Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.
статья (литература) по теме

 В статье изложены отдельные аспекты нравственного воспитания детей на уроках литературы. Имеются ссылки на конкретные произведения. Определены подходы к решению данной проблемы при изучении некоторых произведений школьной программы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sertifikata.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы

Литература является общепризнанным источником нравственного воспитания. Обладая огромной силой воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства.                                                                Каким же образом решаются задачи нравственного воспитания учащихся на уроках литературы? Одним из путей является формирование умения воспринимать чувства и переживания героев. С этой целью на уроках вместе с учащимися выделяем в художественном произведении эмоциональные эпизоды, в которых героями переживаются те или иные душевные состояния. Школьники выделяют внешние детали, раскрывающие внутреннее состояние героев (действия, жесты, позы, выражение лица, интонацию), которые выступают как своеобразное свидетельство характеристики нравственных особенностей личности героя и переживаемых им в данный момент чувств. Примерами могут служить анализ эпизодов «Татьяна слушает Онегина», «Посещение Татьяной Лариной кабинета Онегина» в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», эпизод встречи Печорина с Максимом Максимовичем в главе «Максим Максимович» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и многих других.                        Другим путем нравственных качеств учащихся является выявление авторского отношения к героям, которое определяет и наше отношение к герою. Каждый писатель имеет свой взгляд на жизнь, свое понимание человеческих характеров, свои суждения о вопросах нравственности, свое особое отношение к природе и т.д. На уроках знакомлю учащихся с прямой и косвенной оценкой автором своих героев. Ярким примером таковых  являются характеристики, данные Гоголем  помещикам в поэме «Мертвые души».                                                                                                         Часто учащиеся становятся вместе с героем произведения перед нравственным выбором, рассуждают о том, как поступил бы он в той или иной ситуации, а вместе с тем поддерживает, оправдывает или осуждает героя. Перед серьезным выбором встает герой повести Василя Быкова «Сотников»: остаться живым, но стать предателем, как это сделал Рыбак, или выбрать смерть с чистой совестью, как Сотников. Работа над повестью заставляет задуматься над многими нравственными проблемами. Это работа души, проверка своей жизненной позиции.                                                 В последнее время остро стоит проблема охраны окружающей среды. А отношение человека к природе – это показатель его нравственности. Важный вклад в дело воспитания бережного отношения к природе вносит литература. Рассказы Пришвина, Паустовского, Астафьева в самых незатейливых сюжетах призывают к сочувствию ко всему живому на земле. Рассказ В.Белова «Скворцы» учит доброте и любви к «братьям нашим меньшим».                                                                                        Особенно остро ставится проблема взаимоотношения человека и природы в произведениях писателей последних десятилетий прошлого столетия. Произведение Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» призывает к поискам гармонии, равновесия в отношении человека и природы.  Виктор Астафьев в романе «Царь-рыба» показал два типа охотников, их отношение к природе и отношение природы к ним.         Большой эмоциональный заряд несет в себе рассказ К.Паустовского «Телеграмма». Единственная дочь, молодая, энергичная, преуспевающая девушка, живущая в городе, вдали от матери, с головой уходит в работу, помогает устроить жизнь молодого художника, проявляя заботу о посторонних  людях, забывает о своей больной и пожилой матери, которая умирает, так и не дождавшись приезда своей дочери.                                Умению любить человека учит и рассказ Платонова «Юшка». Герой произведения, внешне неприметный человек, над которым потешаются люди, жестоко мучают его, не озлоблен на них, напротив, он, как выяснится после его смерти, оказался человеком доброй души, он вырастил и выучил сироту, ставшую докторшей.                                                                Ученики учатся на уроках литературы разбираться в людях, отличать истинное от ложного. В их душах происходит очищение, как оно произошло и с героями рассказа «Юшка» Они все пришли проститься с Юшкой. Возможно, чье-то слепое сердце прозрело, пусть ненадолго.                                В наше время людям не хватает отзывчивости, сердечности, сочувствия. Важно, чтобы дети не выросли жестокими, черствыми. Уроки литературы помогают нам воспитывать в них умение оценивать себя и свои поступки. Изучая рассказ Носова «Кукла», мы ведем серьезный разговор о нравственных ценностях. Примером  морального обнищания, нравственного падения людей, по мнению ребят, являются те, кто поиздевался над куклой: сожгли волосы, выдавили глаза, сделали дырку на месте носа  горящей сигаретой и выбросили в грязный придорожный кювет.                                        А как часто в жизни подобное проделывают с живым человеком!        Задача учителя литературы, как и автора, помочь школьникам задуматься о том, для чего дана жизнь, чтобы они проверяли свои поступки сознанием: не причиняют ли они зла людям своими действиями, чтобы они поступали по совести, так, чтобы людям  рядом с ними было хорошо.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в работе по нравственному воспитанию учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Компетентностный подход, который  предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе,- основа инновационного процесса....

Технология эколого-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка и литературы.

Мы, учителя, стоим перед необходимостью воспитывать у школьников экологическую культуру, основывающуюся на сознании неразрывной  связи человека с окружающей средой, на формировании у него ответст...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках углубленного изучения литературы

Литература в школе способствует духовно-нрав ственному становлению личности, познанию и самопознанию человека. Уроки литературы должны содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса, по...

Нравственное воспитание учащихся на уроках и литературы.

На уроках литературы учитель имеет возможность решать важнейшие задачи в нравственном воспитании. Неслучайно, цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для...

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ«Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности» Стрелковой Марии Федоровныучителя русского...

Основные направления работы по духовно - нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы, «Основ православной культуры»» и во внеклассной деятельности в рамках образовательной организации

Настоящий педагогический опыт имеет практико-ориентированную направленность, предметный результат которого ориентирован на интересы и особые потребности обучающихся. Он основан на глубоком и всесторон...