Анализ эпизода «Буран в степи» из повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Подготовка к изложению
план-конспект урока (литература, 8 класс) на тему

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат.

А.С.Пушкин 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buran_v_stepi.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ эпизода «Буран в степи» из повести А.С.Пушкина

«Капитанская дочка». Подготовка к изложению

        В своих прозаических произведениях Пушкин полностью следует этим требованиям. Если попытаться дать характеристику манеры повествования в «Капитанской дочке», то надо сказать: ясность, простота, лаконизм – это самые существенные черты стиля исторического романа Пушкина. и при этой установки на простоту и ясность повествование остается высоко поэтическим; скупыми средствами писатель умеет создать запоминающиеся образы людей, зрительно ощутимые картины природы, живые эпизоды действительности.

        В языке повествования лаконизм и простота проявляются в обычной, нормальной конструкции фразы. Существительные-подлежащие и глаголы-сказуемые сопровождаются минимальным числом совершенно необходимых второстепенных членов предложения, встречаются сложные предложения, но они никогда не превращаются в распространенный период.

Краток и пейзаж. При этом он всегда включен в повествование, является элементом сюжета, развития действия.

Выразительное чтение отрывка.

Обучающая беседа с элементами анализа:

Какое впечатление производит на нас картина степи в начале отрывка, какой мы ее представляем?

Огромная безмолвная равнина, кое-где холмы и овраги, все покрыто снегом; вечер, одинокая повозка.

Картина производит унылое, грустное впечатление («простирались печальные равнины»), потому что не видно людей, ничего живого, только белый снег кругом.

Почему путников застал буран в степи? Что советовал ямщик?

Ямщик – местный человек, хорошо знает приметы приближающейся снежной бури, знает, как опасно остаться во время бурана в открытой степи. Он обращается к Гриневу почтительно, снимает перед ним шапку, спрашивает о его приказаниях, потому что Гринев – дворянин, барин.

Почему Гринев не согласился с ямщиком и Савельичем, приказал ехать дальше, хотя и слышал о несчастьях при буранах?

Гринев слишком молод, неопытен, привык считаться только с собой, поступает легкомысленно («ветер показался… несилен»).

В какой последовательности описывает Пушкин то, что происходит в природе при буране?

Последовательность временная. Сначала говорится о том, что происходит при его начале, и затем о том, что видели путники, когда буря была в разгаре. Рассказано про небо, ветер, снег в разные моменты: перед бурей, в начале ее и когда она разыгралась.

Проследим, как изменяются облако, небо, ветер, снег. Свои наблюдения отразим в плане.

 

  1. «Кругом простирались печальные пустыни».
  2. Перед бураном: а) белое облако,

                                  б)  ясное небо,

                                  в)  небольшой ветер.

  1. Буран начинается: а)  ветер стал сильнее,

                                                  б)  белая туча облегла небо,

                                       в)  пошел мелкий снег, потом повалил хлопьями.

  1. Буран разыгрался:  а)  ветер завыл,

                                       б)  метель, снежное море,

                                       в)  «все было мрак и вихрь».

Почему мы можем так ярко и детально представить картину бури?

Пушкин описал все, что происходит в природе от самого начала бури до ее конца. Он показал, что все в природе в движении. В изменении: от ясного неба до мрака, от тишины до свирепого ветра, от мелкого легкого снега до снежного моря.

Использование слов какой части речи позволяет передать все эти изменения?

Находим в тексте и выписываем глаголы, передающие состояние и изменения ветра, снега, тучи, неба.

Туча – облачко обратилось в белую тучу, поднималась, росла, облегла все небо.

Небо – ясное небо, темное небо, смешалось со снежным морем.

Снег – пошел, повалил, засыпал, валил.

Ветер – слегка подымается, сметает порошу, становился сильнее, завыл, выл с свирепой выразительностью.

Благодаря тщательному подбору слов, их выразительности Пушкин заставляет нас видеть эти постепенные изменения в природе, присутствовать вместе с путниками при  наступлении бури, испытывать вместе с ними страх перед ее последствиями.

Обратим внимание на речь героев, особенно на речь ямщика. Можем ли мы догадаться, что это говорит крестьянин?

В речи ямщика использовано много простонародных слов и оборотов: вишь, как он сметает порошу, невесть и так куда заехали и др.

Какова композиционная функция эпизода? Как он связан с последующими событиями?

Буран становится причиной того, что кибитка Гринева сбилась с пути и произошла встреча двух героев, определившая их дальнейшие взаимоотношения и в целом судьбу одного из них – Гринева.

Написание изложения «Буран в степи»