«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».

Задачи урока:

Образовательные:

-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;

- отметить особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания;

- выяснить смысл противопоставления героев рассказа «Старуха Изергиль»;

- провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие.

Развивающие:

-развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания;

- развивать у учащихся чувство прекрасного.

Воспитательная:

-подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об   ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Оборудование урока:портрет М.Горького; карточки с заданиями; презентация к уроку; мультимедиа, тексты.

Формы работы:беседа, работа с текстом, сравнительный анализ, составление схемы, выразительный пересказ, демонстрация презентации,диалог.

Предварительная подготовка к уроку:

1.      Чтение ранних романтических рассказов Горького.

2.      Индивидуальное задание- подготовить пересказ легенд о Ларре и Данко, а также библейскую историю о Моисее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_romanticheskie_rasskazy_m.gorkogo.doc88 КБ
Office presentation icon aleksey_maksimovich_gorkiy.ppt2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Коношеозерская средняя общеобразовательная школа»

     

Урок по литературе

«Герои ранних романтических рассказов Горького.    

           Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М.

Горького «Старуха Изергиль»»

11 класс.

            Подготовил: учитель русского языка и литературы

                                  муниципального образовательного учреждения

                    «Коношеозерская средняя общеобразовательная школа»

                                         Коношского района Архангельской области

                                                              Дьячкова Оксана Михайловна.

Коноша 2010 год

Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Цель урока: выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».

Задачи урока:

Образовательные:

-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;

- отметить особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания;

- выяснить смысл противопоставления героев рассказа «Старуха Изергиль»;

- провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие.

Развивающие:

-развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания;

- развивать у учащихся чувство прекрасного.

Воспитательная:

-подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об   ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Оборудование урока: портрет М.Горького; карточки с заданиями; презентация к уроку; мультимедиа, тексты.

Формы работы: беседа, работа с текстом, сравнительный анализ, составление схемы, выразительный пересказ, демонстрация презентации,диалог.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Чтение ранних романтических рассказов Горького.
  2. Индивидуальное задание- подготовить пересказ легенд о Ларре и Данко, а также библейскую историю о Моисее.

Эпиграф урока:

«Хочу красоты и всего хорошего»

                        «Видно ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль».

М. Горький.

1.Слово учителя.

Сегодня, ребята, мы прикоснёмся к красоте…. красоте ранних романтических рассказов М.Горького, а именно к рассказу «Старуха Изергиль». Обратите внимание на эпиграф урока, эти слова, довольно обычные для молодого человека 24 лет от роду, были написаны ещё мало кому известным в России писателем, вошедшим в литературу под именем М.Горький.

1 слайд

Жизнь, которую наблюдал А.Пешков(настоящая фамилия Горького) поражала страшной и странной путаницей характеров и отношений, необъяснимыми противоречиями, бесцельностью однообразного прозябания, рано или поздно кончающегося смертью.

« Что же есть жизнь? Конечное ничто или же переходная форма к лучшему? Вопрос этот сломит меня. Пускай сломает. Я всё-таки не отступлюсь от него».

2 слайд

Ответы на эти вопросы писатель не уставал искать никогда. Жизнь привычная, зримая, реальная, преобразованная словом и душой человеческой, открывала новые, неизвестные грани, что оказывалось порой более важным и значительным, чем непосредственные наблюдения.

«Человек рассказывающий»- вот кто поразил юного Пешкова. Что бы ни передавалось изустно - сказка, легенда, песня, быль,- оно всегда являлось созданием какого-то особого лица. А значит, проявлялось главное, что есть в человеке- способность к творению новых сил жизни, очеловечиванию её, привнесению в скучную действительность красоты и добра. Наверное, поэтому в раннем творчестве М.Горького встречается много рассказов, где повествование ведётся не автором, а рассказчиками, причём их имена нередко становятся названиями произведений. (  «Макар Чудра», «Емельян Пиляй», «Челкаш»).

Есть одна особенность этих произведений- установка на предельно обобщённый образ. Его основой становится какая-либо одна черта- гордость, честность, трусость, благородство.

Герой- повествователь выполняет сложную функцию. От него исходят обрамляющие легенду реалии- пейзажи, портреты, скупые, но ёмкие комментарии услышанного.

3 слайд

Каждому человеку в жизни представляется возможность реализовать свой потенциал. Реализуют его и герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, Ларра и Данко.  

2.Рассказ «Старуха Изергиль». Вопрос 1 урока - смысл второго эпиграфа. Вопрос 2- в чём смысл композиции рассказа.

-Обращаю ваше внимание на второй эпиграф. Что же за стройность и красоту имел в виду Горький, говоря так о своём рассказе? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

-Рассказ имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма:

  1. У героя два мира- идеальный и реальный.
  2. Яркость образов.
  3. Необычность событий.
  4. Гиперболизация качеств.
  5. Патетика.
  6. Загадочный пейзаж.

4 и5 слайд.

-В какое время суток происходят события в рассказе?Почему?(Ночью, это самое таинственное время суток).

-Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, искры, небо, ветер, тучи, луна).

-Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору).

-Почему именно таким показан пейзаж в природе?(Природа показана одушевлённой, она живёт по своим законам. Она красива, величественна, свободна. Но человек тесно связан с природой, она отражает внутренний мир человека, его желания, стремления. И люди, среди которых живёт Изергиль, сродни природе - сильные, красивые, свободные.)

-Ваши впечатления от рассказа. Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы.(  Рассказ старухи о своей жизни обрамлён двумя легендами. В них  героиня рассказа выражает своё представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни.  По этим жизненным ценностям и мы можем судить о героине рассказа.) Мы вернёмся к этому вопросу , когда будем говорить о жизни Изергиль.

3. Легенда о Ларре.  Пересказ.

-Каким внешним событием рождена легенда?( Тень, плывущая по небу - тень Ларры).

- В центре повествования  этой легенды – трагическая судьба сына женщины и орла. Он не захотел уважать традиции племени, откуда родом была его мать. Ценил только себя, слышал только свои желания.

-Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано?  ( Он таким родился, он- сын орла).

-Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный «зверь» на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите текстом.( небеса одобрили решение племени).

-А что добавила Изергиль непосредственно от себя? («Вот до чего может довести человека гордость и непокорность и вот как могут покарать гордеца бог и люди»).

-Но здесь можно и поспорить с Изергиль? Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость?  (Нельзя осуждать человека за гордость, если ему есть чем гордиться и это не идёт против общечеловеческих ценностей.  Ларра был осуждён не за гордость вообще, а за гордость эгоиста, попирающего права, честь и достоинство коллектива).

-Ребята, есть такое слово – гордыня. Подумайте, чем различаются  два слова- гордость и гордыня. Запишите.

Гордость- чувство собственного достоинства, самоуважение.

Гордыня- чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.

-Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите текстом. (Она осудила его за гордость, но ведь чувство собственного достоинства было присуще и ей самой. И тогда станут понятны слова автора, сказанные о старухе: « И стало почему-то страшно жалко её. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а всё-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота». Следовательно, она осудила и самоё себя).

  4. Легенда о Данко.   Пересказ.   

-Каким природным явлением рождена легенда о Данко? (Искры на небе)      

-В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

5.Библейская история о Моисее. Сопоставление её с легендой о Данко.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко:

- В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?  (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

- Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).

-В жизни человека, ребята, всегда есть место подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он должен в первую очередь рассчитывать на свои силы.

-Каким изображён Данко в рассказе Изергиль?  (Сильным, смелым, ради людей пожертвовал собой. Но он тоже выделяется из толпы своими качествами сильного и свободного человека, это и сближает его с Ларрой, однако на этом сходство заканчивается.)

- Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям  движет поступками  Данко).

- Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев- гордость, но мы с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни.  Давайте отобразим это в схеме:

Карточка №1

-Слайд 6. 7.

6 . Рассказ о жизни Изергиль.

-Но рассказ называется «Старуха Изергиль». И именно она главная героиня. Давайте вновь обратимся к композиции рассказа. Две легенды обрамляют повествование Изергиль о себе. Они помогают нам понять, что ею движет, какой её характер.

- Какая она, Изергиль?  (  Это легендарная личность, сильная, волевая, много видевшая на своём веку. На её глазах сражались и умирали солдаты Польши, любила поляка, который воевал за греков, осуждала русских, ходивших бить мадьяр. Возможно она была свидетельницей кровавого подавления революции в Венгрии войсками Николая 1. Наконец, она рассказывает, как сама помогла бежать из плена восставшим полякам ).

- К каким людям её влекло? (К сильным, ярким характерам. Она симпатизирует борцам за свободу. И всё-таки людей Старуха Изергиль ценит прежде всего за их необычность. Идеалы, за которые борются её любимые, её не интересуют).

- Что является идеалом жизни Изергиль? (Свободная любовь. И с тем, кто посягает на это право, она обходится решительно и сурово).

- Итак. С одной стороны Изергиль являет собой пример, достойный подражания, а с другой стороны она эгоистична, жила только для себя. И легенды, рассказанные ей, указывают на противоречивость её характера. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд.

-Как вы думаете к кому из героев ближе героиня. Отразите позицию героини и позицию автора, поставьте стрелочки.

Карточка №2. Слайд 8.

-Докажите примерами из текста  позицию автора. (Приводятся примеры поступков героини, строчки, завершающие рассказ Изергиль о себе. «И вот уже около трёх десятков лет живу здесь…был у меня молдованин, умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу…Нет, не одна, а вон с теми.» И оговорка Изергиль совсем не случайна: она лишний раз напоминает о глубокой противоречивости характера героини- её стремления жить вместе с гордым, вольнолюбивым народом и её индивидуализм и эгоизм. Даже портрет  Изергиль близок портрету Ларры. Он стал тенью, и её время высушило и внешне и внутренне.)

- Итак композиция рассказа раскрывает нам образ старухи Изергиль, которая в молодости пережила судьбу и Ларры и Данко. Не это ли лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма и для подвига. Жизненная позиция автора произведения тоже раскрыта.

- Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом.)

- И теперь, я думаю, вам понятны слова Горького, взятые эпиграфом к рассказу «Старуха Изергиль». Людей, которые посвятили свою жизнь служению идеалам добра и справедливости, которые подобно Данко стараются помочь людям, не так уж и мало на нашей земле. Оставьте, ребята, свой след на земле и пусть он будет ярким, как искры от горящего сердца Данко.

7. Домашнее задание.

Прочитать рассказы М.Горького «Челкаш», «Макар Чудра». Отметить особенности рассказов, характерные для Горького. Написать мини- сочинение на тему «Данко нашего времени».

Приложения.

Используемая литература.

  1. Н.Е.Щетинкина. Литература 11 класс поурочные планы. Волгоград.
  2. Н.В.Егорова. И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина 20 века.Вако. Москва 2004 год.
  3. Л.И.Тареева. Литература 9-11 классы. Воспитание читателя.Волгоград 2009 год.
  4. Технология проблемно- диалогического обучения (Е.Л.Мельниковой) дидактический материал.
  5. М.Горький. Избранное. М. Художественная литература 1989 год.

Приложение №1. Таблица для заполнения учащимися (если есть возможность). Сопоставление образов Ларры и Данко.

Критерии

Ларра

Данко

Отношение к толпе

Толпа-герой

Отличительная черта характера

Отношение к жизни

Легенда и настоящее

Поступки

Отношение писателя к героям.

Приложение №2. Этапы урока.

  1. Экспозиция. Тема. Цель урока.

Работа над эпиграфом урока. Слово учителя.

  1. Обзор ранее изученного. Презентация нового.

Черты романтизма. Особенности ранних произведений Горького.

  1. Изучение нового материала.

Анализ легенд, рассказанных старухой Изергиль, сопоставление главных героев. Позиция рассказчика и позиция автора к героям легенд. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

  1. Контрольно-оценочный этап.

Подведение итогов урока. Самостоятельная работа учащихся на карточках, оценка их деятельности. Ориентация на добро.

  1. Домашнее задание.

Задание ориентированы на закрепление пройденного на уроке и на идивидуальное творчество учащихся.

Приложение №3. Диалоговые формы обучения на уроках литературы.

-Что ты ищешь, Диоген, днём с огнём?

- Я ищу человека.

Кого? Меня? Его?

-Я ищу человека.

Учитель литературы очень напоминает Диогена: его тоже волнует человек.

Ни для кого не секрет, что интерес к чтению, творчеству у учеников падает от класса к классу. Но нельзя оспаривать тот факт,что именно литература способствует духовному развитию человека. Поэтому формирование творчески активной, способной к саморазвитию личности, в которой так нуждается российское общество, является одной из важнейших задач школьного курса литературы.

Сегодня в центре внимания стоят как раз такие формы урока, которые бы способствовали организации диалога, установлению живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создавали бы возможность выражения своего собственного «Я» каждому школьнику. Это способствует решению ряда учебно-воспитательных задач. Среди них:

-стимулирование личностного восприятия учащимися литературных произведений;

-создание условий для свободного творческого общения школьников, самостоятельной индивидуальной работы над образами и  произведениями;

-формирование навыков общения, дискуссии;

-воспитание вдумчивого и грамотного читателя;

-развитие воображения, нравственных качеств.

Решать эти задачи помогает широкое использование форм уроков: урок –монолог учителя, урок – путешествие, «литературная гостиная», урок- презентация, урок-открытие и др.

Форм много, но очень важно суметь найти к сердцам и разуму школьников, чтобы учащиеся поняли замысел писателя, чтобы герои прочитанного произведения стали им близки и понятны, наконец, чтобы их сердца откликнулись на те проблемы, которые подняты автором, и школьники не остались равнодушными к тому, что волновало писателей.

Сегодня необходимо не просто изучать произведения русской классической литературы, а уделять большое внимание прежде всего тем произведениям, в которых звучит общечеловеческое содержание, и оно имеет непреходящее значение для наших дней.

У ранних произведений Горького именно такое звучание. Уроки, посвящённые этим произведениям, можно назвать уроками красоты. Они заставляют почувствовать себя самоценной личностью, внушают веру в свои силы. Пусть человек несовершенен, но в нём заложено стремление к гармонии, свободе и счастью.

Приложение №4. Карточка №2. .(окончательный продукт самостоятельной деятельности учащихся).

Идеал Данко

Позиция героини

                              Старуха  Изергиль

Позиция автора

Антиидеал

Ларра

Приложение №5. Карточка №1.(окончательный продукт самостоятельной деятельности учащихся).

Гордость

Данко

Ларра

     Чувство собственного достоинства. Подвиг  во имя людей. Идеал.

Гордыня. Презрение к людям. Антиидеал.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алексей Максимович Горький(1868-1936Г)

Слайд 2

Буря!.. Скоро грянет буря!.. Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые звучали бы, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд!.. (М.Горький)

Слайд 3

Романтические произведения М. Горького. «…Человек – главная ось мира, вокруг которой и крутится всё остальное, второстепенное, включая светила небесные, созданные единственно в расчёте на человека и на его потребу» (М.Горький) «Религией Горького был человек и безоговорочная вера в него» (Л.Леонов)

Слайд 4

Вера и неверие писателя «Я видел, что люди, окружавшие меня, способные на подвиги и преступления…и трудно понять, что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…» Спасителем людей от их слабости и никчёмности стал романтический герой. Он – воплощение духовного порыва, справедливости, полнокровной счастливой жизни

Слайд 5

Романтический герой Гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства Гордая непокорность судьбе, дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Стремление к ничем не стесняемой свободе. Соотнесённость характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима. Идеальный мир противостоит реальному, противоречивому и далёкому от романтического идеала.

Слайд 6

Ларра Данко Гордость Гордыня, презрение к людям. Антиидеал Подвиг во имя людей.Чувство собственного достоинства. Идеал.

Слайд 7

Герои легенд – два противоположных полюса. Ларра Своеволие и самолюбие (эгоистичность, прагматичность, самовлюблённость. Данко Смирение и любовь к людям ( победа над собой, готовность к самопожертвованию. Один остаётся жить вечной тенью, «ему нет жизни и смерть не улыбается ему». Другой умирает, но живёт в памяти людей «мерцание предгрозовых огней в степи напоминает о его благородном подвиге».

Слайд 8

Идеал Данко Антиидеал Ларра Позиция героини Позиция автора Старуха Изергиль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"

Данный урок предназначен для учащихся 11 класса или 1 курса учреждений СПО и НПО. Урок построен по технологии критического мышления. Для разработки урока   были использованы  уроки учителей ...

Презентация к серии уроков по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль"

Презентация помогает учащимся полнее рассмостреть и проанализировать данное произведение.Рассматриваемые вопросы:1.Романтизм как направление в литературе.2.Романтический герой.3.Почему Горький выбирае...

"Какой оставишь в жизни след..." (Анализ рассказа М. Горького "Старуха Изергиль")

В данном материале даются возможные пути анализа рассказа М. Горького "Старуха Изергиль"...

Проблема идеала в рассказе М.Горького "Старуха Изергиль"

Презентация к уроку по раннему творчеству М.Горького "Проблема идеала в рассказе "Старуха Изергиль" с перечнем вопросов, организующих чтение, и индивидуальными опережающими заданиями....

Урок по литературе в 7 классе " Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция".

Урок по литературе  "Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция" проводится в 7 классе. Его цели:1.     Выя...

Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР по теме: "Поиски смысла жизни в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"

Урок носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, сопровождается мультимедийной презентацией, созданной специально для иллюстрации урока. Проза М. Горького изучается после прозы И. А. Бунина...

В чем смысл и счастье жизни? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).

Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»...