Знакомство с ДВОРЯНСКОЙ усадьбой при изучении романа Пушкина «Дубровский» в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

 

Знакомство с ДВОРЯНСКОЙ усадьбой при изучении романа Пушкина «Дубровский»  в 7 классе

 

 

При изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский» многие учителя пользуются классической системой уроков В. Г. Маранцмана, неоднократно представленной им в методической литературе. Первый урок в системе носит название «Барская усадьба» и проводится в форме заочной экскурсии. На нем учащиеся должны познакомиться  с бытом русской дворянской  усадьбы, с неоднородностью как крестьянства, так и – прежде всего – дворянства.

«Изысканное великолепие и пресыщенность вельможи, грубость и властность поместного повелителя, гордость и стремление к независимости “обиженных родов” — эти три слоя русского дворянства должны быть в центре внимания учеников на вступительном занятии. Без этого конфликт романа лишится исторических опор, анализ пойдет лишь в русле отвлеченно-нравственных проблем» – пишет В. Г. Маранцман[1].

В романе изображены три дворянских усадьбы, и каждая из них дополняет образ своего хозяина. Диапазон их масштабов огромен: от 70 душ у Дубровского, до 3000 у Верейского. Но не только бедность или богатство определяют лицо каждой усадьбы, характер ее хозяина и психологию принадлежащих ему крестьян. Пушкина волнуют  и проблемы просвещения, в котором невидит он панацеи от пороков власть имущих («просвещенный» западник Верейский, с его утонченными манерами и увеселениями, завуалированным сластолюбием и холодной жестокостью оказывается даже менее человечным, чем невежественный Троекуров, с его грубыми забавами, пьянством, обжорством и крепостным гаремом), и искажение нравственных качеств социальными условиями (гордость и  вспыльчивый, крутой нрав принимают у Троекурова и Дубровского разные формы, ввиду  разного их положения).  

Сопоставляя «Дубровского» с предшествовавшим ему романом Д. Бегичева «Семейство Холмских», Н.Н.Петрунина пишет: «… Пушкин в “Дубровском” не просто констатирует факт разорения дворянина. Он осмысляет этот факт как звено в своей концепции русской истории, видит в частной судьбе героя свидетельство того революционизирующего воздействия, которое оказывает процесс раздробления и отчуждения имений на “наше старинное дворянство”. “Эдакой страшной стихии мятежей нет и в Европе”, — писал поэт два года спустя (XII, 335). В “Дубровском” эта идея приобрела конструктивное значение. Незавершенный роман Пушкина стал опытом органического слияния картин реальной действительности и обширной исторической идеи.

Для Пушкина было естественно понять бунт Островского как одно из проявлений “страшной стихии мятежей”. Земельную тяжбу, имевшую столь важные последствия, он соответственно осмыслил  <…> как столкновение тех двух сил, которые, по мысли поэта, со времен петровского переворота определяли развитие русского дворянства». [2]

Около тридцати лет назад был создан ряд учебных телепередач по литературе, которые вел В. Г. Маранцман. Одна из них называлась «Барская усадьба»[3] и могла быть использована на вступительном уроке. Однако современного школьника такого рода передача уже не удовлетворит,  в силу того, что визуальный ряд там довольно скромен и не совсем внятен. Да и достать ее запись весьма проблематично.  В методических рекомендациях подробного сценария урока нет.

Поэтому, опираясь на идеи Маранцмана, мы попробуем предложить свой вариант урока.

 

Прежде всего, отметим, что в начале урока совсем не лишне уточнить представления учащихся о том, кто такие помещики-дворяне, крепостные и дворовые. Несмотря на то, что эти вопросы уже обсуждались при изучении повести И. С. Тургенева «Муму» и должны быть известны ученикам из уроков истории, часто семиклассники имеют об этом самое туманное представление. (В 10 классе при изучении поэзии Некрасова мы столкнулись с тем, что далеко не самые невежественные дети считают, что дворовые люди – это люди, служившие при царском дворе[4]).

Можно составить с учащимися небольшой словарик.

Помещик – дворянин,  имеющий собственные земли.

Крепостное право – право помещика распоряжаться личностью, трудом и имуществом принадлежащих ему крестьян.

Крепостной крестьянин – крестьянин, принадлежащий помещику, работающий на него.

Дворовые люди (дворня)крепостные крестьяне, лишенные земельных наделов, которых использовали в качестве домашней прислуги.

Поместье (синоним: имение) – земельное владение с помещичьим хозяйством.

Усадьба – комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, составляющих единое целое, а также, как правило, усадебный парк.

Расскажем, что в  состав барской усадьбы обычно входили барский дом, несколько флигелей[5], конюшня, псарня, сараи, постройки для прислуги и др. Усадебный парк чаще всего был пейзажным, в нем устраивались пруды, строились беседки и другие парковые сооружения. В крупных усадьбах имелась собственная церковь.

 

Затем познакомим учеников с теми имениями, которые послужили прототипами поместий героев «Дубровского».

Известно, что при создании романа на Пушкина повлияли Болдинские впечатления. Незадолго до начала работы над  ним поэт был в Болдино, где крестьяне требовали смещения управляющего. Действие романа происходит в Поволжье, о чем свидетельствует вид на Волгу из окон имения князя  Верейского. Выбор места не случаен: именно Поволжье славилось крестьянскими бунтами. Пушкину также было известно судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого в 1802 году незаконно было отнято имение. Дубровский, однако, послал туда своих крестьян за лесом. Кистеневкой называлось сельцо неподалеку от Болдина, полученное поэтом от отца, а Троекуров – фамилия нижегородского землевладельца.

Однако прототипами описанных в романе поместий стали поместья псковщины и подмосковья, которые были больше знакомы Пушкину. В Кистеневке мы можем узнать черты Михайловского, в Покровском – Петровского (усадьбы двоюродного деда Пушкина, отставного  генерал-майора П. А. Ганнибала), в Арбатове  –  Архангельского (имения князя Н. Б. Юсупова, с которым Пушкин был дружен).

Познакомимся поближе с каждым из них.

Михайловское.

Расскажем ученикам о том, что Михайловское, расположенное в псковской области,  –  это родовое имение матери А.С. Пушкина,  пожалованное  прадеду поэта, Абраму Петровичу Ганнибалу – «арапу Петра Великого» – императрицей Елизаветой Петровной.  Для Пушкина оно стало поэтической родиной, местом духовного становления, хотя родился он в Москве, а отрочество провел в Царском Селе. В Михайловском он жил и творил в 1817, 1819, 1824-1826, 1827, 1835 и 1836 годы.

Покажем ученикам живописные виды Михайловского (илл. 1, 2), единственное сохранившееся изображение усадьбы пушкинского времени – литографию сельца Михайловского П. Александрова 1838 года, сделанную по рисунку псковского землемера И. Иванова (илл. 3), фотографии скромного господского дома (илл. 4) и его интерьеров – столовой и кабинета (илл. 5, 6). Обратим внимание на красоту простого русского пейзажа и отсутствие роскоши в усадьбе. Отметим такие детали, как фамильные портреты в столовой и деловую обстановку рабочего кабинета[6].

Петровское.

Более богато выглядит имение двоюродного дяди Пушкина – Петровское. Усадьба расположена на восточном берегу озера Кучане. Регулярный парк, разбитый на склоне пологого холма, выходит непосредственно к пологому берегу озера. Центр его планировочной композиции – круглый дерновый партер[7], от которого расходятся четыре аллеи.

Покажем ученикам  большой господский дом (илл.7) и парк с парковой архитектурой (илл.8).

Скажем, что Пушкин, интересовавшийся историей своих предков, неоднократно был у своего деда (правда, в основном, когда тот жил в другом имении – в селе Сафронтьево).

Архангельское.

Третья усадьба, с которой мы знакомим учеников, – подмосковное Архангельское. С ее владельцем, князем Н. Б. Юсуповым, Пушкин был знаком с детства. Несмотря на то, что князь был намного старше, между ними сложились дружеские отношения.

Усадьба Юсупова резко отличается от двух предыдущих роскошью и масштабами. Она похожа на царскую резиденцию и построена по европейскому образцу. Недаром современники называли ее «подмосковным Версалем».

Н. Б. Юсупов много лет провел в Европе. Он собрал богатейшую коллекцию изобразительного и прикладного искусства и разместил ее в своем имении. Он любил празднества и утонченные наслаждения, собрал в имении обширную библиотеку.

Рассмотрим фотографии дома (илл.9) и  парка. Парк состоит из трех частей, разных по стилю. Первая – итальянский парк, который представляет собой две террасы, огороженных балюстрадами (илл.10). В России такого рода сооружения, типичные для Италии,  почти не встречались. На балюстрадах мы видим скульптуры и бюсты, привезенные Юсуповым из Европы (илл. 11). Далее лестница ведет во французский регулярный парк (илл.12). При Юсупове там были также расположены оранжереи, в которых выращивали апельсины, лимоны, другие экзотические растения. Летом в хорошую погоду кадки с ними выносили на улицу, и вид их поражал гостей резиденции.   Во французской части парка мы видим небольшие зеленые коридорчики «берсо», в которых гости могли укрыться от солнца (илл.13). 

Третий парк – английский пейзажный. Он начинается за небольшой аркой, названной «Руинной» (илл.14). Всякого рода романтические руины, гроты, беседки и мавзолеи были обязательной принадлежностью английского парка. 

Параллельно нашей экскурсии учащиеся заполняют таблицу[8].

 

Усадьба-прототип и ее владелец

Основные особенности

Запомнившиеся детали, объекты

Михайловское

(А. С. Пушкин)

Скромный деревянный дом

Фамильные портреты

Петровское

(П. А. Ганнибал)

Большой дом на холме

Регулярный парк

Беседка

Архангельское

(Н. Б. Юсупов)

Большая

Богатый каменный дом

Огромный парк из 3 частей

 

Коллекция живописи

Статуи в парке

 

Увиденные в ходе учительского рассказа иллюстрации помогут учащимся лучше представить усадьбы Дубровского, Троекурова и Верейского, прояснят некоторые детали.

 

После этого обратимся к усадьбам, изображенным в романе.

Учащимся предлагается иллюстрация Д. Шмаринова к роману, изображающая  усадьбу Троекурова (илл.15). Спросим: Какая из усадеб изображена на иллюстрации? По каким признакам вы это определили?

Спросим учащихся, какой видитсяим каждая из усадеб. Каким представляют они парк, дом? Какие события происходят в каждой усадьбе? Чем более всего заняты их хозяева? Как выглядят избы крестьян и сами крестьяне? Каковы их отношения с господами?

Рассмотрим три иллюстрации (илл. 16, 17, 18). Как каждая из иллюстраций отражает особенности изображенной на ней усадьбы и характер хозяев? Какие детали служат этой цели?

В ходе этой части урока учащиеся заполняют следующую таблицу[9]:

 

Усадьба и ее владелец в романе

Описание усадьбы

(характерные детали)

Какая жизнь протекает в усадьбе

Положение крестьян, взаимоотношения крестьян и барина

Кистеневка

(Дубровский)

Серенький деревянный дом, бедность, отсутствие парка.

Деревянная церковь.

Простая патриархальная  семейная жизнь.

Крестьяне преданы своему барину.

Живут бедно.

Не терпят несправедливости.

Покровское

(Троекуров)

Огромный каменный дом с бельведером.

Дом на холме.

Регулярный парк.

Роскошная псарня.

Беседка.

Каменная церковь.

Грубые увеселения, пиры, охота.

Крестьяне боятся барина, но тщеславятся его силой, чувствуют себя под его защитой безнаказанными по отношению к другим, даже помещикам.

Арбатово

(Верейский)

Каменный огромный дом, похожий на замок.

Роскошная зала.

Галерея картин.

Большой английский парк.

Озеро с островами.

Романтическая парковая архитектура.

Утонченные наслаждения, искусство.

Чистые веселые избы крестьян.

Безлюдье.

Крестьяне невидимы.

 

В качестве основного текстового материала используются фрагменты, представленные в приложении, привлекаются и другие фрагменты текста.

 

В конце урока подведем итоги.

Во-первых, мы видим, что конфликт, который далее будет двигать действие романа, имеет под собой социальную почву. Пушкин показывает нам разные типы помещиков и их поведение во многом определяется разностью их социального положения (несмотря на то, что все они дворяне).

Во-вторых, учащиеся приходят к мысли, высказанной В. Г. Маранцманом в статье учебника: «В романе Пушкина крестьяне оказываются во многом зависимы от облика того помещика, которому они принадлежат»[10]. Добавим, что «… подчеркнутая зависимость крестьян от владельца рождена идеей дворянской ответственности за судьбы народа…»[11]. Здесь можно привести пушкинскую мысль из его наброска «О дворянстве» о том, что дворяне – это «люди, которые имеют время заниматься чужими делами»[12]: владение землями и крестьянами освобождает их от необходимости трудиться, но за это они должны платить заботой о народе и процветании государства. Невыполнение этой миссии и может привести к «стихии мятежей».

 

 

Приложение

 

Кистеневка:
«Выехав из деревни, поднялись  они на  гору,  и  Владимир увидел березовую  рощу, и влево  на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.
Через 10 минут  въехал  он  на барский двор. Он смотрел  вокруг  себя с волнением неописанным. 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были  посажены около забора, выросли и стали  теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла  широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг,  на котором  паслась опутанная лошадь. Собаки было  залаяли, но,  узнав Антона, умолкли и  замахали косматыми  хвостами. Дворня высыпала  из людских изб и  окружила  молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу, и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила  его Егоровна  и с плачем обняла  своего  воспитанника».
 
Покровское:
«Вот Покровское!  Дубровский  поднял голову.  Он  ехал  берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на  одном из  них  над  густою зеленью  рощи  возвышалась зеленая  кровля  и бельведер[13] огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня;  около  разбросаны  были  деревенские  избы  с  их  огородами  и колодезями». 
 «Старинный сад с  его стрижеными липами, четвероугольным прудом  и правильными аллеями ему не  понравился; он любил английские сады и так называемую природу, но  хвалил и восхищался…».

 

Арбатово:

«Два  дня  спустя  после  сего посещения  Кирила  Петрович  отправился с дочерью в гости  к  князю  Верейскому.  Подъезжая  к  Арбатову  он не мог не любоваться  чистыми и веселыми избами крестьян и каменным господским домом – выстроенным во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густозеленый луг,  на  коем  паслись  швейцарские  коровы,  звеня своими  колокольчиками. Пространный  парк  окружал дом со  всех  сторон.  Хозяин встретил  гостей  у крыльца, и подал руку молодой красавице. Они вошли в великолепную  залу, где стол  был накрыт на три прибора. Князь подвел  гостей к окну, и  им открылся прелестный  вид.  Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под  натянутыми  парусами  и  мелькали  рыбачьи  лодки,  столь  выразительно прозванные душегубками. За рекою - тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли  окрестность. Потом  они  занялись  рассмотрением  галерей картин, купленных князем в  чужих краях. Князь объяснял Марьи Кириловне их различное содержание, историю  живописцев,  указывал на достоинство и  недостатки.  Он говорил  о  картинах не  на условленном  языке  педантического знатока, но с чувством и воображением. Марья Кириловна слушала его  с удовольствием. Пошли за  стол. Троекуров  отдал полную  справедливость винам своего Амфитриона  и искусству  его  повара,  а  Марья  Кириловна  не  чувствовала  ни  малейшего замешательства  или принуждения  в беседе  с человеком, которого  видела она только во  второй раз отроду. После  обеда хозяин  предложил  гостям пойти в сад. Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами. Вдруг  раздалась духовая  музыка, и шестивесельная лодка  причалила  к самой беседке. Они  поехали по озеру, около островов – посещали некоторые из них – на одном находили мраморную статую, на другом  уединенную пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью, возбуждавшей в Марьи  Кириловне девическое любопытство, не  вполне удовлетворенное учтивыми недомолвками князя  – время прошло  незаметно  – начало смеркаться. Князь  под предлогом свежести и росы спешил возвратиться домой –  самовар их ожидал. Князь просил Марью Кирилловну хозяйничать в доме старого холостяка. Она разливала чай – слушая неистощимые рассказы любезного  говоруна – вдруг раздался выстрел  –  и ракетка осветиланебо. Князь подал Марье Кириловне шаль и позвал  ее и  Троекурова на балкон. Перед домом  в  темноте разноцветные  огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами,  фонтанами, посыпались дождем, звездами,  и  снова вспыхивали.  Марья Кириловна веселилась  как дитя». 

    

 

 



[1] Маранцман В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина // Изучение литературы в 7 классе. Методическое пособие для учителя / Автор-составитель докт. Пед наук. Н. М. Свирина. – М.: Классикс-Стиль, 2002. – С. 133-134.

[2] Петрунина Н. Н. Пушкин на пути к роману в прозе: "Дубровский" // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — Т. 9. — С. 144.

[3] Главная редакция научно-популярных и образовательных программ «Просвещение», 1989 г.

[4] Слово это действительно имеет такое значение, но только по отношению к Древней Руси.

[5] Флигель – жилая пристройка сбоку главного здания или отдельно стоящая дополнительная постройка; дом во дворе большого здания.

[6] Более подробно о Михайловском и его роли в жизни Пушкина мы будем говорить на уроке в 9 классе, описанном в следующей нашей статье.

[7] Партер – открытая часть сада или парка (в регулярном парке – участки правильной формы, в пейзажном – в виде лужаек) с газонами, цветниками, водоемами, бордюрами из кустарника.

[8] Таблица заполняется учениками. Мы даем лишь приблизительный возможный результат.

[9] Таблица заполняется учениками. Мы даем лишь приблизительный возможный результат.

 

[10] Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса средних общеобразовательных школ / Под ред. В. Г. Маранцмана. – СПб.: Спецлит, 2000. – С. 188.

[11] Там же.

[12]Пушкин А. С. О дворянстве // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т.8. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние,1978. – С 104.

 

[13] Бельведер – круглая или граненая надстройка с проемами, завершающая усадебный дом или особняк и позволяющая обозревать окрестности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый практикум по роману А.С.Пушкина «Дубровский». 6 класс

Практикум выполняется на итоговом занятии по роману А.С.Пушкина "Дубровский". Этот вид работы готовит детей к домашнему сочинению по роману....

Итоговый практикум по повести А.С.Пушкина "Дубровский". 6 класс

Вопросы и задания практикума позволяют обобщить наблюдения детей над содержанием, образами героев, композицией произведения....

Тест по роману А.С. Пушкина. "Дубровский" 6 класс. Урок литературы.

Презентация-тест по роману А.С. Пушкина "Дубровский" для учащихся 6 класса....

Тест по роману А.С.Пушкина "Дубровский" (6 класс)

Тест по роману А.С.Пушкина "Дубровский"...

Конспект урока по русской литературе на тему «Добро и зло» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» 6 класс

Тип урока: педагогическая мастерская с применением ИКТ.Методы: проблемный, исследовательский.Цели урока:Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, и...

Тест по роману А.С.Пушкина "Дубровский" (6 класс)

Тест по литературе по роману А.С.Пушкина "Дубровский" (с ответами)....