Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Шевченко Галина Анатольевна

Рабочая программа создана с учетом всех требований к УМК под редакцией Г.С. Меркина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_literatura_rabochaya_programma_2012.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа предмета «Литература» для 6 класса на 2011-2012 учебный год составлена на основе:

  • программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 7-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011 г.;
  • инструктивно-методического письма департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области, БелРИПКППС «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году».

ОБОСНОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Календарно-тематическое планирование рабочей программы рассчитано на изучение курса литературы в течение 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю, так как уставом школы и учебным планом предусмотрено 35 недель в учебном году.

Планирование включает проведение письменных контрольных работ:

•        классное сочинение - 3;

•        домашнее сочинение -1.

Предполагается также проведение уроков внеклассного чтения – 4 часа.

Программа соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования.

В раздел «Из мифологии» добавлена тема «Мифы о богатырях: «Встреча Ильма и Святогора». Своеобразие образа мифологического богатыря. Былички и бывальщины» с целью знакомства учащихся 6 класса со славянской мифологией.

Осуществляется концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. В связи с насыщенностью курса 9 класса, куда входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века, предлагается начинать изучение соответствующих возрасту и уровню читательских интересов с 5 класса. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе.

Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.

Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания - лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества – и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору. Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.

Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.).

Программа позволяет учитывает различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций; обеспечивает прочную связь учебного материала 6 класса с начальной школой. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются.

Осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО.

Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счет информативной стороны произведений, но и за счет воспитательных ресурсов самого языка.

Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до 20 в., знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию.

Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе.

Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы:

• развитие речи (практико-ориентированный и деятельностный подходы);

• связь с другими искусствами (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов;

• культуроведческий подход;

• возможные виды внеурочной деятельности (деятельностный, личностно ориентированный дифференцированный подход к обучению).

Реализация программы предполагает достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

 развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

• воспитание гражданственности, патриотизма, интереса и любви к слову.

        Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 6 класса включает семь разделов: титульный лист, пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание программы учебного предмета, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обучения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

• выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение и сопоставление;

• умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезиса, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях;

• обогащение словарного запаса;

• владение монологической и диалогической речью.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Содержание

учебного материала

Плановые сроки похождения

Планируемый контроль

Подготовка к ГИА

1

Книга и ее роль в жизни человека (1 час)

Устный опрос

Из греческой мифологии (3 часа)

2

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Дедал и Икар».

Пересказ

3

«Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир.

Выраз. чтение, ответ на вопрос

2.1 КИМ ГИА 2011

4

Мифологический сюжет, мифологический персонаж.

Анализ текста

Из славянской мифологии ( 1 час)

5

Мифы о богатырях: «Встреча Ильма и Святогора». Своеобразие образа мифологического богатыря. Былички и бывальщины.

Пересказ, письменный ответ на вопрос

1.1.4 КИМ ГИА 2011

Из устного народного творчества (3 часа)

6

Предания, легенды, сказки. Предание и его художественные особенности.

Пересказ

7

Сказка и ее художественные особенности. Сказочные формулы, помощники героев сказки.

Сказывание сказки

8

Вн.чт. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность в сказках.

Пересказ

Из древнерусской литературы (4 часа)

9

«Сказание о белгородских колодцах». Отражение истории Древней Руси и представлений  о событиях и людях.

Пересказ

10

«Повесть о разорении Рязани Батыем». Нравственная проблема житийной литературы.

Составление простого плана

2.2 КИМ ГИА 2011

11

«Поучение Владимира Мономаха. Поучительный характер древнерусской литературы.

Составление поучения

12

Вн.чт. «Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе».

Пересказ

Из литературы XVIII века (2 часа)

13

М.В. Ломоносов. Годы учения.

Сообщение по теме

14

«Стихи, сочинённые по дороге в Петергоф». Отражение позиции учёного и гражданина.

Выраз. чтение

1.1.1 КИМ ГИА 2011

Из литературы XIX века (31 + 5 часов)

В.А. Жуковский (2 часа)

15

В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Жанр баллады в творчестве.

Выраз. чтение

16

«Светлана» Жуковского: фантастическое и реальное в балладе, связь с фольклором, традициями и обычаями народа.

Выраз. чтение

1.1.2 КИМ ГИА 2011

А.С. Пушкин (5+2 часов)

17

А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина.

Сообщение о поэте

18

Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда», «Зимнее утро».

Чтение наизусть

19

Интерес к истории России: «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел.

Пересказ

20

Нравственные и социальные проблемы романа «Дубровский».

Цитатный план

2.1 КИМ ГИА 2011

21

Честь и отвага, постоянство, преданность; центральные персонажи.

Анализ текста

22

Р/р. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

Сочинение

23

Р/р. Написание сочинения по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

Сочинение

М.Ю. Лермонтов (3 часа)

24

М.Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть.

Сообщение о поэте

25

Вольнолюбивые мотивы в лирике: «Тучи», «Парус».

Чтение наизусть

1.1.3 КИМ ГИА 2011

26

Многозначность художественного образа в стихотворении «Листок».

Выраз. чтение, письм. ответ на вопрос

2.3 КИМ ГИА 2011

Н.В. Гоголь (5+2 часов)

27

Н.В. Гоголь. Темы и проблематика повести «Тарас Бульба».

Сообщение о писателе

28

Центральные образы и приёмы их создания в повести «Тарас Бульба».

Хар-ка героев

29

Лирическое и эпическое в содержании повести «Тарас Бульба».

Пересказ

30

Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле повести «Тарас Бульба».

Цитатный план

2.1 КИМ ГИА 2011

31

Связь повести с фольклорным эпосом.

Сообщение по теме

1.1.1 КИМ ГИА 2011

32

Р/р. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Сочинение

33

Р/р. Написание сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Сочинение

И.С. Тургенев (4 часа)

34

И.С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

Сложный план

2.1 КИМ ГИА 2011

35

И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк».

Пересказ

36

Проблематика и художественное своеобразие рассказа «Бирюк».

Цитатный план

1.1.4 КИМ ГИА 2011

37

Вн. чт. Один из рассказов «Записок охотника».

Пересказ

Н.А. Некрасов (3 часа)

38

Н.А. Некрасов. Гражданская позиция поэта в 60-70 годы. «В полном разгаре страда деревенская…»

Выраз. чтение

39

Темы народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта.

Чтение наизусть

40

Отношение поэта к героям и событиям. Трёхсложные размеры стиха.

Анализ текста

2.1 КИМ ГИА 2011

Л.Н. Толстой (4+1 часов)

41

Л.Н. Толстой. Повесть «Детство». Главы по выбору.

Сообщение о писателе

42

Рассказ Толстого «Бедные люди» в его связях с повестью «Детство».

Пересказ

43

Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого.

Составление цитатного плана

1.1.4 КИМ ГИА 2011

44

Проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство».

Сочинение – зарисовка

2.1 КИМ ГИА 2011

45

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по повести Л.Н. Толстого «Детство».

Сочинение

В.Г. Короленко (2 часа)

46

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости,  милосердия.

Сообщение о писателе, пересказ

47

Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Харак-ка героев

1.1.1 КИМ ГИА 2011

А.П. Чехов (3 часа)

48

А.П. Чехов. Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. Рассказ «Толстый и тонкий».

Сообщение о писателе, пересказ

49

Темы, приёмы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Рассказы «Шуточка», «Налим».

Подбор афоризмов и крылатых фраз

2.4 КИМ ГИА 2011

50

Вн.чт. Юмор в рассказах А.П. Чехова.

Пересказ

Из литературы XX века (12 +2 ч.)

И.А. Бунин (2 часа)

51

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. «Не видно птиц…»

Выраз. чтение

52

Рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении И.А. Бунина.

Письменный отзыв об эпизоде

1.1.4 КИМ ГИА 2011

А.И. Куприн (2 часа)

53

А.И. Куприн. Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель». Основная те мА и характеристика образов.

Пересказ

54

Рассказ «Тапёр». Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия.

Письменный отзыв

1.1.3 КИМ ГИА 2011

С.А. Есенин (1 час)

55

С.А. Есенин. Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано». Пафос и тема стихотворения.

Чтение наизусть

М.М. Пришвин (3 часа)

56

М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца».

Сообщение о писателе

57

Родная природа в изображении писателя.

Пересказ

58

Сказочные и мифологические мотивы в сказке-были «Кладовая солнца».

Сочинение – зарисовка

2.1 КИМ ГИА 2011

59

Р/р. Подготовка к сочинению по сказке-были «Кладовая солнца».

Сочинение

60

Р/р. Написание сочинения по сказке-были «Кладовая солнца».

Сочинение

Н.М. Рубцов (1 час)

61

Н.М. Рубцов. Краткие сведения о поэте. Человек и природа в стихотворениях. «Звезда полей», «Тихая моя родина».

Выраз. чтение

Из поэзии о Великой Отечественной войне

(2 часа)

62

Изображение войны; проблемы жестокости, справедливости. А.А. Ахматова, С.С. Орлов, К.М. Симонов.

Выраз. чтение

63

Проблемы жизни и смерти, бессмертия, любви к родине. Р.Г. Гамзатов, Д.С. Самойлов, М.В. Исаковский.

Чтение наизусть

В.П. Астафьев (1 час)

64

В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Составление цитатного плана

1.1.1 КИМ ГИА 2011

Из зарубежной литературы (6 ч.)

65

Восточные сказки. «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания.

Пересказ

66

Тематика, проблематика «Сказки о Синдбаде-мореходе».

Анализ теста

67

Братья Гримм. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Сообщение о писателе, пересказ

68

О. Генри. Рассказ  «Вождь краснокожих»: о детстве - с улыбкой и всерьёз.

Анализ текста

69

Дети и взрослые в рассказе «Вождь краснокожих».

Пересказ

70

Д. Лондон. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге.

Сообщение по теме

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Из греческой мифологии

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.

Из устного народного творчества

Предания, легенды, сказки.

Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

Краеведение: сказки о богатырях в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности.

Из древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Краеведение: исторические события края и памятниках древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.

Из литературы XIX века

В.А. ЖУКОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

А.С. ПУШКИН

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский » в русском искусстве.

Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.

Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.

Н.В. ГОГОЛЬ

Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сцепам и эпизодам.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя ».

Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».

И.С. ТУРГЕНЕВ

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.

Н.А. НЕКРАСОВ

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза.

Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение – зарисовка, составление цитатного плана.

В.Г. КОРОЛЕНКО

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы …»

А.П. ЧЕХОВ

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий »,  «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская – написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма),

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть ,письменный отзыв об эпизоде.

А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель». Основные темы и характеристики образов. Рассказ «Тапёр». Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений ,созвучных рассказу А.И. Куприна.

C.A. ЕСЕНИН

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:

А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;

Ф.К. Сологуб.   «Под черемухой цветущей...»,   «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.

М.М. ПРИШВИН

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.

Н.М. РУБЦОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей », «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Из поэзии о Великой Отечественной войне

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о и о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли »; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Кош- с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.

Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

Из  зарубежной литературы

Восточные  сказки

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.

БРАТЬЯ ГРИММ

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

О. ГЕНРИ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). Развитие речи: рассказ от другого лица.

АЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

А.С. Пушкин. «Зимнее утро».

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор. Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...»

И.А.Бунин. «Не видно птиц...»

С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.

Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.

Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

Сказки: «Два Ивана солдатских сына», «Каша из топора».

Из древнерусской литературы

«Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе».

Из литературы XIX века

И.А. К р ы л о в. «Две бочки», «Любопытный», «Аисты и

Корни», «Демьянова уха».

В.А. Жуковский.  «Кубок».

А.С. Пушкин. «Еще дуют холодные ветры...»

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «На севере диком...»,

«Утес», «Пленный рыцарь».

Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

НА. Некрасов. «Мороз, Красный нос».

Н.С. Лесков. «Человек на часах».

А.П. Чехов. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».

Из литературы XX века

И.А. Бунин. «Нет солнца, но светлы пруды...», «На высоте, на снеговой вершине...», «Тропами потаенными...». В.К. Железников. «Чучело».

Р.П. Погодин. «Время говорит нора >>, «Зеленый ппугай».

А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».

А. Шклярский. «Томек среди охотников за человеческими головами». (Пер. с польского.)

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Контроль уровня усвоения учащимися учебного материала осуществляется посредством проведения письменных контрольных работ.

Контроль уровня сформированности читательских компетенций – посредством проведения уроков внеклассного чтения.

№ п/п

Форма контроля

Сроки проведения контрольных письменных работ

1 чет

2 чет

3 чет

4 чет

1

Классное сочинение по роману А. С. Пушкина «Дубровский».

2

Классное сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

3

Классное сочинение по  сказке-были «Кладовая солнца».

4

Домашнее сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ – 3 часа

1.

Вн.чт. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность в сказках.

2.

Вн.чт. «Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе».

3.

Вн.чт. И.С. Тургенев. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк».

4.

Вн.чт. Юмор в рассказах А.П. Чехова.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Учебник по литературе, 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./Авт-сост. Г. С. Меркин, - 7 –е издание, испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  2. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт. – сост.Г.С. Меркин): методическое пособие / под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.  -320 с.:

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.school/edu.ru/ -«О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений.

http://www.fipi.ru/- Материалы сайта ФИПИ КИМы 2010-2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....