Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе по Меркину.
календарно-тематическое планирование по литературе на тему

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе по программе Г.Меркина 102 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit._merkin_9_kl.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тематическое планирование по литературе в 9 классе

Примечание.

К. – коммуникативная компетенция;

Р. – рефлексивная компетенция.

ЦО. – ценностно-ориентационная;

СП. – смыслопоисковая;

ЛС. – личностное саморазвитие

п/п

Система уроков

(тема и цель урока)

Дидактическая

модель

обучения

Педагогические

средства,

формы

Практическая часть

Планируемый результат и уровень освоения.

Компетенции

Дата

Учебно-познавательная

Информационная

Базовая

программа

Продвинутый

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Введение. Немеркнущее Слово: основные вехи отечественной литературы..

Ц е л и: дать представление о литературе как искусстве слова, ее роли в жизни человека.

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Опорные записи, материалы из учебника истории, иллюстрации.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: образную природу литературы как искусства.

У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Сочинение-миниатюра (попытка создать свой художественный образ) (Т).

Продуктивный уровень: К., СП.

Умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью

2.

Что читает современный ученик.  «Мое летнее чтение».

Диагностический контрольный срез.

Ц е л и: закрепить представление о литературе как искусстве слова, ее роли в жизни человека, проверка и диагностика ЗУН по предмету.

Поисковая.

Тестирование.

Организация совместной учебной деятельности

         Вн.чт.

З н а т ь: образную природу литературы как искусства.

У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа (П).

Продуктивный уровень: К., СП

Использование дополнительных источников информации

Продуктивный уровень: К., СП.

Умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью

3

        

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров.

Поисковая.

Организация совместной учебной деятельности

З н а т ь: содержание и историческую основу “Слова …”.

У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр произведения

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Использование материала с уроков ИЗО, МХК.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;

извлечение информации из различных источников

4

 Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Жанр и композиция «Слова…»

Ц е л и: сформировать представление о жанрах древнерусской  литературы, о высоких нравственных и духовных качествах людей, старины русской, о «Слове…» как образце.

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: содержание «Слова…», черты жанра.

У м е т ь: анализировать образы, определять тематику и проблематику произведения.

Продуктивный уровень: К., СП.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать.

Продуктивный уровень: К., СП.

Владение монологической и диалогической речью

5

   6.

   7.

   8.

Патриотическое звучание основной идеи по эмы, ее связь с проблематикой эпохи. Образ Русской земли в «Слове…»

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Р/Р

Дом. соч.

З н а т ь: особенности литературы XVIII века, черты классицизма.

У м е т ь: анализировать и воспринимать услышанное, давать характеристику.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Творческий уровень: К., Р.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать.

Продуктивный уровень: К., СП.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение информации из различных источников

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий

Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности.

Проблема авторства «Слова…»

Подготовка к домашнему сочинению по произведению древнерусской литературы  «Слово о полку Игореве»

Ц е л и: познакомить со спецификой жанра слова, раскрыть особенности языка, образов. Подготовиться к д/с

9.

  10.

  11.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика литературы XVIII века.

Ц е л и: дать понятие классицизма; раскрыть особенности литературы XVIII века, указать на отличительные черты русского классицизма.

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: черты биографии.содержание стихотворения, черты классицизма.

У м е т ь: анализировать образы, определять тематику и проблематику произведения.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Владение монологической и диалогической речью

Формирование «новой» русской литературы в начале  столетия (А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом, реформаторе русского языка и стихосложения. «Вечернее размышление…» Содержание, форма произведения.

Ц е л и: познакомить с творчеством М.В.Ломоносова; раскрыть особенности теории «трех штилей».

12.

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…». Ода как жанр лирической поэзии

Ц е л и: продолжать знакомить с творчеством М.В.Ломоносова; раскрыть особенности оды как жанра лирической поэзии..

Объяснительно-иллюстра-тивная

Беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: черты биографии.содержание стихотворения, черты классицизма.

У м е т ь: анализировать образы, определять тематику и проблематику произведения.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Владение монологической и диалогической речью

13.

  14.

Новая русская драматургия (А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, В.В.Капнист, Я.Б.Княжнин) – обзор.

Ц е л и: знакомство с новой русской драматургией 18 века, с творчеством А.П.Сумарокова, Д.И.Фонвизина, В.В.Капниста, Я.Б.Княжнина; раскрыть особенности драматургии 18 века.

Объяснительно-иллюстра-тивная

Беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: черты биографии.содержание произведений, имнть понятие о трагедии, комедии, принцип «трех единств», герой-резонер, интрига.

У м е т ь: анализировать образы, определять тематику и проблематику произведения.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Владение монологической и диалогической речью

Расцвет отечественной драматургии. Д.И. Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события.

15.

Г.Р. Державин. Традиции и новаторство поэзии. Проблематика произведений «Фелица», «Памятник»

Ц е л и: дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; познакомить со слогом и интонациями произведения.

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Опорные записи, материалы из учебников литературы.

Беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: черты биографии.содержание стихотворения, черты слога и интонации.

У м е т ь: анализировать образы, определять тематику и проблематику произведения.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Извлечение информации из различных источников

16.

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Мос кву» как явление литературной и общественной жизни Ц е л и: дать представление об основных фактах биографии писателя и особенностях его творческой манеры; познакомить со слогом и интонациями произведения, дать понятие путешествия как жанра.

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Опорные записи, материалы из учебников литературы.

Лекция,беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: черты биографии.содержание произведения, черты языка и интонации, иметь представление о жанре путешествия.

У м е т ь: анализировать образы, определять тематику и проблематику произведения.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Владение монологической и диалогической речью

 17.

 

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина, черты сентиментализма и предромантизма в его произведениях 

Ц е л и: создать условия для понимания вопроса о роли писателя в литературе XVIII в.; дать понятие о сентиментализме как литературном направлении; проследить черты сентиментализма в повести.

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Аналитическая беседа

З н а т ь: основные этапы жизненного пути Н. М. Карамзина; условия возник. сентиментализма как лит. направлен; содержание повести.

У м е т ь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр лит. произв; формулировать идею, проблематику произведения; давать характ. герою (П).

Мини-сочинение “Какими приемами раскрывает автор “жизнь сердца” своих героев? (Т).

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал. Владение монологической и диалогической речью

 18- 19

Классное сочинение на тему «Литература XVIII века в восприятии современного человека» (на примере одного-двух произведений).

Ц е л ь: формировать навык написания сочинения на заданную тему

Исследовательская

Самостоятельная работа над сочинением

Р/Р

Кл. соч

З н а т ь: содержание прочитанных произведений.

У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное.

У м е т ь: писать сочинения в жанре проблемной аналитической статьи.

Творческий уровень: К., Р.

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

20

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Становление и развитие русского романтизма в первой чет верти XIX века, его исторические предпосылки и на циональные особенности 

Ц е л и: дать понятие романтизма, реализма; раскрыть особенности литературы XIX века, указать на отличительные черты русского романтизма

Объяснительно-иллюстра-тивная

Лекция, аналитическая беседа; работа с текстом учебника

З н а т ь:общие черты литературы XIX  века; этапы формирования, жанры.

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по проблемам;

У м е т ь: рассуждать о роли романтизма в русской литературе

Сообщения:

– Романтизм в мировой литературе.

– Что такое реализм? (Т).

Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога

21- 22.

 

Поэзия чувственных радостей К.Н.Батюшкова.

Разочарование в любви как черта лирики Е.А.Баратынского.

Ц е л и: обучение анализу лирического произведения

Объяснительно-иллюстра-тивная

Аналитическая беседа; работа с книгой

Вн. чт.

Р/Р

З н а т ь: содержание изучаемых произведений; находить черты романтизма.

У м е т ь: выразительно читать лирическое произведение; участвовать в диалоге по вопросам  (П).

Письменный ответ “Лирика – отражение души ” (Т).

Продуктивный уровень: К., СП.

Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога

23.

Жизненный и творческий путь В.А.Жуковского. Элегии и баллады.

Ц е л и: сформировать представление о романтических мотивах в творчестве Жуковского; выделить основные проблемы лирических произведений.

Поисковая.

Проблемные задания

З н а т ь: содержание изучаемых произведений; систему лирических образов.

У м е т ь: выражать свое отношение к чувствам и мыслям автора; выявлять авторскую позицию (П).

Сообщение:

– Роль пейзажа в лирическом тексте;

 (Т).

Продуктивный уровень: К., СП.

Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога

24.

  25.

Влияние творчества поэта на последующий литературный процесс 

Ц е л и: создать условия для раскрытия понятия баллады; отметить душевное богатство, нравственную чистоту, народную основу образов.

Поэты-элегики и представители «гражданского романтизма»

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Аналитическая беседа

З н а т ь: содержание изучаемого произведения; систему художественных образов.

У м е т ь: строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам  героев; участвовать в диалогах (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Инсценировка отрывков из баллады. (Т).

Продуктивный уровень: К., СП.

Владение монологической и диалогической речью. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материал

26.

А. С. Грибоедов. Личность и судьба. Кавказ в жизни драматурга.

Ц е л и: создать условия для понимания и раскрытия личности драматурга; роль жизни на Кавказе в судьбе Грибоедова.

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования

РК

З н а т ь: исторические сведения о Кавказе в 19 в; содержание изучаемого материала, его проблематику.

У м е т ь: выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Индивидуальные сообщения Продуктивный уровень: К., СП.

Владение монологической и диалогической речью; умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий

27

  28

  29

  30

  31

Творческая история комедии «Горе от ума»

Ц е л и: рассмотреть глубину, противоречивость образов, созданных автором, место Чацкого в системе образов.

Поисковая.

Привлечение материала из учебника

Проблемные задачи, аналитическая беседа

З н а т ь: содержание изучаемого материала; позицию автора к рассматриваемой проблеме.

У м е т ь: выделять смысловые части драматического произведения; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному;

Продуктивный уровень: К., СП.

Сообщение (группам):

– Особенности композиции комедии;

– Общечеловеческое звучание образов персонажей; (Т).

Продуктивный уровень: К., СП.

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владение монологической и диалогической речью

Своеобразие кон фликта и тема ума в комедии

Идеалы и антиидеалы Чацкого

Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия

Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет.

32  

Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»)

Ц е л и: создать условия для понимания учащимися проблем, поднятых в произведении; подвести учащихся к самостоятельной оценке основных понятий и проблем, поднятых автором, путем сравнения и сопоставления

Поисковая.

Организация совместной учебной деятельности

Р/Р

З н а т ь: содержание и проблематику комедии (П).

У м е т ь: глубоко анализировать художественный текст (П); сопоставлять эпизоды и сравнивать поступки и характеры героев; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа.

Ваше отношение (рассуждение):

– Роль эпиграфа ;

– “Честь” – как “внутреннее нравственное достоинство человека” или отжившее  дворянское понятие?

Отделение основной информации от второстепен

ной; владение основными видами публичных выступлений

33- 34.

 

 Классное сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

Ц е л и: продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему; соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Р/Р

Кл. соч.

З н а т ь: содержание и проблематику изученного произведения.

У м е т ь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное (П).

Продуктивный уровень: К., Р.

Т е м ы:

1. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии

2. Читая комедию Грибоедова…

3. «София начертана не ясно…» (А.С.Пушкин)

Поиск нужной информации и по заданной  теме.

Свободная работа с текстом художественного произведения

35.

«Пушкин есть явление чрезвычайное» (Гоголь) (основные вехи жизненного и творческого пути великого художника). Стихи о Кавказе.

Ц е л и: дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; познакомить с лирикой, символическими образами.

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Беседа, работа с книгой

РК

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина;

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по заданной теме (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

У м е т ь: делать сообщение о творчестве Пушкина

Продуктивный уровень: К., ЛС.

Использование различных видов чтения. Владение монологической и диалогической речью

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий

36.

  37

  38

Темы, мо тивы и жанровое многообразие его лирики.  Тема поэта и по эзии («Арион», «Пророк», «Ан чар», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг неру котворный...»)

Ц е л и: создать условия для понимания поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека, его чувств и настроений

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: содержание изучаемого произведения.

У м е т ь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета.

У м е т ь: делать сообщение о творчестве Пушкина

Продуктивный уровень: К., ЛС.

Владение монологической и диалогической речью

Лирика любви и дружбы («К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла..,»,  «Во глубине сибирских руд...», «Я вас любил...», «К***»)

Тема природы («Осень», «Деревня») в лирике А.С.Пушкина.

39.

  40.

  41.

Романтическая поэма «Кавказский плен ник», ее художественное своеобразие и проблематика

Ц е л и: создать условия для понимания идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости; совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержания, письменно высказываться на предложенную тему

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Вн. чт.

З н а т ь: содержание изучаемых произведений.

У м е т ь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, выразительно читать стихотворения (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Иллюстрации в произведениях Пушкина

Способность передавать содержание прочитанного текста в развернутом виде; владение монологической и диалогической речью

Герои и проблематика «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина»

Нравственные уроки «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина.

42.

 

Философское звучание поздней лирики Пушкина.

Обучение анализу одного стихотворения.

Ц е л и: создать условия для понимания идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости; совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержания, письменно высказываться на предложенную тему

Поисковая.

Организация совместной учебной деятельности

Р/Р

З н а т ь: содержание изучаемого произведения;

У м е т ь: анализировать поэтические произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Продуктивный уровень: К., СП.

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал

43

Проза Пушкина о Кавказе.

Контрольный тест по лирике А.С.Пушкина.

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Организация совместной учебной деятельности

РК

Тестирование

Продуктивный уровень: К., СП.

Продуктивный уровень: К., СП.

Умение перефразировать мысль; использование различных видов чтения

44

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в сти хах 

Цели: дать представление об особенностях романа в стихах, об истории создания, совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей.

Поисковая.

Проблемные задания

З н а т ь: содержание поэмы; наизусть отрывок.

У м е т ь: делать выводы в результате анализа текста, фрагмента; выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть.

Продуктивный уровень: К., СП.

Комплексный анализ; исследование фрагмента текста.

Умение перефразировать мысль; использование различных видов чтения; выбор и использование выразительных средств языка

45

Автор и его герой в образной системе романа

Ц е л и: дать представление об особенностях произведения, совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия.

Поисковая.

Проблемные задания

З н а т ь: содержание романа; наизусть отрывок.

У м е т ь: делать выводы в результате анализа текста, фрагмента; выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть.

Продуктивный уровень: К., СП.

Комплексный анализ; исследование фрагмента текста.

Умение перефразировать мысль; использование различных видов чтения; выбор и использование выразительных средств языка

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий

46

  47

  48

  49

 

 50

  51

Тема оне гинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав» 

Ц е л и: дать представление об особенностях произведения, совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей, совершенствовать умение выразительного чтения, умение письменно высказываться на предложенную тему.

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: особенности романа в стихах; литературного жанра; (П)

У м е т ь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа.

Продуктивный уровень: К., СП.

Характеристика действующих лиц, устное рисование

Использование различных видов чтения; владение монологической и

диалогической речью

Онегин и Ленский

Образ Татьяны Лариной как «милый иде ал» автора

Картины жизни русского дворянства в романе.

Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина»

Пушкинский роман в зеркале критики. В.Белинский, Д.Писарев, А.Григорьев.

52-

53

Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений

 Онегин».

Ц е л и: выявление степени усвоения учениками основных положений текста произведения и проблематики; систематизация и обобщение изученного.

Исследовательская

Самостоятельная работа над сочинением

Р/Р

Кл. соч

З н а т ь: содержание прочитанного произведения.

У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное.

У м е т ь: писать сочинения в жанре проблемной аналитической статьи.

Творческий уровень: К., Р.

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

54

Публичная защита рефератов по творчеству А.С. Пушкина

Исследовательская

Аналитическая беседа, работа с книгой, демонстрация.

Р/Р

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий

55

Промежуточный контрольный срез (тестирование).

Ц е л ь: проверка знаний.

Объяснительно-иллюстра-тивная

Самостоятельная работа

 Тестирование

Свободная работа  с текстами

.

56

М. Ю. Лермонтов. Кавказ в судьбе поэта. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

Ц е л и: дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; познакомить с лирикой, символическими образами

Объяснительно-иллюстра-тивная.

В/ф “С Лермонтовым в Кисловодске”, романс Рубинштейна и Варламова “Горные вершины”

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

РК

З н а т ь: основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки;

Рассуждения:

– Сравнение как основной композиционный прием в стихотворениях поэта (Т).

Продуктивный уровень: К., ЛС.

Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смысло-вого анализа текста

57

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова

Ц е л ь: раскрыть глубину и непосредственность чувств лирического героя Лермонтова.

Объяснительно-иллюстра-тивная

Беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути Лермонтова;

Уметь: анализировать лирическое произведение.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Уметь раскрывать живописность и музыкальность стихотворений

Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть

58

  59

  60

  61

  62

  63

«Неведомый избранник» (Ранняя лирика Лермонтова)

Ц е л ь: раскрыть глубину и непосредственность чувств лирического героя Лермонтова

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути Лермонтова;

Уметь: анализировать лирическое произведение.

Продуктивный уровень: К., ЦО 

Интеграция с уроками русского языка.

Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогической речью

«Железный стих» (Поэт и толпа в лирике Лермонтова)

«Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить»

Любовь и Муза (Интимная лирика Лермонтова)

«Люблю Отчизну я…» (тема России в лирике Лермонтова)

«Под бременем познанья и сомненья» (Образ «потерянного» поколения в лирике Лермонтова)

64

Письменная работа по лирике Лермонтова (тестирование или в форме анализа одного стихотворения)

Ц е л и: совершенствовать навык анализа лирических произведений, учить умению видеть авторскую позицию, совершенствовать навык устного и письменного высказывания

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Р/Р

РК

З н а т ь: содержание изучаемого произведения; прием “контраста”.

У м е т ь: при анализе текста

 сопоставлять эпизоды; участвовать в диалоге (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Размышление:

– Что такое Родина?

 (Т)

Владение основными видами публичных выступлений; следование

этическим нормам и правилам ведения диалога

65

 

Тема Родины в поэзии В.Слядневой. Характер лирической героини.

66

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

Ц е л и: создать условия для понимания главной мысли романа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Аналитическая беседа, проблемные задачи

З н а т ь: содержание романа; приемы анализа текста.

У м е т ь: сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа (П).

Продуктивный уровень: ЦО.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Владение основными видами публичных выступлений; поиск нужной информации по заданной теме

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий

67

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа в главах «Бэла», «Максим Максимыч».

Ц е л и: создать условия для понимания главной мысли романа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования

З н а т ь: содержание романа; приемы анализа текста.

У м е т ь: сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа (П).

Продуктивный уровень: ЦО.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Умение выразительно читать произведение, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; умение вступать в речевое общение

68

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист».

Ц е л и: создать условия для понимания главной мысли романа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика

Поисковая

Проблемные задания

З н а т ь: содержание романа; приемы анализа текста.

У м е т ь: сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа (П).

Продуктивный уровень: ЦО.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Владение монологической и диалогической речью

69- 70

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

Ц е л и: создать условия для понимания главной мысли романа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика

Объяснительно-иллюстра-тивная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: содержание романа; приемы анализа текста

У м е т ь: характеризовать изобразительно-вырази-тельные средства.

Продуктивный уровень: К., СП.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Владение монологической и диалогической речью

71

Споры о романтизме и реализме романа. Творчество Лермонтова в оценке В.Белинского.

Ц е л и: познакомить учащихся с оценкой творчества Лермонтова В.Белинским, вызвать интерес к его произведениям.

Объяснительно-иллюстра-тивная

Лекция, рассказ, беседа, работа с книгой

З н а т ь: основные факты из произведений Белинского;

У м е т ь: анализировать текст; выделять смысловые части; формулировать тему, идею, проблему произведения; выражать свое отношение

Мини-сочинение “О Лермонтове” (Т)

Владение монологической и диалогической речью; поиск нужной информации по заданной теме

72- 73

 Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

Ц е л ь: формировать навык написания сочинения на заданную тему

Исследовательская

Самостоятельная работа над сочинением

Р/Р

Кл.  соч

З н а т ь: содержание прочитанного произведения.

У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное.

У м е т ь: писать сочинения в жанре проблемной аналитической статьи.

Творческий уровень: К., Р.

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

74

Кавказские пейзажи в романе Лермонтова «Герой нашего времени.

Ц е л и: вызвать интерес к  произведениям о Кавказе, развивать умение давать устный и письменный ответ на тему, совершенствовать речевые навыки

Исследовательская

Беседа, работа с книгой

РК 

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

75

  76.

Н. В. Гоголь – писатель-сати-рик. Страницы жизни и творчества.

Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника 

Ц е л и: дать представление об истории создания поэмы; совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей, совершенствовать умение выразительного чтения произведения, умение письменно высказываться на предложенную тему

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: особенности жанра; определение понятия “поэма” (П)

У м е т ь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа.

Продуктивный уровень: К., СП.

Характеристика действующих лиц поэмы, устное рисование

Использование различных видов чтения; владение монологической и

диалогической речью

77.

«Вся Русь явится в нем!» (Замысел и история создания поэмы «Мертвые души»

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: основные факты жизни и творчества писателя (Р).

З н а т ь: отрывок наизусть (Т).

Размышление:

Осознанное и беглое чтение текста различных


78

Губернский город NN и его обитатели

Ц е л и: совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей.

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Работа с книгой, демонстрация

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения (П); формулировать тему, идею, проблематику произведения (П); выразительно читать произведения (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

стилей и жанров

79

    80.

    81.

   82.

«Русь с одного боку» (образы помещиков в поэме)

Ц е л и: совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей.

Народная тема в поэме

«Любезнейший Павел Иванович». Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме

Крестьянская Русь в поэме: от смирения к бунту.

Объяснительно-иллюстра-тивная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: содержание изучаемых произведений (Р); образную природу

словесного искусства.

У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст (П); характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию.

Продуктивный уровень: К., СП.

Сообщения:

– История Чичикова;

– Кого, что высмеивает в своей поэме Н.В.Гоголь? (Т)

Использование различных видов чтения;

умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий

83.

  84.

«Мертвые души» – поэма о величии России. Обучение пересказу с элементами цитирования.

Фигура автора и роль лирических отступлений. Поэма в оценке В.Белинского.

Ц е л и: совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия.

Объяснительно-иллюстра-тивная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

          Р/Р

З н а т ь: содержание произведения. У м е т ь: определять нравственную проблематику произведения;

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию

Владение монологической и диалогической речью

85- 86.

Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

Цель: контроль знаний

Объяснительно-иллюстра-тивная

Самостоятельная работа

      Р/Р

     Кл. соч.

Свободная работа  с текстами

 87

Проблематика рассказов В.Грязева «Чумной» и Г.Баева «Павлюк».

Ц е л и: дать представление о фактах биографии писателей, об истории создания произведений, жанровом новаторстве.

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

         РК

З н а т ь: содержание изучаемого произведения.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения (П); формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; дать характеристику героев (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Сообщение:

– Тема родины в произведениях ставропольских авторов.

Поиск нужной информации по заданной теме; использование различных видов чтения

88.

  89.

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ   XIX  ВЕКА.

Развитие традиций отечественного реализма в русской ли тературе 1840—1890-х годов

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века. Ф.И. Тютчев - поэт-философ и поэт родной природы.

Ц е л и: дать представление о фактах биографии поэта, об истории создания произведений,  новаторстве.

Поисковая

 Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

        Вн.чт.

З н а т ь: содержание изучаемого произв; образную природу словесного искусства (П).

У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию.

Размышления:

– Роль художественных изобразительных средств (Т)

Поиск нужной информации по заданной теме: владение основными видами публичных выступлений


90

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Тема «Невыразимого» в лирике Фета.

Ц е л и: совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия.

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

        Вн.чт.

З н а т ь: содержание изучаемого произведения.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения (П); формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; дать характеристику героев (П).

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию.

Владение монологической и диалогической речью

91.

Поэзия Н.А. Некрасова. Своеобразие некрасовской Музы. Анализ стихотворения «Вчерашний день,  часу в шестом..»

Ц е л и: воспринимать и анализировать лирический текст, формулировать тему, идею, проблематику

Объяснительно-иллюстра-тивная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Р/Р

З н а т ь: содержание повести.

У м е т ь: характеризовать изобразительно-выразительные средства.

Продуктивный уровень: К., СП.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Владение монологической и диалогической речью

  92.

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа ве ков

Ц е л и: дать представление о личности и творчестве Чехова, воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Илюстрации к рассказу

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Вн. чт.

З н а т ь: содержание рассказа..

У м е т ь: характеризовать изобразительно-вырази-тельные средства воспринимать и  анализировать художественный текст; выделять смысловые части , составлять план прочитанного; формулировать тему

Интеграция с уроками русского языка.

Наблюдать: роль речевых повторов, эпитетов, однородных членов предложений (Т)

Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогической речью

  93.

 

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

«Смех сквозь слезы». Рассказы Чехова.


94.

95.

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА. Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, А. Куприн).

Литература Ставрополья. Жанры и направления.

Ц е л и: дать представление о жанрах и направлениях рус лит, совершенствовать навык анализа художественного произведения

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Выставка художественных книг

Аналитическая беседа, работа с книгой

         Вн.чт. 

           

           

           РК

З н а т ь: жанры и направления лит ХХ века(Р).

У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Сочинение-мини-атюра:

– Проблемы века на страницах книг;

– “Ты пойми меня…” (Письмо другу) (Т)

Владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение, участие в диалоге, диспуте

96.

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм) (обзор) Многообразие поэтических голосов эпохи. (Защита проектов).

Ц е л и: учить умениям выразительно читать стихотворение, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста

Объяснительно-иллюстра-тивная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: содержание произведения.

У м е т ь: определять нравственную проблематику произведения;

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию.

Владение монологической и диалогической речью

97.

Своеобразие отечественного романа первой  половины XX века. Гуманизм шолоховской прозы. Особенности композиции и сюжета рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Объяснительно-иллюстра-тивная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

        Вн.чт.

З н а т ь: содержание произведения.

У м е т ь: определять нравственную проблематику произведения;

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию.

– Поиск нужной информации по заданной теме.

– Использование различных видов чтения

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий

98.

Литературный процесс 50—80-х годов В.Г.Распутин «Деньги для Марии»

Цели: воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев

Объяснительно-иллюстра-тивная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

        Вн.чт.

З н а т ь: содержание произведения.

У м е т ь: определять нравственную проблематику произведения;

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию.

– Поиск нужной информации по заданной теме.

– Использование различных видов чтения

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий

Объяснительно-иллюстра-тивная

99

 

«Опаленная земля» (сборник произведений ставропольских авторов о ВОвойне).

Цели: воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Иллюстрации

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

       РК

З н а т ь: содержание произведения; образную природу словесного искусства (П).

У м е т ь: выразительно читать; строить устные и письменные ответы; участвовать в диалоге по прочитанному произведению (П).

Продуктивный уровень: К., ЦО.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной  целью; извлечение необходимой информации из источников; владение основными видами публичных выступлений

100

Автобиографическая основа рассказа А. Солженицына «Матренин двор». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве

Ц е л и: познакомить учащихся с личностью А. Солженицына и его творчеством; донести философский смысл рассказа, художественные особенности и стиль

Поисковая

Проблемные задачи

        Вн.чт.

З н а т ь: основные факты биографии писателя; содержание рассказа (П).

У м е т ь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение (П); определять род и жанр литературного произведения;

выявлять авторскую позицию;

Размышление:

– Чем мне близки проблемы рассказа? (Т)

Владение монологической и диалогической речью.

Поиск нужной информации по заданной теме

 101

Поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого. Барды Ставрополья.

Ц е л и: учить умениям выразительно читать стихотворение, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста

Поисковая

Проблемные задания

         Вн.  чт

РК

У м е т ь: выразительно читать стихотворение, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.

З н а т ь: содержание произведения; образную природу словесного искусства (П).

Творческий уровень: К., ЛС.

Умение выразительно читать произведение, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; умение вступать в речевое общение

  102

 

Но вейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (обзор). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы по УМК Г.Меркина

Календарно-тематическое планирование уроков литературы по УМК Г.Меркина...

Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс (учебник Меркина Г.С.)

Данное тематическое планирование по литературе составлено к учебнику Меркина Г.С....

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....