Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Деловая игра
( Деловая игра состоит из отдельных туров, участвуя в которых игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений о писателе, содержания сказок и их особенностей).
Класс предварительно делится на две группы, каждая команда получает задание:
-подготовить презентацию по творчеству писателя,
-инсценировку эпизода из сказки М.Е. Салтыкова - Щедрина,
-сообщение об особенностях литературной и народной сказке,
-цитатный план сказки.
В жюри приглашаются учащиеся и учителя. За каждый ответ выставляются баллы в оценочные листы. Игру проводит учитель. Материал рассчитан на 2 урока.
Цели:
-выяснить причины обращения писателя к сказкам,
-выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность,
-показать художественное своеобразие сказок,
-словарная работа над литературными терминами,
-развивать умение анализировать сказки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mihail_evgrafovich_saltykov-shchedrin_._skazki.docx | 44.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Урок литературы в 7 классе
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина
«Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Учитель русского языка и литературы
Зотова Елена Анатольевна
2012
Урок литературы в 7 классе
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№11»
Зотова Елена Анатольевна
Деловая игра
( Деловая игра состоит из отдельных туров, участвуя в которых игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений о писателе, содержания сказок и их особенностей).
Класс предварительно делится на две группы, каждая команда получает задание:
-подготовить презентацию по творчеству писателя,
-инсценировку эпизода из сказки М.Е. Салтыкова - Щедрина,
-сообщение об особенностях литературной и народной сказке,
-цитатный план сказки.
В жюри приглашаются учащиеся и учителя. За каждый ответ выставляются баллы в оценочные листы. Игру проводит учитель. Материал рассчитан на 2 урока.
Сказки могучи по своей мысли, забавны вместе с тем
трагичны по своему ехидству, очаровывают своим
языковым совершенством
А.В. Луначарский
Цели:
-выяснить причины обращения писателя к сказкам,
-выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность,
-показать художественное своеобразие сказок,
-словарная работа над литературными терминами,
-развивать умение анализировать сказки.
Оформление:
-портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, выставка изданий произведений писателя,
-презентации к уроку.
Ход урока
1. Слово учителя. Писатель-сатирик. Сатира.
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно, наследия сатирика едва наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу. Сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.
Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.
Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей; народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»).
М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу.
2. Работа над литературными терминами.
Аллегория - иносказание
Сарказм – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.
Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.
Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.
Гипербола – намеренное преувеличение
Эзопов язык - иносказание и метафоричность
2. 1 тур. Презентации учащихся «Творчество Салтыкова-Щедрина»
3. Опрос:
1. Когда и где родился М.Е.Салтыков- Щедрин ?
2. Какова настоящая фамилия писателя? История псевдонима.
3. Кто были родители автора?
4. Кто занимался его образованием? Где учился писатель?
5. После опубликования какого произведения Салтыков-Щедрин был арестован, а затем сослан в Вятку? (на 7 лет)
6. Вице – губернатором каких городов был назначен Салтыков-Щедрин?
7. Какое общее название имеют сказки Салтыкова-Щедрина?
4. 2 тур. Сказка народная и литературная. Сходство и различие.
1 команда рассказывает о народной сказке и ее особенностях.
- Среди многих жанров устного народного творчества сказки занимают особое место. Издавна она считалась не только самым распространенным, но и самым любимым жанром детей всех возрастов.
- Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических и патриотических идей, глубокой верой в победу добра и справедливости, в чудодейственную силу высокой нравственности и героического подвига.
- Волшебные сказки прославляют героический подвиг, творческий труд, сочетание внутренней и внешней красоты героев.
Народные сказки делятся на три группы:
- сказки о животных – самый древний вид сказки, в которой животные ведут себя как люди.
- бытовые сказки. Их герои живут в реальном мире. Они побеждают в борьбе против барина, помещика, генерала, а помогают им одержать победу ум, находчивость и смелость.
- волшебные сказки. Герои этих сказок борются с нечистой силой и побеждают.
Композиция сказки:
1.Зачин («В некотором царстве, в некотором государстве…»)
2. Основная часть (Троекратный повтор действий)
3. Концовка ( «Стали они жить-поживать…»)
2 команда рассказывает о литературной сказке ее особенностях.
- 1) Литературная сказка - авторское, художественное или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле. Произведение преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей .
- 2) Литературная сказка - такой жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий, и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах или драматургии решаются морально-поэтические или эстетические проблемы
5. 3 тур. Краткий пересказ сказок:
1 команда: пересказ сказки «Дикий помещик».
2 команда: пересказ «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
6. 4 тур. Цитатный план сказок:
1 команда: цитатный план сказки «Дикий помещик».
Цитатный план сказки Салтыкова – Щедрина
«Дикий помещик»
-В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик.
-И был тот помещик глупый, читал газету "Весть".
-Только и взмолился однажды богу этот помещик:
- Господи! всем я от тебя доволен, всем награжден! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика!
-Услышал милостивый бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика.
-И начал он жить да поживать и стал думать, чем бы ему свою душу утешить.
-Вспомнил помещик, что есть у него поблизости четыре генерала знакомых; думает: "Что это я все гранпасьянс да гранпасьянс раскладываю!
-Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют.
-Однако твердость души все еще не покидала его. Несколько раз он ослабевал, но как только почувствует, что сердце у него начнет растворяться, сейчас бросится к газете "Весть" и в одну минуту ожесточится опять.
-Обеспокоились начальники и собрали совет. Решили: мужика изловить и водворить, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик, наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствия не чинил.
-"Что же сделалось, однако, с помещиком?" - спросят меня читатели. На это я могу сказать, что хотя и с большим трудом, но и его изловили. Изловивши, сейчас же высморкали, вымыли и обстригли ногти. Затем капитан-исправник сделал ему надлежащее внушение, отобрал газету "Весть" и, поручив его надзору Сеньки, уехал.
-Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит.
2 команда: цитатный план «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
-Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в
скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на
необитаемом острове.
-Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю.
-очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним
одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли…
- Стали искать, где восток и где запад.
- Сказано - сделано. Пошел один генерал направо…
- Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми
руками.
- Легли опять спать генералы, да не спится им натощак.
- …о чем ни начинали генералы разговор, он постоянно
сводился на воспоминание об еде, и это еще более раздражало аппетит.
- И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило
вдохновение...
-…мужик везде есть, стоит только поискать его!
Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!
- Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы.
- И зачал он перед ними действовать. Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.
- Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже
в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые,
белые.
- Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.
- И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать
за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!
И выстроил он корабль…
-Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками.
- Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать!
- Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра:
веселись, мужичина!
7. 5 тур. Инсценирование эпизода из сказки.
8 . 6 тур. Сказочные выражения и их роль в сказках Салтыкова – Щедрина.
(Найти в текстах сказочные выражения и прокомментировать)
-Типичные сказочные зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве...»,
-присказки: «По щучьему велению…», «Много ли, мало ли времени прошло...»,
- характерные для народной речи обороты: «думал-думал», «сказано-сделано»,
- постоянные эпитеты: «туча черная», «тело белое»,
- троекратные повторы, лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя-кишат,
-сказочные персонажи.
8. 7 тур. Узнать героя по характеристике
1. Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию…
2.И начал он стараться, и не то чтоб как-нибудь, а все по правилу. Курица ли крестьянская в господские овсы забредет - сейчас ее, по правилу, в суп; дровец ли крестьянин нарубить по секрету в господском лесу соберется - сейчас эти самые дрова на господский двор, а с порубщика, по правилу, штраф.
3.Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену.
4.Услышал милостивый бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика. Куда девался мужик - никто того не заметил, а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки.
Вышел помещик на балкон, потянул носом и чует: чистый-пречистый во всех его владениях воздух сделался. Натурально, остался доволен. Думает: "Теперь-то я понежу свое тело белое, тело белое, рыхлое, рассыпчатое!"
5. Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: "Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое". Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли.
6. ...в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.
7. Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. Стали говорить, что вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются да накапливаются.
8. Но мышонок был умный и понимал, что помещик без Сеньки никакого вреда ему сделать не может. Он только хвостом вильнул в ответ на грозное восклицание помещика и чрез мгновение уже выглядывал на него из-под дивана, как будто говоря: "Погоди, глупый помещик! то ли еще будет! я не только карты, а и халат твой съем, как ты его позамаслишь как следует.
9. Беседа по содержанию сказок
-Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?
-Можно ли назвать его идеальным героем?
-Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?
-Каково значение сказки? Против чего протестует автор?
-Кто из героев достоин уважения?
9. 8 тур. Восстановить текст сказки
( Дается текст сказки. Он распечатан на отдельных листах, которые разрезаны на отдельные фрагмент ).
1 команда восстанавливает текст «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»
1 команда восстанавливает текст сказки «Дикий помещик»
10. 9 тур. Блиц - турнир
Вопросы для 1 команды
1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?
1.По приказу царя
2.По щучьему велению, по моему хотению
3.Приплыли на пароходе
4.Приехали в карете
2. В чем мужик варил суп для генералов?
1. В котелке
2. В пригоршне
3.В кастрюле
4.В скороварке
3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?
1. «Московскую правду»
2.«Московские ведомости»
3. «Московское обозрение»
4. «Вестник Москвы».
4. Как генералы отыскали мужика на острове?
1. По следам, оставленным на песке
2. По объявлению
3. По запаху мякинного хлеба
4. По его храпу.
5. Кем работал этот мужик в Москве?
1. Поваром
2. Кузнецом
3. Маляром
4. Извозчиком.
6.В каком виде генералы оказались на острове?
1. В мундирах
2. В ночных рубашках
3. В шубах и валенках
4. В шортах
7.Какое решение приняли генералы, чтобы не умереть с голоду?
1. Все время спать
2. Научиться работать
3. Найти мужика
4. Поймать зверя
8.Как генералы вернулись домой?
1. Заснули и проснулись дома
2. Так же, как и попали на остров
3. Их спасли случайно
4. Мужик построил корабль.
9.На какой улице жили генералы?
1. На Подьяческой
2. На Фонтанке
3. На Литейной
4. На Невском.
10. Чем генералы наградили мужика?
1. Орденом
2. Медалью
3. Плетьми
4. Рюмкой водки и пятаком.
Вопросы для 2 команды («Дикий помещик»)
1. Чем был недоволен помещик?
1. Маленькой пенсией
2. Обилием мужиков
3.Отсутствием жены
4. Отсутствием детей.
2.Кого приглашал в гости помещик?
1. Медведя
2. Губернатора
3. Генералов-соседей
4. Судью
3.Какой способ прогулки предпочитал помещик?
1. На четвереньках
2. В карете
3. Верхом на лошади
4. На самолете
4.С кем охотился помещик на зайцев?
1. С волком
2. С медведем
3. С Сенькой
4. С собакой
5. Чем угощал помещик своих гостей?
1. Колбасой
2. Пряниками
3. Вареньем
4. Ягодами и грибами
6. Почему помещик не чувствовал холода?
1. Надел тулуп
2. Грелся на печи
3. Оброс волосами
4. Беспробудно пил.
7. Кто позаботился о помещике и вернул мужиков?
1. Губернское начальство
2. Сам помещик
3. Соседи
4. Царь
8. Где жил помещик?
1. В некотором царстве
2. В Орловской губернии
3. В дремучем лесу
4. За границей.
9.Какое золотое слово вычитал помещик в газете?
1. Вперед
2. Старайся
3. Долой
4. Даешь.
10. Как помещик узнал, что мужики пропали?
1. Ему никто не принес завтрак.
2. Стал чище воздух.
3. Исчезла вся живность
4. В сенях были гуси и утки.
14. Выводы. Работа с классом
1. Жанровые и художественные особенности сказок С-Щедрина
(работа с классом)
-фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)
-гротеск (переплетение фантастики и реальности)
-" эзопов язык " (иносказание и метафоричность)
-социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)
-обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)
-гиперболизация
2. Сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы:
-тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
-тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
-тема народа («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
-тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)
3.Проблематика сказок
Сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы:
-взаимоотношение народа и правящих кругов,
- феномен русского либерализма,
- реформа просвещения,
но и общечеловеческие:
-добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм.
15. Итоги урока, оценки участникам игры
16.Видео (фрагменты) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Приложение
Оценочный лист
1 команда 2 команда
1.Презентация «М.Е.Салтыков - Щедрин. Жизнь и творчество» | 1.Презентация «М.Е.Салтыков - Щедрин. Жизнь и творчество» |
оценка | оценка |
2. Особенности народной сказки | 2. Особенности литературной сказки |
оценка | оценка |
2.Краткий пересказ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 2.Краткий пересказ сказки «Дикий помещик» |
оценка | оценка |
3. Цитатный план сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 3. Цитатный план сказки «Дикий помещик» |
оценка | оценка |
4.Сказочные выражения, их роль. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 4.Сказочные выражения, их роль. «Дикий помещик» |
оценка | оценка |
5.Инсценирование эпизода из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 5.Инсценирование эпизода из сказки «Дикий помещик» |
оценка | оценка |
6.Узнать героя по характеристике | 6.Узнать героя по характеристике |
оценка | оценка |
7.Блиц – турнир. Вопросы по содержанию сказки «Дикий помещик» | 7.Блиц – турнир. Вопросы по содержанию сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» |
оценка | оценка |
8.Восстановить текст сказки «Дикий помещик» | 8.Восстановить текст сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» |
оценка | оценка |
Сумма баллов | Сумма баллов |
Литература
- 1. История русской литературы (вторая половина) Под редакцией С.М. Петрова
Издание четвертое, исправленное Москва «просвещение» 1975
- И.А. Фогельсон Литература учит 10 класс Москва «Просвещение» 1990
- И.В. Золотарева, С.М.Аникина Поурочные разработки по литературе Издание 2-е исправленное и дополненное К учебникам – хрестоматиям 7 класс Москва «Вако» 2004
- М. Е. Салтыков – Щедрин Избранное «Современник» Москва 1976
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссворд по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик" и "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил". 7 класс
Кроссворд по сказкам Салтыкова-Щедрина поможет усвоить изучаемый материал, можно использовать как вариант контроля....
М.Е. Салтыков-Щедрин - наш современник (Анализ «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Открытый урок по литературе в 7 классе с презентацией...
Урок внеклассного чтения по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик", ""Повесть о том , как один мужик двух генералов пркормил ", "Премудрый пескарь"
Урок по данной теме является повторительно- обобщающим и проводится после изучения творчества писателя Салтыкова - Щедрина в 7 классе....
Тест по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».
Тест.М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»....
Конспект урока литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Урок на тему "Взгляд современного читателя на сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Цель урока: выяснить актуальность произведения в эпоху его со...
Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».
Сравнение двух сказок на уровне тем, художественных средств, образов....
урок литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Урок-путешествие с привлечением ЭОР...
Комментарии
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о то