Эгофутуризм Игоря Северянина - поэтический портрет
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Чернокова Валентина Леонидовна

Методическая разработка урока по творчеству И.Северянина, где дается поэтический портрет художника слова. Цуль урока - вызвать интерес обучающихся к поэзии серебряного века. На уроке организуется работа по группам, а также используется интерактивный комплекс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon egofuturizm_igorya_severyanina.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

«Эгофутуризм Игоря Северянина: поэтический портрет» 11.10.2010 г

Цель: познакомить с личностью и поэзией И.Северянина, рассмотреть особенности его творчества.

Ход урока

  1. Мы с вами продолжаем галерею поэтов серебряного века. Давайте, вспомним некоторых из них.
  2. О ком эти строки?

 (слайды 1-4)

1) Послушница обители Любви

Молитвенно перебирает четки.

Осенней ясностью в ней чувства четки.

Удел до святости непоправим.

Уж вечер. Белая взлетает стая.

У белых стен скорбит она, простая.

Кровь капает, как розы, изо рта.                (А.Ахматова)

2) Родясь дельцом и стать сумев поэтом,

Как часто голос свой срывал фальцетом,

В ненасытимой страсти все губя!

Всю жизнь мечтая о себе чугунном,

Готовый гимны петь грядущим гуннам,

Не пожалел он – прежде всех – себя…             (В.Брюсов)

3) И путешественник, войдя в шатер,

В стихах свои скитания описьмил.

Уж как Европа Африку ни высмей,

Столп огненный – души ее простор.

Солдат – все было в рыцарской манере.

Он о Земле мечтает на Венере,

Вооружась подзорною трубой.                   (Н.Гумилев)

Этот автор написал и стихотворение о себе:

4) Он тем хорош, что он совсем не то,

Что думает о нем толпа пустая,

 стихов принципиально не читая,

раз нет в них ананасов и авто.

Фокстрот, кинематограф и лото –

Вот, вот куда людская мчится стая!

А между тем душа его простая

Как день весны! Но это знает кто?     (И.Северянин)

2.  «Моя двусмысленная слава и недвусмысленный талант. « - высказывался о своей литературной судьбе поэт. Эту формулу трудно оспорить.

Вспомним некоторые факты его биографии:

 В 6 лет – семья переехала под Череповец = псевдоним Северянин 9настоящее имя Игорь Васильевич Лотарев)

1905 год – дебютировал как поэт

1913 г – сборник «Громокипящий кубок», шумный успех (появлялся на концертах с орхидеей в петлице и читал стихи на распев_

1918 г – избран королем поэтов

1941 год – умер в Таллине, в Эстонии.

Таким увидела этого человека поэтесса И.Одоевцева, познакомившаяся с ним в берлинском кафе в 1922 г.: Долговязый брюнет в долгополом старомодном сюртуке. Черты его большого лица так неподвижны, что кажутся вырезанными из дерева. Он держится прямо, высокомерно закинув голову. Весь он какой-то чопорный, накрахмаленный, как его непомерно высокий, подпирающий подбородок воротник… Он сидит молча, с напряженно-беспокойным  видом путешественника, ждущего на вокзале пересадки, и явно чувствует себя здесь не на своем месте…»

 А таким его увидели литературные критики, его современники,  коллеги и он сам. (слайды 5,6)

Да. Таким был Игорь Северянин.

Правы ли они, попробуем это доказать. Перед вами примеры стих И. Северянина. Прочитайте их внимательно и  найдите подтверждение  словам критиков.

Работают в группах.  ( о природе)

Nocturne

Месяц гладит камыши

Сквозь сирени шалаши...

Все — душа, и ни души.

Все — мечта, все — божество,

Вечной тайны волшебство,

Вечной жизни торжество.

Лес — как сказочный камыш,

А камыш — как лес-малыш.

Тишь — как жизнь, и жизнь — как тишь.

Колыхается туман —

Как мечты моей обман,

Как минувшего роман...

Как душиста, хороша

Белых яблонь пороша...

Ни души, и все — душа!

1908. Декабрь

Выйди в сад...

Выйди в сад... Как погода ясна!

Как застенчиво август увял!

Распустила коралл бузина,

И янтарный боярышник — вял.

Эта ягода— яблочко-гном...

Как кудрявый кротекус красив.

Скоро осень окутает сном

Теплый садик, дождем оросив.

А пока еще — зелень вокруг,

И вверху безмятежная синь;

И у клена причудливых рук —

Много сходного с лапой гусынь.

Как оливковы листики груш!

Как призывно плоды их висят!

Выйди в сад и чуть-чуть поразрушь,

Это осень простит... Выйди в сад.

1909. Август

Мыза Ивановка

Кэнзели                (неологизмы)

В шумном платье муаровом, в шумном

платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево...

Ваше платье изысканно, Ваша тальма

лазорева,

А дорожка песочная от листвы

разузорена —

Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

Для утонченной женщины ночь всегда

новобрачная...

Упоенье любовное Вам судьбой

предназначено...

В шумном платье муаровом, в шумном

платье муаровом —

Вы такая эстетная, Вы такая изящная...

Но кого же в любовники? и найдется

ли пара Вам?

Ножки плэдом закутайте дорогим,

ягуаровым,

И, садясь комфортабельно в ландолете

бензиновом,

Жизнь доверьте Вы мальчику, в макинтоше

резиновом,

И закройте глаза ему Вашим платьем

жасминовым —

Шумным платьем муаровым, шумным

платьем муаровым!..

(Начало второй строфы - звукопись времени с ворвавшимися в быт новыми, тогда магически звучавшими словами: аэроплан, экспресс, автомобиль… В нервном ритме стихотворения - ритм начала века. "Ананасы в шампанском" - ведь это символ времени, его неожиданность и острота, его открытия, его извивы и изыски, эксцентрическое соединение прежде несовместимого. Как сжато, как ярко и выразительно - гениально!)

1911

Группа 3

ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ  (несуществующая страна)

Весенний день горяч и золот,-
Весь город солнцем ослеплен!
Я снова - я: я снова молод!
Я снова весел и влюблен!

Душа поет и рвется в поле,
Я всех чужих зову на "ты"...
Какой простор! Какая воля!
Какие песни и цветы!

Скорей бы - в бричке по ухабам!
Скорей бы - в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам,
Как друга, целовать врага!

Шумите, вешние дубравы!
Расти, трава! Цвети, сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день!

Группа 4

Как хороши, как свежи были розы  (лирик)

                В моем саду! Как взор прельщали мой!

                Как я молил весенние морозы

                Не трогать их холодною рукой!

                                                      Мятлев

                1843

        В те времена, когда роились грезы

        В сердцах людей, прозрачны и ясны,

        Как хороши, как свежи были розы

        Моей любви, и славы, и весны!

        

        Прошли лета, и всюду льются слезы...

        Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...

        Как хороши, как свежи были розы

        Воспоминаний о минувшем дне!

        

        Но дни идут – уже стихают грозы.

        Вернуться в дом Россия ищет троп...

        Как хороши, как свежи будут розы,

        Моей страной мне брошенные в гроб!

                1925

Группа 5 (иронизирующее дитя, форель…)

Янтарная элегия

Вы помните прелестный уголок –

Осенний парк в цвету янтарно-алом:

И мрамор урн, поставленных бокалом

На перекрестке палевых дорог?

Вы помните студеное стекло

Зеленых струй форелевой речонки:

Вы помните комичные опенки

Под кедрами, склонившими чело?

Вы помните над речкою шале,

Как я назвал трехкомнатную дачу,

Где плакал я от счастья, и заплачу

Еще не раз о ласке и тепле?

Вы помните.. О да! Забыть нельзя

Того, что даже нечего и помнить…

Мне хочется Вас грезами исполнить

И попроситься робко к Вам в друзья….

Итак, мы убедились, что  у И.Северянина есть дар перевоплощения, он владеет разными стилями, то перенимает склад народной песни, то особенности народного говора. Певческая манера исполнения привела к фонетическому разнообразию стихов, приему заимствования из романсов. Поэтому многие стихи поэта положены на музыку.

 Поэт показал себя как поэт-эрудит, мастер литературного и психологического портрета, умеющим подобрать к худож. содержанию компактную, адекватную форму.

Слайд 12.

Сравните произведения, написанные почти в одно и то же время. Как по-разному они звучат.

Обратите внимание на слайд 13.

В зрелых, эмигрантских стихах поэта нет никакой позы, ерничества, появляются горькие, суровые нотки самоосуждения, трезвой оценки своего жизненного пути. Тема утраченной родины, элегические и даже трагические мотивы, настроение безысходности, искренне чувство – это тоже Игорь Северянин.

Каждая строчка – пощечина.

Голос мой  - сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши.

Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс.

В стихотворении «В блесткой тьме» Северянин поступает почти как Маяковский. (

Так стремление выразить настроение, нерв, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркое созвездие Серебряного века.

Итоги урока: Захотелось вам почитать стихи Северянина?

Д.З. написать аннотацию к книге стихов Северянина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный кроссворд "Дон-жуанский список Игоря Северянина"

Презентация предназначена для урока литературы по биографии и творчеству Игоря Северянина. Данный ресурс можно использовать и во внеурочной деятельности....

Литературно-музыкальная композиция «…Гений Игорь – Северянин…»Участники – ученики 11 класса

1. Знакомство с жизнь и твочреством поэта2. Развитие навыков монологической речи учащихся, умение выразительно декламировать стихотворения И. Северянина3. Привлечение слушателей и участников композици...

Игорь Северянин

Знакомство с биографией...

Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»

Мероприятие по творчеству поэта Серебряного века Игоря Северянина. Рассмотрены биография и произведения, по пройденному материалу задаются вопросы....

Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»

Мероприятие по творчеству поэта Серебряного века Игоря Северянина. Рассмотрены биография и произведения, по пройденному материалу задаются вопросы....

Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»

Мероприятие по творчеству поэта Серебряного века Игоря Северянина. Рассмотрены биография и произведения, по пройденному материалу задаются вопросы....

Методическая разработка урока " "Эгофутуризм" Игоря Северянина"

Биография Игоря Северянина с иллюстрацией стихов...