Аттестация по литературе.
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Пепельжи Галина Александровна

Как построить учебный процесс по литературе, чтобы подготовить выпускников 9 и 11 классов к экзаменам?

Презентация знакомит с методами и формами подготовки учащихся  к аттестации по литературе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestaciya_po_literature.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аттестация по литературе

Слайд 2

Главные задачи учителя литературы при подготовке к ЕГЭ и ГИА тесно связаны с конкретными задачами обучения в 5-11 классах: построение учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся с интересом прочитали произведения отечественной классики, освоили специфические законы литературного творчества, были бы способны к анализу и творческой интерпретации произведений, умели бы выразить свои суждения в устной и письменной форме.

Слайд 3

В успешной подготовке к ЕГЭ учителю поможет использование следующих приемов и методов , нацеленных на формирование умения создава ть связный текст на литературную тему: * регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему (в 5-6 классах не менее 4 сочинений в год; в 7-8 классах - не менее 5 сочинений в год; в 9-11 классах – не менее 7 сочинений в год); * письменное обоснование выставленной учителем отметки с указанием сильных и слабых сторон ученической работы (при написании краткой рецензии целесообразно опираться на критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом, разработанные для ЕГЭ по литературе);

Слайд 4

* реализация установки на доработку и переработку учеником текста сочинения по замечаниям учителя ( всей работы или отдельных ее частей ); * проведение специальных уроков по обучению написанию сочинения ( знакомство с критериями оценки сочинения, формирование умений работать с черновиком, оптимально распределять время, отведенное на работу, писать вступление и заключение, разрабатывать тезисно -доказательную часть, выстраивать логику рассуждения и т.д );

Слайд 5

* проведение на завершающем этапе изучения монографической темы уроков обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению ( анализ перечня тем сочинений, обсуждение способов раскрытия конкретной темы, разработка вариантов вступления и заключения к сочинениям и др .);

Слайд 6

* систематическое включение в процесс обучения вопросов на сопоставление тех или иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента ; * анализ готовых (опубликованных или ученических) сочинений с точки зрения их сильных и слабых сторон; * сравнение двух сочинений на одну тему;

Слайд 7

* формирование умения сжатия или развернутого оформления тезиса; * исправление речевых и стилистических ошиб ок.

Слайд 8

Общие речевые недочеты учащихся можно преодолеть разными способами : * при подготовке к экзамену нужно чаще писать изложения, * регулярно читать хорошую литературу , а тем выпускникам, кто собирается получать филологическое образование, нужно читать литературоведческие статьи , чтобы привыкнуть к их стилю, * избегать использования в ответах бытового языка, например , фраз такого типа: « Все люди в пьесе – нищие ». Правильно: « Все персонажи пьесы – нищие ».

Слайд 9

* Стремиться к терминологической точности . Например, называть жанр стихотворения ( элегия, послание, идиллия, ода и пр .) или элементы композиции в драме ; указывать функцию таких элементов композиции в прозе, как пейзаж и портрет .

Слайд 10

* Избегать различных штампов ложно-пафосного стиля («ненавистный поэту», «пронизанный», «красной нитью», «клеймит»), делового языка (« затрагивает тему», «писатель ставит вопрос»), избегать слов, типичных для школьных письменных работ (« ярко изобразил», «типичный представитель» и пр.).

Слайд 11

При подготовке к ответам самого разного уровня можно использовать задания в форме тренировочных тестов на проверку знания текста произведений . Тесты можно составить, используя литературу, содержащую типовые задания по ЕГЭ. Особое внимание рекомендуем обратить на вопросы по теории литературы , а также на вопросы историко-литературного характера.

Слайд 12

Можно выделить несколько типов заданий : - на знание элементов композиции, сюжета пьесы или романа (повести, рассказа); - на понимание функции фрагмента текста (эпического или драматического произведения) в целом произведении; - определение тематики фрагмента произведения ; - определение жанровых особенностей произведения;

Слайд 13

- определение художественного метода ; - определение темы лирического стихотворения ; - на знание стиховедческой терминологии ( рифма, размер, ассонанс, аллитерация, стопа, строка, строфа и пр.);

Слайд 14

Главное правило, которое нужно помнить ученикам при подготовке к экзамену, – ничего не делать формально . Художественное произведение – это сложный, своеобразный мир, который хочется познать, почувствовать и полюбить . Мы изучаем литературу в школе не для того, чтобы сдать экзамен, а чтобы приобщиться к великой культуре, само существование которой оправдывает противоречивый путь человечества от варварства к цивилизации.

Слайд 15

Литература 1. Генералова Н.С. Литература: пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Экзамен, 2006. 2. Генералова Н.С.Никулина М.Ю. Литература: самостоятельная подготовка к единому государственному экзамену. – М.: Экзамен, 2006. 3.Ерохина Е.Л. Единый государственный экзамен. Литература. Методика подготовки. – М.: Эксмо , 2005. 4.Зинин С.А. ЕГЭ 2008. Литература. Федеральный банк экзаменационных материалов. – М.: Эксмо , 2008. 5.Г.С. Ковалева. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании литературы в средней школе». – Сайт ФИПИ (http://www.fipi.ru).

Слайд 16

6.Роговик Т.Н. Никулина М.Ю. ЕГЭ. Литература. Эффективная методика . – М.: Экзамен, 2006. 7. Самойлова Е. Единый государственный экзамен. Литература. Поурочное планирование . – М.: Эксмо , 2005. 8. Самойлова Е. ЕГЭ. 2009. Литература. Репетитор . – М., Эксмо , 2008. 9. Францова Н.В. Доронина Т.В. Генералова Н.С. Литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Эксмо , 2006. 10. О новой модели ЕГЭ по литературе. Краткая информация об изменении экзаменационной модели по литературе в формате ЕГЭ на 2008 год. – Литература в школе, 2008, № 3, С. 23.

Слайд 17

Интернет-ресурсы 11. http://lenachernaia.narod2.ru /podgotovka_k_ege_po_literature/ 12. http://5litra.ru/ analiz-rabot-ege-literatura.html 13. http :// nmansur. b logspot.com /p/2012.html 14. http :// www.youtube.com /watch?v=MISM7z0jSc8&feature=related ( видеоконсультация ) 15. http://xn--80a1acbjgh4g.xn- - p1ai/ege2012 /egeh-literatura-praktikum_erokhina_e.l_2010-72s.pdf 16. http://xn-- 80a1acbjgh4g.xn--p1ai/ege2012/egeh_2011-literatura-universalnye_materialy_zinin-. pdf 17. http://egetebe.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе в форме ЕГЭ

Особенности подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе. Из опыта работы в старших классах МБОУ СОШ №7 г. Минеральные Воды....

Промежуточная аттестация по литературе 5 класс

Промежуточная аттестация по литературе в 5 классе проводится в форме теста(4 варианта), состоящего из вопросов и заданий трех уровней, аналогично тестам ГИА и ЕГЭ, что являетс...

контрольные работы для промежуточной аттестации по литературе для 9-11 классов

Несколько вариантов контрольных работ в тестовой форме  для промежуточной аттестации по литературе с ответами...

Промежуточная аттестация по литературе в 10 классе как подготовка к итоговому выпускному сочинению по литературе

Обмен опытом о проведении промежуточной аттестации по литературе в 10 классе в качестве подготовки к итоговому выпускному сочинению...

Экзаменационные билеты для промежуточной аттестации по литературе 10 класс

Экзаменационные билеты для промежуточной аттестации по литературе 10 класс...

вопросы промежуточной аттестации по литературе 7 класс

вопросы для промежуточной аттестации по программе Бирюковой...

Инновационные формы подготовки к итоговой аттестации по литературе

Материал предлагался на курсах повышения квалификации в СОИРО, в основе - опыт учителей Саратовской области. Мною используется метод творческого чтения....