Урок по литературе на тему «Братья наши меньшие»
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Галимуллина Ильгамия Рашитовна

Урок внеклассного чтения на основе рассказа П.Краснова "Шатохи".

 

Урок внеклассного чтения на основе рассказа Петра Краснова «Шатохи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_p.krasnova.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения на основе рассказа Петра Краснова «Шатохи».

Цели:

формировать навыки анализирования художественного произведения;

развивать речь учащихся;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, воспитание душевной чуткости, доброты, воспитание неравнодушное отношение к животным, умение чувствовать их боль.

Оборудование:

пыставка книг о животных;

плакат с высказыванием: «Мы всегда в ответе за всех, кого приручили».

                                                          С.-Экзюпери

Ход урока

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.

-Ребята! Тема сегодняшнего урока «Братья наши меньшие», а эпиграфом будут служить слова французского писателя Сент-Экзюпери «Мы всегда в ответе за всех, кого приручили».

В конце урока вы должны будете выразить своё отношение к этому высказыванию.

-Ребята, а кого мы называем «меньшими братьями»?

-Животных.

-Правильно.Вот сегодня на уроке мы поговорим о животных, о наших к ним отношении.Я очень надеюсь , что у нас получится серьёзный и обстоятельный разговор .

-У вас у многих дома есть животные, знаете,какие они, а ещё вы прочитали очень много книг о животных. Ответьте мне на такой вопрос: почем у мы животных называем «братьями»? Они заслуживают этого названия? (ответы учащихся)

-А всегда ли мы к ним относимся по-братски? Ответим на этот вопрос , проанализировав рассказ Петра Краснова «Шатохи».

СЛОВО УЧИТЕЛЯ ОБ АВТОРЕ.

Петр Краснов-Оренбургский прозаик, наш современник. Долгие годы он прожил в деревне, почти все его герои связаны с землёй. В своих произведениях он пишет о том, что его волнует и томит: о незабываемых впечатлениях детства, о тревожном положении природы, мучительно размышляет о душевной черствости, свято веря при этом в неизбежное торжество добра, честности, бескорыстия.

-А сейчас ,ребята,обратимся к рассказу «Шатохи».

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА РАССКАЗА.

- Какие обстоятельства привели собак в стаю?

- Как получилось ,что собаки бросились на Гришука?

-Почему Лютый спасает Лютый спасает Гришука от собак?

- Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к эпизоду, с которого начинается рассказ.(выразительное чтение отрывка )

- Какова реакция людей на то, что «шатохи» бросились на Гришука , и на поступок Лютого?

- Каковы мотивы дальнейшего поведения людей?

-А сейчас поговорим об одном из участников расправы с «шатохами»- Понырине. Каков он? Каково отношение автора к этому человеку? Каково ваше отношение к нему? Каковы корни чудовищной жестокости?

- Кульминацией рассказа является спор, противостояние Понырина и Фильки.Что пытается делать Филька?

- Столкновение Фильки и Понырина  по-разному подействовало на людей. Как?

-Почему же расправа состоялась? Почему зло победило7

- А теперь , ребята, давайте проследим за  душевным состоянием Гришука-главного «виновника» облавы по ходу этой расправы. Что чувствовал Гришук  в начале облавы, когда люди только собирались; после столкновения Понырина и Фильки; после первых выстрелов; во время расправы над «шатохами»; когда убивали детёныша  Волны; на сцене гибели Лютого.

- Что заставило потрясенного, измученного Гришука идти с пажити к сараю, туда, где был Лютый?

- Как, по-вашему, почему в финале рассказа Гришук стремится остаться один?

- Почему автор написал этот рассказ?  Что он хотел сказать?(ответы учащихся)

- Мне кажется, автор предупреждает всех нас о том, что нельзя быть равнодушным ко злу, к жестокости, к животным, иначе это обязательно отзовётся , отзовётся чем-то плохим.

Хочу прочитать слова Фильки во время спора. «…вы не думайте, что если вас много собралось, то вы уже и народ! Мальчонков набрали, приучаете, а они вам потом голову оторвут!»

А может причиной роста преступности именно это и является-неумение чувствовать чужую боль, как свою, боль других людей, животных.

Люди покорили природу, приручили животных, но они не научились беречь её, не научились заботиться о них.

А надо бы! Ведь именно с любви к земле, к роще, к радуге, к первому смелому подснежнику, к беззащитным животным начинается настоящий человек. И человек , любящий животных , природу, обязательно добрый.

- А сейчас я ещё раз хочу обратить ваше внимание к словам С.-Экзюпери и хочу поставить вопросительный знак после них.В ответе ли?

Зимой у нас в деревне бродило и пугало людей множество собак. А ведь эти собаки имели своих хозяев, а хозяева не заботились о них, не держали на привязи, они таким образом превратились в бродячих собак.  Эти уличные собаки были уничтожены как угроза для жизни людей.

Я вас,ребята, прошу запомнить одно: добро и зло на Земле . милость и жестокость от людей.Так давайте делать добрые дела и быть милосердными!

ИТОГ УРОКА.ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Братья наши меньшие"

Классный час на тему "Братья наши меньшие"...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака»"

Цели:Образовательные:1) познакомить учащихся с историей создания рассказа «Кусака»;2) учиться различать добро и зло в понятийном плане; приводить примеры из личного опыта, характеризующие понятийные к...

Вечер семейного чтения по теме «Книги, которые читают все. О братьях наших меньших».

Проводится с целью ознакомления с творчеством А.П.Чехова через рассказы о животных; создания в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия; развития у родителей интере...

Вечер семейного чтения по теме «Книги, которые читают все. О братьях наших меньших».

Проводится с целью ознакомления с творчеством А.П.Чехова через рассказы о животных; создания в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия; развития у родителей интере...

Презентация к занятию на тему : "Братья наши меньшие"

Презентация к занятию на тему : "Братья наши меньшие"...

Конспект урока по литературе для 7 класса по произведению Л.Андреева "Кусака". Тема урока "Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев"

Цели урока:1) развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;              2) способствовать развитию речи учащихс...