Кейс дидактических материалов. Пословицы и поговорки.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Кейс содержит дидактический материал для уроков литературы в 5 классе при изучении указанной темы. Много занимательного материала, который можно использовать и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poslovicy_i_pogovorki._didakticheskiy_material.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс дидактических материалов

(5 класс.  Литература. Пословицы и поговорки)

Подготовила Халяпина Л.Н.,

 учитель русского языка и литературы

МБОУ «Первомайская сош»

р.п.Первомайский Тамбовской области

Терминология

ПОСЛОВИЦА — краткое, устойчивое в речи, образное  народное изречение. По отношению к своему буквальному смыслу употребляется в переносном значении.

(Литературный энциклопедический словарь)

ПОСЛОВИЦА — коротенькая притча <...> Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности.

(Владимир Иванович Даль.   Толковый словарь)

Сопоставьте два этих толкования. Попытайтесь объединить в своем толковании термина «пословица» (словарной статье) основные признаки, названные в словарной статье В. И. Даля и в литературном энциклопедическом словаре. Для этого внимательно вчитайтесь в объяснение значения термина «притча» и определите существенное различие, имеющееся в лингвистическом и литературоведческом справочном издании.

ПОГОВОРКА — складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поученье, в принятых ходячих выраженьях.      (В. И. Даль.   Толковый словарь)      

ПОГОВОРКА — общеизвестное выражение, обычно образное, иносказательное, но не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения. (Словарь русского языка: В четырех томах)

ПОГОВОРКА — образное выражение, метко определяющее какое—либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка грамматически или логически не закончена и лишена обобщающего поучительного смысле. (Краткая литературная энциклопедия)

«Пословица — это краткое изречение, приноровляемое к разным случаям жизни. Поговорка очень близка к пословице, но в отличие от нее не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. «Чужими руками жар загребать» — поговорка, а если бы мы добавили к ней определяющее слово «легко», она бы превратилась в пословицу. В первом случае намек, во втором — вывод».                                                                                     (С. С. Наровчатов).

Из приведенных определений выпишите ключевые слова, которые, на ваш взгляд, наиболее точно характеризуют пословицу и поговорку.

Пословица —

Поговорка —

   Вы уже встречались с такими понятиями, как синонимы и антонимы. Вспомните: синонимы — это слова, звучащие по-разному, но близкие по значению. Антонимы — это слова, имеющие противоположное значение.

ЗАДАНИЕ. Даны пословицы, построенные на антонимах. Объясните их смысл.

Мал золотник, да дорог (_____

Из большой тучи малый дождь (_

После большого веселья слезы бывают (_

Мягко стелет, да жестко спать (_

Много шуму из ничего (_

Корень ученья горек, зато плоды его сладки (_

    Вспомните и запишите несколько пословиц об учении и науке.

   Вспомните и запишите пословицы по двум данным словам.

Дело — смело

Болит — говорит

Журавль — синица

Брод — вода

Слово — воробей

Одежда — ум

Время — потеха

Труд — рыбка

Перо — топор

  К каждой пословице (разных народов) левого столбца назовите русскую, соответствующую ей по смыслу. Русские пословицы найдите в правом столбце.

Образец: Перо сильнее меча (зарубежная, 2) —   Что написано пером, не вырубишь топором

                   (русская, 7).

1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь.

2. Перо сильнее меча.

3. С богачом о бедности не говорят.

4. Друга узнаешь в опасности.

5. Если есть дым, есть и огонь.

6. За стаей фазанов погнался — ни одного не поймал.

7. Молчаливость лучше многословия.

8. Зонт готовь при ясной погоде.

9. Много людей, много и мнений.

10. Не суди о человеке по его внешности.

11. Из иголки делают палку.

12. Плясать под чужую музыку.

1. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

2. Слово — серебро, молчанье — золото.

3. Друзья познаются в беде.

4. Готовь летом сани, а зимой телегу.

5. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

6. Сто голов, сто умов.

7. Что написано пером, не вырубишь топором.

8. Из мухи делать слона.

9. Сытый голодного не разумеет.

    10. Дыма без огня не бывает.

    11. Плясать под чужую дудку

     12. По одежде встречают, по уму провожают.

 Напишите небольшой рассказ, который уместно завершить одной из приведенных ниже пословиц, озаглавьте свое сочинение.

— Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

— На хотенье есть терпенье.

— Терпенье и труд все перетрут.

— Капля камень долбит.

— Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.

— Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.

— Топор своего дорубится.

— Год не неделя, а все дни впереди.

Эти пословицы собраны и опубликованы Владимиром Ивановичем Далем. Как вы думаете, к какой теме они им отнесены? Ответив на этот вопрос, вам будет легче составить рассказ.

     Допишите пословицы, в которые входит цифра 7.

У семи нянек семь бед __

Семеро одного ______

Семь раз отмерь _____

Двое пашут, а семеро ____

Один с сошкой, а семеро ______

    Узнайте пословицы по заданным словам, и запишите их

платье - честь        

виноватый - правый

топор - топорище

беда - ум

правда - добро

работа - плата

       Вставьте  в пословицы пропущенные слова.

Рыбам - _______ , птицам -_________, человеку-______

Люби брать, люби и ________.

Правда светлее ________.

Правда дороже ________.

            Найдите и подчеркните в рассказе 10 пословиц и поговорок!

В мире жить - с миром жить.

Договорились мальчики  рано  утром  пойти рыбу ловит Саша, Витя, Миша пришли в

условленное место, а Коли нет.

- Семеро одного не ждут, - сказал Саша.

- Справим дело и без Новгорода, - подхватил Витя.

- Пусть рвет на себе волосы, а мы больше ждать не будем поддержал друзей Миша.

Но тут показался бегущий Коля.

- Не могу вставать с петухами,- сказал запыхавшийся мальчик.

- Врет и глазом не моргнет, - сурово заметил Саша.

- Уговор дороже денег, - вставил Витя.

- Тебя за опоздание надо за ушко да на солнышко, - буркнул Миша.

- Ладно, ребята, не дразните собаку, и лаять не станет. Пойдемте лучше скорее на речку.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть, - сказал примиряюще Коля.

- За малое судиться - большое потерять, - улыбнулся Саша. И все мальчики зашагали к

речке.

    Как характеризуют человека следующие поговорки? Объясните значение каждой из них. Подберите прилагательные, заменяющие их.

1. В рубашке родился___________

2. Семи пядей во лбу ___________

       Какое общее значение объединяет приведенные ниже пословицы разных народов мира? Вспомните русскую поговорку, близкую им по смыслу.

1. Иголка всем шьет, а сама голая (таджикская).

2. У портного спина голая (турецкая).

3. У плотника дверь всегда сломана (арабская).

4. Башмаки сапожника без каблуков (персидская).

5. Горшечник пьет воду из треснувшего кувшина (персидская).

 

  Сергей Сергеевич Наровчатов писал, что пословицы и поговорки «скорее слуги, а не хозяева в нашей жизни, а следовательно и в творчестве народа». Эту мысль писателя выскажите по-своему:________

  Кем создаются пословицы и поговорки? Продолжите вывод самостоятельно. Пословицы и поговорки создаются творчеством народа, а также входят в речь____.

Используемая литература

Меркин Г.С. Рабочая тетрадь №1 по литературе для учащихся 5 класса. – М.: РОСТ, Скрин, 1996

Курдюмова Т.Ф. Учебное пособие к учебнику – хрестоматии 5 клласса. М.: «Просвещение», 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ – НАРОДНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ.

Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веко...

Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"

Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....

Английские пословицы и поговорки. Этимология, русские аналоги, трудности перевода.

Статья об особенностях употребления английских пословиц и поговорок, их русских эквивалентах и о трудностях, с которыми встречаются учащиеся при переводе....

Пословицы и поговорки

Презентация к уроку литературы в 7 классе. Содержит иллюстративный материал по тематике пословиц, игру "Собери пословицу"....

Дидактические материалы к уроку литературы в 6 классе по теме: "Пословицы и поговорки" Ребусы.

Разгадывание ребусов развивает логическое мышление, повышает интерес к изучению литературы, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся на уроках....

Пословицы и поговорки – активные помощники в изучении грамматики.-исследовательская работа.исследовать пословицы и поговорки английского и русского языков; выявить особенности перевода; систематизировать пословицы и поговорки по грамматической структуре.

Материалом исследования послужили данные фразеологических словарей английского и русского языков, стилистических и толковых словарей, сборников общеупотребительных пословиц и поговорок....

Дидактические материалы по английскому языку. Загадки. Поговорки. Ребусы.

Данный сборник содержит более 50 загадок, пословиц, поговорок и ребусов на английском языке, подобранных с учетом возрастных особенностей и Агро компонента, предполагающих русский вариант загадки и ри...