урок литературы в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Зиннатуллина Миляуша Минехаеровна

Урок по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_astafevu.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Память как нравственная ценность.

(урок по рассказу В.П.Астафьева

«Фотография, на которой меня нет»)

Цели:

1.Глубже познакомиться с жизнью и творчеством  писателя;

2. развитие навыков анализа художественного текста, творческого воображения и внимания учащихся,  умения высказывать самостоятельную точку зрения, развитие связной речи учащих

3.воспитание нравственности, бережного отношения к семейным реликвиям.

Оборудование: портрет писателя, стенд «Старые   фотографии»,  уголок крестьянской избы (самовар, кувшин, утюг, посуда)

Эпиграфы к уроку: Сколько в человеке памяти,

                                  Столько в нём человека.

В. Распутин.

                                 Как прекрасно устроен человек!

                                 Какой великий дар ему дан - Память.

                                                        В.П.Астафьев.

        

Ход урока.

1. Актуализация.  Выступление исследователей биографии и творчества писателя по изученным произведениям («Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»).

2. Изучение нового материала.

А) Сообщение о книге «Последний поклон»

а) Вступительное слово учителя о памяти, чтение эпиграфов к уроку, постановка целей урока. Выяснение значения слова «память» по словарю (сообщение  ученика).

  Память – это:

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений. 2.Воспоминание о ком – чём - нибудь.

3.То, что связано с умершим (вопоминания о нём).

                                      (С.Ожегов. Словарь русского языка).

  Память обладает поистине волшебными качествами. Она даёт возможность увидеть то, что вы видели когда-то, увидеть много раз то, что наблюдается однажды.

Память бывает разная: память чувств, память ума, память на запахи, вкусовая память, память глаза, слуховая память, двигательная память, речедвигательная память. Но чтобы они по-настоящему помогали, о них надо заботиться: тренировать и развивать.

 Б) На сегодняшний урок вы должны были прочитать рассказ «Фотография, на которой меня нет». Как бы вы определили тему рассказа?

- Дань памяти.

Сегодня мы поговорим с вами о нравственной памяти.  Как вы думаете, как раскрывается в этом рассказе тема памяти?

(фотография – это память).

- Мы с вами узнали, что в рассказе речь идёт об одной фотографии.

(краткий пересказ содержания)

- А если подумать, что такое фотография?

(какое – то мгновение из жизни человека)  

(прослушивание отрывка из кинофильма «Семнадцать мгновений весны»)

-Какие открытия вы сделали, прочитав этот рассказ?

-Приезд фотографа в деревню было большим событием
(жизнь в родном краю была взбудоражена: впервые из города приехал фотограф в школу, даже занятия были прерваны; гость важный - всей деревней думали, где его поселить, во что одеться: «я ему и рубашечку приготовила, и пальтишко высушила, упочинила…»,- причитала бабушка Катерина; Саньке дядя Левонтий выдал телогрейку «по случаю фотографирования»)

-Меня поразило отношение жителей к учителю и учительнице?
(Их любили, почитали: «Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых; за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу; можно пожаловаться на кого угодно; учителя были заводилами в деревенском клубе, играм и танцам молодежь учили…»)

- Почему главный герой запомнил своего учителя?
(учитель был очень внимательным, добрым, интеллигентным человеком, много знал, всегда был готов оказать помощь своим односельчанам; он, проявил инициативу, договорился с городским фотографом, привез его в деревню; а когда фотография была готова, он принес ее главному герою, на ней были изображены одноклассники главного героя)

- Проанализируйте эпизод со змеей. С какой целью Астафьев приводит эту историю?
(в сцене со змеей мы видим, что учитель готов пожертвовать своей жизнью ради своих учеников, он способен на подвиг: «вежливый, застенчивый, но всегда готовый броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь»)

-Мне очень понравилось то, как в деревне украшали на зиму окна


-Как вы представляете себе эту фотографию?
- Почему Санька отказался идти фотографироваться
(
он чувствовал свою вину в том, что Витя заболел и не смог пойти в школу, решил проявить солидарность: «Не последний день на свете живем!- солидно заявил Санька. (И мне почудилось, не столько уж меня, сколько себя убеждал Санька). - Еще наснимаемся!.. Ништяк! Поедем в город и на коне, а может, и на автомобиле заснимемся!)

- Почему эта фотография, но которой не было главного героя, была так дорога ему и бабушке?
(этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою, как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине…
«та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»)


В) Работа над языком произведения.

-Что характерно для языка рассказа? Как вы объясните это явление?

 (используются просторечные слова, народная речь, чтобы передать сибирский калорит).

3. Заключение

Работа у стенда «Старые фотографии».

Чтение отрывка из стихотворения Николая Рубцова.

Как много жёлтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнём, враждой

Земля полным - полна,

И близких всех душа не позабудет…

  Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почётные грамоты дедов, отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода, фамилии. Когда – то нашей жизнью заинтересуются внуки точно так же, как к нам подступает интерес к облику наших предков, к тому, как они жили, как любили…  

                                                                                               (Д. Гранин)

 Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них…., - значит, он не любит их.                                        (Д.С.Лихачёв)

Зачитывается отрывок из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» «О памяти»:

«Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитывать в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых.
Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить в памяти, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство». 

Закончить сегодняшний разговор мне бы хотелось словами  Ф.М. Достоевского: «Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь прекрасное, светлое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание… может послужить вам во спасение».

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание: написать мини – сочинение «История одной фотографии»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...