряду положительных эффектов: обогащает урок эмоциональной окрашенностью, облегчает процесс усвоения, возбуждает интерес к предмету, расширяет кругозор, повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

    По русскому языку из серии виртуальная школа «Кирилл и Мефодий» для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками использую «Репетитор». Учебный материал на CD-дисках представлен в конспективном виде с иллюстрациями. Можно подключить или отключить голос диктора. Учитель может давать комментарии, а учащиеся делать записи в тетради. Слабый ученик может повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.
      Повысить грамотность, развить навыки аналитического мышления учащихся помогает учебное пособие «Страна Лингвиния». Беру из этой программы диктанты, тренинги, электронные статьи из словарей и справочников.

        На основании материалов из серии «В помощь учителю» сформировала свой банк дифференцированных программ по русскому языку: разноуровневые карточки, многовариантные проверочные работы. Хочется отметить использование лингвокультурологического учебного пособия по речевому этикету, фразеологии и этимологии из этой же серии в курсе «Развитие речи».

       Уникальна электронная библиотека текстов «Хрестоматия по русской литературе», содержащая все ключевые произведения школьной программы с 5 по 9 класс, биографии и фотографии писателей. Благодаря интерактивному содержанию здесь возможно работать с одним или несколькими произведениями одновременно, создавать закладки. В работе с поэтическим наследием предпочтение отдаю электронной хрестоматии «Русская поэзия XV – XX веков». Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать

       Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее. Чаще всего я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентацию можно вставить: рисунки, схемы, тесты, видео, ссылку на другой ЭОР. Материал могут находить и сами учащиеся в Интернете и на дисках, создавать презентации.

        При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.
      На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы. Они помогают систематизировать изученный материал. Возможно их использование и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал.

       На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это тесты из коллекций ЦОР, тесты, разработанные мною, и тесты, содержащиеся на дисках. Использование интерактивных тестов помогает мне не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания.

      Следовательно, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса.

      Применение ИКТ на уроках литературы помогает добиться следующих результатов:

    -создавать учителем и учащимися базы, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей;

    -повышает качество обучения;

    -усиливает интерес к изучению предмета;

    -позволяет рационально распределять время урока;

    -помогает доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

      Деятельность учителя состоит в тщательном отборе материала, в создании ссылок для учащихся, в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учеников на важных вопросах по теме, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики делают пометы, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала.  Использование Интернета способствует формированию и развитию способности учащихся к сбору, анализу и представлению полученной информации. Формируется иной тип учебной рациональности, дающей возможность усваивать большой учебный материал в короткое время. На уроках ребята учатся создавать тематические презентации с использованием таблиц, схем, алгоритмов действий, составляют тесты, дидактический материал. Таким образом, подобная деятельность повышает интерес к предмету, и, как следствие, благодаря этому повышается качество образования.