Урок литературы в 7 классе
план-конспект урока литературы (7 класс) по теме

Парфенова Татьяна Александровна

Урок литературы в 7 классе по теме "Классическая японская поэзия. Хокку". Конспект урока с раздаточным материалом и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya_hokku.doc67 КБ
Office presentation icon hokku_7_klass.ppt1.81 МБ
Microsoft Office document icon stihi_hokku.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Парфенова Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 335

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Урок литературы в 7 классе

 по теме «Японская классическая поэзия»

Урок-практикум по литературе в 7 классе

«Японская классическая поэзия»

Цель:  познакомить с японской классической поэзией, показать ее особенности и своеобразие, вызвать творческий отклик на произведения, подвести к восприятию японской поэзии через собственную, в чем-то родственную ей деятельность.

Задачи: 

- познакомить учащихся с классической японской поэзией

- формировать понятие хокку

- развивать навык свободного высказывания, творческую активность учащихся;

- воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на прекрасное, творческую активность учащихся.

Оборудование: DVD-проигрыватель, телевизор, компьютер, экран, доска.

Оформление доски:

Японская классическая поэзия

«Здесь мало увидеть – здесь нужно всмотреться…

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»

Н. Рыленков

Ход урока:

1. Орг. Момент.

  1. Подготовка учащихся к восприятию темы

Просмотр видеозаписи с картинами природы.

Беседа:

- Что за картины вы увидели?

- Какое настроение они у вас вызывают?

(5-7 чел по 1 слову)

  1. Подбор ассоциаций к видеоряду

Запись их на доске.

Задание:

Выберите одно чувство, которое вам больше всего нравится.

Попробуйте подумать, какие образы (предметы, действия) могут помочь выразить это чувство (состояние).

 2 мин

Записываем ряд ассоциаций. Стираем ключевое слово.

- Можно ли по оставшимся словам понять, какое именно чувство выражено?

Задание:

Выбрать одно из данных состояний и написать о нем связный текст, не называя этого состояния.

Важно, чтобы  в работе были только картины, образы, но не было прямо сказано: «Мне грустно» или: «Я жду с нетерпением» Но картины или образы должны быть такими, чтобы читатель мог сам догадаться о тех чувствах, которые вы хотите передать. Работа должна быть короткой: 3-4 строчки.

3-4 мин

Работа учащихся. Чтение работ вслух.

4. Сообщение темы и цели урока.

- У вас получились коротенькие работы, отражающие определенные чувства, настроения, образы. В литературе подобные творения существуют  в японской поэзии.

Опустить экран, открыть проектор

И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из жанров японской поэзии, столь же лаконичным и ёмким, как и всё искусство этой загадочной страны. Имя этим жемчужинам – хокку. Маленькие шедевры японских поэтов завораживают, их переводят на разные языки, им восхищаются, подражают.

Цель нашего сегодняшнего урока – познакомиться с японской классической поэзией, выявить ее основные особенности, научиться понимать смысл хокку…

Запись темы урока в тетрадь.

Слайд 1

Эта поэзия создана очень давно, в 17 веке в стране, очень непохожей на нашу своими традициями, образом жизни. Но все, что странно и непонятно, не обязательно должно быть скучным и неинтересным.

Слайд 2

Японцы всегда стремились сделать свою поэзию все более миниатюрной. И это гармонировало с природой Японии, где растут карликовые сосны, где сад часто состоит из крошечного участка, на котором разбросано несколько камней.

К IX-X векам здесь расцветает лирический жанр «танка» - пятистишие. Но и такой компактности японцам оказалось мало, возникает новый сверхминиатюрный жанр – хокку. Это трехстишие, получившееся из первых строк танка.

Слайд 3

А теперь обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (он на доске). Это строчки из стихотворения поэта Н. Рыленкова: «Здесь мало увидеть – здесь нужно всмотреться…Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»

- Как вы думаете, случайно ли я выбрала эти строки? Как связаны эти слова с темой сегодняшнего урока?

(ответы учащихся)

  1. Изучение нового материала

Формирование литературоведческого понятия «хокку»

Итак, основа японского искусства – краткость и лаконизм. Такова же и японская поэзия.

Слайд 4

Запись в тетради:

Хокку, или хайку (от японского «начальные стихи») - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5).

Каждое хокку, считают японцы, должно быть предсмертной песней, ибо кто знает, когда настанет последний день. Хокку отражает философию жизни.

Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах.

Хокку может быть понято по-разному, в нём всегда заключена глубокая философская мысль. Это не просто поэтическая форма, а определённый способ мышления, видение мира.

Хокку существуют несколько столетий, но интерес к ним не угас. И сейчас поэты создают хокку. И создают их не только в Японии.

Слайд 5

     Наша современница, калининградская поэтесса Альбина Самусевич пишет хокку. В одном из них она пытается осмыслить суть хокку:

          Суть хокку проста:

          Всего семнадцать слогов...

          Пять – семь – пять. Бездна!

- Как вы понимаете смысл этого стихотворения?

Хокку – это умение сказать многое в немногих словах.

6. Физкультминутка.

Японская пальчиковая гимнастика

Упражнение 1. Для развития памяти, концентрации внимания.

И.П. - Две руки ладонями внутрь расположить перед глазами на уровне груди.

Начиная с указательного пальца левой руки нажимать большим пальцем на верхнюю подушечку пальцев поочередно на левой руке, затем на правой. Затем на двух руках вместе (10 раз).

Упражнение 2. Для развития памяти.

Сделать "захват" согнутыми в крючок указательными пальцами обеих рук, затем средними и т.д., потянуть, расправить диафрагму, закончить большим пальцем.


Упражнение 3. Для снятия напряжения с позвоночника.

Руки поднять вверх, делать поочередно "захват" "крючками" из пальцев в разные стороны, потянуть позвоночник вверх.


7. Анализ стихотворений.

Работа с текстами хокку (тексты размножены по количеству учащихся).

- Давайте сначала попробуем к японским трехстишиям отнестись как к загадкам, которые нужно разгадать.

Стих. Читает подготовленный ученик

Осенний дождь во мгле!

Нет, не ко мне, к соседу

Зонт прошелестел.

Ранран

- Какую картину вы представляете? Где находится автор?

Унылая осень (зонт – дождь), одинокий человек стоит у окна в ожидании.

- Как вы думаете, какое  у него настроение?

Грусть, ожидание

- Что значит: «зонт прошелестел»? Почему автор не говорит: «прошел человек»?

Из окна сверху виден только зонт, скрывающий и лицо, и фигуру

- О чем говорят слова «нет, не ко мне»? Что изменилось бы, не будь слова «нет»?

Ожидание сменилось бы радостью встречи

Как вы думаете, какова одна из основных особенность хокку?

Форма трехстишия

(запись в тетрадь)

Стих. Читает подготовленный ученик

Какая грусть!

В маленькой клетке подвешен

Плененный сверчок

Басё

- Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

Для вас трудно определить время года в этом хокку, а для японца ясно, что речь идет об осени: осенними вечерами на уличных лотках продают клетки с поющими насекомыми – сверчками, цикадами.  Горожане покупают их и держат дома, чтобы слушать «голоса осени». И грусть в стихотворении Басё вызвана ощущением осени.

В хокку обычно ясно обозначено время года, но об этом не сказано прямо: чаще поэт называет предметы и явления, связанные в сознании японцев с тем или иным сезоном. Так, зима – это зимняя слива, снег, черный цвет; весна – пение лягушек, пион, обильный дождь (в мае), цветение деревьев, ива в пуху; лето – лотос, лотос, соловей, кукушка; осень – желтые листья, хризантемы, ветер, поющие насекомые. Особенно японцы любят  осень. Она у них очень красивая и  длится дольше других сезонов. Любовь к природе в Японии выливается в совместное действие – созерцание прекрасного, философские размышления.

Какую вторую особенность хокку мы можем выделить?

Хокку – это философское стихотворение

 

Слайд 6

Ветка цветущей сакуры - символ Японии. Когда зацветает сакура, все, от мала до велика, целыми семьями, с друзьями и близкими собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми облаками нежных лепестков. Это одна из древнейших традиции японцев. К этому зрелищу тщательно готовятся. Чтобы выбрать хорошее место, надо иногда прийти на сутки раньше. Японцы, как правило, празднуют цветение вишни дважды: с коллегами и в кругу семьи. Созерцание цветущих  вишен оказывает на человека благотворное воздействие, настраивает на философский лад, вызывает восхищение, радость, умиротворение.

Обратить внимание на ветку сакуры на доске, как символ наступающей весны. Она еще сыграет свою роль на уроке

Попробуем определить основную мысль следующих хокку:

Стихи читают подготовленные ученики

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.

Мысль всеобщего единства; любование красотой природы и соблюдение традиций делает людей ближе, без разделения на богатых и бедных, вражда забывается. Эта мысль подается через образы природы.

Какова на  ваш взгляд третья особенность хокку?

Образы природы.

От людских голосов
Пугливо вздрагивают по вечерам
Красавицы-вишни.

В природе гармония и покой. Люди же криком и суетой нарушают тишину, идут вразрез с природой.

Обратите внимание на рифму, присутствует ли она в хокку? Играет ли какую-то роль ударение?

Еще одна особенность хокку – рифмы нет, ударение роли не играет

Слово учителя:

Хокку – это всегда недосказанность, намёк. Поэтому рассчитаны на умного и вдумчивого читателя. Автор надеется, что его поймут без назойливого растолковывания, что подтекст и недоговорённость побудят читателя к активному мыслительному процессу и построению ассоциативного ряда.

Слайд 7

Подытожим сказанное.

Особенности хокку:

- форма трехстишия

- Философское стихотворение

- образы природы

- нет рифмы, ударение роли не играет

8. Теория литературы. Композиция хокку.

Стихи читают подготовленные ученики

Давайте сопоставим композицию двух хокку:

 

Даже на лошадь всадника
Засмотришься – так дорога пустынна.
А утро такое снежное!
(Басё)

- Как развивается мысль автора в первом из них? Что сначала предстает перед читателем, а что потом?

От частного – к общему.  Любая деталь, в данном случае всадник, бросается в глаза, тешит взор.

- Почему это происходит?

Пустынная заснеженная дорога слишком однообразна, глазу не за что “зацепиться”, и он отмечает малейшее движение.

Как же это, друзья?
Человек глядит на вишни в цвету,
А на поясе длинный меч?
(Мукай Керай)

- Какова композиция этого хокку?

На первый план автор ставит проблему, недоумение, эмоцию, а затем «расшифровывает» причину своего удивления: воинственный вид человека не соответствует его занятию – созерцанию цветущей сакуры.

Вывод: таким образом, в основе внутренней логики хокку, а, следовательно, и его композиции, может лежать либо синтез (от частного к общему), либо анализ (от общего к частному). Но главным является именно движение, развитие мысли, внутренняя динамика.

Запись в тетради

Слайд 8

Хокку может быть построено одним из двух следующих способов:

Сначала идёт общий план, обобщенная мысль, а затем – резко выделенная деталь.

Начинается миниатюра с конкретного предмета, детали, за которой следует некой вывод, обобщение

9. Творческая работа:

- А как вы думаете, сложно ли писать хокку? Почему?

Писатель Ихара Сайку в течение одного дня написал 20000 хокку.

Басё работал над одной из своих миниатюр несколько лет, да ещё при этом советовался со своими учениками.

Давайте вернемся к началу нашего урока. Вы писали прозаические тексты, характеризующие чувства, которые вызывает у вас определенные картины, настроение. Попробуйте сейчас, используя ваши прозаические работы, написать хокку на эту же тему.

4 минуты

Чтение работ учащимися

10. Обобщение на уроке:

- Что нового вы узнали сегодня?

11. Окончание урока:

Слайд 9

Завершить урок мне хотелось бы словами:

Всматривайтесь в привычное –

И вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое-

И вы увидите красивое.

Всматривайтесь в простое-

И вы увидите сложное.

Всматривайтесь в частицы-

И вы увидите целое.

Всматривайтесь в малое-

И вы увидите великое.

Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, не проходите мимо.

12. Домашнее задание.

Вашим домашним заданием будет сочинить собственное хокку. Вы можете выбрать любой из образов, предложенных мной, или придумать свой собственный.

Ветка сакуры с цветами, дети отрывают цветок, на нем образы природы, на который они должны дома придумать хокку.

Список использованной литературы:

1. УМК Литература 7 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Под ред. В.Я Коровиной/Москва: Просвещение, 2006

2. Литература. 7-11 классы: уроки учительского мастерства/авт.-сост. И.Д. Бережная. – Волгоград: Учитель, 2008

3. Черных О.Г. Практикум по литературе: 7 класс. – Москва: ВАКО, 2010


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

1.

Осенний дождь во мгле!

Нет, не ко мне, к соседу

Зонт прошелестел.

(Ранран)

2.  

Какая грусть!

В маленькой клетке подвешен

Плененный сверчок

(Басё)

3. Определить основную мысль

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.

От людских голосов
Пугливо вздрагивают по вечерам
Красавицы-вишни.

4. Сопоставить композицию двух хокку

Даже на лошадь всадника
Засмотришься – так дорога пустынна.
А утро такое снежное!
(Басё)

Как же это, друзья?
Человек глядит на вишни в цвету,
А на поясе длинный меч?
(Мукай Керай)

1.

Осенний дождь во мгле!

Нет, не ко мне, к соседу

Зонт прошелестел.

(Ранран)

2.  

Какая грусть!

В маленькой клетке подвешен

Плененный сверчок

(Басё)

3. Определить основную мысль

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.

От людских голосов
Пугливо вздрагивают по вечерам
Красавицы-вишни.

4. Сопоставить композицию двух хокку

Даже на лошадь всадника
Засмотришься – так дорога пустынна.
А утро такое снежное!
(Басё)

Как же это, друзья?
Человек глядит на вишни в цвету,
А на поясе длинный меч?
(Мукай Керай)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...