Урок литературы в 11 классе по теме "Поэзия серебряного века" с использованием ИКТ.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибудь 30 лет (от начала 20 века) в нашу поэзию вошла большая плеяда новых поэтов, представлявших те или иные течения в литературе или состоявшие вне их, но своим творчеством, своими новаторскими поисками обогатившими отечественную поэзию, открыли перспективные пути её дальнейшего развития. Предлагаю конспект урока и серию презентаций для изучения поэзии серебряного века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Поэзия серебряного века. Модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм)
Цели урока.
1. Раскрыть суть метафоры «Серебряный век».Показать традиции, приемственность, связь с «золотым веком» русской поэзии.
2.Познакомить с основными литературными направлениями.
3.Прививать уважение к творчеству поэтов «серебряного века» Формировать любовь к чтению классических произведений литературы с доказательством необходимости существования этого вида познания наравне с современными технологиями (в частности ИКТ).
Методические приемы: лекция учителя, сообщения учащихся.
Оборудование: ИКТ (презентации работ учащихся)
Ход урока:
1. Слово учителя
.-Вспомните , ребята, какое значение имеет выражение « серебряный век». Какова суть этой метафоры?
Понятие «серебряный век» относится прежде всего к поэзии ( презентация «Серебряный век »).
Для этого времени характерны активная литературная жизнь: книги и журналы. поэтические вечера и состязания, литературные кафе и салоны; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии, в первую очередь, к модернистским течениям, самыми влиятельными из которых были символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы ( презентация « Символизм» слайд№1)
Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание , в отличие от аллегории- однозначного иносказания.
Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов.
«Символ – окно в бесконечность» (Ф.Сологуб) презентация «Символизм» Слайд №2.
Символизм в сжатом виде отражает постижение единства жизни, ее истинной скрытой сущности .
2.Работа по направлениям. Символизм.
Цель: дать понятие о символизме; кратко охарактеризовать творчество основоположников русского символизма.
1. Сообщение учащегося. Творчество философа, поэта, переводчика В. С. Соловьева.
(Презентация «Символизм» слайд №3)
2. Сообщение учащегося. Теоретические основы Д. С. Мережковского(слайд №4)
3. Сообщение учащегося.( Старшие символисты». Творчество В .Брюсова.(слайд№5)
4. Сообщение учащегося. «Младосимволисты».Творчество А.Белого. А.Блока.(слайд№6)
5. Сообщение учащегося .Творчество художников- символистов.(слайд №12-30)
3.Работа по направлениям. Акмеизм.
Цель : дать понятие об акмеизме; выделить основные черты его поэтики; дать краткую характеристику творчества поэтов –акмеистов и художников
1.Слово учителя.
Акмеизм-модернистское течение(от греч. акме - острие,вершина),декларивовшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира. возврат слову его изначального,не символического смысла.
2. Сообщения учащихся.
1..Литературное объединеине «Цех поэтов»(презентация «Акмеизм»слайд 2-4)
2. Творчество С. Городецкого.(слайд 8)
3.Творчество Н. Гумелева.(слайд 9)
4.Творчество А.Ахматовой(слайд 11-12)
.
4. Работа по направлениям. Футуризм.
Цель урока: дать понятие о футуризме; сделать обзор творчества поэтов-футуристов.
Слово учителя. Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь ново культуры, делали ставку на предвосхищение грядущего и даже на преображение мира средствами искусства. Особая роль принадлежит футуристам
Футуризм- авангардиское течение в Европейском и русском искусстве начала 20 века, отрицавшеехудожественное и нравственное наследие , проповедовшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Сообщения учащихся.(слайд1 презентация «Футуризм»)
1. «Кубофутуристы».(слайд2)
2 «Эгофутуристы»(слайд 3)
3. Объединение «Центрифуга».(слад4)
4.Художники – футуристы:Малевич.К.С ,П.Н.Филонов,П.Пикассо и др.(слад 6-18)
5.Творчество В.В.Маяковского.(слайд19)
6.Литературное наследие В.Хлебникова.(слад20)
7Эгофутуризм И.Северянина(слайд22)
5.Тестирование. (презентация «Серебряный век» слайды 5-11)
6. Домашнее задание. Сочинение по темам:
Поиски и находки поэтов Серебряного века
Мой любимый поэт Серебряного века
Об одном стихотворении Серебряного века.
Развитие традиций поэтов Серебряного века
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока в 9 классе "Духовная культура Серебряного века".
Методическая разработка урока в 9 классе "Духовная культура Серебряного века" содержит четко поставленные цель урока и задачи )образовательные, развивающие и воспитательные)....
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....