Главные вкладки

    Рабочая программа по литературе (5 класс) по теме:
    Рабочая программа по литературе. 7 класс. Меркин

    Лисица Марина Дмитриевна

    Полная рабочая программа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    merkin_7_klass.docx72.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Рассмотрено  на  заседании МО»                              «Согласовано»                                        «Утверждено»

    Протокол №         от «____» сентября  2011 г            «___» сентября 2011 г.                             «___» сентября 2011г.                                    

    Руководитель МО                                                         Зам директора по УВР                             Директор  

    _______  Н.А. Литвинова                                             _________ Е.А. Игнатченко                 __________А.В. Чебунина      

    Рабочая программа

    По предмету: Литература

    Класс:        7

    Учитель:      Лисица Марина Дмитриевна, учитель 1 кв.к.

    Планирование составлено на основе:

    Программа: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010

    Учебник: Литература. 7 класс: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

    Кол-во часов: 102

    1. Пояснительная записка.

    Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. Меркина, 6-е издание, М. «Русское слово» 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

    Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

    Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

    Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
    2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
    3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
    4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

    На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

    1. формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
    2. обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
    3. развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

    Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

    Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 68 часов. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией Г.С.Меркина На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 7 классе реализуется программа продвинутого уровня. С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.

    Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его   позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

    Чтение произведение зарубежной литературы в  7 классе проводится в конце учебного года.

    В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

    1. Тематическое планирование

    Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа

    1. внеклассное чтение – 8
    2. развитие речи – 5
    1. классные сочинения- 3
    2. домашние сочинения - 2
    3. тесты – 6
    4. ХКК ГОС (региональный компонент) - 7

    Тема, раздел

    Кол-во часов

    1.

    Введение

    1

    2.

    Устное народное творчество

    4

    Из древнерусской литературы

    2

    3.

    Из русской литературы XVIII века

    5

    Из  литературы XIX века

    26

    4.

    Русская литература XX века

    24

    5.

    Зарубежная литература

    6

    6.

    Итоговые уроки

    2

    Итого:

    68

    Календарно – тематическое планирование

    Тема урока

    Кол-во часов

    Тип урока

    Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

    Контроль ЗУН

    Планируемые результаты освоения материала

    ЦОР

    Дата проведения

    1

    Введение

    Лирические жанры (эпос, лирика, драма)

    1

    Изучение нового материала

    Знакомство с учебником, беседа

    Коллективный

    Презентация

    Устное народное творчество

    2

    Былины, их жанровые особенности.  «Вольга и Микула Селянинович».

    1

    Комбинированный

    Комментированное чтение, составление таблицы, анализ былины

    Коллективный, индивидуальный

    Формирование представления о художественных особенностях былины

    Аудиокнига

    Презентация

    3

    Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Образ Ильи Муромца

    ХКК ГОС Устное творчество народов ДВ

    1

    Комбинированный урок

    Анализ былины, творческая работа

    Коллективный, групповой

    Отработка навыков работы с текстом

    4

    Урок-игра  по былинам

    об Илье Муромце

    1

    Контрольный урок

    Литературная игра «Умники и умницы» по былинам

    Коллективный, индивидуальный

    Домашнее сочинение «Мой любимый былинный герой».

    Знание текстов былин, умение ориентироваться в их содержании

    Интерактивная игра

    5

    Русская народная песня

    1

    Комбинированный урок

    Анализ песенного жанра в фольклоре

     Умение определять лирическое и эпическое начало в песне;

    Раскрытие многозначности поэтического образа  в народной песне

    Аудиозаписи

    6

    «Повесть временных лет», её значение.

    1

    Изучение нового материала

    Запись основных положений лекции учителя, словарная работа, работа с учебником, составление конспекта

    Коллективный, индивидуальный

    Расширение словарного запаса, кругозора в области литературных знаний

    7

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе.

    1

    Комбинированный урок

    Сообщение подготовленного ученика, Чтение повести, составление таблицы

    Коллективный, индивидуальный

    Тест

    Выявление специфики повести, развитие речи

    Презентация

    Из русской литературы XVIII века

    8

    М. В. Ломоносов. Оды.

    Теория о трех штилях

    1

    Совершенствование ЗУН

    Работа с учебником, чтение отрывков из произведений Ломоносова, работа по карточкам

    Коллективная, групповая

    Расширение литературных знаний

    9

    В.Ч. Час размышления «М.В.Ломоносов – учёный-энциклопедист»

    1

    Комбинированный

    Проверка знания  наизусть текстов М.Ломоносова;

    Беседа о его заслугах перед наукой.

    Коллективный, индивидуальны

    Наработка навыков работы со справочным материалом

    8

    Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя  и его поэзией.

    1

    Изучение нового материала

    Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя

    Коллективный, индивидуальный

    Знакомство с биографией и творчеством Державина и материалом о жизни поэта в нашей республике.

    9-10

    Д.И.Фонвизин. «Недоросль» Своеобразие, основ ной конфликт пьесы и её проблематика, образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык);

    Образование и образованность; воспитание и семья

    2

    Изучение нового материала

    Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя

    Коллективный

    Знакомство с биографией поэта, словарная работа, аналитическая беседа

    Учебный фильм

    11

    А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава».  («Полтавский бой»). Образ Петра Первого.

    1

    Комбинированный

    Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения

    Коллективный, индивидуальный

    Развитие умения анализировать лирическое произведение

    Презентация

    12

    «Песнь о вещем Олеге». Особенности жанра песни.

    1

    Комбинированный

    Работа с учебником, комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, творческая работа

    Коллективный, индивидуальный

    Выработка навыков работы с разнородными текстами и справочным материалом учебника

    13

    Р.Р.

    1

    Совершенствование ЗУН

    Аналитическая беседа, творческая работа

    Индивидуальный

    Сочинение на тему «Пётр I

    и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава»

    Развитие устной и письменной речи учащихся

    14

    В.Ч. «Час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин»

    1

    Совершенствование ЗУН

    Выступление учащихся, литературоведческий анализ

    Индивидуальный, контрольный

    Развитие творческих способностей учащихся

    Презентация

    15

    М. Ю. Лермонтов.  Краткий рассказ о писателе. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

    1

    Совершенствование ЗУН

    Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение

    Индивидуальный, контрольный

    Расширение кругозора и литературных и исторических  знаний

    Заочная экскурсия

    16

    Иван Грозный в «Песне…». Жизнь Москвы.

    1

    Совершенствование ЗУН

    Анализ произведения, работа со словом, литературоведческий анализ

    Коллективный, индивидуальный

    Умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев

    17

    В.Ч. «Москва Ивана Грозного». Заочная экскурсия в историко-литературный музей

    1

    Комбинированный урок

    Выступление подготовленных учащихся

    Коллективный

    Тест

    Расширение кругозора учащихся, погружение в мир правления Ивана Грозного;

    Увидеть улицы, быт и нравы Москвы.

    18-19

    Н.В.Гоголь в Петербурге. Изобра жение чиновничест ва и жизни «малень кого человека».

    «Шинель»: основ ной конфликт; траги ческое и комичес кое.Образ Акакия Акакиевича

    2

    Комбинированный урок

    Комментированное чтение, словарная работа

    Коллективный

    Углубление  знаний учеников о биографии и творчестве Н.В.Гоголя.

    Умение подбирать цитаты для харак теристики персона жа сочинения

    Заочная экскурсия

    20

    Р.Р.

    1

    Совершенствование ЗУН

    Творческая работа

    Индивидуальный

    Сочинение на тему  Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель»

    Дальнейшее развитие речи учащихся

    21

    В.Ч. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя в русском искусстве (кино)

    1

    Комбинированный урок

    Аналитическая беседа

    Коллективный

    Просмотр кинофрагментов  «Петербург. повести»

    22-23

    И.С.Тургенев.

    Рассказ о жизни писателя.  Рассказ «Хорь и Калиныч»: природный ум, трудолюбие, смекалка, талант.

    «Певцы»:основная тема рассказа, талант

    Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стиха.

    2

    Комбинированный урок

    Комментированное чтение

    Коллективный, индивидуальный

    Навыки анализа текста

    Учебный фильм

    25-26

    Н.А.Некрасов. Доля народная – основная тема произведений поэта.

    Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга

    2

    Комбинированный урок

    Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

    Коллективный, индивидуальный

    Подготовка к изучению творчества писателя в старших классах

    27

    В.Ч. «По улицам родного города» ХКК ГОС Литературно-краеведческая экскурсия

    1

    Комбинированный урок

    Аналитическая беседа, выступление учащихся

    Коллективный, индивидуальный

    Расширение кругозора учащихся

    Презентация

    28

    М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»  Особенности сказки.

    1

    Изучение нового материала

    Первичное знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей

    Коллективный

    Первичное знакомство с творчеством великого писателя, формирование интереса к его творчеству

    29

    Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

    ХКК ГОС Сказки народов ДВ

    1

    Комбинированный урок

    Анализ произведения, работа со словом, характеристика героев

    Индивидуальный, коллективный

    Тест

    Умение анализировать текст

    30-31

    Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

    «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа.

    2

    Урок получения новых знаний

    Словарная работа, комментированное чтение, беседа

    Составление цитатного плана

    Составление рассказа очевидца

    Углубление сведений о писателе

    Учебный фильм

    32

    А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой».

    1

    Совершенствование ЗУН.

    Чтение наизусть, словарная работа, устное рисование

    Индивидуальный

    Умение анализировать стихотворение

    Аудиозаписи

    33

    В.Ч. Час поэзии в литературной гостиной

     «Стихи и песни о родной природе поэтов  XIX века»

    ХКК ГОС Родная природа в поэзии ДВ

    1

    Совершенствование ЗУН.

    Прослушать стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю Лермонтова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Я.П.Полонского, А.Н. Майкова; аналитическакя беседа

    Индивидуальный

    Умение определять общее отношение к  природе и индивидуальность каждого автора в раскрытии характера кар тины

    Аудиозаписи

    34

    Н.С.Лесков. «Лесков – писатель будущего». «Левша».  Особенность проблематики и центральная идея повести.

    1

    Комбинированный урок

    Своеобразия стиля повести

    Коллективный

    Первичное знакомство с творчеством великого писателя, формирование интереса к его творчеству.  Расширение представлений о сказе

    35

    А. П. Чехов. Понятие о комическом. Анализ рассказа  «Хамелеон»

    1

    Урок совершенствования ЗУН

    Словарная работа, знакомство с рассказом, беседа по тексту, анализ произведения

    Коллективный

    Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам.

    36

    А.П.Чехов «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности,  корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения.

    1

    Урок совершенствования ЗУН

    Словарная работа, чтение по ролям, беседа по тексту, анализ произведения, творческая работа

    Индивидуальный, коллективный

    Полугодовой срез знаний

    Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам

    Русская литература XX века

    37

    В.Ч. «О, русская земля…»: стихи о России поэтов XIX – XX веков.

    1

    Урок совершенствования ЗУН

    Чтение стихотворений наизусть, защита рисунков

    Индивидуальный, коллективный

    Умение представить наиболее полюбившиеся им стихи поэтов  XX века

    Аудиозаписи

    38

    А. М. Горький. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Детство».Становление характера мальчика

    1

    Изучение нового материала

    Комментированное чтение, беседа

    Индивидуальный, коллективный

    Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения

    39

    М.Горький..

    «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»: контраст как основной приём раскрытия замысла.

    1

    Изучение нового материала

    Комментированное чтение, беседа

    Индивидуальный, коллективный

     Умение составлять цитатный план

    Развитие навыков анализа текста, работы с иллюстрациями

    40

    В.Ч. Конференция

    « М.Горький и русские писатели

    ( Л.Толстой, А.Чехов)»

    1

    Комбинированный урок

    Выступление, беседа

    Индивидуальный

    коллективный

    Умение выступать перед аудиторией

    41-42

    И.А.Бунин. «Догорел  апрельский теплый вечер». Образ природы.

    «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность,  смирение – основные проблемы рассказа.

    2

    Изучение нового материала

    Комментированное чтение, аналитическая беседа

    Коллективный

    Умение выявлять особенности героев рассказа;

    Презентация

    Аудиозаписи

    43

    А.И. Куприн «Куст сирени» Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя.

    1

    Изучение нового материала

    Словарная работа, беседа по тексту, анализ произведе ния

    Групповой

    Умение составлять план ответа

    44

    А.И.Куприн «Allez!»-рассказ о цирке и цирковых артистах

    1

    Изучение нового материала

    Словарная работа, беседа по тексту, анализ произведе ния

    Коллективный

    Формирование навыка анализа текста

    45

    В. В. Маяковский. Рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Маяковским летом на даче».

    1

    Изучение нового материала

    Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой

    Индивидуальный, коллективный

    Дать ощущение необычности лирики Маяковского, опережающее представление о футуризме

    46

    С.А.Есенин. Рассказ о поэте. «Я покинул родимый дом», «Отговорила роща золотая»

    1

    Комбинированный урок

    Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой

    Групповой

    Формирование умения анализа поэтического текста

    Презентация

    Аудиозаписи

    47.

    И.С.Шмелев.

    Русская песня. Любовь к России.

    ХКК ГОС

    1

    Комбинированный урок

    Словарная работа, беседа по тексту, анализ произведе ния

    Коллективный

    Дать ощущение оригинальности, замечательности языка прозы писателя

    48

    М.М.Пришвин

    «Москва-река» Легенда о происхожде нии города Звенигорода

    1

    Комбинированный урок

    Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа

    Индивидуальный, коллективный

    Усвоение особенностей творческого метода писателя, умение давать оценку героям и их поступкам

    49

    К.Г.Паустовский.

    «Мещерская сторона». Обыкновенная земля

    1

    Комбинированный урок

    Комментированное чтение, работа с лексикой, творческая работа, беседа

    Индивидуальный, коллективный

    Тест

    Формирование умения анализа прозаического текста

    50

    Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»

    1

    Изучение нового материала

    Чтение стихотворения, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа

    Индивидуальный

    Домашнее  сочинение-эссе «Труд души»

    Формирование умения анализа поэтического текста

    51-

    52

    А.Т.Твардовский «Прощаемся мы с матерями»

    «Василий Теркин»- поэма про бойца

    2

    Изучение нового материала

    Чтение стихотворения, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа

    Индивидуальный, коллективный

    Умение составлять план повествования, давать оценку героям и их поступкам

    53

    На дорогах войны. Стихотворения  Б.А. Богаткова, М.Джали ля, В.Н.Лобода

    1

    Совершенствование ЗУН

    Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа

    Индивидуальный

    Развитие выразительности речи

    Презентация

    54-55

    Б.Л.Васильев «Летят мои кони»

    «Экспонат №…»

    2

    Изучение нового материала

    Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа

    Индивидуальный

    коллективный

    Умение анализа прозаического произведения большого объёма

    56

    В.М.Шукшин. Слово о малой Родине. Художественное своеобразие рассказа «Микроскоп»

    1

    Изучение нового материала

    Знакомство с творчеством автора,

    аналитическая работа

    Коллективный

    Формирование умения поэтического текста

    57

    Р.р.

    Сочинение «Слово о малой родине»

    58

    В.Ч.Талант, согретый любовью к людям.

    Жизнь и творчество В.М.Шукшина

    1

    Урок совершенствования ЗУН

    Комментированное чтение, беседа

    Индивидуальный, коллективный

    Умение делать выводы, высказывать свою точку зрения

    59

    Русские поэты XX века о России

    1

    Совершенствование ЗУН

    Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа

    Индивидуальный

    Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора

    Зарубежная литература

    60

    Сонеты У.Шекспира

    1

    Изучение нового материала

    Чтение сонет, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами

    Коллективный

    Развитие умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора

    61

    Стихотворения

    Р. Бёрнса

    1

    Изучение нового материала

    Выразительное чтение стихотворений  анализ

    Индивидуальный

    Развитие выразительности речи. Увлечь ребят стихотворениями и личностью автора

    62-63

    Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»

    2

    Комбинированный урок

    Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа, творческая работа

    Коллективный, индивидуальный

    Углубление навыков анализа текста

    64

    Японские хокку.

    1

    Изучение нового материала

    Чтение хокку, анализ их философского содержания, творческая работа

    Индивидуальный, коллективный

    Выявить своеобразие хокку, развивать творческие способности

    65

    А.де Сент-Экзюпери

    «Планета людей»

    1

    Изучение нового материала

    Словарная работа, комментированное чтение, пересказ от другого лица

    Коллективный, индивидуальный

    Развитие монологической речи

    66

    ХКК ГОС Творчество Петра Комарова

    1

    Презентация

    67

    Годовая контрольная работа

    68

    Итоговый урок. Рекомендации на лето.

    1

    Подведение итогов за год. Устное сочинение. Ознакомление со списком литературы на лето

    1. Содержание курса

    Введение

    Знакомство со структурой и особенностями учебника. Свое образие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

    Теория литературы: литературные роды.

    Из устного народного творчества

    Былины

    «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Со ловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отра жение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

    Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

    Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на во просы.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

    Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

    Русские народные песни

    Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масле ница дорогая...», «Говорили сваты на конях будут »); лириче ские песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; свое образие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные пред ставления и судьба народа в народной песне.

    Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, много образие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

    Краеведение: песенный фольклор региона.

    Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки » в литературной гостиной, устная газета.

    Из древнерусской литературы

    Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня свое го »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, ре лигиозность.

    Теория литературы: эпические жанры и жанровые образо вания в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

    Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элемен тами сочинения.

    Связь с другими искусствами: иконопись, оформление па мятников древнерусской литературы.

    Из литературы XVIII века

    М.В. ЛОМОНОСОВ

    Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, ко торых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всерос сийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лири ческого стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

    Теория литературы: ода; тема и мотив.

    Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

    Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).

    Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур сия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург.

    Возможные виды внеурочной деятельности: час размыш ления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».

    Г.Р. ДЕРЖАВИН

    Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отра жение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со сти хотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихо творении.

    Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообра зие лирики.

    Развитие речи: чтение наизусть.

    Д.И. ФОНВИЗИН

    Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеоб разие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

    Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как лите ратурный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литера турное направление (создание первичных представлений); классицизм.

    Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

    Связь с другими искусствами: театральное искусство (те атральные профессии, авторский замысел и исполнение [трак товка]; актер и режиссер; режиссер и художник).

    Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

    Из литературы XIX века

    А.С. ПУШКИН

    Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Ча адаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в лето писном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема Рос сии в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «мас сы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая ис тория создания произведений.

    Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, об разный мир поэмы, группировка образов, художественный об раз и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское по слание.

    Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наи зусть; сочинение с элементами рассуждения.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри сунки учащихся.

    Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур сия «Маршрутами декабристов».

    Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

    М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

    Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Ва сильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независи мость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в соз дании характеристики героя. Фольклорные элементы в произ ведении. Художественное богатство «Песни...».

    Теория литературы: жанры лирики; углубление и расшире ние понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произве дении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

    Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

    Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

    Возможные виды внеурочной деятельности: день в истори ко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».

    Н.В. ГОГОЛЬ

    Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чи новничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

    Теория литературы: сатирическая повесть, юмористиче ские ситуации, «говорящие» фамилии.

    Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для ха рактеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

    Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипли кация).

    Возможные виды внеурочной деятельности: заочная лите ратурно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».

    И.С. ТУРГЕНЕВ

    Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характери стика книги «Записки охотника». Многообразие и слож ность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; худо жественное богатство стихотворения.

    Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

    Н.А. НЕКРАСОВ

    Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Пи сатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, лю бовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

    Теория литературы: диалоговая речь, развитие представле ний о жанре поэмы.

    Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристи ки героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

    Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

    Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Си бирскими дорогами декабристок».

    М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

    Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и од на сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказ ки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа поме щика. Позиция писателя.

    Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатириче ский персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатири ческих сказок; мораль; своеобразие художественно-вырази тельных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

    Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

    Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба земле пашца в изображении поэтов XIX века»:

    А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;

    Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;

    И.С. Никитин. «Пахарь»;

    А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;

    А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;

    М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же всё унылые карти ны...» и др.

    Л.Н. ТОЛСТОЙ

    Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское от ношение к героям.

    Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

    Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, со ставление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

    Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Го род русской славы, ратных подвигов».

    Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.

    Н.С. ЛЕСКОВ

    Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

    Теория литературы: своеобразие стиля повести. Рас ширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

    Связь с другими искусствами: образ Левши в русском ис кусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

    А.А. ФЕТ

    Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдатель ность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

    Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

    Развитие речи: чтение наизусть.

    Произведения  русских  поэтов XIX  века  о  России

    А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...» Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь».

    А.П. ЧЕХОВ

    Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблаче ние беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, само уничижения. Своеобразие сюжета, способы создания обра зов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

    Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

    Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри сунки учащихся.

    Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:

    М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;

    А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;

    Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.

    Из литературы XX века

    М. ГОРЬКИЙ

    Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характе ра мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятель ства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, рав нодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

    Теория литературы: развитие представлений об автобио графической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

    Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

    Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».

    И.А. БУНИН

    Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, спра ведливость, покорность, смирение — основные проблемы расска за; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зве рей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

    Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихо творении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

    Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, вырази тельное чтение, различные виды пересказа.

    А.И. КУПРИН

    Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыруч ка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

    Теория литературы: рассказ (развитие представлений), ди алог в рассказе.

    Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

    Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите ратурной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть добро та?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитан ных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

    В.В. МАЯКОВСКИЙ

    Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Вла димиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихо творения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

    Теория литературы: автобиографические мотивы в ли рических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

    Развитие речи: выразительное чтение.

    С.А. ЕСЕНИН

    Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я поки ну л родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство роди ны, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворе ниях поэта.

    Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпи тет, оксюморон, поэтический синтаксис).

    Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

    Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

    Возможные виды внеурочной деятельности: литератур но-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».

    И.С. ШМЕЛЕВ

    Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рас сказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

    Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

    Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

    М.М. ПРИШВИН

    Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

    Теория литературы: подтекст, выразительные средства ху дожественной речи,градация.

    Развитие речи: составление тезисов.

    К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

    Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная зе мля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказ чика в произведении.

    Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

    Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

    Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лириче ская проза о малой родине).

    Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

    Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, ду ховный труд — основное нравственное достоинство человека.

    Теория литературы: выразительно-художественные сред ства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологи ческие средства (роль глаголов и местоимений).

    Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лек сики стихотворения по заданной тематике.

    А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

    Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

    Теория литературы: композиция лирического стихотворе ния и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

    Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

    Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите ратурной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне по этов XX века »:

    А.А.Ахматова. «Клятва», «Песнямира»;

    К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщи ны...»;

    А.А. Сурков. «В землянке»;

    М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.

    Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

    Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравствен ной убогости, лицемерия.

    Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

    Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные ви ды комментирования эпизода.

    В.М. ШУКШИН

    Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рас сказах В.М. Шукшина. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя про стота и нравственная высота героя.

    Теория литературы: способы создания характера.

    Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

    Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

    Краеведение: Сростки — малая родина писателя.

    Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шук шина в школе.

    Русские поэты XX века  о России

    А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

    М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

    Я.В. Смеляков. «История».

    А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...»

    А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»

    А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».

    А.Д.Дементьев. «Волга».

    Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

    Развитие речи: развернутая характеристика одного из по этических текстов, чтение стихотворения наизусть.

    Из зарубежной литературы

    У. ШЕКСПИР

    Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмол вных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, так теперь...», «Лю блю, но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

    Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углуб ление и расширение представлений).

    Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

    Р. БЁРНС

    Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народ ное представление о добре и силе.

    Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллего рия.

    Р.Л. СТИВЕНСОН

    Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привле кательные качества героя.

    Теория литературы: приключенческая литература.

    Развитие речи: чтение и различные способы комментирова ния.

    Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетиче ского воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».

    А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

    Краткие сведения о писателе. Повесть Шланета людей», «Ли ния», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядоч ность, честь в понимании писателя и его героев. Основные со бытия и позиция автора.

    Теория литературы: лирическая проза (развитие представ лений), правда и вымысел.

    Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Малень кого принца».

    Для заучивания наизусть

    М.В. Ломоносов. Из Юды на день восшествия на все российский престол...» (отрывок). Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок). А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору. М.Ю. Лермонтов. «Родина».

    Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»

    (отрывок).

    А.А. Фет. Стихотворение — по выбору.

    С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору.

    Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения —

    по выбору.

    Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

    А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

    У. Ш е к с п и р. Один сонет — по выбору.

    Для домашнего чтения

    Из устного народного творчества

    Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение бога тыря».

    Из древнерусской литературы

    «Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».

    Из литературы XVIII века

    Г.Р.Державин. «Признание».

    Из литературы XIX века

    А.С. Пушкин. «19 октября» ( «Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827г» («Бог помочь вам, друзья мои...»).

    М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, не мытая Россия».

    И.С. Тургенев. «Первая любовь».

    М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга».

    А.П. Чехов. «Смерть чиновника». В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепоймузыкант».

    Из литературы XX века М. Г о р ь к и й. «В людях». И.А. Бунин. «Цифры».

    В.В. Маяковский. «Адище города».

    Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Аеры».

    В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».

    А.Т. Твардовский.   «Я знаю, никакой моей вины...»,

    «Дом у дороги».

    В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».

    К. Б у л ы ч е в. «Белое платье Золушки».

    В.М. Шукшин. «Забуксовал».

    Ф.А. Искандер. «Петух».

    Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».

                                                    4. Требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса:

    1. умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
    2.  выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
    3.  осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
    4.  умение определять принадлежность произведения к од ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати ческие тексты);
    5.  умение обосновывать свое суждение, давать характери стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве дении;
    6.  умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про изведения;
    7.  умение составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения;

    — умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

    1.  умение владеть монологической и диалогической речью;
    2.  умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы;
    3.  умение выявлять авторское отношение к героям, сопо ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
    4.  умение высказывать собственное суждение об иллю страциях.

    5. Список литературы

    О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 198   202.

    Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. ЧАСТЬ 1. // Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.

    Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.

    И.В.Золотарёва, C/М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: «Веко», 2006г.

    Г.И.Беленький. Литература. 7 класс. М.: «Просвещение», 2007г.

    Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г.

    Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс»

    В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс»

    И.В.Егорова, «Поурочные разработки по зарубежной литературе в 5-9 классах»

    Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Лыпина, «Литература. Тесты в 5-8 классах»

    В.А.Скрипкина, «Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах»

    Иллюстративный материал.

    Таблицы.  Теория литературы

    1. Роды литературы
    2. Художественные системы в литературе
    3. Классицизм. Сентиментализм
    4. Романтизм. Модернизм
    5. Реализм как литературное направление
    6. Темы и мотивы в литературе
    7. Жанры лирики
    8. Жанры лирики
    9. Рифма
    10. Принципы ритмической организации стихотворений
    11. Строфа
    12. Виды строф в лирике
    13. Виды строф в лирике
    14. Твёрдые стихотворные рифмы
    15. стихосложение
    16. Лирический герой
    17. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
    18. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

    Электронные пособия

    1. Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
    2. Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
    3. Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
    4. Библиотека русской классики, выпуск 6. (Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)
    5. Русская литература от Нестора до Маяковского.
    6. Русская поэзия XVII-XX веков.
    7. Хрестоматия по русской литературе.
    8. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
    9. Мудрые мысли и изречения. Том 3.
    10. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
    11. А.Грин “Алые паруса”.
    12. А.С.Пушкин. Стихи и сказки.
    13. Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
    14. А.П.Чехов. Рассказы.
    15. Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе В. Я. Коровиной.

    Рабочая программа по литературе для V класса создана на основе федерального     компонента государственно...

    Возрастные особенности.

    Методический материал + памятка (родителям) на тему "Подростковый возраст". В данной разработке представлен подробно сле...

    Час общения "Я и мои родители"

    Это мероприятие можно провести как классный час и привлечь к проведению учащихся, а можно как - час общения. Мероприятие...

    Статья

    Контрольно-оценочная деятельность в системе профессионального образования( ГБОУ НПО ВО"ПЛ № 40" г. Владимир)...

    Сценарий внеклассного мероприятия «Schools all over the world» для средней школы в «Неделю английского языка»

     Описание процесса Мероприятие рассчитано для учащихся 6-7 классов общеобразовательных школ при трех часах в н...

    Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога в совместной деятельности с детьми по теме: "Прогулка в лес"

    Данный материал - конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе детского сада общеразвивающего вида. Заня...

    Доклвд"Использование ИКТ на уроках труда".

    Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержа...

    Бенефис Бабы - Яги

    vЦель:  создание благоприятной среды для реализации творческого потенциала детей, развитие способностей, чувства пр...

    ПСИХОЛИНГВИСТИКА НА СЛУЖБЕ У КРИМИНАЛИСТИКИ

    Преступность в России за последние годы имеет тенденцию к росту и по степени негативного воздействия на граждан, обществ...

    Комментарии

    ...

    Спасибо за материал