"Страна детей".Русский детский фольклор Карелии - урок внеклассного чтения для 4 -5 класса
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Изучение русского детского фольклора Карелии помогает воспитывать любовь к родному краю. его прошлому, активизирует познавательную деятельность школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский детский фольклор Карелии.

Страна детей.

Нет ничего лучше народных детских прибауток, песенок, считалок, скороговорок-тараторок, дразнилок.

С. Я. Маршак.

Цели:  

 

  1. продолжить знакомство с фольклором через освоение малых жанров;
  2. пробудить интерес к народной культуре родного края;
  3. обобщить личный жизненный опыт детей.  

«Детский фольклор весь представляет собой невольную пародию на стереотипы мира взрослых. В нем существуют свои ритуалы в общении и играх, своя мифология, отчасти заимствованная у старших, отчасти собственного сочинения.  Есть своя лирика (песенники и альбомы), есть и свой смеховой мир: дразнилки, поддевки, детские анекдоты. Подражание взрослым формам поведения оказывается для детей естественным механизмом норм и правил, по которым им придется жить в будущем »( С. Алпатов).

«Педагогические возможности детского фольклора безграничны (Л.П.Михайлова).

         

Слово учителя: «Детский фольклор - органическая часть всей самобытной народной культуры и вместе с тем совершенно особая, самостоятельная область народного творчества,»-считает фольклорист С. М. Лойтер.

Для справки: Софья Михайловна Лойтер (1934 г. р.) - доктор филологических наук, профессор кафедры литературы КГПУ, фольклорист, литературовед, заслуженный деятель науки РК. Автор книг о культуре детства: «Русский детский фольклор Карелии», «Поэтика детского стиха в ее отношении к детскому фольклору». В книге «Русский детский фольклор Карелии» собрано более тысячи текстов.

Детский фольклор – явление вечное, потому что вечно детство, которое дано человеку, «чтобы играть», и,  играя, творить жизнь.

Детский фольклор- это неповторимый континент детства, СТРАНА ДЕТЕЙ.

Это  колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песенки, заклички, приговорки,дразнилки, поддевки, считалки, скороговорки, игры,небылицы,перевертыши,страшилки.

 

 

     

   

Колыбельные песни.

Маленький человечек начинается с колыбельных.

Баю-бай, баю- бай,

Не ложись на самый край,

Ложись на середочку,

Держись за веревочку.

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

Ну а я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшинчик молока.

Колыбельные исполняли баяльщики (от байкать - убаюкивать, петь колыбельные), пестуньи(бабушки, няньки, старшие сестры). Размеренный ритм, монотонный мотив успокаивал, усыплял ребенка в колыбели.

Задание: «Колыбельная для куклы»

Разучивание и исполнение колыбельной.

Это интересно:

В этой колыбельной, записанной в дер. Гарницы  Медвежьегорского района отразились местные языковые черты:

Баю - баюшки, баю

Укачаю, уложу.

Рипачок под бочок

И соломки тукачок.

Рипак - пеленка, тукач - сноп.

Пестушки, потешки, прибаутки, песенки.

Пестушки, потешки, прибаутки, песенки всегда несут радость!

Еще ребенок не владеет активной речью, а с любопытством слушает «Сороку-ворону», «Ладушки», которые К. И. Чуковский назвал « бессмертными шедеврами народной поэзии».

Задание: Вспомните их.

Пестушки - стихи, сопровождающие самые простые движения и физические упражнения ребенка (поглаживания по телу, разведение ручек и т. д.)

Ножки, ножки,

Бегите по дорожке-

Прямо в избушку

Мимо кадушки.

Потешками забавляют детей.

Тоню тяну,

Рыбу ловлю.

Попало немало:

Семь сижков,

Восемь окушков,

Один ершок-

И того в горшок.

Щей наварю,

Ребят накормлю:

«Ешьте, ребятки,

Заварны шти.»( Зап. Е. Ржановская в 1928г. в дер. Сенная Губа Медвежьегорского р-на)

Словарная работа: тоня- сеть, шти – щи, сиг, окунь, ерш – озерная рыба.

Для справки: Елизавета Васильевна Ржановская (1888- 1975) родом из Сенной Губы, с 1903 по 1945 годы учительствовала в школах Заонежья. Одна из первых начала собирать детский фольклор Карелии.

Сорока- ворона кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала в ложку,

Этому – в поварешку,

Этому – в горшок,

Этому – в вершок.

А ты, Пахомочек, мой котеночек,

Печку топи, деток корми.

( Потешка записана в пос. Повенец Медвежьегорского р-на).

Заклички, приговорки.

Маленький человечек  повелевает стихией, приказывает дождю, улитке, грому, радуге…

Радуга- дуга,

Не давай дождя,

Дай солнышка-

Колоколнышка!

Липа, липа, липа, сядь,

На веревочку присядь-

Я не буду имать.

(Записано Е. Ржановской в 1934г. в дер. Середка Медвежьегорского р-на.)

Словарная работа: в древнерусском языке ИМАТИ – брать.

Это заклички, приговорки – стихотворные обращения, преимущественно в повелительной форме, к различным силам и явлениям природы.

Задание: Вспомните заклички, с помощью которых можно обратиться к СОЛНЫШКУ, ДОЖДИКУ, БОЖЬЕЙ КОРОВКЕ.

Назывки , дразнилки, поддевки.

«Лирика осмеяния».

В них нет пошлости, а есть потребность в здоровом, раскованном озорстве, смехе, юморе, порой грубоватом, без которого не может обойтись нормальная человеческая жизнь.

            Павел щи сплавил,

            Кашку съел

            Да на печку сел.

Кто обзывается,

Тот сам так и называется.

Маша- растеряша,

Недоеденная каша.

Дашка- кругляшка,

Манная кашка.

Антошка- столовая картошка.

Вспомните дразнилки : «Баба-яга , костяная нога…», «Жадина- говядина…», «Рева- коро

ва…».

 Поиграем в рифмы:

Задание: вспомните, что такое рифма. Поддевки построены на рифме. В их основе рифмованный диалог.

- Скажи: оса.

- Оса.

- Цап тебя за волоса.

-Скажи: лук.

-Лук.

- Тебя по лбу стук.

Продолжите вы.

  1. –Скажи: стол…( У тебя в тетради кол.)
  2.  -Скажи: тетрадь…( У тебя в тетради пять )  
  3. – Скажи: чайник…( Твой отец начальник.) и т. д

Считалки.

«Считалия.»

Считалки- спутники игр, «игровые прелюдии» ( Г. С. Виноградов). Это рифмованные произведения, их говорят в такт.

Объявляется конкурс на самую интересную, короткую, длинную считалку, конкурс «собирателей считалок», конкурс «Кто больше знает считалок».

Первой, другой,

Дерни в угол,

Три, четыре-

Зацепило.

Пять, шесть-

Бьют шерсть.

Семь, восемь-

Сено косят.

Девять, десять-

Масло месят.

Одиннадцать, двенадцать-

На улице бранятся,

В избе мирятся.

Кому клин, кому стан,

Кому весь сарафан,

Кому пуговки литые,

Кому серьги золотые

Записана в деревне Сенная Губа Е. Ржановской.

Катилась витаминка

По имени Маринка,

Уроки не учила

И двойку получила.

А потом пошла гулять,

Получила цифру 5.

Записано Дмитриевой И. П. в ноябре 2006 г. от Максима Руднева 8 лет в г. Медвежьегорске.

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых и честных людей.

Стакан- лимон - выйди вон.

Налей воды - выйди ты.

За стеклянными дверями

Сидит мишка с пирогами.

Мишка, мишенька - дружок,

Сколько стоит пирожок?

Раз, два, три,

Четыре, пять.

Я иду искать.

Кто за мной стоит,

Тот в огне горит.

Кто не спрятался-

Я не виноват.

Ехала машина темным лесом

За каким-то интересом.

Инте-инте-инте-рес –

Выходи на букву С.

Записано Дмитриевой И. П. по воспоминаниям детства 1960- 1970-х годов в г. Медвежьегорске.

Мы играем.(Игры).

Мы собрались поиграть,

Ну кому же начинать?

Раз, два, три-

Начинаешь ты.

Задание: Назовите известные вам детские игры.

                Объясните условие игры в прятки, ляпу.

                Разучивание игры: игра детства бабушек и мам, игра моего детства.

Садовник.

Водящий: Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме розы ( каждый из играющих выбирает себе какой-нибудь цветок до начала игры).

Роза:- Ой!

Садовник:- Что с тобой?

Роза:- Влюблена.

Садовник:- В кого?

Роза:- В мак.

Мак:- Ой! И т. д.

Если играющий не успел назвать цветок, то садовник говорит: «Раз, два, три, вещичку гони.» Когда от кого-нибудь из участников садовник получит три предмета- тот становится садовником.

(Игра записана по воспоминаниям детства).

Итог:

Глубокие нравственные и эстетические начала заложены в большинстве произведений фольклора. Через них маленький человек знакомится с окружающим миром природы, вещей, человеческих отношений, в которых преобладают доброта, красота, входит в сложный мир слов, поэзии.

Использованная литература:

Лойтер С.М. Русский детский фольклор Карелии .Петрозаводск, 1991.

Лойтер С.М. Поэтика детского стиха в ее отношении к детскому фольклору. Петрозаводск,2005.

Михайлова Л. П.История края в народном слове. Русские говоры Карелии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 6 классе "У войны не детское лицо"

Данный урок посвящён детям войны. При подготовке к уроку дети прочитали книги В.Богомолова "Иван", А.Лиханова "Последние холода", стихи о войне. Класс был разделён на группы, каждая имела своё задание...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 6 классе"У войны не детское лицо"

В презентации представлены материалы к уроку внеклассного чтения в 6 классе "У войны не детское лицо" Дан иллюстративный материал, аннотации к использованнымна уроке произведениям, список книг для чте...

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Урок внеклассного чтения в 6 классе на тему "Донской фольклор"

Цели: закрепить понятие о фольклоре; развивать речь учащихся, умение работать со словарём, составлять устный и письменный рассказ на заданную тему; приобщать к культуре родного края; воспитывать любов...

План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"

План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"...

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья"

Урок внеклассного чтенияпо повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».Тема:  «Дорога к добру и милосердию»....

Урок внеклассного чтения в 6 классе: А. Лиханов «Последние холода» «Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба».

Основной целью внеурочной учебной деятельности стало постижение произведений классической направленности русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI вв. Основными задачами...