«Воспитание чувств» в рассказе В.Распутина «Уроки французского».
методическая разработка по литературе по теме

Бондарева Людмила Алексеевна

Одиннадцатилетний мальчик впервые волею судьбы оторван от семьи, вырван из привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «учёным человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.
 

Цель урока :1.Раскрыть душевный  мир героя рассказа;
                        2.Показать неординарность учительницы;
                        3.Обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в   
                             произведении.
                        4. Объяснить  смысл названия рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otrytyy_urok_po_literature_urok_francuzskogo.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Отрытый урок по литературе.

«Воспитание чувств» в рассказе В.Распутина «Уроки французского».

Цели: 1.Раскрыть душевный  мир героя рассказа;

            2.Показать неординарность учительницы;

            3.Обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в  

             произведении.

            4.Смысл названия рассказа.

Задачи:1.Фрагментарное воссоздание сюжета (работа с вопросами и  

                 цитатным планом рассказа о герое);

              2.Работа с текстом произведения ( ключевые слова, детали,

                  художественные  средства);

              3.Характеристика  литературных героев.  

              4.Составление синквейна.

                                                     

                                   Оформление доски:

                Портрет  

                писателя

Доброта

Сострадание

Урок жизни

Тема

Сюжет

Проблема

Эпиграф к уроку:

Хорошего сердца и правильной души так недостаёт нам, что чем больше наши герои и  мы будем жить, тем лучше  для нас будет.

           В.Г.Распутин.

Вопросы к уроку:

1.Какой запомнилась мальчику учительница французского?

2.Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?

3.Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным?

4.Какие чувства воспитывает рассказ?

Домашнее задание:

Ответить письменно на вопрос: Над чем заставляет задуматься рассказ В.Г.Распутина «Уроки французского»?

Ход урока:

I. Оргмомент.

    Приветствие.

     Цели и задачи урока.

II.Слово учителя:

На предыдущем уроке мы с вами, ребята, познакомились с рассказом В.Распутина « Уроки французского», анализировали эпизоды, которые помогают  нам раскрывать характеры героев, понять их внутреннее состояние.

Сегодня на уроке нам предстоит обсудить 3 аспекта рассказа. В первую очередь остановимся на образе главного героя, его душевном состоянии.

Далее речь пойдёт о «необыкновенном человеке»- учительнице французского. Завершим разговор о рассказе обсуждением его основных проблем. (вопросы на доске)

III. Прежде, чем начнём разговор по теме нашего урока, давайте вспомним

    сюжет рассказа «Уроки французского» и сделаем вывод о главном герое.

   

На партах лежат листы, на которых даны вопросы к рассказу о герое и цитатный план. Задача ребят: правильно сопоставить (провести линии) вопросы и цитаты, а затем  прокомментировать. Работа  проводится в парах.

Вопросы к рассказу о герое

Цитатный план к рассказу о герое

1.Почему мальчик оказался в райцентре?

2.Каковы были успехи героя рассказа в школе?

3.Каково было душевное состояние героя?

4.Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги?

5.Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами?

6.Каково было отношение мальчика к учительнице?

  1. «Я пугался и терялся…она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».
  2. «Учился я и тут хорошо…по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
  3. «Получив его (рубль), …я покупал баночку молока».
  4. Чтобы учиться дальше… мне пришлось снаряжаться в райцентр».
  5. «Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни».
  6. «Они били меня по очереди…не было в тот день человека несчастнее меня».

Вывод о жизни и душевном состоянии мальчика:

Одиннадцатилетний мальчик впервые волею судьбы оторван от семьи, вырван из привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «учёным человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому,

чтобы не подвести земляков.

IV.Беседа с классом

  1. Какой запомнилась мальчику  учительница французского? (вопрос на доске) Прочитайте описание  портрета Лидии Михайловны. Что особенного отмечено в нём?

( « Лидии  Михайловне тогда было ,наверное, лет двадцать пять или около того…» и далее по тексту: « В лице её не было жестокости».)

  1. Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?

  (Она относилась к нему с пониманием и сочувствием; Ценила его устремлённость. Решила позаниматься с мальчиком, чтобы подкормить способного ученика).

  1. Почему затея с посылкой ей не удалась?

 ( Учительница наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок).

  1. Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? ( Она предложила играть на деньги в « пристенок»).

  1. Почему Лидия Михайловна прислала 2-ую посылку?

 ( Она бескорыстная, добрая. Это поступок подтверждает добрые чувства Лидии Михайловны).

 

  1. Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (вопрос    на доске)

    (Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к  

       состраданию и  добротой, за что и пострадала, лишившись работы.)

 Выводы, которые  делают ребята по образу Лидии Михайловны.

Учительница идёт на рискованный шаг, играя с учеником на деньги. Но она поступает так из человеческого сострадания : мальчик истощён, а от помощи отказывается. Кроме того, Лидия Михайловна рассмотрела в  ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь ребёнку поверить в свои силы.

V.Синквейн (пятистишие)

Первая строка — тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из нескольких слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

                                                                                                            (справка)

Задание учащимся:

  1. Составить синквейн о Лидии Михайловне.

VI. Продолжаем работу с классом.

 

   Учитель: В.Г.Распутин как-то сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам, Литература ,на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства ».

 

  1. Какие чувства воспитывает рассказ « Уроки французского»?

                                                      (Доброту, сострадание)

  1. Как можно оценить поступок Лидии Михайловны, которая играла на деньги с учеником? Выскажите своё мнение.

                                                         (С одной стороны, это непедагогично,    

                                                         с другой стороны,  игра на деньги была

                                                        единственной возможностью помочь

                                                          мальчику)

  1. Почему рассказ назван «Уроки французского»?

 

                                                                   ( Общение с Лидией Михайловной

                                                                     стали для  героя уроками жизни,

                                                                      воспитанием чувств.)

  1. А чему вы , ребята, научились на уроке?

VII.      Обрате внимание на эпиграф к уроку. Прочитайте, сделайте            

              вывод. Как эпиграф связан с темой урока?  

                         (  У Лидии Михайловны большое доброе сердце.  

                             Несмотря на то, что её уволили, она осталась  

                             ЧЕЛОВЕКОМ.  Бескорыстие, простота,                  

                             сострадание, душевная красота – вот те качества

                             характера учительницы, которая для мальчика

                              стала  примером для подражания.)

VIII. Домашнее задание.( Записано на доске)

  IX.Оценивание работы учащихся.

                                                                           

                                                                                   

Приложение

Синквейн : образ Лидии Михайловны.

                                         Лидия Михайловна

                                              Добрая, мудрая

                                         Учит, играет, сострадает

                                  Не походила на всех остальных

                                              Бескорыстность

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки жизни в рассказе В.Распутина "Уроки французского"

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина«Уроки французского» Цели урока:      ...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Воспитание чувств в рассказе В. Распутина «Уроки французского»

Данная работа может быть использована на уроке литературы в 5м классе....

презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского

презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского...

Открытый урок «Воспитание добротой и …» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», в 6-ом классе.

Открытый урок «Воспитание добротой и …» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», в 6-ом классе....

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....

Конспект урока по литературе по теме "Уроки доброты" (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

Методическая разработка может быть использована как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях и классных часах, посвященных нравственным проблемам. Основной вопрос обсуждения...