Региональный компонент: Алтайские народные сказки.
презентация к уроку литературы (6 класс) по теме

Цуканова Валентина Петровна

Изучение литературы Алтая является одним из средств создания историко-культурного контекста, связанного с задачами воспитания патриотизма и любви к истории родного региона. Изучение литературы Алтая направлено на достижение следующих целей: Воспитание духовного развитой личности, знающей и любящей культуру родного края; Развитие навыков историко-культурного анализа художественного текста; Освоение текстов художественных произведений отечественной и региональной литературы Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений Предлагаю Презентации уроков по алтайским народным сказкам в литературной обработке В. Кондакова, П. Кучияка и других писателей .

Использованные ресурсы 1. file://localhost/C:/Documents%20and%20Settings/All%20Users/Документы/Литература%20Алтая/Литер.карта%20Алтайского%20края.htm

2.file://localhost/C:/Documents%20and%20Settings/All%20Users/Документы/Литература%20Алтая/Краеведческий%20альманах%20«Мой%20Алтай»%20Легенды%20Горного%20Алтая%20об%20озере%20Ая.htm 2. Мифы, легенды, истории Горного Алтая

3. file://localhost/C:/Documents%20and%20Settings/All%20Users/Документы/Литература%20Алтая/Виртуальные%20выставки%20-%20Музеи%20Сибири.files/title1.jpg

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon legendy_i_mify_altaya..ppt522 КБ
Office presentation icon altayskie_narodnye_skazki..ppt1.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-1 Легенды и мифы Алтая. Работу выполнила Цуканова Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Михайловская С(п)ОШ» Бурлинского района, Алтайского края.

Слайд 2

Легенды и мифы Алтая. Особенности: Алтайцы всегда одухотворяли природу; 2. Алтайский народ был окружён красивейшими природными объектами;

Слайд 3

В Алтайском народе широкое хождение получили мифы о сотворении мира, о природных явлениях, о злых духах

Слайд 4

Легенда о домбре В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всем на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат все играет да играет. Так день прошел и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте.

Слайд 5

Разозлился старший браг, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях. Вот так через этот прекрасный мелодичный инструмент и осталась среди людей память о младшем брате, а о старшем тщеславном брате никто и не вспомнил.

Слайд 6

В алтайских горах археологи изучают древнее обиталище снежного человека - пещеру Алмыс-Туу-Бом. Ученые признают, что в древности в ней проживали не предки современного человека, а какие-то иные существа

Слайд 7

Несколько очевидцев видели их именно у нас. И не случайно. В алтайских легендах говорится, что в синюю эру, когда процесс сотворения земной жизни еще не был завершен, кроме человека были еще разумные создания: человекообразные алмысы (оборотни) и болчокбаши (шароголовые карлики). Алмысы питались мясом животных, а также болчокбашами и мясом малых человеческих детей, обладали гипнозом, умели говорить на языке человека. В черную эру средневековья, по этим легендам, между человеком и алмысом шла длительная борьба за выживание. В конце концов человек победил. Но алмысы время от времени продолжают появляться.

Слайд 9

Снежный человек В с.Тюнгур живет дед алтаец. Он рассказывал что в 50-х годах работал в картографической экспедиции и однажды зимой наткнулся на следы необычного размера. Они были не похожи ни на медвежьи, ни на человеческие. Он пошел по следу и вскоре увидел алмыс-кёрмёса (снежный человек, йети - по алтайски).

Слайд 11

Легенды Горного Алтая: Сказка-загадка Выл у одного хана сын. Подошло ему время жениться. Стал ему хан невесту подыскивать. Много девушек было на примете у хана: были среди них и красавицы, и умницы, и хорошие певицы, и замечательные танцовщицы. Призадумался хан, как же найти самую достойную невесту? И решил тогда хан выбрать в жены своему сыну самую хорошую хозяйку. Собрал он всех девушек, желающих стать ханскими невестками, и объявил, что та, которая первой вскипятит воду в чайнике, и выйдет замуж за его сына. Велел он выдать каждой девушке по чайнику, равному количеству воды и дал отсчет времени. Кинулись девушки хворост собирать, костер разводить, торопятся, стараются. Была среди них одна девушка, которая совсем не хотела идти замуж за ханского ленивого сына, потому что любила она обыкновенною пастуха, да так сильно, что и ханское богатство было ей не мило. Это отец ее настоял, чтобы она приняла участие в соревновании, уж очень ему хотелось породниться с богатыми людьми. Так вот. легенда рассказывает, что именно у этой самой девушки у первой закипела вода в чайнике. Как вы думаете, почему?

Слайд 12

Ответ: Все те девушки, которые очень хотели выйти замуж за ханского сына, непрерывно поднимали крышки чайников и смотрели: не закипела ли вода. Температура нагрева воды в чайнике падала, и на закипание воды требовалось уже больше времени. Та же девушка, которая не хотела замуж, к чайнику и не притрагивалась, поэтому и вода закипела у нее быстрее всех.

Слайд 13

Словарь Сартакпай –легендарный алтайский богатырь. Эрлик – владыка подземного мира. Алмысы – некое подобие гномов.

Слайд 14

Домашнее задание: 1. Прочитать мифы и легенды Алтая


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-региональный компонент в преподавании предмета «Технология». Занятие по технологии в 6 классе «Изделия народных умельцев Урала. Каслинское литье» (2ч)

Представленная работа состоит из разработки учебного занятия, презентации к уроку, печатных материалов и электронных фотоальбомов....

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Художественные особенности песенных вставок в русских и алтайских народных сказках (научно-исследовательская работа)

В чем секрет популярности сказок? Сказки бесконечно увлекательны, загадочны и занимательны. Это рассказы о заведомо невозможном, чудесном, необыкновенном. В них содержится нечто фантастическое, неправ...

Учебно-методическая разработка интегрированного урока ( история, обществознание, региональный компонент) к 4 ноября- Дню народного единства.

Учебно-методическая разработка интегрированного урока (история, обществознание, региональный компонент) к 4ноября - Дню народого единства....

Использование народной игры «Русская лапта» на уроках физической культуры в 8-ых классах в рамках национально-регионального компонента

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало...