Художественный метод М. Пруста.
материал (литература, 11 класс) на тему

Реферат содержит основные сведения из творчества М. Пруста как родоначальника психологического романа. В работе мы останавливаемся на анализе труда писателя, известном во всем мире, -цикле романов "В поисках утраченного времени".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prust.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение

3

1 Особенности художественного метода М. Пруста

4

2 Специфика раскрытия темы музыкального творчества в цикле

романов М. Пруста «В поисках утраченного времени»

8

Заключение

11

Список использованных источников

12

Введение

М. Пруст (1871-1922) – один из самых значительных писателей и философов XX века. В истории французской литературы он известен как родоначальник психологического романа.

Основное произведение М. Пруста – цикл «В поисках утраченного времени» (1913-1927, последние 6 томов опубликованы посмертно), состоящий из семи романов. В центре внимания автора – мироощущение и мировосприятие персонажа. Данный прием получил в литературоведении название «потока сознания». Поток сознания создает впечатление, что читатель как бы «подслушивает» его опыт в сознании персонажей, что дает ему прямой интимный доступ в их мысли. Внутренняя жизнь героя представляется писателю сотканной из множества мимолетных впечатлений, зыбких воспоминаний, зависящих однако от самого субъекта. Поэтому жизненный процесс уподобляется автором процессу творчества.

Тема творчества – одна из центральных в произведениях М. Пруста. Между тем данный аспект литературного наследия писателя до сих пор остается неизученным. Сказанным определяется актуальность исследования.

Цель исследования – рассмотреть тему творчества в цикле романов М. Пруста «В поисках утраченного времени».

Методы исследования: аналитический, описательный, сравнительно-сопоставительный, типологический.

Материалом исследования послужил текст романа М. Пруста «По направлению к Свану» (1913), входящий в цикл романов «В поисках утраченного времени».

Методологической базой исследования стали работы таких ученых, как С.Г. Бочаров, С. Кабанова, А. Майкапар, А.Н. Таганов и др.

Структура исследования. Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1 Особенности художественного метода М. Пруста

Несмотря на то, что литературное наследие М. Пруста не ограничивается циклом романов «В поисках утраченного времени», рядом с ними все другие его произведения выглядят как черновики и подготовительные материалы для основного труда. «От статьи к статье, от письма к письму искал и находил он предмет изображения – свою жизнь и жизнь своих знакомых, метод – психологический реализм, стиль – гибкий и послушный, пригодный для воплощения любой, даже самой неуловимой мысли и любого, даже самого смутного чувства. Совершенно естественно сложилась форма повествования от первого лица, естественно пришло на ум имя главного героя – Марсель, – такое же, как и у автора», – справедливо отмечает А. Воронский [3, с. 94].

Цикл романов «В поисках утраченного времени» можно назвать главным произведением французского писателя. Цикл состоит из семи романов. Все семь книг объединены образом рассказчика Марселя, пробуждающегося среди ночи и предающегося воспоминаниям о прожитой жизни: о детстве, о своих родителях и знакомых, о любимых и светских друзьях, о путешествиях и светской жизни.

«По направлению к Свану» (1913) – первый роман цикла. Образ героя – Свана – дробится на множество составляющих. Так, Сван, умный и утонченный посетитель аристократических салонов, каким он предстает на первых страницах романа в детском восприятии Марселя, и Сван – любовник Одетты, а затем увиденный уже глазами повзрослевшего Марселя, Сван, – благополучный семьянин, заискивающий перед ничтожными гостями своей супруги, и, наконец, Сван – неизлечимо больной, умирающий человек, – все это как бы разные люди. «Такое построение образа отражало мысль М. Пруста о субъективности наших представлений о личности другого, о принципиальной непостижимости его сущности. Человек осмысливает не объективный мир, но лишь свое субъективное представление о нем. Такой подход к внутреннему миру романа отражает одну из основных особенностей психологизма самого произведения», – пишет С. Кабанова [6, с. 154].

Следует отметить, что произведение М. Пруста с трудом поддается жанровой классификации: хотя оно прочно связано с романической традицией, это не совсем роман, не мемуары, несмотря на углубленную автобиографичность. Метод, использованный для его создания, не только реалистический, хотя реализм и составляет здесь ядро. Он вобрал в себя свойства и принципы самых различных течений: таких приближенных во времени, как символизм и импрессионизм, и таких отдаленных, как романтизм и классицизм. Интрига в «Поисках» практически отсутствует: вместо нее функцию цементирующего вещества этой огромной конструкции, которую автор любил сравнивать с готическим собором, выполняют ощущения, приводящие в действие механизм непроизвольной памяти и связующие прошлое с настоящим. Благодаря идентичным ощущениям, сплавляющим воедино различные моменты жизни рассказчика, и еще чаще благодаря искусству психологического анализа прошлое избегает забвения и обретает спасение от смерти в искусстве.

Следовательно, несмотря на то, что в романе М. Пруста своеобразно воссоздается его собственная жизнь с самого детства, однако его произведение ни мемуарами и ни автобиографическим романом назвать нельзя. Подлинный герой прустовского романа – глубинное «я». Основной сюжет книги – жизнь внутреннего «я», изображение внутренней жизни человека как «потока сознания».

Важной особенностью психологизма произведения является как раз то, что в нем закладывалась основа нового типа романа – романа «потока сознания». Согласно наблюдениям С.Г. Бочарова, архитектоника «романа-потока», воссоздающего воспоминания главного героя Марселя о детстве в Комбре, о родителях, о знакомых и светских приятелях, свидетельствует о том, что             М. Пруст запечатлевает текучесть жизни и мысли. Для автора «длительность» психической деятельности человека – это способ воскрешения прошлого, когда реконструируемые сознанием прошедшие события зачастую приобретают большее значение, чем ежеминутное настоящее, несомненно, воздействуя на него. Пруст открывает, что сочетание ощущения (вкусового, тактильного, сенсорного), которое хранит подсознание на чувственном уровне, и воспоминания, дают объемность времени [2, с. 26].

Жизнь в Комбре для Марселя начинается с звучащих имен: господин Сван, Германты, Одетта, Альбертина, дочь Свана Жильберта и так далее. Затем имена начинают совмещаться с персонами, которые теряют свое обаяние при более близком знакомстве. Первичные периоды очарования людьми и словами сменяются затем у героя разочарованием, потому что детальное знание, возникающее при приближении к человеку, лишает воспринимающего иллюзий. Столь же последовательно, вслед за Стендалем и Флобером, писатель отстаивает представление об относительности чувств. Автор говорит, что человек влюбляется не в определенное лицо и не в момент встречи, а в свое представление о нем, которое уже существует в его сознании. Для влюбленного важнее и существеннее не сама любовь к женщине, а ее предвкушение и ожидание, потому что любовь живет в душе до реального свидания, что неизбежно приводит к искажению личностного восприятия.

Пруст последовательно доказывает, что бессознательное воскрешение прошлого происходит не от интеллектуального импульса, оно не зависит от желания или не желания человека в отдельный момент бытия. Именно поэтому воспоминания героя выстраиваются перед читателем не в хронологическом или логическом порядке, а достаточно хаотично. Мимолетные образы прошедшего визуализируются через ощущение, которое может неожиданно повториться в настоящем и которое разматывает цепь воспоминаний.

Авторская направленность на воспроизведение впечатления приводит к тонкой деталировке, импрессионистичности письма. В то же время прустовские образы сохраняют логическую основу, писатель не стремится полностью имитировать подсознание. В первую очередь, автор визуализирует для читателя не развитие характера, а разные состояния одного и того же человека в различные моменты течения жизни. Закладывая основы нового типа романного повествования – романа «потока сознания», М. Пруст во многом продолжает традицию аналитического психологического романа Стендаля и Флобера.

Таким образом, весьма характерно, что название романа «В поисках утраченного времени» приобретает двусмысленный оттенок. Это одновременно и потерянное время, поскольку Пруст-пессимист считает бесплодно потерянной всю свою прожитую жизнь и утраченное уже время, которое Пруст-апологет пытается еще раз искусственно воскресить в воспоминаниях.

Итак, основной особенностью художественного метода М. Пруста (цикл романов «В поисках утраченного времени») является высокой степени психологизм, который достигается постановкой в центр внутреннего пространства произведений внутреннего «я» героя, его мыслей, воспоминаний, ощущений, сквозь призму которых изображается окружающая его действительность. Психологизм М. Пруста основан на методе «потока сознания» – воспоминаниях, размышлениях о природе времени и памяти. Не вещи, которые вспоминаются, но воспоминания о вещах – главная тема автора. Впервые память из поставщика материала, с помощью которого описывается другая вещь, сама становится вещью, которая описывается. Поэтому М. Пруст обычно не добавляет к вспоминаемому того, чего ему не хватает, он оставляет воспоминание таким, как оно есть, объективно неполным, – и тогда и возникают в призрачном отдалении изувеченные временем несчастные калеки.

2 Специфика раскрытия темы музыкального творчества в цикле романов М. Пруста «В поисках утраченного времени»

Тема музыкального творчества – одна из основных в литературном наследии М. Пруста. Музыка в творчестве М. Пруста занимает значительное место, как, впрочем, и в самой его жизни: «жить среди своих близких, среди прекрасной природы, достаточного числа книг и нот и недалеко от театра» [8, с. 505]. Такую идеальную картину своей жизни нарисовал М. Пруст, будучи еще совсем молодым человеком, в 1886 году. Музыкальные аллюзии в романах его opus magnum чрезвычайно многочисленны: в самом начале, в первом абзаце «У Германтов», также в «Пленнице», они наполняют всю вторую часть «По направлению к Свану» («Любовь Свана»).

Как указывает А. Майкапар, поразительным образом молодой                     М. Пруст «нащупывает» нерв будущего музыкального переживания и опыта Свана, героя «В поисках утраченного времени». Уже здесь необычайную психологическую и эмоциональную роль играет «короткая музыкальная фраза». Причем в отличие от романа, где прототип этой музыкальной фразы требует выяснения и установления, здесь он точно обозначен и даже получил определение – лейтмотив. Все это будет развито в романе, но там писатель преднамеренно будет избегать конкретности, оставив нам простор для догадок и ассоциаций.

Примечательный штрих у М. Пруста: носитель этой вожделенной музыки, де Лалеанд, этот «незначительный человек», сам весьма прозаично относился к музыке (если верить рассказчику; сам герой произносит в повести всего одну фразу, адресованную Франсуазе: «Приходите ко мне. Королевская улица, 5», и больше в повести не появляется). «Если бы она знала ту скверную музыку, которую он любит и исполняет, – эта достойная презрения музыка, несомненно, вытеснила бы из ее сердца симфонии Бетховена и музыкальные драмы Вагнера; Франсуаза из сентиментальности снизошла бы до его вкуса, и эта музыка приобрела бы очарование того, кто был причиной всех ее наслаждений и страданий» [8, с. 213].

«Музыкальная фраза», «короткая музыкальная фраза» или еще и так – «маленькая музыкальная фраза» – это мотив, в котором сконцентрировались все мысли и чувства Свана и Одетты, героев романа «По направлению к Свану». Мотив этот содержится в музыкальном произведении Вентейля, композитора, вымышленного персонажа романа. По мнению А. Майкапара,                   М. Пруст свидетельствует о том, что одним из прообразов «короткой музыкальной фразы» в романе является Соната для скрипки и фортепиано Сен-Санса.

Соната возникает отнюдь не в случайные моменты и появляется по ходу романа. Всякий раз она «озвучивает» душевное состояние Свана. Еще за год до своего первого появления в салоне Вердюренов, Сван, рассказывает Пруст, «слышал на вечере музыкальное произведение для рояля и скрипки». Оно его покорило. Тогда он не знал, кто был его автором. Его просто захватила музыка. Она подготовило его душу к любви. «Казалось, эта любовь к музыкальной фразе открывает перед Сваном путь к некоторому душевному обновлению» [8, с. 153]. И вот, эта любовь явилась – любовь к Одетте.

На очередном суаре в салоне Вердюренов – первом, на котором появился Сван – пианист, тогдашний кумир хозяйки салона, исполнил произведение – «Сонату Фа диез мажор». В этом сочинении Сван наконец (до того он долго пытался разузнать, что то было за сочинение) услышал пленивший его мотив – короткую музыкальную фразу. Теперь он «ухватил» ее. Это была вторая встреча Свана с Сонатой Вентейля. Теперь Сван приезжает к Вердюренам вместе со своей пассией, Одеттой. «Как только он входил, г-жа Вердюрен предлагала ему сесть рядом с Одеттой, а пианист для них одних играл короткую музыкальную фразу из сонаты Вентейля, ставшую как бы гимном их любви» [8, с. 262].

Новые встречи с Одеттой – и новые «оттенки» «короткой музыкальной фразы». Теперь сама Одетта играет ее по просьбе Свана: «...он просил сыграть фразу из сонаты Вентейля, хотя Одетта играла прескверно, но ведь прекрасные видения, которые остаются у нас после музыки, часто возносятся над теми фальшивыми звуками, что извлекаются неумелыми пальцами из расстроенного рояля» [8, с. 305].

Последний раз в «Любви Свана» герой буквально сталкивается с Сонатой на вечере у маркизы де Сент-Эверт. Здесь она звучит не во фрагментах («короткая музыкальная фраза») и не в транскрипции для фортепиано соло, а так, как написана Вентейлем – для скрипки и фортепиано. Звучит в том виде, в каком Сван услышал ее впервые, оказавшись очарованным ею. Но не понимавшим тогда ее «послания». Теперь же музыка стала для него речью, почти конкретными словами и даже больше, чем словами: «Как прекрасен был диалог скрипки и рояля в начале последней части! Можно было предположить, что отказ от слов дает волю воображению, – как раз наоборот: отказ от слов устранял воображение; никакая устная речь не вызывалась такой насущной необходимостью, не ставила таких уместных вопросов, не давала таких вразумительных ответов. Сперва одиноко прозвучала жалоба рояля, похожая на крик птицы, покинутой своей подругой; жалобу услыхала скрипка и ответила ей точно с ближайшего дерева» [8, с. 366].

Таким образом, тема творчества, главным образом музыкального, в цикле романов М. Пруста «В поисках утраченного времени» возникает неслучайно. Развивающаяся и все более совершенствующаяся мелодия, превращаясь из «короткой музыкальной фразы» в законченное музыкальное произведение «оттеняет» рождающуюся и крепчающую от встречи к встрече любовь главных героев. Творчество, стихийное, непостижимое, становится метафорой жизни, которая, как река, своенравна, таинственна, непредсказуема, а также метафорой поэзии чувств, предугадать развитие которых невозможно.

Заключение

М. Пруст занимает исключительное место в мировой литературе XX века. Его творчество стало своеобразной вехой в развитии жанра психологического романа. Он углубил понимание внутренней жизни личности. Писатель был тонким наблюдателем и исследователем, сознательных, подсознательных душевных движений, чувств, расположений духа. Художник открыл новые страницы образов Времени, Памяти. Воспоминания о прошлом стали в его произведениях тем предметом, который восстанавливается. Беспрерывный и стихийный поток воспоминаний, которые проходят через человеческое сознание и вытекают с ее глубин, дают возможность еще раз перейти через пережитое когда-то и воссоздать его в небывалой к этому полноте и многогранности. Познание неизвестных прежде глубин духовной жизни человека породило новые черты поэтики и стиля произведений М. Пруста: углубление, изощрение средств психологической жизни: ассоциативный принцип сказа; дальнейшее развитие искусства «внутреннего монолога» и переход его в «поток сознания»; мобилизация подтекста. Эти факторы стали мощными истоками в развитии художественной литературы.

Главным произведением М. Пруста является эпопея «В поисках утраченного времени». Название цикла романов «В поисках утраченного времени» определяет задача, который ставил перед собой автор: возродить жизнь, которой отошло в прошлое, исследовать утраченное время и возвратить его, сделать это с помощью художественного воображения и психологического анализа. Важное место в цикле занимает тема творчества, главным образом музыкального. Рождение мелодии видится автору столь же непредсказуемым, таинственным, завораживающим, как и любое явление, событие в жизни человека, имеющее начало и конец. Метафора творчества, музыки позволяет писателю раскрыть мимолетность любовного чувства, его зыбкость, аморфность, как и всей человеческой жизни в целом.

Список использованных источников

  1. Андреев, А.Г. Марсель Пруст / А.Г. Андреев. – М.: Высшая школа, 1968. – 320 с.
  2. Бочаров, С.Г. Пруст и «поток сознания» / С.Г. Пруст // Критический реализм XX века и модернизм. – М.: Просвещение, 1967. – С. 26-38.
  3. Воронский, А. Марсель Пруст: к вопросу о психологии художественного творчества / А. Воронский. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 228 с.
  4. Зарубежная литература ХХ века: учеб. для вузов / под ред. Л.Г. Андреева. – М.: Высшая школа, 2000. – 559 с.
  5. История французской литературы: учеб. пособие для филол. спец. вузов / под ред. Г.К. Косикова. – М.: Высшая школа, 1987. – 543 с.
  6. Кабанова, С. Особенности психологизма в романе М. Пруста «По направлению Свану» / С. Кабанова // Литературная учеба. – 2001. – № 3. –           С. 154-158.

  7. Майкапар, А. Музыка у Пруста / А. Майкапар // Вопросы литературы. – 1994. – № 4. – С. 113-119.
  8. Пруст, М. В поисках утраченного времени / М. Пруст. – М.: Амфора, 2005. – 542 с.
  9. Ревель, Ж.-Ф. О Прусте / Ж.-Ф. Ревель. – М.: Академия, 1995. – 346 с.
  10. Таганов, А.Н. Концепция искусства в раннем творчестве М. Пруста / А.Н. Таганов // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX–XX веков. – Иваново, 1991. – С. 78-87.
  11. Таганов, А.Н. Формирование художественной системы М. Пруста и французская литература на рубеже XIX–XX веков / А.Н. Таганов. – Иваново: ИвГУ, 1993. – 131 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационно-коммуникационные технологии как метод анализа художественного произведения

В условиях развития современного образования невозможно обойтись без использования инновационных технологий  на уроках литературы. Данные технологии делают процесс обучения более красочным,и...

Инновационно-коммуникационные технологии как метод анализа художественного произведения

В условиях развития современного образования невозможно обойтись без использования инновационных технологий  на уроках литературы. Данные технологии делают процесс обучения более красочным,и...

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Презентация "Художественный метод в искусстве"

Презентация предназначена для урока литературы в 9 классе для визуального и объёмного восприятия и понимания теоретических понятий....

Художественный метод

Теория литературы...

Статья Ситниковой О.В. "Художественный метод в педагогическом образовании в условиях цифровой экономики" https://elibrary.ru/item.asp?id=38048491

Статья Ситниковой О.В. "Художественный метод в педагогическом образовании в условиях цифровой экономики"...