Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Данный урок в 9 классе предполагает 

  1. Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»
  2. Повторить понятия: романтизм, элегия.
  3. Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.
  4. Проследить композицию и сюжет  стихотворения.
  5. Сопоставить стихотворение А.С. Пушкина и картину И.Е.Репина и И.К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А.С.Пушкин у Черного моря)

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс

Анализ лирического произведения.

А.С. Пушкин «К морю»

Цели урока:

  1. Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»
  2. Повторить понятия: романтизм, элегия.
  3. Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.
  4. Проследить композицию и сюжет  стихотворения.
  5. Сопоставить стихотворение А.С. Пушкина и картину И.Е.Репина и И.К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А.С.Пушкин у Черного моря)

   1.Вступительное слово учителя:

Сегодня мы продолжаем разговор о Южном периоде в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Известный литературовед  Б.В.Томашевский назвал его « временем полного расцвета поэзии Пушкина, полного освобождения от какого бы то ни было ученичеств, полной его оригинальности».

Ссылка на юг была для Пушкина бедой, обидой и болью – и вместе с тем его духовным торжеством, радостью творчества. Он сам это хорошо осознавал.

В стихотворении «К Чаадаеву» он писал о значении для себя южной ссылки:

И сети разорвав, где бился я в плену,

Для сердца новую вкушаю тишину.

В уединении мой своенравный гений

Познал и тихий труд, и жажду размышлений…

Стихотворение – элегия «К морю» (1824) завершает южный период в творчестве Пушкина. Это определенный этап в жизни поэта, это прощание поэта с морем и романтической поэзией.  Оно начато в Одессе и завершено уже в Михайловском.

Итак, мы обозначили литературное направление, к которому относится это стихотворение – романтизм.

- Вспомним основные признаки романтизма. ( Слайд)

1. Романтическая страстная  личность.

2. Конфликт между личностью и обществом.

3. Сильный характер романтического героя.

4. Исключительные обстоятельства.

5. Экзотическая природа, романтический пейзаж.

6. Стремление к абсолютной свободе.

7. Поиск непостижимого идеала в сочетании  с пониманием несовершенства мира.

                                                                                                                      3.Выразительное чтение стихотворения.

4. – Почему это стихотворение называют элегией? (Слайд)

Элегия – жанровая форма лирики, представляет собой философские размышления, грустные раздумья о жизни, о судьбе человека.

Итак, перед нами жанр элегии, даже элегического послания, где поэт делится с морем, как с другом, самыми сокровенными думами и чувствами.

  1. В стихотворении перед нами раскрывается образ моря.

- Выпишите ключевые слова, характеризующие морскую стихию. (Слайд)

Море – « свободная  стихия», «гордая краса» , « ропот заунывны», «грустный шум», «шум призывный», «своенравные порывы», «торжественная краса», « и блеск, и тень, и говор волн..»

- Какой образ моря создаются в стихотворении?

( Образ свободной стихии. Это перифраз. Море – свободное! Оно же стихия! Это как бы двойная свобода, свобода абсолютная.)

- Что сближает поэта и море? ( Образ моря величествен, прекрасен. Море близко поэту, потому что представляется ему воплощением свободы, вольной стихии, мощи, гордой красоты.)

  1. – Следовательно какова же тема пушкинской элегии?

( Тема свободы, т.к. все атрибуты моря это в равной степени и атрибуты свободы – «гордая краса», «своенравные порывы», «неодолимый»)

  1. Образы моря  - свободы не только открывают стихотворение, но и скрепляются его композицией.

- Какой характер носит композиция стихотворения: статический или динамический?

- Как появляются идеи и образы стихотворения?

(Точно по внутренней потребности, непреднамеренно, ассоциативно). Строфы сюжетно не сцеплены между собой.

  1. Работа в группах.                                                                                                  Мы обращаемся к композиции.                                                                 Задание 1 группы: составить композиционный план стихотворения. (Обсуждение д/з)

Примерный план:

1-5 строфа – воспоминание о море;

6 строфа – порыв к личной свободе, желание вырваться на волю;

7-8 строфа – о страсти, которую испытал поэт. (Она не позволила ему вырваться на волю, любовь тоже стихия, но стихия плена. Она так же могущественна, как и море.

9-10 строфа – образ Наполеона.                                                                          (Этот образ рождается из образа свободы – моря и плена, более высокого пленника, заставляет вспомнить и о его судьбе. Наполеон в эпоху Отечественной войны 1812 года воспринимался как завоеватель, тиран. Но прошло время… Наполеон стал легендарной личностью, героем Франции. Его смерть на острове Святой Елены воспринималась как национальная трагадия.)

10-12 строфа – образ Байрона, романтического поэта. ( Байрон «властитель дум» молодого поколения. Он сражался за свободу греческого народа, где и умер в Миссолунгах. Пушкин говорил, что стихотворение «К морю» «маленькое поминаньице за упокой души раба Божия  Байрона».

Имена Байрона и Наполеона часто сопоставлялись современниками. (Слайд)

П.А.Вяземский писал: «Наполеон на скале Святой Елены и Байрон в Миссолунгах! Вот два поэтических фароса, которые освещают нашу глубокую ночь».

Образы Байрона и Наполеона в стихотворении не были неожиданными. Их сближала их судьба, романтический ореол изгнанников.

13 строфа – размышление о своей судьбе и судьбе мира, земли.

14- 15 строфа – обещание не забыть торжественной красоты моря.

Вывод:

Таким образом с идеей свободы – центральной в стихотворении «К морю» свободно соотносятся и связаны все частные мотивы и темы.

2 группа. Задание: 1. Найти средства художественной выразительности, которыми пользуется автор в изображении моря.

( Говоря о шуме моря, поэт употребляет сравнения: « Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Шум у Пушкина «грустный», он куда-то зовет,«призывный» - это необычные эпитеты, они передают настроение. Для романтика грусть, высока грусть – это всегда зов куда-то, это знак вечной неудовлетворенности и жажды перемен.                                         Свое настроение поэт характеризует словами: « Бродил ли я тихий и туманный»

2. Какое настроение они передают?

3. Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»?

(Предел – это совершенство, идеал, последняя высшая степень чего-либо.

«Моей души предел желанный» - море – символ свободы, а Пушкин стремиться к свободе. Это и есть его «предел желанный»).

3 группа. Задание: 1. 7-я строфа начинается словами: «Ты ждал, ты звал…»

Что это – грамматическая ошибка или стилистическая фигура?

Почему к морю поэт обращается в муж. роде?

2. Как образы Байрона и Наполеона связаны с образом моря?

( 1.Море – друг.

2. «Властители дум» - Наполеон и Байрон носители идеи свободы и в то же время его жертвы. Пушкина в Байроне привлекают такие черты, как свободолюбие («исчез, оплаканный свободой»), неукротимы дух борца , гениальность («умчался гений»). Наполеон – пленник моря.

4 группа. Задание: 1. Синтаксис стихотворения. Какими приемами пользуется Пушкин?

2. Звукопись стихотворения.  Найти примеры аллитерации, ассонанса.

Что придают звуковые повторы стихотворению?

Как помогают раскрыть тему моря?

3. В одном из первоначальных вариантов 5-я строфа начиналась так:

«Беспечный парус рыбарей». Слово беспечный Пушкин заменяет на «смиренный», зачем он это делает?

(1. Синтаксис музыкален – повторы значимых слов и союзов: «Твой грустный шум, твой шум призывный…»

«как ты могущ, глубок и мрачен, как ты ничем неукротим…»

« и тишину в вечерний час, и своенравные порывы…»

«твои скалы, твои заливы, и блеск, и шум, и говор волн..»

2. Сонорные р, л, м, н, протяжные гласные о,а, и направляют основную музыкальную тему элегии. Передают звуки и шум моря.

« как друга ропот заунывный…»

«моей души предел желанный. Как часто по брегам твоим бродил я тихий и туманный…»

«как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас и тишину в вечерний час, и своенравные порывы…»

3. Слово «беспечный» выпадает из звукового ряда, а слово «смиренный» помогает создать сильный звуковой образ:

Смиренный парус рыбарей;

Твоею прихотью хранимый…

5 группа. Задание: 1. Найти приемы контраста в стихотворении. Как они помогают в раскрытии сюжета стихотворения? ( Строфы 4, 5,7)

2.Почему оказалась нереализованной мечта поэта о свободе?

                                                                                                                       (1.Строфа 4 – состояние покоя и бури на море;

Строфа 5 – штиль и буря;

Строфа 7 – 1-я строчка « …у берегов остался я» - антитеза моря и берега.

Море – стихия, неодолимость, свобода.

Берег – скучный, неподвижный, несвободный.

Море – без- брежно!

И этим противостоит берегу.

Вывод:

Основной контраст в стихотворении свобода – несвобода.

Это противопоставление составляет главный сюжет стихотворения, скрепляет воедино композицию и поддерживается  в тексте близкими по смыслу антитезами и антонимами.

Отличие сюжета и композиции.

Слайд.

Композиция – построение произведения.

Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

2. Поэта удерживает  не только «могучая страсть» , но и понимание неосуществимости «желанной свободы». «Судьба людей повсюду та же…»)

6 группа. Задание: 1. Сопоставьте картину И.Е.Репина и И.К. Айвазовского  «Пушкин у моря. «Прощай свободная стихия!» со стихотворением Пушкина «К морю».

Какие мотивы стихотворения нашли отражение на полотне Айвазовского и Репина?

Какие слова стихотворения созвучны картине?

2.Как антитеза брег, берег – море реализуется в стихотворении и находит символическое воплощение на картине?

3.Вчитайтесь в пушкинское стихотворение, всмотритесь в полотно И.Е. Репина и И.К.Айвазовского. В какой степени лишенная звуков картина заставляет вспомнить звукопись, музыкальность стихотворения? (слайд )

(Сообщение ученика.)

 Выводы по анализу стихотворения.

Итак, мы попытались проанализировать элегию А.С.Пушкина «К морю».

Для Пушкина море – олицетворение свободы, силы и красоты, образ моря реален, он слит с душой поэта, освещен его романтической мечтой.

Поэт чувствует свое единение с природой, гармонию, которые невозможны в реальной жизни.

                                                                                                                                                                                   Выделим черты романтизма в элегии. (Слайд)

  1. Пронизана романтическим настроением.
  2. Романтический пейзаж.
  3. Гордое одиночество поэта.
  4. Романтичны скорбные думы о судьбах человечества.
  5. Обращением к морю, океану стирается грань между природой, стихией и человеком.

 Слайд.

М.И.Цветаева: «Прощай, свободная стихия…» - стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне известных – сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание…»

Прокомментируйте слова М.И.Цветаевой.

Письменная работа. 10 минут. Зачитать 2-3 работы.

Итоги урока. Оценки за урок.

Домашнее задание.

Задание 1 группы: составить композиционный план стихотворения.

2 группа. Задание: 1. Найти средства художественной выразительности, которыми пользуется автор в изображении моря.

2. Какое настроение они передают?

3. Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»?

3 группа. Задание: 1. 7-я строфа начинается словами: «Ты ждал, ты звал…»

Что это – грамматическая ошибка или стилистическая фигура?

Почему к морю поэт обращается в муж. роде?

2. Как образы Байрона и Наполеона связаны с образом моря?

4 группа. Задание: 1. Синтаксис стихотворения. Какими приемами пользуется Пушкин?

2. Звукопись стихотворения.  Найти примеры аллитерации, ассонанса.

Что придают звуковые повторы стихотворению?

Как помогают раскрыть тему моря?

3. В одном из первоначальных вариантов 5-я строфа начиналась так:

«Беспечный парус рыбарей». Слово беспечный Пушкин заменяет на «смиренный», зачем он это делает?

5 группа. Задание: 1. Найти приемы контраста в стихотворении. Как они помогают в раскрытии сюжета стихотворения? ( Строфы 4, 5,7)

2.Почему оказалась нереализованной мечта поэта о свободе?

6 группа. Задание: 1. Сопоставьте картину И.Е.Репина и И.К. Айвазовского  «Пушкин у моря. «Прощай свободная стихия!» со стихотворением Пушкина «К морю».

Какие мотивы стихотворения нашли отражение на полотне Айвазовского и Репина?

Какие слова стихотворения созвучны картине?

2.Как антитеза брег, берег – море реализуется в стихотворении и находит символическое воплощение на картине?

3.Вчитайтесь в пушкинское стихотворение, всмотритесь в полотно И.Е. Репина и И.К.Айвазовского. В какой степени лишенная звуков картина заставляет вспомнить звукопись, музыкальность стихотворения? (слайд )

Задание к уроку.

1. В стихотворении перед нами раскрывается образ моря.

- Выпишите ключевые слова, характеризующие морскую стихию.

Море –

2.М.И.Цветаева: «Прощай, свободная стихия…» - стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне известных – сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание…»

Прокомментируйте слова М.И.Цветаевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

Открытый урок: "Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фета "Чудная картина")"

Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения....

Образец анализа лирического произведения (стихотворения А.С.Пушкина "Подъезжая под Ижоры..." (Для 9 класса)

Учителя литературы знают, как сложно бывает научить девятиклассников анализу лирического произведения. Несомненно, в период обучения можно предложить ученикам примерный образец такого анализа, выполне...

Обучение анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 19 века)

В материале представлен план-конспект по теме "Обучение анализу лирического произведения"...

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Обучение анализу лирического произведения.

Устный журнал.А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.Обучение анализу лирического произведения.  Цели: 1) Учить анал...