Урок русской литературы "Война глазами поэтов" в 7 классе
план-конспект урока литературы (7 класс) по теме

Капарова Светлана Давыдовна

Тема урока: «Война глазами поэтов»

Тип урока: урок-композиция с элементами исследования.

Цели урока: знакомство с лирическими произведениями, исследование по теме, совершенствование навыков работы над художественным текстом, развитие творческих способностей учащихся, воспитание патриотизма.

Методы и приемы: исследовательская работа в группах, выразительное чтение, инсценировка, беседа, наблюдение, слово учителя.

Оформление, оборудование:демонстрация портретов поэтов, иллюстраций к стихотворениям, строчки из произведений на интерактивной доске. Миниатюры для сборника «Судьбы, опаленные войной» о родных, участниках Великой Отечественной войны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkoy_literatury_v_7_klasse.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Капарова Светлана Давыдовна

учитель русского языка и литературы

средней школы №4 г. Петропавловска

Урок русской литературы в 7 классе

Тема урока: «Война глазами поэтов»

Тип урока: урок-композиция с элементами исследования.

Цели урока: знакомство с лирическими произведениями, исследование по теме, совершенствование навыков работы над художественным текстом, развитие творческих способностей учащихся, воспитание патриотизма.

Методы и приемы: исследовательская работа в группах, выразительное чтение, инсценировка, беседа, наблюдение, слово учителя.

Оформление, оборудование: демонстрация портретов поэтов, иллюстраций к стихотворениям, строчки из произведений на интерактивной доске. Миниатюры для сборника «Судьбы, опаленные войной» о родных, участниках Великой Отечественной войны.

1.Вступительная часть

  1. Звучит песня «За того парня» (слова Р. Рождественского,  музыка М. Фрадкина)

      2.Слово учителя

      Война. Великая Отечественная война. Много лет прошло со Дня Победы, а память

      о  героях, о подвиге народном живёт.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память вечную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

 И наших внуков внуки.

     Эти слова поэта А. Твардовского обращены ко всем поколениям.  И, конечно, к вам, правнукам тех, кому довелось узнать, что такое война.

2.Целевая установка

Сегодня на уроке мы обратимся именно к этой странице нашей истории и попытаемся увидеть войну глазами поэтов, испытавших на себе все тяготы военного времени.

Эпиграфом к уроку будут строки из стихотворения Дихана Абилева, народного писателя Казахстана. И эти строки созвучны словам А. Твардовского.

Бьётся пламя- Память войны

И надежда

                                      грядущей жизни.

Задача:

В течение урока вы должны заполнять страницу «Лист наблюдений и выводов», отмечая ключевые слова и выражения, характеризующие трагические стороны войны, которые изображены в произведениях.

                                                                                                                                       

Лирическое произведение

Выводы и наблюдения

  А. А. Ахматова. «Мужество»

С. П. Гудзенко. «Перед атакой»

Ю.В. Друнина. «Качается рожь несжатая»

Ю.В. Друнина. «Зинка»

К.М. Симонов. «Жди меня»

  В. Коноплёв. «Когда гляжу на молодых бойцов»

3. Работа по теме урока

1. Ассоциации

Какие ассоциации вызывает слово война? (ответы учащихся)

Война - это страшная трагедия, которая унесла миллионы жизней и искалечила судьбы многих людей.

Среди них - воины-поэты. Именно о них и о себе поэт С. Гудзенко сказал: «Нам досталась на долю нелегкая участь солдат».

  1. Рассказ о поэтах, участниках Великой Отечественной войны (индивидуальное задание ученика)

       Каждое стихотворение - это история человеческой жизни, вместившая в себя безграничную любовь к Родине и огромное мужество.

Поэт и солдат. Это звучит драматично. Большая армия поэтов объединила тех, кто не только творил историю, но и запечатлевал ее в своих произведениях. Кто-то воевал с оружием в руках на фронте, кто-то был армейским корреспондентом, кто-то всё делал для победы в тылу. Известно, что в годы военных испытаний 1215 поэтов и писателей ушли воевать с врагом, более 400 из них отдали свою жизнь.

Многие из них были совсем юными, начинающими поэтами. Вот только несколько имен тех, кто не вернулся с войны, погиб на поле боя. Всеволод Багрицкий (19 лет), Павел Коган (23 года), Михаил Кульчицкий (23 года), Николай Майоров (23 года), Георгий Суворов (24 года) и многие другие.

Уже после войны от ран умер Семен Гудзенко. В минуту опасности на защиту своей родины встали люди разных национальностей. В годы войны на фронтах находились 125 казахстанских писателей. Все они награждены орденами и медалями. Высокого звания Героя Советского Союза удостоены 14 литераторов, 26 поэтов и писателей нашей республики пали на полях сражений.

Судьба поэтов, погибших на войне, всегда волновала и волнует и читателей, и их товарищей, поэтов - фронтовиков, оставшихся в живых. С болью в сердце писали стихи о войне и погибших друзьях Алексей Сурков, Константин Симонов, Сергей Наровчатов, Евгений Долматовский, Михаил Луконин и многие-многие другие.  Поэту Евгению Винокурову принадлежат слова: «Поэзия Великой Отечественной войны - это хор, в котором звучат голоса разных и всё же в чем-то близких друг другу поэтов.

  1. Выступление 1 группы. Стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество».

В феврале 1942 года, когда фашисты блокировали Ленинград, на страницах газеты «Правда» появилось стихотворение А. Ахматовой «Мужество». А. Ахматова переживала все тяготы военного времени в тылу, выступая со стихами перед ранеными.

а)        чтение стихотворения «Мужество»;

б)        работа группы по карточке №1.

     1. Объясните смысл названия стихотворения.

             2.Почему так важно сохранить «русскую речь», «великое русское слово»?

             3.Раскройте символическое значение этого выражения.

             4.Определите стихотворный размер.

 в) выводы учащихся класса.

4. Выступление 2 группы. Стихотворение С.П. Гудзенко «Перед атакой».

 С.П. Гудзенко - поэт -фронтовик, в 19 лет ушел на войну, воевал и писал стихи. Умер от старых ран после войны, когда ему исполнился 31 год.

а)        чтение стихотворения;

б)        работа группы по карточке №2.

              1.Как         понимаете строчку «Когда на смерть идут-поют»?

2.Какие чувства охватывают героя стихотворения?

3.Перечислите факты из армейской жизни, запечатленные в произведении.

              4.Какие рифмы использует автор? Приведите примеры.

в)        выводы учащихся класса.

Юноши, ушедшие на фронт, стремились достойно, по-мужски смотреть в глаза смерти и вместе с тем остро чувствовали, что их жизнь может оборваться в самом начале.

5. Выступление 3 группы. Стихотворение Ю.В. Друниной «Качается рожь несжатая».

    С. Гудзенко ушёл на войну в 19 лет. В ещё более юном возрасте, в 17 лет, прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт Ю. Друнина. До конца войны она служила батальонным санитарным инструктором.

В одном из стихотворений она писала о себе: «Я ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод».

а)        чтение стихотворения;

б)        работа группы по карточке №3.

             1.Какова основная мысль стихотворения?

      2.Через какие изобразительно-выразительные средства передает автор трагизм людей своего поколения?

  3.Художественное своеобразие произведения.

  4.Определите способ рифмовки.

в)        выводы учащихся класса.

 6.Выступление 4 группы. Стихотворение  Ю. В. Друниной «Зинка».

В своих стихотворениях Ю. Друнина рассказывала о девичьей, женской судьбе и ее связи с судьбой Родины.

а)        задание классу: пересказать «прозой» стихотворение;

б)        инсценировка;

в)        работа группы по карточке №4.

              1.Каковы особенности композиции произведения?

  2.В чем заключается трагизм людей военного поколения?

              3.Какие чувства выражены в стихотворении?

г)        выводы учащихся класса.

  7.Выступление 5 группы. Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня».

В 1941 году со страниц газеты «Правда» всю Россию потрясло стихотворение «Жди меня». Стихотворение, звучавшее как заклинание, переписывалось, читалось со сцены, звучало по радио.

а)        чтение стихотворения;

б)        работа группы по карточке №5.

              1.Каковы первые впечатления?

  2.Какие чувства лирического героя передает автор?

  3.Какие поэтические приемы использует поэт?

  4.Определите стихотворный размер.

8.Чтение стихотворения Иосифа Уткина «Ты пишешь письмо мне».

       Эта же тема поднимается в стихотворениях  И. Уткина.  Это известный поэт, погиб в 1944 году во время авиационной катастрофы при возвращении с переднего края.  Послушайте и постарайтесь понять, какие чувства выражены в стихотворении.

9. Выступление 6 группы. Стихотворение В. Коноплева «Когда гляжу на молодых бойцов».

О войне писали стихи не только во время войны, но и после нее. Несколько послевоенных поколений вновь и вновь обращались к этой теме.

Один из примеров - произведения нашего земляка В. Коноплева, который вместе с Александром Курленя  к 60-летию Победы опубликовал произведения в сборнике «Солдатские монологи».

а)        чтение стихотворения;

       б)        работа группы по карточке №6. 1

            1. Какова тема произведения?

            2.Найдите изобразительно-выразительные средства. Каково их значение?

            3.Назовите художественные образы.

 4.Какие чувства необходимо выразить при чтении?

        в) выводы учащихся класса.

4. Заключительная часть.

 1.Лист наблюдений и выводов

1.Какие трагические стороны войны отражены в стихотворениях?

        2.Какой изображена война?

 2.Миниатюра

Война коснулась каждой семьи. И у каждой семьи свои герои, память о которых передается из поколения в поколение. Кто же они - герои войны?

а)        чтение миниатюр о родных, участниках войны;

б)        презентация обложки для сборника «Судьбы, опаленные войной».

3.Продолжить        фразу.

Наша память о войне - это...

5. Домашнее задание

       Творческое задание. Подготовить иллюстрации для сборника «Судьбы, опаленные войной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе" Строгие глаза- не гроза"

Разработка урока развития речи в 6 классе " Описание внешности" содержит рекомендации для учителя и учащихся, как работать над созданием текста-описания....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...