Поэтическая канва повести Л.Толстого Хаджи-Мурат
презентация к уроку по литературе (8 класс) по теме

Тавлинская сказка и песни, использованные в повести и их роль

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon hadzhi_-_murat.ppt2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Хаджи – Мурат» Поэтическая канва повести Л.Н.Толстого

Слайд 2

Художественный мир повести подобен тому многокрасочному полю цветов с описания которого начинается пролог. Автор тщетно пытается присоединить к «большому букету цветов» репей, татарник. Репей отделен от других цветов, превращен в символ несгибаемой и неистребимой жизненной силы. Поле – аллегория жизни, пестрой и бесконечно разнообразной.

Слайд 3

Начиная с ХХ главы все сильнее вторгается в повествование «поэзия особенной, энергичной горской жизни». Первая песня - о кровомщении – отвечает вкусам и настроениям Хаджи-Мурата. Это песня из «прошлого » , напоминание о брате Османе и молочном брате Абунунцал- Хане, все еще не отомщенных.

Слайд 4

Высохнет земля на могиле моей, и забудешь ты меня, моя родная мать! Порастет кладбище могильной травой, - заглушит трава твое горе, мой старый отец.

Слайд 5

Слезы высохнут на глазах сестры моей, улетит и горе из сердца ее.

Слайд 6

Но не забудешь ты меня, мой старший брат, пока не отомстишь моей смерти. Не забудешь ты меня, и второй мой брат, пока не ляжешь рядом со мной.

Слайд 7

Горяча ты, пуля, и несешь ты смерть, но не ты ли была моей верной рабой? Земля черная, ты покроешь меня, но не я ли, тебя конем топтал? Холодна ты, смерть, но я был твоим господином. Мое тело возьмет земля, мою душу примет небо.

Слайд 8

Песню эту, заимствованную из широко использованного писателем во время работы над повестью «Сборника сведений о кавказских горцах», Л.Толстой особенно любил. Ранее в письме к поэту А.А.Фету он оценивает ее как образец «сокровищ поэтически необычайных»

Слайд 9

Сказка о соколе, завершающая ХХ1 главу, - мрачное пророчество и поэтический переход к самой лиричной ХХШ главе.

Слайд 10

Сокол, который был пойман, жил у людей и потом вернулся в горы к своим. Он вернулся, но в путах, и на путах остались бубенцы.

Слайд 11

И соколы не приняли его. «Лети, - сказали они, - туда, где надели на тебя серебряные бубенцы. У нас нет бубенцов, нет и пут.»

Слайд 12

Сокол не хотел покидать родину и остался. Но другие соколы не приняли и заклевали его.

Слайд 13

Тавлинская сказка о соколе поэтично и образно отражает истинное положение дел. Герой обречен, попав в западню . «Так заклюют и меня», - думал Хаджи-Мурат.

Слайд 14

Ночь перед побегом изображена в ХХШ главе как таинство, праздник жизни, вливающийся в душу воспрявшего от мучительных сомнений героя. К громкому свисту и щелканью соловьев подключается песня. Песня о Гамзате – мелодия смерти посреди пира жизни.

Слайд 15

Хаджи-Мурат сам оказался в положении Гамзата. «Ему подумалось, что это так и будет, и вдруг стало серьезно на душе»

Слайд 16

Гамзат угнал со своими молодцами с русской стороны табун белых коней. Настиг его за Тереком русский князь, окружил его своим , как лес большим войском.

Слайд 17

Гамзат порезал лошадей и с молодцами своими засел за кровавым завалом убитых коней и бился до тех пор, пока были пули в ружьях и кинжалы на поясах и кровь в жилах.

Слайд 18

Но прежде чем умереть, Гамзат увидел птиц на небе и закричал им: «Вы, перелетные птицы, летите в наши дома и скажите вы нашим сестрам, матерям и белым девушкам, что умерли мы все за хазават.

Слайд 19

Скажите им, что не будут наши тела лежать в могилах, а растаскают и оглодают наши кости жадные волки и выколют глаза нам черные вороны»

Слайд 20

Песня о Гамзате, переносится в жизнь: вспоминается детство, образ и песни матери, вереница лиц проносится с головокружительной быстротой и гаснет . Все путы и связи оборвались сами собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вышивка - канва

материал для вышивки...

Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты

Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А...

Мастер-класс "Гобеленовая вышивка в канве"

В презентации  описаны различные виды диагональных стежков на канве, используя которые, можно создать оригинальные поделки....

Гобеленовая вышивка по канве

Описание мастер-класса...

Новогодние игрушки на канве

техника изготовления и порядок работы...