Мастерская «Злой мальчик» по рассказу А.П.Чехова
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

   Много ли остается в памяти детей через год, полгода, месяц от подробного анализа художественного произведения? В своей  практике я столкнулась с проблемой: дети не помнят тех произведений, которые детально анализировали год назад. Как же сделать так, чтобы произведения русской литературы оставались в памяти школьников не просто названием, а осознанным, прочувственным текстом, пониманием проблем, которые ставит автор?
   Появление новой технологии мастерских позволяет решить эту проблему.  Один из приемов работы мастерской это то, что здесь каждый работает на своем уровне, при этом все оказываются в состоянии взаимополезности, могут и наблюдать работу друг друга и в случае необходимости воспользоваться ею. А самое главное, что в сотрудничестве, сотворчестве раскрывается, познается истина.
   Мастерская «Злой мальчик» по рассказу А.П.Чехова появилась после знакомства с « Рабочей тетрадью по литературе. 6 класс »    А.Г. Нелькина, Л.П. Висленко, Т.В. Зайко, Л.Л. Гордиенко. И так как нет возможности работать в классе по этой тетради, то возникла идея придумать индуктор и построить мастерскую на материале тетради, чтобы дети, пропустив через себя чеховский текст, поняли природу юмора А.П. Чехова, его философию, его понимание счастья.
    Мастерская построена таким образом, чтобы ребенок, читая чеховский текст, параллельно придумывал свои сюжеты и образы. Эта литературная игра вокруг текста актуализирует житейский опыт ребенка с одной стороны, с другой – позволяет ему почувствовать природу чеховского юмора и особенности композиции рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_zloy_malchik.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание мастерской « Злой мальчик»

   Много ли остается в памяти детей через год, полгода, месяц от подробного анализа художественного произведения? В своей  практике я столкнулась с проблемой: дети не помнят тех произведений, которые детально анализировали год назад. Как же сделать так, чтобы произведения русской литературы оставались в памяти школьников не просто названием, а осознанным, прочувственным текстом, пониманием проблем, которые ставит автор?

   Появление новой технологии мастерских позволяет решить эту проблему.  Один из приемов работы мастерской это то, что здесь каждый работает на своем уровне, при этом все оказываются в состоянии взаимополезности, могут и наблюдать работу друг друга и в случае необходимости воспользоваться ею. А самое главное, что в сотрудничестве, сотворчестве раскрывается, познается истина.

   Мастерская «Злой мальчик» по рассказу А.П.Чехова появилась после знакомства с « Рабочей тетрадью по литературе. 6 класс »    А.Г. Нелькина, Л.П. Висленко, Т.В. Зайко, Л.Л. Гордиенко. И так как нет возможности работать в классе по этой тетради, то возникла идея придумать индуктор и построить мастерскую на материале тетради, чтобы дети, пропустив через себя чеховский текст, поняли природу юмора А.П. Чехова, его философию, его понимание счастья.

    Мастерская построена таким образом, чтобы ребенок, читая чеховский текст, параллельно придумывал свои сюжеты и образы. Эта литературная игра вокруг текста актуализирует житейский опыт ребенка с одной стороны, с другой – позволяет ему почувствовать природу чеховского юмора и особенности композиции рассказа.

   Кто или что такое злой мальчик?  Этот вопрос заставляет ребенка сразу обратиться к личному опыту. А следующее задание, помимо развития речи, будит фантазию – составить текст по опорным словам. Афиширование своих работ помогает детям самим оценить свой труд, а также сравнить свой вариант с оригиналом – текстом Чехова, из которого и были набраны опорные слова, данные  учителем. Возникает интерес у детей – а что дальше?  И опять задача не из легких – вставить слова, обозначающие предметы, в чеховский текст. Нашим детям сложно представить себе, чем могли жертвовать влюбленные в 19 веке, ограждая свое счастье. Давно остались в прошлом коробочки из-под пилюль и запонки с собачьими мордочками. Работая совместно, ребята приходят-таки к выводу, что в 19 веке не было жвачки и сотовых телефонов, а вот фантики из-под конфет вполне реальны.

    Здесь включается в работу и память учеников, и подсознание, и их небогатый житейский опыт. Проафишировав свои работы, сравнив с текстом А.П. Чехова, интерес не убывает, а наоборот, возрастает – чем же закончится рассказ? И вновь творческое задание, заставляющее еще раз перечитать уже прочитанный текст Чехова и обратить внимание на мельчайшие детали,– закончить рассказ самим. Афиширование, сравнение с окончанием чеховского текста, самооценка. И новое задание – прочитать по ролям (до этого момента рассказ А.П. Чехова читал учитель), почувствовать себя Иван Ивановичем и Анной Сергеевной в самый счастливый день их жизни, передать «раскаяние» злого мальчика – гимназиста Коленьки, Здесь дети рвутся играть, инсценировать, не ограничиваясь чтением по ролям на местах, придумывают костюмы, подрисовывают усы и т.п. Далее новый вид деятельности – нарисовать лица влюбленных в тот самый счастливый день. Нарисовать лицо очень сложно, но опять текст Чехова помогает, возвращаясь к нему, ребята находят «вздернутый носик» Анны Сергеевны и «благородные черты » лица Ивана Ивановича.

   Вывешивая свои работы, они должны прокомментировать их.

   И наконец последний этап, очень важный для понимания счастья у А.П. Чехова.

  Каково оно счастье, найти в тексте, аргументировать свои ответы. Так почему же рассказ о счастье влюбленных называется « Злой мальчик»?  Злой мальчик – это препятствие для счастья или условие счастья, или что-то другое? Итоговое индивидуальное размышление над этим вопросом, подтвержденное цитатами  из рассказа Чехова. На этом можно и закончить работу, провести рефлексию. Но какое же слово главное, ключевое? Конечно, счастье, а как вы, ребята, его понимаете? Что счастье для вас – и рефлексию можно провести в виде венка синквейнов, темой которых будет счастье.

   На протяжении мастерской дети сами не единожды перечитывали текст Чехова, находили детали, смеялись, размышляли, делали выводы. Прочувствовав, поняли природу чеховского юмора и задумались о счастье. Мало ли это?

 

Алгоритм мастерской «Злой мальчик» (по рассказу А. П. Чехова)

1. Злой мальчик. Кто это или что это? Запишите свои ассоциации.            4м.

2. Афиширование. Читаем по цепочке.

3. Используя следующие слова и словосочетания, записанные на доске, сочините историю под названием «Злой мальчик».                                      9м.

4. Прочитайте друг другу в группе и выберите 1 вариант для афиширования.

5. Ребята, слова, с которыми вы работали, взяты из рассказа А. П. Чехова «Злой мальчик». Послушайте (читает учитель).

6.  Но рассказ не закончен. Следующее задание: заполните пропуски именами существительными, работая в  группе.                                                             4м.

7. Афиширование.

8. А вот как у А. П. Чехова (читает учитель).

9. Как вы думаете, закончен ли рассказ? Закончите, пожалуйста, работая в группе.                                                                                                                 9м.

10. Афиширование.

11. Хотите узнать, как у А. П. Чехова? Раздать текст. Задание: подготовьте чтение по ролям от группы.                                                                             9м.

12. Афиширование.

13. Представьте себе лица влюбленных Иван Ивановича и Анны Сергеевны в самый счастливый день их жизни. Нарисуйте (раздать сердечки).             6м.

14. Афиширование с комментариями.

15. Ребята, а каково понимание счастья у Чехова? Найдите в тексте.

      Почему же рассказ называется «Злой мальчик»? Напишите размышление, подтверждая цитатами из текста свои мысли.                      9м.

16. Прочитайте друг другу в группе, выберите 1-2 работы для афиширования.

17. Рефлексия в виде венка синквейнов (Какое слово главное, ключевое. Конечно, счастье).

18. Афиширование. Вывесить синквейны на доску, прочитать 2-4 вслух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)

Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...

Нетрадиционный урок развития речи по литературе. "На съемочной площадке .Творческая мастерская.рассказ А. П. Чехова "Смерть чиновника"

Методическая разработка показывает приемы элементов поисково- исследовательской  групповой работы,знакомства с интересными профессиями ;урок способствует одновременному развитию многих навыков и ...

Педагогическая мастерская – моделирование учебного занятия по формированию метапредметных и личностных результатов «Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста на основе рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

На примере всем известного с детства рассказа «Толстый и тонкий», небольшого, но удивительно емкого, смоделирован урок литературы в 6 классе. В педагогической мастерской показана возможность разв...

Конспект открытого урока по теме "Неудавшийся побег юных мечтателей" по рассказу А.П. Чехова "Мальчики".

данный урок составлен для учеников 6 классов. Обращаем внимание на тонкий юмор писателя....

Презентация к литературной мастерской по рассказам А.П, Чехова 11 класс.

Презентация к литературной мастерской по рассказам А. П. Чехова на тему : "Скучные истории это не скучно.." 11 класс....