Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"
методическая разработка по литературе по теме

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имеющему древние корни и сумевшему сохранить добродушие и гостеприимство. Основная задача урока - комплексный анализ рассказа «Много ли человеку земли нужно», работа над концептом «земля», развитие навыков выразительного чтения, монологического высказывания, умения работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tolstoy_mnogo_li_cheloveku_zemli_nuzhno.zip38.57 КБ

Предварительный просмотр:

Гурьянова Евгения Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ лицей №46 г. Уфы.

 Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого «Много ли человеку земли нужно»

Тема: Л.Н. Толстой и Башкортостан.

 Рассказ «Много ли человеку земли нужно»

Край здесь прекрасный, по своему

возрасту только что выходящий

из девственности, по богатству, здоровью и в особенности по простоте и неиспорченности народа…

(из письма Л.Н. Толстого А.А. Фету).

Из земли вышли, в землю вернемся.  

(Русская пословица)

 Цели:  1. Познакомить учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявить отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имеющему древние корни и сумевшему сохранить добродушие и гостеприимство; 2. Комплексный анализ рассказа «Много ли человеку земли нужно», работа над концептом «земля», развитие навыков выразительного чтения, монологического высказывания, умения работать в группе.

Словарная работа: десятина, шихан, аршин; наивность, духовное богатство, алчность, жажда наживы, концепт.

Концепт - .это как бы сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях влияет на нее… концепт – основная ячейка культуры в ментальном мире человека (Ю.С. Степанов).

Оборудование: портрет Толстого, фотографии края и башкирские пейзажи, записи башкирских мелодий, курая, национальные башкирские костюмы, словари, сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа» .

Ход урока

I этап урока. Л.Н. Толстой и Башкортостан. Под тихую мелодию курая появляются заранее подготовленные ребята в башкирских национальных костюмах. На доске портрет Толстого, фотографии, репродукция картины М. Нестерова «Родина Аксакова», башкирские пейзажи. Если позволяют возможности, во время их сообщения -  показ фильма о природе Башкортостана или обычаях башкир, но только как фон для рассказа.

Первый ученик. Великий русский писатель  - Л.Н. Толстой – неоднократно бывал в башкирских степях и долгие годы общался с башкирами. Первая его поездка к башкирам относится к 1862 году. Тогда здоровье Толстого было сильно расшатано, и доктор Андрей Евстафьевич Берс, будущий тесть писателя, посоветовал ему ехать на кумыс в башкирские степи. Толстой решил последовать совет у врача и, смеясь, говорил своим знакомым: «Не буду ни газет, ни писем получать, забуду, что такое книга, буду валяться на солнце брюхом вверх, пить кумыс да баранину жрать! Сам в барана обращусь, - вот тогда выздоровлю!»

27 мая 1862 года Толстой приехал в Самару и оттуда направился в башкирское кочевье на речке Каралык, в 130 верстах от города. Ездивший вместе с писателем его яснополянский ученик В.С. Морозов впоследствии вспоминал, что все башкиры, от старого до малого, полюбили Толстого: он умел находить общий язык и со стариками, и с молодежью, шутил и смеялся, принимал участие во всех башкирских играх.

Второй ученик. В первый приезд Толстой пробыл на Каралыке полтора месяца, здоровье его за это время значительно улучшилось, и в середине июля он выехал в Москву.

В последующие два десятилетия Лев Николаевич часто приезжал к башкирам, с интересом изучал быт и фольклор народа. Вторично на Каралык Толстой приехал 15 июня 1871 года. В тот же день он писал своей жене Софье Андреевне, что «башкирцы» его узнали и приняли радостно. В том же письме он с огорчением сообщал, что у башкир «совсем не так хорошо, как было прежде. Землю у них отрезали лучшую, они стали пахать и большая часть не выкочевывает из зимних квартир».

В голодные 1873 и 1874 годы Л.Н. Толстой оказал большую помощь самарским крестьянам и башкирам. Он выступил со страстным «Письмом к издателям», в котором изложил собранный им материал о страшном голоде в этих краях. Выступление великого писателя произвело большое впечатление: в пользу голодающих было собрано 1887 тысяч рублей и 21 тысяча пудов хлеба. толстой и сам оказал значительную материальную помощь голодающему населению.

Третий ученик. Летом 1875 года Лев Николаевич, снова с семьей отдыхал в башкирской степи. 20 июня Софья Андреевна писала сестре Т.А. Кузминской, что Толстой «отпивается кумысом, пропасть ходит», что «он здоров, загорел до черноты; конечно, ничего не пишет и проводит дни или в поле, или в кибитке башкирца Мухаметшаха». Зная любовь башкир к конским состязаниям, Толстой решил устроить скачки с ценными призами. Весть об этом мигом облетела окрестные деревни, и в назначенный день съехалось несколько тысяч башкир, татар, киргизов,  уральских казаков и русских крестьян. Хорошо подготовленные, эти скачки превратились в большой праздник. Собравшиеся, участники и зрители, два дня пировали, пили кумыс, ели баранину, конину. По вечерам устраивались борьба и другие состязания, в которых принимал активное участие и Толстой. Он любил слушать башкирскую музыку, особенно его восхищало горловое пение.

В 1900 году по поручению Толстого в башкирские степи ездил слуга писателя Иван Зябров. Башкиры хорошо помнили писателя, много о нем расспрашивали и говорили: «Мы любим графа. Он добрый человек. Дай бог ему долго жить. Когда приедешь, скажи так: «Башкиры кланяются».

II этап урока.

  1. Слово учителя.

Богатые впечатления о башкирах, накопленные за время пребывания в самарских степях, а также расхищение башкирских земель и лесов послужили Толстому благодатным материалом для создания ряда произведений, в том числе рассказов «Ильяс» и «Много ли человеку земли нужно». В них писатель реалистически отразил ряд характерных черт из жизни, быта, фольклора башкир.

Рассказ «Много ли человеку земли нужно» написан в 1885 году, но мысль о создании рассказа появилась у Толстого гораздо раньше – в1871 году. Замысел зародился, с одной стороны, под впечатлением чтения в подлиннике Геродота, с другой – под впечатлением жизни Толстого в башкирских степях приведшей к знакомству с фольклором, патриархальными нравами и обычаями народа, в котором он увидел сходство со скифами Геродота. В 1871 году Толстой писал Софье Андреевне: «Ново и интересно многое: и башкиры, от которых Геродотом пахнет, и русские мужики, и деревни, особенно прелестные по простоте и доброте народа».

2. Запись темы урока в тетрадь.

3. Анализ рассказа «Много ли человеку земли нужно».

  1. Беседа: Идейно-художественный уровень текста.
  1. О чем это произведение?
  2. Кто является героем рассказа?
  3. Выделите ключевые слова и выражения, наиболее точно выражающие тему произведения (словесный ряд: земля, своя, барыш, тесно, разохотился, мало земли, купить в вечность, сколько хочешь, три аршина).
  4. Найдите в 5 части и выразительно прочитайте описание башкирской кочевки. (на этом этапе урока обращение к репродукции и башкирским пейзажам).
  5. Как встречают башкиры Пахома? Сколько они готовы дать ему земли?
  6. Что за нее хотят? Это много или мало? (У скифов (да и у других народов) продажа и покупка земли происходила следующим образом: покупатель должен был в течение определенного времени, обычно с восхода, до заката солнца, обежать или объехать землю, которую он хочет купить. И так как человек не может унять своих желаний, то иногда этот обег или объезд кончается смертью.)
  7. Какое дурное предзнаменование, предупреждение судьбы получает Пахом? Почему он не обратил на него внимания?
  8. Какие проблемы поднимает Толстой в этом рассказе? (человеческая алчность, корысть, пагубная роль богатства, наивность и философская мудрость башкир, чьи земли расхищаются)
  9. Объясните смысл заглавия.
  10. Сформулируйте главную идею произведения.
  1. Составление плана.
  1. «Одно горе – земли мало».
  2. «И стал пахом с землей».
  3. «Стало Пахому в земле жить просторней, а в миру теснее».
  4. «И на этой земле тесно показалось».
  5. «У вас земли много, и земля хорошая».
  6. «Что обойдешь – все твое»
  7. Вещий сон.
  8. «Час терпеть – век жить».
  9. «Ох, погубил я себя!»
  1. Работа в группах.

Задание 1 группе: Структурно-композиционный уровень текста.

  1. Выделите композиционные элементы в рассказе: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.
  2. На каком этапе развития действия динамическое повествование замедляется? (5-9 части). Почему это происходит?
  3. Есть ли в тексте описания? Диалог? Внутренняя речь? Несобственно-прямая речь? Приведите примеры.

Задание 2 группе: лингвостилистический уровень текста.

  1. Каковы языковые средства и художественные приемы создания образа главного героя?
  2. Знаем ли мы как выглядит герой? Есть ли его портрет? Как вы думаете, почему?
  3. Как создается характеристика героя? (в авторской речи, описанием действий и особенностей поведения Пахома). Выпишите из текста слова и выражения, описывающие действия и поведение героя (Расплачивается Пахом и домашних ругает и бьет, завидно стало Пахому, облюбовал землю, пошел торговаться, надо поучить, поссорился и с судьями и с соседями, разгорелось у Пахома сердце, собрался, пошел, разузнал, продал с барышом, поехал на новые места,  построился, скотину завел, посеял, разохотился, сеял, разгорелись глаза у Пахома, пошел в степь, идет, прибавляет, жутко стало, помереть боится остановиться не может, завладел).
  4. Как характеризует героя несобственно-прямая речь? Приведите примеры из последних частей рассказа.

Задание 3 группе: лингвостилистический уровень текста.

  1. От какого лица ведется повествование? Можем ли мы говорить о собственно-авторском повествовании? Есть ли в рассказе элементы сказа?
  2. Найдите в тексте и выпишите историзмы и лексические архаизмы (баклажка, кушак, цибик чаю, поддевка, подать, десятина и др.), диалектизмы (побалакали, воловодиться и др.), стилистически окрашенные выражения (народно- поэтические, разговорные, просторечные), пословицы, поговорки (напр., в 1 ч.: у мужика живот тонок, да долог, богаты не будем, да сыты будем и др.).
  3. Есть ли в тексте художественные тропы? Почему? Какими задачами это продиктовано? (отсутствие выразительных средств как прием формирования идейно-эмоционального содержания текста – максимальная простота, ясность, лаконичность и динамичность повествования.).
  4. Найдите в тексте символические слова. (земля – всеобъемлющий, многоплановый, концептуально значимый образ в художественной системе текста)

Задание 4 группе: образ автора.

  1. Определите авторскую позицию в тексте, как говорил Толстой, «самобытное нравственное отношение» писателя к изображаемому.
  2. Как образ автора выражается в тексте на разных уровнях его художественной структуры? (на композиционном уровне – сопоставление башкир и героя – замедление повествования, в развитии сюжета – вещий сон и трагический, но закономерный финал, в авторской речи, введении элементов несобственно-прямой речи, символизм слова «земля»)

Задание 5 группе: преемственность темы в творчестве Л.Н. Толстого

  1. Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого «Ильяс», написанный в том же году, что «Много ли человеку земли нужно» (текст прилагается). Передайте его содержание в десяти предложениях.
  2. О чем это произведение? Какова его тема?
  3. Кто является героями рассказа? Какие проблемы поднимает Толстой в этом рассказе?
  4. Сформулируйте идею произведения.
  5. Можно ли говорить о близости тем рассказов Толстого? Что их объединяет?

Задание 6 группе: работа со словарями

  1. Посмотрите и выпишите все значения слова «земля» в словаре В. И. Даля и современных толковых словарях.
  2. Подберите синонимы, антонимы (если есть) и фразеологизмы, используя специальные словари.
  3. Найдите пословицы и поговорки, со словом «земля». Вспомните башкирские пословицы на эту тему.

Задание 7 группе: концепт «земля» в художественной литературе

           Прочитайте выразительно и попытайтесь проанализировать следующие тексты. В каком значении выступает здесь слово «земля»? вспомните другие примеры употребления слова «земля» в художественной литературе.

1. Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать эту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло над ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки, галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали уже у стен, и насекомые, и дети. (Л.Н. Толстой «Воскресение»)

2. Признавая землю за существо живое, самодействующее (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясениях, засыпает и пробуждается с возвратом весны), первобытные племена сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом; в твердых скалах и камнях – кости земли, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, в травах и растениях – волосяной покров.

Весной, когда земля вступает в брачный союз с небом, поселяне празднуют в ее честь Духов день: они не производят тогда никаких земляных работ, не пашут, не боронят, не роют землю и даже не втыкают кольев вследствие поверья, что в этот день земля именинница и поэтому надо дать ей отдых…

Земля, на которой селился род, которая возделывалась его руками и которая действительно была его кормилицей, становилась родною. Уходя на чужбину, древние предки наши брали с собою горсть родной земли и хранили ее, как святыню. (А.Н. Афанасьев «Древо жизни»)

4) Выступления по результатам работы в 1, 2 и 3 группах. Общая беседа.

5) Работа над концептом «земля».

1. Слово учителя.

Мы с вами пришли к выводу, что земля – всеобъемлющий, многоплановый, концептуально значимый образ в художественной системе текста. Земля как мать всего живого была святым местом, поэтому страшным грехом считалось ее осквернение. Оскверненную землю-матушку переставало любить небо-отец и не посылало ей оплодотворяющего дождя – причина засухи. Существовало поверье, что в святую землю можно закапывать только тогда, когда не была нарушена ее чистота. Это закрепило в народе традицию обмывать покойника и облачать его во все новое. Солдаты перед боем старались одеться в чистую сорочку, чтобы смерть не застала их врасплох и земля не отторгла.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «земля»? (обсуждение).

 Чтобы лучше понять замысел писателя давайте рассмотрим концепт «земля» (если необходимо вспоминаем определение концепта. (См. Л.К. Муллагалиева «Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации. Словарь.» М., 2006 или любую другую литературу по теме)).

2. Реализация задания 6 и 7 групп.

3. Выводы. Исходя из только что сделанного описания концепта «земля», давайте еще раз вернемся к финалу рассказа. Прокомментируйте его с учетом всего сказанного.

6) Выступления по результатам работы 4 и 5 групп.

4.  Итоги урока. Обсуждение эпиграфа к уроку и того, какие чувства вызвал рассказ.

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Каким предстает башкирский народ в рассказах Толстого?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)

Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...

Урок внеклассного чтения по литературному краеведению в 7 классе Тема: «Земля моя прекрасная!» (Образ «малой родины» в творчестве местных авторов и художников).

Урок внеклассного чтения  по литературному краеведению включен в планирование с целью воспитания у учащихся любви к природе родного края. При подготовке к уроку были использованы стихи и картины ...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...

«Прошлое – родина души человека» ( Урок внеклассного чтения по рассказу В.Г.Распутина «Тетка Улита» в 6 классе. Материал рассчитан на 2 часа )

УВЧ поможет познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Г.Распутина; с прозой писателя; провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствует формирован...