Урок литературы в 11 классе по теме "Поэзия серебряного века" с использованием ИКТ.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Самойлова Светлана Александровна

 Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибудь 30 лет (от начала 20 века) в нашу поэзию вошла большая плеяда новых поэтов, представлявших те или иные течения в литературе или состоявшие вне их, но своим творчеством, своими новаторскими поисками обогатившими отечественную поэзию, открыли перспективные пути её дальнейшего развития. Предлагаю конспект урока и  серию презентаций для изучения поэзии серебряного века. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Поэзия серебряного века. Модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм)

Цели урока.

1. Раскрыть суть метафоры «Серебряный век».Показать традиции, приемственность, связь с «золотым веком» русской поэзии.

2.Познакомить с основными литературными направлениями.

3.Прививать уважение к творчеству  поэтов «серебряного века» Формировать любовь к чтению классических произведений литературы с доказательством необходимости существования этого вида познания наравне с современными технологиями (в частности ИКТ).

Методические приемы: лекция учителя, сообщения учащихся.

Оборудование: ИКТ (презентации  работ  учащихся)

                                                   Ход урока:

1. Слово учителя

.-Вспомните , ребята, какое значение имеет выражение « серебряный век». Какова суть этой метафоры?

Понятие «серебряный век» относится прежде всего к поэзии ( презентация «Серебряный  век »).

 Для этого времени характерны активная литературная жизнь: книги и журналы. поэтические вечера и состязания, литературные кафе и салоны; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии, в первую очередь, к модернистским течениям, самыми влиятельными из которых  были символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение  мирового единства через  символы ( презентация « Символизм» слайд№1)

Ключевым понятием  символизма является символ – многозначное иносказание  , в отличие от аллегории- однозначного иносказания.

Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов.

 «Символ – окно в бесконечность» (Ф.Сологуб) презентация «Символизм» Слайд №2.

Символизм  в сжатом виде  отражает постижение  единства жизни, ее истинной скрытой     сущности .  

     

2.Работа по направлениям. Символизм.  

 

Цель: дать понятие о символизме; кратко охарактеризовать творчество  основоположников  русского символизма.

 

1. Сообщение учащегося. Творчество  философа, поэта, переводчика В. С. Соловьева.

(Презентация  «Символизм» слайд №3)

2. Сообщение учащегося. Теоретические основы Д. С.  Мережковского(слайд №4)

3. Сообщение учащегося.( Старшие символисты». Творчество  В .Брюсова.(слайд№5)

4. Сообщение учащегося. «Младосимволисты».Творчество А.Белого. А.Блока.(слайд№6)

5. Сообщение учащегося .Творчество художников- символистов.(слайд №12-30)

3.Работа по направлениям. Акмеизм.

 Цель : дать понятие об акмеизме; выделить основные черты его поэтики; дать краткую характеристику творчества поэтов –акмеистов и художников

1.Слово учителя.

Акмеизм-модернистское течение(от греч. акме - острие,вершина),декларивовшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира. возврат слову его изначального,не символического  смысла.

2. Сообщения  учащихся.

1..Литературное объединеине «Цех поэтов»(презентация «Акмеизм»слайд 2-4)

2. Творчество С. Городецкого.(слайд 8)

3.Творчество Н.  Гумелева.(слайд 9)

4.Творчество А.Ахматовой(слайд 11-12)

.

4. Работа по направлениям. Футуризм.

Цель урока: дать понятие о футуризме; сделать обзор творчества  поэтов-футуристов.

Слово учителя.   Модернисты  отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь ново культуры, делали ставку на предвосхищение  грядущего и даже на преображение мира  средствами искусства. Особая роль принадлежит  футуристам

Футуризм- авангардиское течение в Европейском и русском искусстве начала 20 века, отрицавшеехудожественное и нравственное  наследие , проповедовшее разрушение форм  и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

Сообщения учащихся.(слайд1 презентация «Футуризм»)

1. «Кубофутуристы».(слайд2)

2 «Эгофутуристы»(слайд 3)

3. Объединение «Центрифуга».(слад4)

4.Художники – футуристы:Малевич.К.С ,П.Н.Филонов,П.Пикассо и др.(слад 6-18)

 5.Творчество В.В.Маяковского.(слайд19)

6.Литературное наследие В.Хлебникова.(слад20)

7Эгофутуризм И.Северянина(слайд22)

5.Тестирование. (презентация «Серебряный век» слайды 5-11)

6. Домашнее задание. Сочинение по темам:

Поиски  и находки поэтов Серебряного века

Мой любимый поэт Серебряного века

Об одном стихотворении Серебряного века.

Развитие традиций поэтов Серебряного века


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока в 9 классе "Духовная культура Серебряного века".

Методическая разработка урока в 9 классе "Духовная культура Серебряного века" содержит четко поставленные  цель урока и задачи )образовательные, развивающие и воспитательные)....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....