Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).
методическая разработка по литературе по теме

Рындина Татьяна Ивановна

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и развитию самостоятельного, творческого мышления учащихся.
Существует  множество  методических  пособий  по  курсу  литературы  в средней школе, но в ходе  моей  работы  мне  не  встретилось  ни  одного,  в котором были бы собраны и обобщены данные, позволяющие учителям системно работать  по технологии эвристического обучения (ТЭО) на уроках литературы, не выходя за рамки школьного  курса. 
Целью данной конкурсной работы по обобщению моего опыта учебно-методической и воспитательной деятельности  является  определение системы  оптимальных  условий  для реализации эвристических методов на уроках литературы в средней общеобразовательной школе.
Объектом- является учебно-воспитательный процесс, организуемый мною в классах гуманитарного профиля (с углубленным и расширенным изучением литературы, иностранного языка), а также других профилей (социально-экономического, экономико-географического), в общеобразовательных и кадетском классах  Ватутинской средней школы.
Предметом –  выступают  теоретико-практические  проблемы  организации эвристического обучения учащихся на уроках литературы  в 5-11 классах. 
Моя главная педагогическая  задача- вовлечь  в  творческую  деятельность  всех  учащихся, и помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше  и  не подозревали. Поэтому все приемы должны быть направлены на  развитие  у  ребят  самой потребности в творческой деятельности, стремления к  самоактуализации  через различные виды творчества.  
Предлагаемая методическая система позволяет создать в образовательном пространстве средней школы уникальную
возможность для максимальной реализации творческих способностей учащихся классов различного профиля (социально-экономического, экономико-географического, гуманитарного,  общеобразовательного) в процессе  изучения таких учебных дисциплин, как литература и русский язык.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ch._2_v_s._46-50.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Ватутинская сош с углубленным изучением отдельных предметов имени Д.В.Рябинкина

Обсуждение (вопросы учителя и примерные ответы учащихся, отзывы).

  1. В ЧЕМ СУТЬ КОНФЛИКТА В ЭТИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ? («Конфликт» – столкновение двух враждующих сторон)

Князь Петр, его жена Феврония, простолюдинка и бояре, которые выступили против низшего сословия – ВРАЖДА СОСЛОВИЙ

Семьи Монтекки и Капулети – ФЕОДАЛЬНЫЕ РАСПРИ, борьба за господство в городе, борьба ЗА ВЛАСТЬ

Две семьи (Лавочкины и Шевченко) – воспоминания о юности, о первой любви и ревность рождают «вражду» (НЕДРУЖЕЛЮБНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМИ представителями семей)

  1. И на такой «неблагодатной почве» рождается светлое чувство – любовь двух юных представителей враждующих сторон. КАК ЭТО ПРОИЗОШЛО, ВЫ ПОМНИТЕ?

Февронию вызвали лечить струпы (язвы) Петра (заразился кровью убитого им змия). Она полюбила первая и сразу при первой встрече (один струп не залечивался ею, чтобы еще раз вернуться и увидеть Петра).

Ромео уже был влюблен в другую девушку (Розалинду), но случайная встреча на маскараде у Монтекки решила его судьбу.

Первое признание – в саду (2 акт, 2 сцена).

Они случайно встретились при переезде в новый дом. Они – соседи. Потом они оказались в одном классе (их объяснение у бассейна с надувными игрушками).

Ответы и отзывы учащихся.

И ВСЯКИЙ РАЗ ЭТО БЫЛА ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА…

Давайте вместе с нашими актерами перенесемся в ту сказочно-волшебную ночь… Луна, звезды… Ароматы цветущего сада… И музыка… Волшебная музыка… Это поет душа влюбленного… Вы слышите ее голос?.. (звучит скрипка. Идет сцена из трагедии. Затем – отзывы ребят об игре актеров - одноклассников).

  1. Но враждующие стороны начинают «строить козни». ВЛЮБЛЕННЫХ ХОТЯТ РАЗЛУЧИТЬ… КАК?

Наговоры бояр на Февронию (не верят в ее способности врачевать; обвиняют в воровстве; боярские жены не хотят, чтобы «над ними была неродовитая»; зависть). Сцена в лодке – тоже испытание Февронии. БОЯРЕ ИЗГОНЯЮТ ФЕВРОНИЮ, но уходит она вместе с Петром, который верен супружескому долгу, - они поженились, обвенчались. Бояре и после смерти Петра и Февронии не дают им покоя (хоронят в разных гробах вопреки их последнему желанию). РАЗЛУКА.

КРОВНАЯ МЕСТЬ ЗА СМЕРТЬ Тибальта, которого убил Ромео. Ромео изгнан из Вероны. Джульетту должны выдать замуж за Париса (никто не знает пока о их любви…).

Ромео и Джульетта вынуждены расстаться (о чем свидетельствует целая цепочка событий трагедии Шекспира).

РАЗЛУКА.

Любовь и разлука – и здесь – «две верных подруги». Поездка на практику летом. Рома переходит в другую школу (по настоянию матери с помощью директора школы). «Болезнь» бабушки – Рома уезжает в Ленинград.

РАЗЛУКА.

(Отрывок из фильма. Сцена в парке – звукозапись).

РАЗЛУКА  -                                                           РАЗЛУКА –                                                       РАЗЛУКА

  1. Но все-таки у наших героев были единомышленники – их друзья-помощники. КТО ОНИ?

Петру и Февронии помогает вера в Бога, сам Бог благословляет их любовь, он им и судья и помощник.

И после смерти Он не оставил их – Петр и Феврония – в одном гробу.

Друзья Ромео – Меркуцио, Бенволио, брат Лоренцо, няня (кормилица Джульетты); справедливый князь (герцог) Веронский – Эскал.

Весь класс и «Танечка» (классный руководитель) на стороне Ромы и Кати.

Они оберегают их любовь, помогают им в трудные минуты.

Сцена из трагедии. Акт 2, сцена 5.

Кормилица стала тайной поверенной в сердечных делах Джульетты. Это сама доброта. Не случайно, многим из вас очень понравилась эта женщина, особенно та сцена, где «шепчутся» («секретничают») две подруги.

Отзывы ребят об игре «актеров».

  1. ФИНАЛ. Каков он в каждом из этих произведений?

Как только Петр сообщил Февронии о том, что ему пора умереть, она бросила свою работу – небесную вышивку и ушла в мир иной вместе с ним. ОНИ ЖИЛИ БЕЗ ОБМАНА, ПРАВЕДНО – ТОЛЬКО ВЕРА СПАСЛА ИХ ЛЮБОВЬ

Обман, на который согласились Ромео и Джульетта не спас их любовь. Они погибли оба – в один день и час, а вместе с ними – их любовь. Поэтому «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте. Но эта история любви – урок для будущих поколений влюбленных, для всех людей.

Рома и Катя не прячут свои чувства, они рассказали о своем чувстве родителям сразу. Такая откровенность пугает взрослых, тем более еще свежи «раны» их собственного первого чувства. ИХ ЛЮБОВЬ – ОТКРЫТАЯ, ЧИСТАЯ, это светлое чувство, которое все равно победит всех «врагов».

НОВЫЕ Ромео и Джульетта (маленькие дети смотрят на них).

ЛЮБОВЬ ПРЕДОТВРАТИТ НЕСЧАСТЬЕ. Рома остался в живых (в кинофильме в отличие от самой повести).

  1. ВЫВОД. Идея произведения. ЗАЧЕМ ОНИ НАПИСАНЫ? Это своего рода «ПОУЧЕНИЯ» всем нам – и детям, и взрослым.

Даже смерть не преграда для влюбленных. И после смерти они будут рядом. Это прекрасное чудо всей «Повести…» ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ!

Это поняли бояре и причислили к лику святых Петра и Февронию.

Войны и междоусобные распри – это «противные всему человеческому роду события» (Л.Толстой): они приносят только боль и страдания людям: НЕВИННЫЕ ДЕТИ (их любовь) ПРИНЕСЕНЫ В ЖЕРТВУ. Примирение семей – увы, после смерти детей.

НЕЛЬЗЯ ПОСТРОИТЬ СЧАСТЬЕ («взрослых») НА НЕСЧАСТЬЕ (собственных детей).

И «отцы» и «дети» излечились любовью своих детей – они сделали первые шаги навстречу друг другу, пройдя нелегкий путь, через предательство, разочарование, неверие.

Погасли свечи… но образы двух влюбленных с нами навечно! А КАКИЕ ЕЩЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВАМ ИЗВЕСТНЫ ОБ ЭТОМ ПРЕКРАСНОМ ЧУВСТВЕ? (Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»; А. Островский «Снегурочка» и другие) Вы все поняли сами. Об этом говорят ваши рисунки (показать несколько рисунков). На них образы-символы вечной темы «ЛЮБОВЬ». Пока жив человек – живет и любовь, но когда он умирает, ЕЕ, СЛОВНО ЭСТАФЕТУ, ПОДХВАТЫВАЮТ ДРУГИЕ ПОКОЛЕНИЯ… И так продолжается ВЕЧНО. И ЭТО НЕ СОН! (Звучит музыка из кинофильма «Вам и не снилось»). Впереди нас ждут лучшие страницы мировой литературы О ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ!


      Такой урок – наша общая (учителя и учеников) творческая лаборатория, наши совместные творческие исследования. Ведь здесь, под влиянием слова, музыки, жеста рождаются и растут чувства эмпатии (сопереживания) и эйдетизма (перевоплощения). Ученик – и зритель, и участник, и творец, получивший заряд эмоций и энергии на восприятие темы. В урок включен элемент тайны, загадки: горящие свечи, «живая» музыка, костюмы, отдельные элементы декораций… и актеры – одноклассники, которые играют свои роли. И все это так близко, что можно даже прикоснуться к Ромео и Джульетте… А они совсем такие же, как ты и я. И все это для всех, кто в «зале», и – только для тебя одного.

     Урок – это всегда трибуна и сцена, где может выступить каждый ученик. Он особый в череде других не только по содержанию, но и по форме. Здесь используются и спектакль, и режиссура, учитывающая специфику этого предмета, что помогает ярче представить героев, события, эпоху, мотивы поступков.

     Конечно, учитель хорошо знает, что театр – это все равно в какой-то степени идеальный мир. А как сделать так, чтобы он сумел защитить подрастающего человека в мире реальном? Важнейший способ – обсуждать реалии повседневной жизни и переводить их в образный план. Спектакли, разыгрываемые прямо на уроке, в которых принимают участие абсолютно все дети и делают все легко, весело, успешно, - это в основном спектакли-экспромты. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, он позволяет не быть актером, предполагает сиюминутное созидание. Все неудачи участников импровизированной сцены оправданы заранее: никто не знал, какая у него будет роль, никто не готовился к игре. А поэтому, почему не попробовать, например, пересказать фрагмент художественного текста от лица одного из персонажей, да еще и «показать» его («сыграть роль»). Или на ходу инсценировать диалог своих сверстников, может быть, или разыграть в лицах какую-то неожиданную бытовую ситуацию. Можно попробовать перевоплотиться даже в трех богатырей, сошедших с картины Васнецова или в грачей, которые «прилетели» (по пейзажу Саврасова) , или… или…

     Во-первых, даже такие «детские» спектакли несут в себе пласты общечеловеческого смысла. Во-вторых, ребята вырастают, и им хочется осмыслить свои проблемы – проблемы сегодняшнего поколения, нравственные в том числе.

     Урок-игра, урок-спектакль – это тренинг, меняющий внутренний мир и нередко внешний облик человека. Вот лишь небольшие фрагменты отзывов моих учеников на подобные уроки.

     «Я даже не подозревала, что проблемы нравственности так волнуют подрастающее поколение, то есть моих ровесников. Сейчас ведь, говорят, молодежь забыла о совести и чести. Но так много и интересно говорили ребята сегодня на эту тему. Ни приводили примеры из жизни и из литературных произведений. Самое главное, что я поняла – жизнь не литература, не театр, а мы сами».

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 А (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литература как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 3 Б (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души(Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 В (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 4 А (из1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 4 В (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...