"В гостях у Обломова". Урок литературы в 10 классе
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Уроклитературы в 10 классе. Раздел/блок: И.А. Гончаров. Роман "Обломов".  Характеристика главного героя. Образ Обломова. Цель урока: определить социально-психологический тип героя, составить портрет Обломова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oblomov.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ:  литература, 10 класс.

РАЗДЕЛ/БЛОК: Творчество И.А. Гончарова.  Роман «Обломов».

ТЕМА: Характеристика главного героя. Образ Обломова.

ЦЕЛЬ:  определить социально-психологический тип героя, составить портрет Обломова.

ЗАДАЧИ: образовательная: формирование новых знаний и способов действий, обобщение, систематизация  изученного материала;

             воспитательная: воспитание толерантности, ответственности за свои поступки, уважения общечеловеческих ценностей;

             развивающая: развитие речи, коммуникативных навыков, самостоятельного поиска информации, навыков работы в группе, творческих способностей.

ФОРМА УРОКА:  традиционный урок (комбинированный).

ТИП УРОКА: урок формирования и совершенствования знаний.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: проблемное обучение, проблемно-ориентированная дискуссия, разноуровневое обучение, информационно-коммуникационные технологии, групповые технологии.

ОБОРУДОВАНИЕ:  мультимедийный проектор, доска, карточки с заданием, тексты произведения.

ХОД УРОКА:

  1. Организационно-психологический  этап.
  1. подготовка психологического настроя;
  2. обеспечение порядка;
  3. проверка состояния классного помещения;
  4. взаимное приветствие;
  5. проверка отсутствующих;
  6. проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся
  1. Этап проверки домашнего  задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.        

Задачи:

  1. установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися класса ;
  2. выявить, устранить и скорректировать обнаруженные в ходе  проверки пробелы  в знаниях;
  3. осуществить дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков.  

На прошлых  уроках     мы познакомились с историей создания романа, с его сюжетом и композицией, с основной проблематикой этого произведения.

Вопросы для повторения:  карточки.

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1) Какое место в творчестве Гончарова занимает  роман «Обломов»?

Центральное

2) В каком литературном направлении работал Гончаров?

Реализм

3) В чем заключается основная проблематика произведения?

Столкновение патриархального и буржуазного  жизненных укладов

4) Назовите главных героев романа.

Илья Ильич Обломов, Андрей Иванович Штольц, Ольга Сергеевна Ильинская, Агафья Матвеевна Пшеницына

Совместная проверка, самооценка.

           

III.      Этап постановки  темы, цели и задач урока:

                Задачи:

  1. организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся;
  2. показать значимость изучения нового материала;
  3.  поставить перед учащимися учебную проблему.

Высказывания известных критиков, которые мы видим   на экране, касаются личности главного героя романа Гончарова. Давайте проанализируем их.

ЦИТАТА

АНАЛИЗ

(работа обучающихся)

«Образ Обломова – последний в ряду образов «лишних людей».

Н.А. Добролюбов

Критик считает Обломова  ненужным, никчемным человеком, презирает его.

«Обломов с его добротой и неспособностью к злу заслуживает беспредельной любви».

 А.В. Дружинин  

Критик  высоко ценит нравственные качества героя, уважает и любит его.

Учащиеся самостоятельно приходят к выводу:   мнения критиков противоположны.

На экране высказывание И.С. Тургенева об Обломове: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».

Вопросы по цитате:

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1) Что хотел сказать Тургенев этим высказыванием?

Тургенев говорил о национальных чертах.

2) Мы согласимся или опровергнем  мнение Тургенева?

Мнения разделяются.

3) Какое мнение об Обломове существует в народе?

Образ героя ассоциируется у людей со словом «лень».

Какой же будет цель урока?  

Ее ученики должны сформулировать сами: выяснить, кто из критиков прав. А для этого нужно составить  свое мнение о герое.

Задачи: познакомиться с главным героем произведения, выяснить, кто такой Обломов? Что он представляет из себя как личность?

IV.      Этап актуализации знаний и умений  учащихся.

           Задачи:                                                                                              

  1. воспроизведение связи прежних знаний  в новой ситуации;
  2. установление внутрипредметных и межпредметных связей;
  3. опора на жизненный опыт  учащихся.

Давайте представим, что мы с вами попали в художественный мир, созданный Гончаровым на страницах романа. Наша цель – знакомство с героем.

Фронтальный опрос.

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1) В какой мы эпохе?

19 век

2) В каком мы городе?

Петербург

3) К какому социальному кругу принадлежит герой?

Дворянство// барин, у которого есть имение, земля, крестьяне

4) Где можно было встретить людей этого круга?

На службе, в театре, на балу или на приеме, в парке, на набережной Невы.

5)  Куда мы отправимся?  Где нам искать героя?

Гороховая улица, съемная квартира.

6) Почему герой сейчас дома?

Обломов всегда дома.

Вывод:  нам придется идти к Обломову в гости.

Поэтому мы можем назвать наш сегодняшний урок «В гостях у Обломова».

V.       Этап организации восприятия и осмысления новой информации.

          Задачи:

1. дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;

2.  добиться осознания осмысления, первичного обобщения и систематизации новых  знаний;

3. на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения  и навыки.

Пока мы идем к Илье Ильичу в гости, давайте поговорим о нем, соберем сведения.  Что мы о нем знаем?

Индивидуальные задания (4 человека):

ВОПРОС

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1) Почему Обломов не служит?

Обломов служил два года. Но однажды по ошибке отправил казенное письмо не в тот город и так испугался своего промаха, что сразу ушел в отставку.

2) Почему он не женат?

Он мечтает о семье, любимой жене. Но он редко бывает в обществе, он стеснительный и скромный, у него нет знакомств, он нигде не бывает.

3) Он богатый человек?

Обломов почти разорен. Его имением занимается староста, который его обворовывает. Хозяйство разрушено. Обломов получает из деревни письма с просьбой приехать, но все откладывает поездку, потому что у него еще не готов план преобразований имения.

4) А сколько лет герою?

32 - 33 года. Это возраст расцвета способностей и возможностей человека.

Вывод:

Обломов – странная личность.

Но вот мы и пришли на Гороховую улицу. Давайте зайдем в дом.

Работа с текстом произведения:  Часть первая, глава 1.

Фронтальная работа.

ВОПРОС

ОТВЕТ

(подтверждается цитатой из текста)

1) Теория: как называется описание жилища?

Интерьер

2) Сколько комнат в квартире?

4 комнаты, но жил он в одной. Она была и спальней, и кабинетом, и приемной, и столовой.  В остальных мебель была закрыта чехлами, на окнах закрыты шторы.

3) Что из себя представляет жилище героя?

Бюро красного дерев, обитые шелком диваны, ковры, картины, бронза, фарфор.

Паутина, пыльное зеркало, пятна на коврах, грязная посуда и крошки на столе.

Вывод:

Красивая обстановка и дорогие вещи  не важны для хозяина, на всем в его доме лежит печать запустения, запущенности.

 

 А вот и  хозяин  квартиры –Илья Ильич Обломов. Каков он из себя?

Работа с текстом произведения: Часть первая, глава 1, 6, 7. Ответы обучающихся иллюстрируются цитатами из текста.

Фронтальная работа.

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1) Теория: как называется описание человека в литературе?

Портрет

2) Внешность героя.

Тридцатилетний мужчина среднего роста, приятной наружности, обрюзг не по летам, маленькие руки, мягкие плечи, изнеженный.

3) Характер

Беспечный, мягкий,  апатичный.

4) Костюм

Удобный шлафрок (халат) из персидского шелка, очень широкий, мягкий и удобный.

Домашние мягкие, широкие, длинные туфли.

5) Любимые занятия

Лежать на диване, смотреть в окно и мечтать, строить планы.

6) Теория: как называют вещи, предметы, характеризующие героя?

Художественная деталь

7) Назовите художественные детали, характеризующие Обломова.

Халат, домашние туфли, диван.

8) Проанализируем художественное оформление книг, по которым мы работаем.

На обложке художник изображает вещи, характеризующие героя: диван, на него брошен халат, под диваном домашние туфли.

9) Ключевые слова в описании героя, его вещей, обстановки.

Гладкий, мягкий, широкий, удобный.

10) Явления, сопровождающие жизнь героя

Каждый день Обломов лежа на диване видит в окно закат. Он восхищается этим роскошным, красивым зрелищем. Рассветов  герой не может видеть –  рано утром он спит.

11) Люди, находящиеся радом с героем

Слуга Захар состоит при Обломове всю жизнь. Он  лентяй, неряха, неопрятный, неловкий, но преданный.

12) Срочные дела героя

1. Ответить на письмо старосты, заняться делами имения

2.  Найти новую квартиру и переехать

3.  Заняться счетами

13) Как герой занимается делами, как решает насущные проблемы?

Расстраивается: «Ах, боже мой! Трогает жизнь, везде достает», теряется, откладывает решение на потом. Проблемы пугают героя. Он не знает, как их решать.

14) На что рассчитывает герой в решении своих проблем?  

Ключевые слова: авось, может быть, как-нибудь.

Надеется на счастливый случай, неожиданную помощь или «как-нибудь само устроится».

Вывод:

Обломов – человек с мягким характером. Он находится в постоянном расслабленном состоянии покоя, любит комфорт. Лежать на диване – нормальное состояние героя. Обломов живет в иллюзорном мире. Настоящая жизнь, счастье, победы - в мечтах. В реальной жизни он беспомощен.

Группа обучающихся представляет индивидуальное домашнее задание – мини-презентацию на тему «Портрет Обломова» (портреты героя, в исполнении разных художников;  кадры из фильма «Один день из жизни Обломова»,   иллюстрации к разным изданиям произведения).

Теперь мы хорошо представляем внешний облик героя, черты его характера, знаем, какой образ жизни он ведет.

Но мы не одни в гостях у Обломова.  Кто и зачем приходит к Обломову?

Самостоятельная работа. Групповое задание (разноуровневое). Ответы на вопросы с приведением цитат. Часть 1, глава 2, 3.

№ группы

ВОПРОС

ОТВЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 1 группа

 Кто приходит к Обломову?

Знакомые и бывшие сослуживцы: Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев.

2

группа

О чем разговаривают?

Рассказывают о карьере, своих личных делах, светской жизни, общих знакомых. Приглашают Обломова на гулянье, в парк, в гости.

3

группа

Зачем гости приходят к Обломову?

Пообедать, пообщаться, прихватить вещи, занять денег, покурить дорогие сигары, похвастаться. У Обломова они «находили теплый покойный приют».

4

 группа

Зачем  Обломову  гости?

От Тарантьева ждал советов и помощи в решении своих проблем. Алексеев был для него благодарным слушателем. Благодаря гостям Обломов поддерживает связь с миром.

5

 группа

Мнение Обломова о карьере.

Рассказам о карьере и службе он не завидует, а сочувствует. Обломов гордился и «испытывал чувство мирной радости», что ему не  надо ходить на службу.

6

 группа

Мнение Обломова о светской жизни.

Светская жизнь была ему скучна,  Обломов считал балы и приемы пустой тратой времени и суетой.

7

группа

Мнение Обломова о современном искусстве и отношении к человеку.

Современное искусство, по мнению Обломова, пусто, не сочувствует человеку, существует по принципу: «Для мысли не надо сердца». Обломов считает человека – вселенной, «сосудом, в котором есть высшее начало». Обломов эмоционально спорит, доказывая, что «человека надо любить, помнить в нем самого себя», «падшему надо протянуть руку или горько плакать над ним».

Вывод:

Обломову нужны гости, чтобы поддерживать связь с внешним миром, узнать новости, послушать других и высказать свое мнение.

  1. Этап первичной  проверки понимания учащимися новых знаний.

Задачи:

  1. установить, осмыслили ли учащиеся содержание новых понятий;
  2. выявить и устранить обнаруженные пробелы в понимании нового материала;
  3. выявить неверные представления и скорректировать их.

Что теперь мы можем сказать о герое? Меняется ли наше мнение о нем?

Диспут. Выскажете свое мнение о мировоззрении героя.

* Обломов – человек с богатым внутренним миром.

* Он самодостаточен.

* У него есть жизненные принципы, приоритеты, своя точка зрения на все.

* Он не хочет поступать как все.

* Обломов отвергает бесполезные и скучные занятия. Свобода и покой необходимы ему для  внутренней жизни: размышлений, проектов, мечтаний.

* По его мнению, это полезнее и приятнее душных приемов, утомительных застолий и скучных пьес, осуждающих человека.

* Он живет в гармонии с самим собой и очень бы хотел жить в гармонии с окружающим миром, но это у него не получается.

  1. Этап организации усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для применения.

Задачи:

  1. закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу;
  2. установить правильность и осознанность изученного материала;
  3. обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Составление сводной таблицы «Портрет героя» по пунктам  на доске и в тетрадях.

 п/п

Критерий

(называется учителем)

Характеристика

(дается обучающимися)

1

Имя

Илья Ильич (мягкое, нежное, с большим количеством мягких знаков, переливающееся).

2

Внешность

Приятный, симпатичный, изнеженный, обрюзгший.

3

Характер

Мягкий, добрый, доверчивый, нерешительный.

4

Отношение к жизни

Беспечное, легкомысленное, не умеет решать проблемы, боится жизни.

5

Деятельность

Внутренняя жизнь –«простор чувствам и воображению».

6

Светская жизнь

Пустая трата времени

7

Карьера

Напрасная суета. Не умеет работать, боится ответственности.

8

Отношение к своему образу жизни

Рад так жизнь, счастлив, что может себе это позволить.

VIII. Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

        Задачи:

       1. выделить основное и сформулировать выводы;

       2. формировать целостную систему ведущих знаний по теме, курсу;

       3. выделять мировоззренческие идеи;

       4. установить причинно-следственные связи между понятиями.      

Подведем итоги сегодняшнего урока. Мы познакомились с героем, узнали о его образе жизни, мировоззрении, интересах, мечтах и страхах.

Давайте вернемся к высказываниям  критиков.

Фронтальный опрос.

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Почему Н.А. Добролюбов назвал Обломова «лишним человеком»?

Обломов критиковал устройство жизни, не хотел участвовать в жизни общества.

2. За что, по мнению А.В. Дружинина Обломов «заслуживает беспредельной   любви»?

К Обломову тянутся люди из-за его доброты, щедрости, мягкого характера.

3. Согласимся ли мы с высказыванием Тургенева?

Многие черты Обломова есть в русском национальном характере: доброта, отходчивость, щедрость, любовь к свободе, надежда на «авось»,  желание пофилософствовать, помечтать.

4. Мнение какого критика вам ближе?

Индивидуальные ответы.

IX. Этап контроля за результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.

         Задачи:

  1. выявить качество и уровень знаний;
  2. обеспечить коррекцию знаний;
  3. дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу дальнейшей работы.

Результат учебной деятельности.

Вербальная

рефлексия

Обучающиеся отвечают на вопрос: «Что узнали нового о герое произведения?»

Мы побывали в гостях у литературного героя, увидели его жилище, узнали круг его общения,  его интересы.  

Перспектива дальнейшей работы.

Обстоятельства заставляют  героя задуматься: «Почему я такой?» Почему Обломов боится жизни, не умеет решать проблемы, не умеет работать и учиться? На все эти вопросы мы ответим на следующем уроке.

Результат работы на уроке.

Самоанализ, самооценка.

Тест

  1. Персонаж мне интересен?
  2. Что общего у меня с героем?
  3. Я был активным участником урока?

Домашнее задание.

Домашнее задание: часть 1, глава 9 – «Сон Обломова» - чтение, знание текста, пересказ.

Оценки

Анализ работы каждого учащегося, оценивание работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

УРОК – ЗАСЕДАНИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ» (УРОК В 6 КЛАССЕ)

Тема урока: «В гостях у Словарей»Тип урока:      урок развития речи.Цели урока:Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике          ...


 

Комментарии

Нестерова Ольга Анатольевна

Спасибо за урок! Замечательный! Очень подробное обобщение и анализ главного героя