Газета в наше время
статья по литературе по теме

Ковалева Ирина Тихоновна

Роль школьных публикаций в формировании языковых компетенций. Работа над газетными статьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazeta_v_nashe_vremya.docx565.8 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила материал Ковалёва Ирина Тихоновна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия № 17» г.о. Электросталь

 Газета в наше время — органическая часть всей нашей жизни, она является могучим средством воспитания личности человека и в тоже время ценнейшим материалом для познания сложнейших процессов диалектически развивающейся действи тельности.

Газета — важнейший общественно-политический фактор, формирующий мировоззрение человека.

Отличительной особенностью нашей прессы является то, что активные сотрудники газеты – целеустремленные, разноплановые, творчески развитые гимназисты – «умы, алчущие познания».

Помимо гимназической  газеты  «Alma mater», в нашем учебном заведении большой популярностью пользуются выпуски устной газеты, школьное радио и т. д.

Научиться читать газету — это значит научиться ориентироваться в сложнейших явлениях современности, развить сознательное отношение к текущим событиям, принимать активное участие в строительстве новой жизни.

Очередной номер газеты «Alma mater» — это ценнейший документ современности, столь же многообразный в своем содержании, как  многообразна и сама жизнь.

Велико значение работы с газетой в гимназии, так как ни один учащийся не остается без внимания. Ученики вращаются в гуще жизни, и педагог обязан помочь им разобраться в я вопросах современности, направить их энергию в нужное русло, научить его быть активным членом нашего содружества. Газета — это также своеобразное орудие воспитания коллектива.

Чтобы полнее использовать газету, надо знать характер держание основных отделов газеты: что такое «проблемная статья», «хроника», «панорама школьных событий», «проба перышка» и т. д.

Содержание газеты

Содержание газеты разделяется на:

1) фактический материал текущего дня: результаты проведенных мероприятий, олимпиад, конкурсов и т.д.

2) описательный материал — очерки о выдающихся личностях, их достижениях как в школьной жизни, так и во внеурочное время, вести из класса, фельетоны и т. д.;

3) раздел, где поднимаются вопросы, волнующие гимназистов – «риторический вопрос». Кроме того, в содержание газеты входят также  карикатуры, рисунки, портреты и другой иллюстративный материал.

В работе над газетой важно учитывать и особенности газетного языка: «ударность» заголовков, виды заключительных концовок, роль инверсии, каламбура, обращений непосредственно к определённой аудитории, злободневность тем и т.д.

Мало научиться читать и работать с газетой, надо уметь и писать в газету, потому что в большинстве учреждений, пред приятий, учебных заведений широкое распространение получи ла стенная газета. Она отражает жизнь коллектива и является своеобразным голосом широкой общественности, так как в ней помещаются статьи самого различного характера: о передовиках производства, о задачах коллектива, об отдельных недостатках, имеющихся в работе, и т. д. В хорошо продуманной, регулярно выходящей стенной газете публикуются также отчеты, рецензии, объявления, небольшие рассказы, стихи, воспоминания. Матери ал, естественно, разнообразен не только по содержанию, но и по языковому оформлению: так, объявления, отчеты, сообщения можно отнести к жанрам деловой речи, фельетоны, стихи, не большие рассказы приближаются к жанрам художественной прозы.

Газетные корреспонденции имеют свою специфику, поэтому учащиеся, пишущие в газету, должны знать ряд требо ваний к газетным материалам.

Прежде всего, любой материал, поступающий в  га зету, должен быть отобран с расчетом на конкретного читателя газеты, быть строго достоверным, злободневным. Газета не тер пит абстрактности, бессодержательности, неряшливости в оформ лении, сухого, казенного языка. Если вы хотите, чтобы газета была нескучной, чтобы её читали с интересом, надо быть в центре тех событий, которыми живёт коллектив.

Самое важное, чтобы ты сумел своими словами сказать, как оно есть. Если у редактора нюх, как говорят, хо роший, то и газета будет живой. Но живой газета может быть только на действенных фактах. И чем вы будете правдивее, чем ярче будет эта правда, тем статья будет живее и интереснее, и её будут читать».

Подготовка очередного номера гимназической газеты — процесс довольно длительный. На первом этапе члены редколлегии собирают необходимый мате риал, руководствуясь следующим: какие вопросы в данный мо мент больше всего волнуют коллектив, на решение каких вопро сов нужно обратить его внимание в первую очередь, чему объ явить «войну» и т. д. На втором этапе начинается подготовка со бранного материала к опубликованию, его систематизация и ре дактирование. Для каждого члена редколлегии соста влена небольшая памятка, которой он бы руководствовался при редактировании материала. Она может иметь примерно следую щий вид:

1)тема, ее актуальность, значимость; достаточно ли полно она раскрыта, убедительны ли фак ты, используемые для ее раскрытия, сделаны ли выводы, обоб щения;

2)продумана ли композиция заметки (соразмерны ли ее части, не нарушена ли логическая последовательность в подаче материала и т. д.);

3)удачно ли подобран заголовок;

4)отвечает ли требованиям язык заметки.

После тщательного редактирования материала готовится ма кет газеты: схема номера, примерное размещение заметок, рисунков, выбор шрифта для заголовков, а затем уж оформля ется очередной номер газеты.

Ясно, что успех будет во многом зависеть от того, создан ли в коллективе актив газеты, продуманно ли ведется работа с ним. Актив газеты нужно познакомить с тем, как строится газета, какой материал в ней помещается, обратить внимание на оформ ление газеты. Более тщательно и более подробно ведется рабо та над «газетными жанрами», так как в этом отношении на ак тив газеты ложится особая ответственность. Нужно раскрыть пе ред активистами газеты специфику каждого вида корреспон денции.

Так, статья — это научное или публицистическое сочине ние небольшого размера в журнале или газете. Как и любое сочинение — рассуждение логического типа, статья включает:

а) тему,

6)основные положения, выдвигаемые автором,

в)доказательства,

г)обоснованные выводы.

Заметка — это краткое сообщение в печати. Она состоит из трех частей: вводной, где читателя знакомят с местом и вре менем действия, обстановкой, изложения основных фактов и кон цовки.

Заметка должна быть краткой, достоверной и четкой, напи санной ярким, метким языком, способным воздействовать на чи тателя, убедить его.

Письмо в газету — это непосредственный отклик на собы тие, фиксирование какого-то факта с краткой его оценкой.

Интересной информацией для нашей газеты является интервью — беседа корреспондента с человеком, мнение которого интересно для читателя. Содержание интервью составляют вопросы и от веты на них человека, непосредственно участвовавшего в том или ином событии или имеющему возможность более полно, квалифицированно осветить факты, интересующие читателей. Важно, чтобы вопросы были заранее продуманы, сформулиро ваны так, чтобы ответы на них донесли до читателя самое важ ное, значительное в оценке того или иного события, явления.

В газете довольно часто помещаются  и репортажи —рассказы свидетеля или участника события. В репортаже как бы воссоздаётся происшедшее: описывается обстановка, в которой происходило событие, называются его участники, воспроизводят ся их разговоры. Репортаж достигает своей цели тогда, когда чи татель наглядно представляет себе событие, становясь как бы его очевидцем.

Периодически мы помещаем в  газете и неболь шие очерки. Очерком называют небольшие литературные произведения, содержащие краткое описание жизненных фактов. Хотя очерк и насыщен фактами, взятыми из самой жизни, он не является копией с оригинала. Автор должен быть очень наблю дательным человеком, уметь дать личную оценку всему тому, что стало предметом изображения в его очерке.

Различают документальный и недокументальный очерки. Безусловно, корреспондентам  газеты легче написать документальный очерк, так как в этом случае они могут опирать ся на фактический материал, иногда имея перед собой реаль ный прототип героя очерка. Правда, и здесь мы стремимся к тому, чтобы создать образ человека, проникнуть в его психо логию, показать читателям, почему он стал таким.

Собирая материал для будущего документального очерка, редакторы руководствуются следующим примерным планом:  

1) некоторые факты из биографии героя,

2)один-два интересных эпизода из его жизни,

3)прямая авторская характеристика: описание внешности,особенности ума, характера, речи и т. д.,

4)обстановка, в которой живет герой, отношение его к лю дям, высказывание о нем товарищей, близких.

Очерк — трудный газетный жанр, поэтому и поручаем напи сание очерка для газеты наиболее подготовленным, долгое время работающим в газете товарищам.

Фельетон — это живо, занимательно написанная газетная статья публицистического, бытового или научного характера. Особенность фельетона — сатирическое изображение фактов и явлений общественной жизни, черт характера и поведения отри цательных персонажей. По форме фельетон может быть или рас сказом, или стихотворением. В нем мы тоже имеем дело с кон кретным событием, с конкретным, названным по фамилии че ловеком; в изложении материала также недопустимо отклоне ние от истины.

Мы назвали некоторые формы работы над гимназической га зетой «Alma mater».

Газета выходит 1 раз в месяц с 2007 года.

Главный редактор газеты: Ковалёва Ирина Тихоновна, учитель русского языка и литературы в МОУ «Гимназия №17».

        

Приложение 1

                                              Редактор

                                                                  И. Т. Ковалева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья в газету о нашем отряде юид

статья в газету о нашем отряде юид...

Статья "Духовно - нравственное воспитание", в газете "Наше время".

Подрастающее поколение - это будущее нашей страны и наша обязанность воспитать его здоровыми, сформировавшимися личностями. Под словам наше я подразумеваю : родители, педагоги, старшее поколение....

Школьная газета "Наше время"

События из школьной жизни...

Урок - выпуск "живой" газеты "Портрет нашего класса в процентах"

Урок - выпуск "живой" газеты "Портрет нашего класса в процентах"...

Выпуск литературной газеты «Герои нашего времени» как форма воспитательной работы с одаренными детьми.Доклад на X окружную научно-практическую конференцию педагогов «ОТК-2017. Образование. Технологии. Качество».

У одаренного ребенка, в отличие от одарённого взрослого, будущее  ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. Такие ребята, обучающиеся в Русско-Борковской школе, с удовол...

Статья газеты "Наше время "

Статья газеты "Наше время "...