«Лирический цикл М.И. Цветаевой "Стихи о Москве" М.И. Цветаевой: тематика и художественное своеобразие»
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Конспект урока по изучению теории литературы при знакомстве с Цветаевой в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по изучению теории литературы при знакомстве с М.И. Цветаевой в школе.

Тема урока: «Лирический цикл М.И. Цветаевой "Стихи о Москве" М.И. Цветаевой: тематика и художественное своеобразие».

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

1. Обучающие:

1) познакомить учащихся со стихами о Москве М.И. Цветаевой;

2) расширить представление учащихся о понятии «цикл лирических произведений»;

3) формировать навыки аналитического прочтения цикла лирических произведений, видеть особенности стихотворений, объединенных в один поэтический цикл;

4) выявить основную мысль «Стихов о Москве» М.И. Цветаевой и указать средства объединения произведений в данный лирический цикл.

2. Развивающие:

1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);

2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);

3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.).

3. Воспитывающие:

1) воспитание эстетического вкуса;

2) способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, чувства прекрасного;

3) воспитание интереса к предмету.

Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический.

Материалы и оборудование: фотографии М.И. Цветаевой.

План урока:

I. Вступительное слово учителя – 5 мин.

II. Повторение ранее изученного материала – 5 мин.

III. Углубление и расширений представлений учащихся о понятии «цикл» (сообщение учащегося) – 10 мин.

IV. Аналитическая работа над циклом стихотворений М.И. Цветаевой «Стихи о Москве» – 20 мин.

V. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя. Сегодня мы продолжим разговор о творчестве Марины Цветаевой и остановимся подробнее на изучении особенностей цикла «Стихи о Москве». В центре нашего внимания – литературоведческое понятие «цикл», с которым вы знакомились и ранее, но на этом уроке нам предстоит значительно расширить представление о нем. Итак, приступим…

II. Повторение ранее изученного материала. Что вам известно о литературоведческом понятии «циклизация»? Что представляет собой цикл литературных произведений?

(Ответы учащихся).

III. Углубление и расширений представлений учащихся о понятии «цикл» (сообщение учащегося). 

Циклизация – относительно позднее явление в русской поэзии. Первые лирические циклы в современном понимании этого слова появились лишь в 40-50-е гг. прошлого века, хотя в европейской теории искусства «цикл» впервые возникает на рубеже XVIII-XIX вв., в период становления романтизма. Один из теоретиков немецкого романтизма А.В. Шлегель писал, что в циклической форме могут выступать такие явления, которые только благодаря предшествующему или последующему становятся полнозначными. Становление этой формы сверхстихового единства в русской поэзии связывает в первую очередь с творческой практикой А. Блока и поэтов его времени. Первые серьезные попытки осмысления природы художественной циклизации в лирике у нас принадлежат самим творцам поэзии – В. Брюсову, А. Белому,  А. Блоку – осознавшим это явление как новое качество словесно-художественного творчества. Сущность лирической циклизации А. Белый пытался объяснить исходя из природы самого лирического творчества. Художественная циклизация в лирике для него – это прежде всего производное, некий результат творящего и воспринимающего сознания. Соотношение целостности лирического цикла и целостности отдельного лирического произведения решается в пользу цикла. Целостность лирического цикла понималась А. Белым (как, впрочем, и другими поэтами «рубежа веков») как целостность, равная «большому произведению», состоящему из отдельных частей или глав, а в цикле – стихотворений.

Современными исследователями выделяется ряд признаков, отличающих лирический цикл, с одной стороны, от тематической подборки стихотворений, а с другой – от лирической поэмы (диктуется под запись).

1. Авторская заданность композиции.

2. Самостоятельность входящих в лирический цикл стихотворений.

3. «Одноцентренность», центростремительность композиции лирического цикла.

4. Лирический характер сцепления стихотворений в лирическом цикле.

5. Лирический принцип изображения.

Лирический цикл – это специфическая жанровая форма стихового единства, возникающая при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в целостность более высокого порядка и характеризующуюся перечисленными выше признаками.

Суть авторских циклов, их главная задача – передать целостную систему авторских взглядов в системе определенным образом организованных стихотворений, в особым образом организованном контексте.

Развитие авторской мысли составляет внутренний сюжет цикла, связывающий все его компоненты в ассоциативной последовательности. Жанровыми признаками цикла являются общая атмосфера произведения, сквозной образ читателя, сквозные мотивы и образы, вариативное развитие тем, особая пространственно-временная организация, обрамляющие новеллы и очерки, лейтмотивность повествования и другие.

IV. Аналитическая работа над циклом стихотворений М.И. Цветаевой «Стихи о Москве».

«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!» – писал А. С. Пушкин. Вслед за Пушкиным тема Москвы является одной из центральных в поэзии М. Цветаевой.

Московские улицы, московский пейзаж – постоянный фон переживаний поэта, начиная с самых ранних стихотворений. Уже в сборнике «Волшебный фонарь» М. Цветаева обращается к романтическому прошлому города:

Домики с знаком породы

С видом его сторожей...

Синие подмосковные холмы,

В воздухе чуть теплом – пыль и деготь...

Москва в поэзии М. Цветаевой предстает как средоточие духовной культуры и истории. Связь поэта и родной земли неразрывна:

У меня в Москве – купола горят,

У меня в Москве – колокола звонят,

И гробницы, в ряд, у меня стоят, –

В них царицы спят и цари.

Центральное произведение М. Цветаевой, посвященное данной теме, – цикл «Стихи о Москве». На нем мы остановимся подробнее. Назовите тему и основные мотивы цикла, способствующие объединению отдельных стихотворений в цикл.

(Данные произведения объединяет прежде всего тема Москвы. Образ этого города ассоциируется у поэта с родиной, православной Россией. Кроме того, в текстах стихотворений повторяются устойчивые образы-символы, связанные с темой духовного служения/горения: сорок церквей, колокольный звон/гром, московские холмы/колокола).

– Можно ли говорить в данном случае об автономии каждого стихотворения цикла?

(Безусловно, каждое стихотворение представляет собой законченное произведение, однако при выделении его, как и остальных из цикла, утрачивается ряд смыслов, читатель не сможет уловить то развитие темы православной Москвы, которая заложена в цикле. Данной теме созвучна и другая – тема отдельной человеческой судьбы, вписанная в историю Москвы).

– Только ли общей темой и образами связаны произведения?

(Нет. Связующей нитью является и эмоциональный настрой лирической героини. Прежде всего в цикле передается глубокая взволнованность поэта, созерцающего любимый город. Любовь, доходящая до восторга, – таково чувство, пробуждающееся в душе. Стихи звучат торжественно и радостно.

Облака – вокруг,

Купола – вокруг.

Надо всей Москвой –

Сколько хватит рук! –

Возношу тебя, бремя лучшее,

Деревцо мое

Невесомое!

Иногда поэт устремляет свой взгляд в вечность, будто успокаивается, забывая о земной радости, но эти состояния М. Цветаевой переменчивы и встречаются во всех произведениях цикла «Стихи о Москве»).

– Каковы ощущения лирической героини, живущей в Москве?

(Ощущение постоянного присутствия Бога настраивает душу на высокий лад. Возникает желание уйти от обыденной жизни, от будничности. Поэт становится одним из «смиренных странников, во тьме поющих Бога». Москва полностью преобразует личность поэта, проясняет в ней ее духовную природу:

Я – двойника нащупавший двойник –

Сквозь легкое лицо проступит – лик.

О, наконец тебя я удостоюсь,

Благообразия прекрасный пояс!).

– Какой предстает Москва в цикле стихов М.И. Цветаевой?

(Центром этого города является духовность. В этом городе жива народная вера, снова и снова появляются в цикле «сорок сороков церквей».

По церковке – все сорок сороков

И реющих над ними голубков,

И Спасские – с цветами – ворота,

Где шапка православного снята.

И целых сорок сороков церквей

Смеются над гордынею царей!

Семь холмов – как семь колоколов,

На семи колоколах – колокольни.

Всех счетом: сорок сороков, –

Колокольное семихолмие!

Вера создает особую атмосферу в городе. Люди здесь не становятся святыми, они, как и везде, грешные, несчастливые, однако чувствуют, что Бог – рядом, и потому искренно покаяние, чисты слезы:

На каторжные клейма,

На всякую болесть, –

Младенец Пантелеймон

У нас, целитель, есть).

– Почему М.И. Цветаева называет Москву «нерукотворным градом»?

(Москва потому и называется поэтом «нерукотворным градом», что природа ее – духовная. Это не просто город с домами, канавами, деревьями и т. д., а также чувствующее, одухотворенное существо:

Я в грудь тебя целую,

Московская земля...

Москва для Цветаевой – дом и дар, который не получают, а отдают. Москву, как самое ценное достояние, вручает она и дочери, и возлюбленному как залог подлинности чувств:

Из рук моих – нерукотворный град

Прими, мой странный, мой прекрасный брат...

И встанешь ты, исполнен дивных сил...).

– Как связаны образы Москвы и лирической героини в стихах Цветаевой?

(Здесь Москва предстает духовным наследством, единством веры и истории, которое дано человеку на всю жизнь – от рождения до смерти. Чувство кровной связи с родной землей, собственно, и создает личность. Именно поэтому финальное стихотворение цикла – о рождении поэта:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась).

– Действительно, русское, национальное начало пронизывает все творчество М. Цветаевой: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови, – писала она. – Не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот потеряет ее лишь вместе с жизнью».

V. Подведение итогов урока. Сегодня – на материале «Стихов о Москве» М.И. Цветаевой – мы рассмотрели понятие «Цикла лирических произведений». Что же представляет собой это явление? Докажите, что «Стихи о Москве» М.И. Цветаевой – цикл лирических произведений.

(Цикл – это специфическая жанровая форма стихового единства, возникающая при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в целостность более высокого порядка. Произведения, входящие в цикл М.И. Цветаевой «Стихи о Москве», относительно самостоятельны, но, объединенные общей темой – темой православной Москвы, формирующей нравственный, духовный стержень каждого православного человека, а также общим лирическим настроем и эмоциональными переживаниями, они раскрывают ее с разных сторон, взаимно дополняя друг друга. При этом Героиня «московских стихов» Цветаевой как бы примеряет разные личины обитательниц города, и древнего и современного: то она - богомолка, то - посадская жительница, то даже – «болярыня», прозревающая свою смерть, и всегда - хозяйка города, радостно и щедро одаривающая им каждого, для кого открыто ее сердце, как в обращенном к Мандельштаму полном пронзительного лиризма стихотворении «Из рук моих – нерукотворный град / Прими, мой странный, мой прекрасный брат...». Обращает на себя внимание в последнем примере удивительный образ – «нерукотворный град». Потому для Цветаевой и «неоспоримо первенство Москвы», что это не только некое исконно Русское географическое место, это прежде всего город, не человеком, но Богом созданный, и ее «сорок сороков» – это средоточие духовности и нравственности всей земли русской).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме""Нищий". Тематика, художественное своеобразие стихотворения в прозе"

конспект урока, который может быть проведен как в рамках программы, так и в качестве урока внеклассного чтения....

Болдинская осень.Цикл "Маленькие трагедии" Идейное звучание, тематика и художественное совершенство. Анализ трагедий "Скупой рыцарь". "Моцарт и Сальери".

Урок в 9 классе по теме "Болдинская осень 1830. Цикл "Маленькте трагедии" Анализ трагедий "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" (2 часа)Урок разработан с целью ознакомления учащихся с Болдинским периодо...

Урок - литературно-музыкальная композиция "Москва Марины Цветаевой"

Данный урок предназначен для учащихся, изучивших творчество замечательной поэтессы Марины Цветаевой....

Конспект урока "Люблю до радости и боли"(Художественное своеобразие и тематика лирики С.А.Есенина)».

Методическая разработка урока литературы для 1 курса СПО или 11класса  на тему "Художественное  своеобразие и тематика лирики С.А.Есенина"...

Презентация к уроку А.Н.Радищев Художественное своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи

Презентация к уроку А.Н.Радищев Художественное своеобразие №Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи...

Конспект урока: А.Н.Радищев "Художественное своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи"

Конспект урока по литературе: "Художественное своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи"...