Литература есть зеркало жизни
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

 Данный сценарий общешкольного мероприятия, проведенное в форме интеллектуальных дебат для старших классов .

Технология дебат развивает коммуникативные качества обучающихся. Данное мероприятие очень понравилось обучающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_est_zerkalo_zhizni.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

                Литература есть зеркало жизни.

 Цель: Развитие интуитивного, образного мышления, коммуникативных качеств.

Продолжить формирование  аналитического мышления, формулирования  и изложения  своей точки зрения, расширения кругозора.

Формирование интереса  к художественному произведению

формирование ценностно-ориентационного единства группы;

принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Организовать  совместную деятельность, партнерские отношения обучающих и педагогов;

Формирование критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции.

Развитие внимания ребят к Слову, их творческих возможностей

Приобщение учащихся к более глубокому изучению литературы

 Состав участников:

обучающиеся 10-11 классов;

Условия проведения:

Проведение дебатов по выявленной проблеме;

Сопровождение дебатов презентацией.

Ожидаемые результаты:

широкое обсуждение проблемы со стороны всех участников.

                                  Ход  мероприятия.

Вед 1.   Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые гости!. Мы рады сегодня

              увидеть вас в нашем литературном вечере.

Ве.2 Человек, его возможности , характер, стремление к самопознанию  всегда отбивались в художественных произведениях разных возрастов и народов. Произведения , которые изучаются нами на уроках литературы , можно сравнить с энциклопедией духа человека.

Вед.1. «Жизнь есть касса , куда мы составляем все духовные сокровища, которые нам принадлежат»,- считал Гумбольдт. Знакомясь с литературой, мы имеем возможность убедиться,  что герои произведений многому нас могут научить, помочь найти выход в жизненных ситуациях. Раздумывая над красотой характеров героев,  которые стали нам близкими по духу, попробуем найти ответы на поставленные вопросы.

Вед.2 Сегодня мы проводим мероприятие в форме Интеллектуальных дебатов. 

Игра Дебаты – состязание  умов,

Игра Дебаты – это поиск точных слов,

В игре Дебаты язык и логика важны,

Дебаты нам нужны.

                                    Из гимна Дебатов

Вед 1.    Приглашаем вас к обсуждению литературных вопросов, к                                                        

              дебатам. Не зря сказано: «Литература – зеркало жизни». Именно              

              поэтому речь пойдет о литературных   произведениях, но  

              подразумевать будем реальную жизнь.

Вед 2.    Итак, условия игры:

              а) Принимают участие 2 команды из 6 человек.

              отрицающая - отрицает тезис.

              утверждающая - утверждает тезис.

               б) суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью            

               сторону, т.е. судей в том, что ваши аргументы лучше, убедительнее,

             чем аргументы вашего оппонента.

 Вед 1.   Хочу напомнить правила ведения дебатов:

               а) важно не только умение говорить, но и умение слушать;

               б) умение говорить понятно, высказываться по проблеме, избегая            

               избыточности информации;

               в) помните: критикуем идеи, а не личности.

Вед 2.     В процессе обсуждения мы будем учиться слушать друг друга,      

               принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, не обижая,

               доказывать правильность позиции, мнения.

Ведущ.1.: Уважаемые зрители, позвольте вам представить команду утверждения: первый спикер- Пеклаева Евгения,  второй спикер- Ульданова Ляйсан, третий- Баязитова Алена ,четвертый-Галлямова Снежана,пятый-Аухатов Рустам, шестой- Мустафин Тимур

Ведущ2..:  Команда отрицания: это первый  спикер – Кошиева Надежда, второй  спикер – Питаева Кира , третий спикер- Яшмурзина Кира,четвертый-Давлетшина Эльвира,пятый- Султаншин Ислам,шестой- Дигитаев Вадим.

Вед 1.      Судейскую коллегию дебатов представляют преподаватели: Саитзянова Г.Т .Ветлина Е.В Галиева Е.З.

Жюри оценивает ответы команд по критериям:

1.Глубина раскрытия темы;

2. Разнообразие аргументов;

3.Доказательность;

4.Полнота ответов на вопросы;

5. Культура речи, корректность.

Вед.2.В юности почти у каждого человека наступает такое время ,  когда окружающий мир становится еще более радостным, сияющим.  Это время первой любви.  Счастье,  как будто подхватило человека на свои легкие крылья,  все становится посильным, возможным, рождаются новые, заманчивые мечты и идеи. Мир преображается, становится чудесным.

Вед.1 Сколько прекрасных произведений литературы и искусства создано в прославление любви. Четвертую сотню лет волнует сердца читателей трогательная история любви Ромео и Джульета, а нежный, глубокий и правдивый образ пушкинской Татьяны Лариной, образы тургеневских женщин?! Кажется, не должно быть людей, которые сомневаются в существовании любви, Но такие люди всегда находятся. И их нелегко бывает убедить. Что любовь существует на свете.

Вед2. Любовью дорожить умейте,

С годами – дорожить вдвойне,

Любовь – не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Все будет : слякоть и пороша,

Но вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа,

А песню нелегко сложить.

Вед 1.    Итак, начинаем.

               Кто из нас не помнит Татьяну Ларину и Евгения Онегина из романа

               А.С.Пушкина? Умные, красивые герои. Приняла любовь, а счастья

               нет. Почему?

               P.S.

               1) Конфликт с обществом, в котором живут герои: «Татьяна в

               семье родной казалась девочкой чужой»;

               «Он: рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум».

                Они не разделяют с обществом ничего;

                2) Не умение распознавать настоящую дружбу и любовь: Евгений

                Онегин потерял веру в искренность  любви и дружбы;

                3) Невозможность бороться за своё счастье: «Татьяна Ларина

                должна  скрывать свои чувства к Евгению  Онегину – так принято;

                4) Зависимость от общественного мнения: Евгений Онегин идет на

                дуэль с В.Ленским из-за страха, что его ославят как труса;

                5) Герои не могут найти себя слиться с жизнью.

Вед 2.      Многие писатели проверяют своих героев любовью, пропускают          

                 через любовь и говорят: «Герой, не выдержавший испытание

                 любовью, не состоятелен,  как личность». В каких произведениях вы   их видите?

                 (Тургенев «Ася»,  Л.Н.Толстой «Война и мир»,Пьер и Ростова,

                 «Элен», «Отцы и дети», «Куприн Олеся», «Гранатовый браслет»  и

                  др)

Вед 1.       Кстати, Базаров. Он же сам сделал невозможным своё счастье в

                  любви. Вы согласны с этим?

  Команды отвечают на вопрос.

Вед 2.       Продолжаем наш литературный вечер. Проведем викторину –    

                 блиц-тур. Быстро отвечаем на вопросы ( без обсуждения).

 Вопросы первой команде:

                 1) «Не хочу учиться, хочу жениться». Кто этот герой? (Митрофан

                 «Недоросль» Фонвизин).

                 2) Какие произведения Гоголя напоминают картину Репина

                 «Запорожцы пишут письмо турецкому солдату»? (Повесть «Тарас

                 Бульба» Гоголь).

                 3) «А судьи кто?» - чьи слова? (Чацкий «Горе от ума»

                 А.С.Грибоедов).

                 4) Кто из героем камедии «Ревизор» не знает ни слова по-русски?

                 (Лекарь Христиан Иванович).

                 5) Кто из русских поэтов посвятил Фонвизину такие строчки:

                 Волшебный край!

                 Там в стары годы,

                  Сатиры старый властелин,

                  Блистал Фонвизин, друг свободы.

                  (Пушкин.А.С.)

Вед 1.       Вопросы второй команде:

                 1) «Имей душу, имей сердце, и будешь человеком во всякое      

                 время». Из комедии «Недоросль» кто это говорит? (Стародум).

                 2) Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?

                 (На зеркало неча пенять, коли рожа крива).

                 3) Назовите имя, отчество Фамусова? (Павел Афанасиевич).

                 4) Где родился Молчалин? ( в Твери).

                 5) Сколько иностранных языков знал Грибоедов, 5 или 9? (9).

Вед 2.       В 1825 году А.С. Пушкин прочитал комедию Грибоедова «Горе от

                  ума» и отказал её главному герою Чацкому в уме. «В комедии

                 «Горе от ума» кто умное действующее лицо? – писал Пушкин

                  Бестужеву. –Ответ: Грибоедов. А знаешь ли что такое Чацкий.

                  Пылкий, благородный и добрый малый напитавшийся мыслями,

                  остротами и сатирическими   замечаниями Грибоедова, автора».  

                  Попробуем разобраться: Умен ли Чацкий?

 Спикер У1. Мы выдвигаем гипотезу: Чацкий умён.

Уже при первом упоминании имени Чацкого тут же возникает тема ума. Лиза о нём говорит “остёр”. “Остёр, умён”,- соглашается Софья. В его образе воплотились черты передового человека того времени. Чацкий резко обличает действительность. Он обрушивается на тех “негодяев знатных”, которые людей своих, слуг меняют на собак, для своих затей – домашнего театра – отрывают от родителей детей, а затем распродают и их по одиночке. Чацкий отказался служить: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, он бичует дворянское общество за низкопоклонство перед иноземным, за презрение к родному языку и обычаям. Его речи умны и убедительны.

Фамусовское общество, страшась этих обличений, называет его безумным. Тема безумия подхватывается и быстро распространяется. Так возникает тема “умного безумца”. Ум оборачивается безумием. Таким и кажется Чацкий московскому фамусовскому кругу. Чацкому, человеку незаурядного ума, каким его замыслил Грибоедов, фамусовский мир тоже кажется безумным. Наше мнение: здесь звучит тема мнимого безумия от недюжинного ума, который отвергнут миром.

Наконец, хочу сослаться на мнение И.А. Гончарова: “Ум Чацкого силён и остёр…”. 

Вопрос О3. При первом появлении героя на сцене возникает в уме комическая рифма: “Чацкий-дурацкий”. Почему, несмотря на свой ум, он постоянно оказывается в дураках?

Ответ У1. Умный человек в глупом положении – таков парадокс комедии. На это есть свои причины. Первая причина в том, что ум Чацкого – особенный. Это ум, присущий человеку декабристского поколения. Ум декабристов и Чацкого – риторический, резкий, прямой. Герой Грибоедова судит быт с идеологической точки зрения, как и декабристы, например, у Рылеева, “каждое высказывание - программа”. “Ум, алчущий познания”, отделяет декабриста от обычного дворянина.

Вторая причина в том, что ум Чацкого “с сердцем не в ладу”. Герой Грибоедова  не наивен, прекрасно понимает пружины московского общества, но в одном человеке всё же ошибается. Человек этот-Софья. Потому и ошибается, что любит.

Спикер О1.  Мы утверждаем, что Чацкий – патологический глупец. Вспомним первое появление героя в доме Фамусова.

Чуть свет уж на ногах! и

я у ваших ног.

Чацкий оставил Софью, когда ей было 14 лет. 3 года он не подавал о себе знать. (“Три года не писал двух слов! // И грянул вдруг как с облаков”), за это время Софья превратилась в очаровательную девушку, могла быть обручена или просто влюблена в кого-то. Любой умный человек не стал бы после столь долгой отлучки и произнесённого им первого комплимента домогаться поцелуя, не оставил бы без внимания реплики Лизы, уловил бы нынешнее отношение к нему Софьи.

Чацкий же, не добившись поцелуя от Софьи и не придумав ничего лучшего, начинает ругать всех и вся, начиная с Москвы, самой Софьи, её отца, дяди и кончая тётушкой.

А тётушка? Всё девушкой, Минервой?

Всё фрейлиной Екатерины Первой?

Воспитанниц и мосек полон дом?..

В подтверждение высказанной гипотезы хочу привести слова А.С. Пушкина: “Чацкий вовсе не умный человек… Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, а не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными”.

Вед 1.       Комедия «Горе от ума» - вечная загадка, такая  же загадка и её

                  автор, сумевший одной пьесой поставить себя в один ряд с теми,

                  кого мы называем классиками великой русской литературы.  

                  Прошло полтары сотни лет, а о пьесе до сих пор отчаянно спорят.

                  О Чацком сказано очень многое. Мне лично представляется, что

                  главным действующим лицом пьесы является не Чацкий. Главным

                  действующее лицо – Москва конца 10-х начало 20-х годов 19 века.

                  В этом, наверное, и есть тайна произведения.

Вед 2.       Поговорим об истинном и ложном гуманизме....

                  Гамлет и Дон Кихот имена этих героев неразрывно связанны с

                  великой эпохой - эпохой Возрождения, эпохой гуманизма. В этих

                  двух типах героев воплощены две противоположности

                  человеческой природы, два отношения к идеалу. Итак, кто же из

                  них - сомневающийся и никому не верящий Гамлет или

                  благородный и бесстрашный Дон Кихот – является истинным

                  гуманистом? 

Ведущий1. читает стихотворение Б.Пастернака «Гамлет»:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислоняясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку…

Выступление 1-го спикера первой команды:

– Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм рассматривал человека как земное воплощение красоты и гармонии Вселенной и видел в нём средоточие жизненной энергии, разумности и творческой активности. Гуманизм признает возможность осуществления индивидуальной свободы и самоутверждения личности во враждебном человеку мире. Именно основываясь на этих положениях, мы истинным гуманистом считаем Гамлета, а не Дон Кихота.

 Дон Кихот – отживший образ, Гамлет актуален и сегодня.

Вторая команда:

 

1. Гамлет исковеркал жизнь не одного человека, убил своих друзей, довёл до сумасшествия свою подругу, растерзал на глазах матери её любовь, и после всего этого он ГУМАНИСТ?

Дон Кихот – рыцарь печального образа, этот комичный, несуразный чудак, даже внешне какой-то неладный, на самом деле очень интересный персонаж, образ которого насквозь пропитан гуманизмом. Да, он невежа, он черпает понятие о жизни из рыцарских романов, но сколько в нём любви и благородства, сколько преданности! Почему же он кажется таким комичным и глупым? Да потому, что его время не нуждается в нём, люди не понимают его. Всегда были ненужными и чуждыми толпе пророки и святые

Мы твердо убеждены, что гуманизм Гамлета ложен, а Дон Кихот является истинным гуманистом. «Для семьи душевнобольного, а также для общества его болезнь – проблема; для самого больного – решение» (Томас Сас).

Вед 2.       Оказывается, при всех своих различиях Гамлет и Дон Кихот очень

                  близки. Например, Гамлет говорит, что рожден восстановить

                  расшатанный век, Дон Кихот восклицает, что родился в «железный

                  век», чтобы воскресить золотой»,  т.е. оба подтверждают идеал

                  Возрождения и завещают его потомкам.    

Вед 1.       Да, Гамлет страдал очень   сильно из-за предательства дяди,          

                 смерти отца, неверности матери.

Вед 2.       А как вы думаете, ребята, страдания в жизни человеку нужны или

                  нет? Ключевым является понятие  «страдание».

 Словарь С.И.Ожегова дает такое определение: «Страдание- физическая или нравственная боль, мучение».

Команда утверждения считает , что страдания нужны человеку( приводят доказательства, приводя примеры из романа Достоевского «Преступление и наказание»)

Команда отрицания считает , что страдания не нужны человеку.

Вед. Правильно ли мы поняли, что страдания, если их даже нет в жизни, необходимо создавать, чтобы человек закалялся и становился сильнее?

Ответы команд.

Вед 1.       Итак,  наша литературная игра завершается. Мы хорошо

                  поработали: учились строить диалог, высказывать и отстаивать

                  свою точку зрения.

Вед 2.       Учились выражать мысли, подбирать аргументы, отстаивать своё

                  мнение. Спасибо участникам! Слово-жюри.  

Вед.1. Дорогие ребята, вы находитесь на пороге самостоятельной жизни, Возьмите с собой во взрослую жизнь такие заповеди:

Человек обязан быть порядочным, интеллигентным, воспитанным.

Помните слова А.П.Чехова: «Порядочному человеку нельзя распускать себя».

Вед. 2.Академик Д.С.Лихачев писал:  «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым».

Будьте интеллигентными, доброжелательными, скромными и тактичными.

Пусть  заповеди Д.С.Лихачева  станут вечными спутниками на вашем жизненном пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к внеклассному мероприятию "Фразеология- зеркало жизни немецкого народа".

Данный материал посвящён сопоставительному изучению фразеологизмов немецкого языка, так как для изучения немецкого языка как иностранного важно знать не просто эквиваленты фразеологизмов двух языков, ...

Кл. час "Есть выбор - жизнь без наркотиков"

Кл. час " Есть выбор - жизнь без наркотиков"...

Литературная гостиная «Есть в жизни всех людей порядок некий …» Вильям Шекспир

Данный классный час разработан к мероприятию "Неделя книги"....

Литература есть самовыражение общества, как речь есть самовыражение человека. (Луи де Бональд)

Литература это вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова....

Проект по литературе «Образ зеркала в сказках»

Разработан проект на 4 урока литературы ...

Сайт Дворца – зеркало жизни образовательного учреждения

Статья содержит описание опыта разработки, поддержки и развития сайта образовательного учреждения....