Творческий путь А.С.Пушкина
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Материал по биографии А.С.Пушкина. Современная, поэтическая, возвращенная, живописная пушкиниана, художественный мир поэтов пушкинской поры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkin.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 29

Жизнь и лира. Творческий путь А.С.Пушкина

                                                                      В нем само откровение русского народа и русского гения.

                                                                                В нем говорит нам русская душа, русская природа,                                                                                                                               русская история, русское творчество,  сама наша русская стихия.

                                                                                                       Он есть наша любовь и наша радость

                                                                                                                                                 С.Н.Булгаков

  1 Вступительное слово

 Современные литературоведы говорят о том, что принципы подхода к изучению творчества Пушкина могут быть разными: жанровый, стилистический, философско-эстетический, принцип литературных традиций и т.д. Но самый доступный и исчерпывающий – хронологический. Он позволяет максимально соединиить жизнь и лиру поэта, потому что, не зная биографии, мы многого не поймем и не прочитаем в его творениях. Кроме того, хронологический принцип позволяет объединить все вышеперечисленные принципы изучения. Поэтому мы изучаем творчество Пушкина от лицейских светлых дней до последних страшных часов жизни поэта.

2 Доклад «Детство и лицейские годы Пушкина»

 1799 - 1811 – Москва. Детство поэта

1811 – 1817 – Петербург. Царское село. Лицей

3 Рассказ-лекция  учителя

Пушкин-лицеист творил в ауре поэтической культуры своего времени. Он не стеснялся своего ученичества, заимствовал темы, мотивы, образы, поэтический словарь и жанры, существовавшие в поэзии начала века.  В 1815 г. Жуковский назвал Пушкина «надеждой нашей словсености», увидел в нем «будущего гиганта». В ранних стихах Пушкина  обнаружилась важнейшая черта – его поэзия многолика, перемечива; он воспринимал мир как тайную скорытую гармонию. Она открывалась поэту во всем.

Июнь 1817 – май 1820 – Петербургский период

После окончания лицея он поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Он вступает в мир чинов, наград, балов, развлечений. Но куда болеее важным было вступление в мир больших социальных идей, споров о политике и религии, о проектах спасении России. В атмосфере петербургского вольнодумсвта формируется его мировоззрение. Поэт дружит с Чаадаевым, сближается с членами тайного общества «Союз благоденствия» Эти впечатления дали нам ст «Вольность», «Деревня».

Художественная система поэзии Пушкина в этот период далека от равновесия и гармонии, происходит формирование оригинального поэтического стиля автора. Его выбор – движение к такому художественному синтезу, котрый позволилбы выразить богатство жизненных впечатлений, страстей, мыслей и настроений. Это движение заметно ужев первой поэме «Руслан и Людмила», отдельное издание поэмы вышло в 1820 г. – это было время первых критических отзывой и оценок.

- Вспомните, чем одарил Жуковский Пушкина после выхода в свет этой поэмы?

Май 1820 – июль 1824 -  Период южной ссылки

Поворотный этап в жизни поэта. Оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта – изгнанника. В Кишеневе поэт продолжал общатся с П.Пестелем, Ф.Раевским, П.Пущиным и другими членами декабристских организаций. Но слова поэта-вольнодумца не стали частью общего дела, друзья поспешили уверить его в том, что тайного общества не существует. Пушкин в период Южной ссылки- яркий поэт-романтик. Ведущее место в лирике заняли элегия и дружеское послание, привлекает его и жанр баллады («Песнь о Вещем Олеге»). В поэмах была создана романтическая модель действительности (Кавказский пленник, Братья разбойники, Бахчисарайский фонтан, Цыганы) – главное достижение Пушкина периода Южной ссылки. Поэмы упрочили славу Пушкина как первого поэта России. Испытав влияние личностии творчества Байрона, он преобразил русскую романтическую поэзию, встав в истоков активного, бунтарского течения в русском романтизме. В его произведениях на первый план выходит гордый романтический герой – Алеко, пленник, стремящийся порвать с цивилизацией, найти новые жизненные ценности (свобода, близость к природе, любовь-страсть).

В мае 1823 г в Кишеневе началась работа над романом «Евгений Онегин»  - поэт искал новый сюжет, нового героя, новый стиль.

В июле 1823 г . Пушкину разрешают переехать в Одессу под наблюдение графа М.С.Воронцова, здесь он испытывает могучую страсть к Е.К.Воронцовой и стараниями своего надзирателя отправлен в отставук за дурное поведение и атеиз. Пушкин получает предписание ехать в родное имение Михайловское псковской губернии.

Август 1824 – сентябрь 1825 – ссылка в Михайловское

Это была самая настоящая ссылка. Поэт был лишен свободы передвижения. За ним был установлен двойной надзор – полицейский и церковный. Сроков ссылки оговорено снова не было. Только тесная дружба с помещицей села Тригорское П.А.Осиповой и ее дочерьми и интенсивная переписка связывали Пушкина с внешним миром. Здесь он узнал о восстании на Сенатской площади, о смерти Александра I, о следствии и расправе над участниками восстания правительством Николая I. В сентябре 1826 г . он был вызван в Москву для разговора с царем, после которого был возвращен из ссылки.

Михайловский период творчества стал для Пушкина временем смены эстетических ориентиров. Его художественная система лишилась целостности и определенности характерной в период Южной ссылки. Он устремился к неизвестному и неизведенному. Осознав исчерпанность художественной системы романтизма, он двигался к новым принципам изображения человека и действительности. Меняется стиль, жанровые предпочтения, Пушкин создает цикл стихотворений «Подражание Корану», , «Песни о Стеньке Разине», в которых усваивает образность востоной поэзии и русского фольклора. В поэме «Граф Нулин», в центральных частях «Евгения Онегина» поэт еще дальше уходит от романтических впечатлений.

Веха в творческом самоопределении поэта-реалиста – историческая трагедия «Борис Годунов» (1825)

Творчество конца 20-х (сентябрь 1826 – начало сентября 1830)

В мае 1827 г . Пушкин приехал в Петербург и поселился там. В 1829 г . Пушкин совершил вторую поездку на Кавказ и принял участие в походе русской армии на Арзрум. Наиболее крупными его произведениями этого периода стали поэма «Полтава» и седьмая глава «Евгения Онегина». Было также написано много стихотворений (среди них «Во глубине сибирских руд», «Поэт», «Не пой красавица при мне...», «Анчар», «Я вас любил...» и др.).

 В конце 1820-х гг. Пушкин стал явственно тяготиться своей холостой жизнью. «Мне 27 лет, — писал он Зубкову. — Пора жить, то есть познать счастье». У него возникла настоятельная потребность завести свой дом и жениться. В конце концов он остановил свой выбор на молодой красавице Наталье Николаевне Гончаровой. В мае 1829 г . Пушкин сделал ей предложение, через год состоялась их помолвка. Но положение Пушкина оставалось неопределенным из-за ссор с будущей тещей. В сентябре, оставив вопрос о свадьбе нерешенным, он уехал в имение отца Болдино, где собирался войти во владение выделенной ему отцом деревней Кистеневка.

Болдинская осень

«Я в Боддине писал, как давно уже не писал», — сообщал он Плетневу. За три неполных месяца он закончил «Евгения Онегина», написал поэму «Домик в Коломне», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Сказку о попе и работнике его Балде» и около 30 стихотворений.

В начале декабря Пушкин вернулся в Москву и стал готовиться к свадьбе. Венчание состоялось в феврале 1831 г ., а вскоре Пушкин писал Плетневу: «Я женат — и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется я переродился». Однако сразу появились новые проблемы, прежде всего материальные.Женитьба имела для поэта и другие последствия. Император был большой любитель красивых женщин и всегда заботился об украшении ими своего блистательного двора. Такая красавица, как Гончарова, не могла пройти мимо его внимания. Николай хотел чаще видеть ее на своих балах. В 1834 г . он пожаловал Пушкина в камер-юнкеры. Эта придворная должность обязывала его являться на все официальные церемонии в придворном мундире. Известно, что новое назначение сильно оскорбило Пушкина, который считал, что в его возрасте неприлично носить звание, обычно жалуемое юношам, только что вступающим в общество. Во второй половине 1830-х гг. семейное счастье Пушкина было омрачено скандалом, задевавшим честь его жены: французский эмигрант Жорж Дантес на виду у всей столицы начал ухаживать за Натальей Николаевной. Пушкин был взбешен его домогательствами. В эти трудные для него годы Пушкин создает последние свои шедевры. Кроме многих стихотворений (в том числе «Осень», «Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный») он пишет поэмы «Анджело» и «Медный всадник» (1833), повести «Пиковая дама» (1833) и «Капитанская дочка» (1836), «Историю Пугачева» и первую редакцию «Истории Петра», а также сказки: «О царе Салтане» (1832), «О мертвой царевне» (1834), «О рыбаке и рыбке» (1835), «О золотом петушке» (1835). В 1836 г . он начал издавать журнал «Современник», критический отдел которого в значительной мере заполнялся его собственными статьями. Здесь же было напечатано описание его кавказского путешествия: «Путешествие в Арзрум» (1836). (Впрочем, надежды Пушкина с помощью журнала поправить свои расстроенные финансовые дела не оправдались. Журнал стоил ему больших хлопот, постоянно подвергался преследованиям цензуры, а распространялся плохо — едва-едва набралось 600 подписчиков.) Работая над «Капитанской дочкой», Пушкин в 1833 г. совершил четырехмесячное путешествие по Оренбургской и Казанской губерниям, где шестьдесят лет назад полыхал пожар Пугачевского восстания.

 Светские недоброжелатели, раздувая тлеющий скандал, довели дело до дуэли. Она состоялась 27 января 1837 г. Пушкин стрелялся с Дантесом и был смертельно ранен.  29 января он скончался.

Известие о дуэли и кончине Пушкина вызвало сильное волнение в Петербурге (см. "Смерть поэта" М. Ю. Лермонтова; позднее на смерть Пушкина откликнулись стихами Жуковский, Тютчев, А. В. Кольцов); у его гроба побывало (по разным данным) от 10 до 50 тысяч человек.

Урок 30

«Возвращенная, современная, поэтическая и живописная  Пушкиниана»

Цель – попытаться взглянуть на творчество А.С.Пушкина с точки зрения философско-эстетического подхода в литературоведении

                                         Пушкин умер в расцвете лет и унес с собой во гроб некую великую тайну.

                                                                                 И мы теперь все без него эту тайну разгадываем

                                                                                                                                         Ф.М.Достоевский

Солнце – одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы и дождя.

 По-разному титанический образ Пушкина воспринимается каждой душой,

 каждой личностью. И как из миллиардов преломленных каплями солнечных лучей

на небе слагается радуга, так, можно думать,

общечеловеческое представление о величайшем из наших гениев

образует в веках многоцветный и прекрасный образ его

Л.Успенский

1 Вступительное слово

Одной из актуальных проблем в изучении творчества Пушкина, является попытка прикоснуться к великой тайне творчества поэта. Эти вопросы нам открывают философы, поэты, писатели и художники XIX и XX вв. В сязи с этим в свовременном литературоведении принято говорить о «возвращенной пушкиниане», «современной», «поэтической», «живописной» и «театральной». Т.е. в основе данной типологии лежит временной и предметный показатель изучения творчества поэта.

2  Анализ портретов Пушкина

Исключительно удачей в ряду концептуально романтических портретов, где выражено потаенное, редко наблюдаемое извне состояние творческой уединенности и чуткой, настороженной внимательности при обычной для В.А.Тропинина простоте сугубо домашнего облика, являестя портрет А.С.Пушкина, написанный в 1827г.

Смесь сосредоточенной строгости с чуть заметным налетом тревожности не просто придает образу на портрете психологическую глубину, но и допускает возможность странноговременного сдвига при восприятии портрета, когда становится возможным отождествление запечатленного в потоке времени облика с вневременным понятие «Пушкин» - это взгляд О.А.Кипренского (1827)

В 1897г. И.К.Айвазовский написал «А.С.Пушкин на берегу Черного моря», соединив две любимые стихии – море и образ поэта и пушкинской поэзии

Каков? – Таков: как в Африке, курчав

И рус, как здесь, где вы и я,где север.

Когда влюблен – опасен, зол в речах.

Когда весна – хмур, нездоров, рассеян

                                                                                                                   Б.Ахмадулина «К портрету»

3 Анализ литературных источников о поэте

Долгое время отрицались православные основы творчества Пушкина, или, в лучшем случае, не рассматривались, игнорировались. Сегодня мы имеем возможность читать Статьи известных деятелей серебрянного века, т.н. «возвращенная пушкиниана». Это прежде всего имена Розанова («Возврат к Пушкину», 1912 г) и Гершензона («Мудрость Пушкина», 1914 г). Розанов отмечает, что на протяжении 100 лет, как ведется изучение творческого наследия Пушкина, литературоведы и читатели очень часто забывают о самом Пушкине и анализируют то, что уже написано о поэте. Розанов предлагает вернуться к текстам Пушкина и перечитать их. Гершензон также провозглашает основным методом изучения творчества Пушкина – «принцип медленного чтения».

В.Розанов: «Самое скучное в литературе - это повторения. И бывают прекрасные и нужные темы, которые вступают в опаснейшую минуту своего существования, когда ум человеческий начинает бесплодно вертеться около них, не находя ничего нового и в то же время по какой-либо причине не желая или не будучи в состоянии отстать от темы. Лучшие задачи, цели погибли от этого. После двух памятных торжеств над Пушкиным - московского и петербургского, имя поэта находится перед такою же опасною минутою человеческой изболтанности. Хочется о нем говорить, но нечего о нем говорить. Однако совершенно ли нечего? Где граница возможного и невозможного? Скажем так: о "Пушкине вообще" - нечего более говорить и не нужно более говорить; "Пушкин вообще" - так исчерпан, выговорен, обдуман, что на этих путях даже очень остроумный критик будет впадать только в болтовню. Нельзя собирать сто первого зерна ни с какого колоса. Но если формулы, характеристики, очерки "вообще" - не нужны, то наступает настоящее время для "Пушкина в подробностях"».

Митрополит Анастасий «Пушкин в его отношении к религии и православной церкви»

Пушкин есть «всечеловек» ..., как ощутил и определил его в свое время Достоевский. Вместе с художественной правдой Пушкин ищет везде правду нравственную...

Поэт, по мысли Пушкина, как и пророк, получает свое помазание свыше...и посвещается на свое служение тем же небесным огнем.

С.Франк «Религиозность Пушкина»

Поэтический мир Пушкина всецело стоит под знаком религиозного начала преображения: религиозное просвещение сочетается с простотой, трезвостью, смирением и любовным благоговением ко всем живому...

Пушкин  не только гениальный поэт, но и верующий русский мудрец.

Первый и основной момент религиозности поэта – религиозное восприятие самой поэзии и сущности поэтического вдохновения. Второй эстетический источник – чувство божественности любви и женской красоты. Третий мотив состоит в религиозном восприятии духовной сосредоточенности и уединения, оно связано с культом домашнего очага. Четвертый – связь нравственного сознания и нравственного очищения души сознанием религиозности. Этот мотив связан с мотивом духовного преображения.

Чтение стихотворения Пушкина «Мадона» (1830)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спастель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мой желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,

Чистейшей прелести чистейший образец

С.Н.Булгаков «Жребий Пушкина»

Пушкин – один из величайших гениев русского христианского духа.

Пушкин – чудесное явление России, ее как бы апофеоз.

Ключом к пониманию всей жизни Пушкина является для нас именно его смерть. Ему был свойственен свой личный путь и собственный удел – предстояние перед Богом в служении поэта.

                                                     К чему изобретать национальный гений?

Ведь Пушкин есть у нас:

Ведь Пушкина убили потому

Что своей смертью он никогда

Бы не умер, жил бы вечно.

                                                                                                                               М.Цветаева «Пушкин»

Дуэль, - продолжает рассуждать Булаков, -  Свершилось смещение духовного центра. Равновесие было утрачено. Дойдя до роковой черты барьера, он стал пред жребием: убить или быть убитым. Новым рождением для него явилась смерть. Трагическая гибель явилась катарсисом в его трагической жизни, очищенная и свободная вознеслась душа Пушкина:

                                                          Погиб поэт, невольник чести

                                                                                                  Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова

И тут же взгляд века XX:

Бледна, тонка, застенчива – мадонна,

Как будто бы сошедшая с креста...

А сплетни, анонимки – все законно:

Всегда их привлекала красота.

Но повторять наветы нам негоже.

Забыли мы, что уходя с земли,

Поэт просил Наташу не тревожить –

Оставим же в покое...Натали!

                                                                                           Ю.Друнина «Наталья Пушкина – Н.Ланская»

А.Ахматова «Слово  о Пушкине», стихи о Пушкине

Пушкин занимае особое место в поэтическом мире А.Ахматовой. Поэзия и проза Пушкина стали для нее предметом историко-литературного осмысления уже в зрелом возрасте. 27 февраля 1933 г. она делает доклад о Пушкине в Пушкинском доме. Несмотря на спорность отдельных убеждений и концепций, статьи Ахматовой вносят свой вклад в изучение и восприятие Пушкина, его жизни и произведений. Вместе с тем они проливают свет на процесс ее собственной поэтической работы, приближают к пониманию ее творческой личности.

«Он победил время и пространство...» - пишет поэтесса.

Кто знает, что такое слава?

Какой ценой купил он это право,

Возможность или благодать

Над всем так мудро и лукаво,

Шутить, таинственно молчать

И ногу ножкой звать...

                                                                                                                            А.Ахматова «Пушкин»

Лучшая современная книга о Пушкине принадлежит исследователю Н.Н.Скатову и называется она «Русский гений».

Ряды томов «пушкинианы»...

Как много накопилось их!

Одни солидны, как романы,

Другие трепетны, как стих.

Все выясняем, проясняем,

Разыскиваем, узнаем,

И кажется: чем больше знаем.

Тем меньше знаем мы о нем

                                                                                        И.Фоняков «Не поминайте Пушкина вотще!...»

ДЗ Выучить одно стихотворение Дельвига, Языкова, Давыдова, Бенидиктова, Вяземского, Барытынского, Батюшкова, Венивитинова, Рылеева, Кюхельбекера, Одовеского, Бестужева-Марлинского

Урок 31

Художественный мир поэтов пушкинской поры

Цель – рассмотреть литературное творчество Пушкина с позиций принципа литературных традиций.

1 Вступительное слово

 Сегодня мы рассмотриваем разные типы творческих взаимоотношений поэтов I четверти XIX в. с Пушкиным, спутников – с солнцем, разные случаи влияния, а порой и взаимовлияния.

Мы помним о том, что первый период творчества Пушкина – это время его самоопределения. Он буквально ворвался в литературу.

Вспомним о В.А.Жуковском и  Державине Г.Р

- Жуковский - первый романтик, помогал Пушкину при жизни, после смерти стал распорядителем его наследия.

- Старик Державин нас приметил,

И в гроб сходя, благословил...

                                         (Пушкин)

Державин «как первый истинный лирик России» является также поэтическим учителем Пушкина,

- экзамен в Царско-сельском лицее в январе 1815 ст. «Воспоминания в Царском Селе». Державина в те годы считали живым классиком русской поэзии. Поддержал бного поэта и дядя В.Л.Пушкин. Началась дружба с Вяземским П.А. И лицейские стихотворцы, и признанные поэты воспринимали Пушкина как «молодого чудотворца». Они были поражены его поэтическим слухом, восприимчивостью, жаждой новых жизненных и поэтических впечатлений. Пушкин быстро встал вровень с учителями.

Дельвиг

При жизни поэта вышел только один сборник стихов «Стихотворения Барона Дельвига» (1829 г), тщательно выстроенных автором. Отказ от хронологии был принципиален, в книгу вошли стихотворения разных лет.

Прежде всего – он друг Пушкина, самый близкий, сердечный. «Никто на свете не был мне ближе Дельвига» - Пушкин – Плетневу.

Именно Дельвиг явил миру гений Пушкина, отправив в редакцию журнала «Вестник Европы» ст. «К другу стихотворцу»

Но даже положение пушкинского товарища, при жизни бывшего счастьем, по смерти обернулось проклятием полупочтительного забвения. Он не был оценен при раннем появлении на кратком своем поприще, он еще не оценен и теперь!

Ю.Верховский: «Барон Дельвиг – первый, по сути, исследовательский приступ к изучению его». В его поэзии – три парадокса: розы и снега, золотой век и железный, ныняшняя Россия и классическая Эллада. Дельвиг – идиллик. В зыбкости домашней цитадели – стойкость нравственной системы Дельвига. Поэт огромного духа и напряжения.

Языков Николай Михайлович

При жизни Языкова изданиями вышли  3 сборника, в которые вошли далеко не все его стихотворения «Стихотворения Н.Языкова» (1833), «56 сочинений Н.Языкова» (1844), «Новые стихотворения Н.М.Языкова» (1845)

                                                                                                                           Заживо умерший талант

                                                                                                                                              В.Г.Белинский

Рядом с пушкинской гармонией и лирой поэзия Языкова поражает  то недостаточностью, то избытком. Существует огромная зависимость его поэтики от пушкинской. Хотя достаточно скептически относился к творчеству Пушкина, «Евгений Онегин» он считал худшим произведением. Языков был поэтом юности, но поэтом зрелости и мудрости не стал.

Давыдов Денис  Васильевич (1784-1839)

                                                                                     Для него жизнь была поэзией, а поэзия – жизнью

                                                                                                                                               В.Г.Белинский

Давыдов – пламенный боец,

Он вихрем в бой кровавый,

Он в лире счастливый певец

Вина, любви и славы

В Жуковский

При жизни поэта вышел только один сборник стихов «Стихтоворения Дениса Давыдова» (1832 г), открывавшийся очерком «Некоторые черты из жизни Дениса Васильевича Давыдова», автор писал о себе в третьем лице.

- поэтический учитель Пушкина. Еще в лицейские годы Пушкин научился у Давыдова «брести своим путем», т.е. искать свой самобытный путь, не поддаваться влиянию Батюшкого и Жуковского.

- нерасторжимое единство жизни и лиры

«Я не поэт, я – партизан, казак». Он обозначил свое место в поэзии как «поэт-партизан». Это надо понимать не только как партизан, писавший стихи, или как поэт, который был еще и партизаном, но и как формулу необычной роли, которая выпала Давыдову в русской литературе. Он сложился как поэт до появления Пушкина. Он остался собой и в хорошем и в дурном. Он вообще не был последователен.

Орлов: «Давыдов был поэтом не войны, а военного быта..., он касался темы войны в своих элегиях, составляющей своего рода фон, на котором развертывалась лирическая тема». Провозгласил романтику боя, клинка:

Я люблю кровавый пир,

Я рожден для службы царской

Бенедиктов Владимир Григорьевич (1807-1873)

Его творческий путь продолжался до 70-х гг., первая книга стихов – «Стихотворения Владимира Бенидиктова» (1835) имела оглушительный успех.

    Его стихи «приводят читателя в какое-то напряженное состояние, как при тяжелой работе»

                                                                                                                                               В.Г.Белинский

Вероятно, самая скандальная фигура в русском поэтическом быту XIX столетия. Бенедиктоа оказался в промежутке между Пушкиным и Некрасовым. Он начинал, осознанно ориентируясь на пушкинский идеал, и шел, часто ощупью, к демократической некрасовской речи. Вся поэтика Бенедиктова промежуточна, зыбка, подвижна. Ему свойственны резкие перепады ритмов, разнообразие метров. Стиль во многом оприрался на модных тогда французских романтиков – Гюго, Ламартина, Барбье. Он поэт горького недоумения человека перед краткостью для человека рубежных, главных, самых содержательных мгновений.

Вяземский Петр Андреевич (1792 -1878)

Судьба свои дары

В счастливом баловне, соединив ошибкой,

Богатство, знатный род

С возвышенным умом,

И простодушие с язвительной улыбкой

Пушкин А.С.

                                                                              В князе Вяземском – противуположность Языкову:

                                              сколько в том поражает нищета мыслей, столько в этом – обилие их

                                                                                                                                                    Н.В.Гоголь

Поэтический учитель Пушкина и его друг. Добрым гением для Вяземского стал Пушкин.

Он – поэт мысли (философская лирика, развивает в творчестве жанр молитвы).

Декабрист без декабря

Баратынский Евгений Абрамович (1800-1844)

                                                                                  Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным,

                                                                    первое место бесспортно принадлежит г. Баратынскому

                                                                                                                                               В.Г.Белинский

На литературном поприще его приветсвовал Пушкин и писал о Баратынском: «он у нас оригинален, ибо мыслит». Обогатил жанр элегии, наполнив ее медитативным и философским содержанием. Первый период творчесва – певец любви, зрелый период – элкгии философского характера, где Баратынский рассуждает о добре и зле, судьбе, вере и безверии, смерти.

Батюшков К.Н.

С первых шагов творчества он живет в атмосфере изящного эпикурейства. Это царство его мечты, форма бегства отот тягостной и ненавистной ему повседневности. Образы его поэзии, как правило, правдоподобны, реалистичны, но вписаны в систему романтического мироощущения. Ранний Батюшков близок к карамзинистам. Предметом его поэзии является человек, взятый в сугубо личном содержании. Его романтизм при всей ослепительности красок и буйстве чувств носит созерцательный характер. Идеал – мирное идиллическое существование вдали от света.

Веневитинов Д.В. (1805-1827)

                                        Читатели найдут в его сочинениях отпечаток прекрасной, высокой души

                                                                                                                                               Н..М.Рожалин

Наследие его было издано друзьями после кончины поэта. Первая часть «Стихотворения» (1829), вторая часть «Проза» (1831).

Четвероюродный брат Пушкина.

Творчество романтиков-декабристов

Это была поэзия возвышенных мыслей чувств, поэзия гражданского служения. Учит времена и народы – задача поэтов-декабристов. Это поэзия, порожденная одной из самых романтичных и героических эпох русского освободительного движения, она по-своему правдиво, художественно и поэтически выразила  эпоху декабристов.

Рылеев Кондратий Федорович

При жизни Рылеева изданиями вышли сборник «Думы» (1825) и поэма «Войнаровский» (1825).

В.К.Кюхельбекер

- Ученик Жуковского и Державина

Вещи раннего периода представляли каталог традиционных стиховых форм, языка и стиля. Дерзновенный Рылеев начался с сатиры на Аракчеева «К временщику», Пушкин посчитал, что его «Думы» слабы в художественном отношении.

- Сквозная, ведущая, программная тема всей поэзии – тема свободы и славы гражданской.

Горька судьба поэтов всех времен;

Тяжеле всех судьба казнит Россию:

Для славы и Рылеев был рожден;

Но юноша в свободу был влюблен...

Стянула петля дерзостную выю

Ночью 14 декабря 1825 г. он был арестован. Перед Следственной комиссией он принес полное раскаяние, признал себя виновным. Один из декабристов – Цебриков – обнаружил в тюремной оловянной тарелке последние стихи поэта:

Тюрьма мне в честь, не в укоризну

За дело правое я в ней,

И мнель стыдиться сих цепей;

Коли ношу их за Отчизну

Ему была разрешена переписка с женой и свидание с семьей перед повешением. Жене после казни было передано письмо, хотя некотоьрые исследователи считают его подделкой: «Бог и государь решили мою участь: я должен умереть смертию позорною. Да будет Его святая воля. Мой милый друг, передайся и ты воле Всемогущего, и Он утешит тебя...Прошу тебя более всего: заботься о воспитании ее (дочери).

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

Защемленная совесть России,

Иноверец, чужой человек,

Что тебе эти беды чужие,

Этот гиблый пространства разбег!

Ф.Искандер

При жизни Кюхельбекера его стихи не были собраны. В годы заточения (10 лет одиночного заключения) и ссылки он неоднократно обдумывал состав своего поэтического сборника, однако его замыслы не воплотились. Ю.В.Косова в письме дочери поэта отметила: «Правду он говорил мне: вспомнят меня рано или поздно; так и случилось, с лишком через 30 лет должны будут выйти в свет его сочинения», в этом письме она описывает последние годы , болезнь и смерть Кюхельбекера.

Творчество К. – яркая страница в истории декабристского романтизма. В его творчестве достаточно мирно уживаются гражданская и любовная лирика, лирическая песня и ода, элегия и послание. Это поэт не только призывный, но и размышляющий. Поэт для него – исполнитель воли Бога на земле. Его миссия – громить деспотов, защищать свободу, любовь, красоту.. Его привлекают героические характеры борцов за свободу.

Бестужев-Марлинский А.А.

В 20-е гг. его романтизм определяетсякак активный, гражданский, утверждающий декабристские идеалы политической свободы. Обращается к темам современной жизни и героям. В позденей лирике начинают звучать философские мотивы.

Одоевский Александр Иванович

Наследие Одоевского дошло до нас благодаря его друзьям, которые собирали и хранили стихи, - П.А. Муханов, М.М.Нарышкин, А.Е.Розен.

Самый молодой (ему было 23 года, когда он пошел на площадь вместе с декабристами), его называют певцом декабристской каторги. Это поэтические диалоги, послания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий и жизненный путь А.С. Пушкина

Данный материал дополнит лекцию учителя о творческом пути А.С. Пушкина, проиллюстрирует ход урока...

Урочная и внеурочная деятельность по литературе при изучении творческого наследия А.С.Пушкина

На уроках литературы и внеклассной деятельности при изучении творчества А.С. Пушкина необходимо использовать  краеведческий материал....

Презентация. Благословенный уголок земли... (Творческий путь И. Гончарова)

Данная презентация содержит материал для учителя литературы при изучении темы "Знакомство с судьбой И. Гончарова"...

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. Лицейские друзья.

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина...

Среднесрочный групповой творческий проект «Нет великих ролей-есть великие актеры» (анализ жизненного и творческого пути деятелей культуры Саратовского края)

2019  год - объявлен в России Годом Театра. Несомненно, этот вид искусства имел как в предшествующем XX веке, так и в нынешнем XXI веке большое значение, часто определяя мировоззрение людей, вопл...

Технологическая карта урока литературы с использованием ИКТ по теме"А.С.Пушкин. Начало творческого пути. Поэма "Руслан и Людмила" (Пролог)

Технологическая карта урока литературы с использованием ИКТ в 5 классе по теме "А.С.Пушкин. Начало творческого пути. Поэма "Руслан и Людмила" (Пролог) содержит в себе скрайбинг, интерак...