Родная природа глазами поэтов 20 века
план-конспект урока (литература, 6 класс) по теме

Этот урок-беседа знакомит (обзорно) учащихся с жизнью и творчеством А.Блока и С. Есенина и продолжает обучение анализу лирических произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnaya_priroda_glazami_poetov_20_veka.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Родная природа глазами поэтов 20 века.(урок 1)

(Литература. 6 класс по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной)

Цели урока:

Пробудить интерес учащихся к поэзии –  помочь вызвать  зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта.

  1. совершенствовать навыки выразительного чтения;
  2. отрабатывать навыки анализа стихотворений;
  3. развивать воображение учащихся;
  4. прививать любовь к родной природе и родине.

Тип урока: урок-беседа.

Оборудование:

  1. портреты поэтов XX веков;
  2. репродукции пейзажей русских художников;
  3. иллюстрации учащихся к стихотворениям;
  4. магнитофон с аудиозаписью стихов и песен;
  5. учебники, тетради по литературе.

Ход урока

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. И. Тютчев

  1. Создание позитивного настроя.

Звучит музыка. На экране проецируются репродукции картин русских пейзажистов.

-Какие чувства вызвали музыка и пейзажи русских художников?

2.  Картины родной природы в любом ее проявлении никого не могут оставить равнодушными. Потому в литературе так много произведений, относящихся к пейзажной лирике. Сегодня на уроке у нас будут гости - русские поэты  20 века. Они нам поведают , какой видели , чувствовали и рисовали в своих произведениях  родную природу.

 Как и в пейзажной лирике 19 века, главным героем этих стихов является человек, его чувства и переживания. Поэтому мы немного  познакомимся и с самими поэтами.

3. Первым нашим гостем будет Александр Блок.

Сообщение учащегося.

4. Чтение стихотворений подготовленными учениками.( К. Дебюси .Лунный свет.как фон к стих «Летний вечер»)

5. Беседа с классом. Работа в группах. Вопросы распределяются по группам.

1 группа.  Чем отличается настроение в этих стихотворениях Блока?

(В первом стихотворении главное чувство — умиротворение, когда после трудового дня можно «забыть заботы и печали» и умчаться «без цели на коне» в «луговые дали». Во втором стихотворении настроение более экспрессивное. Это уже не спокойный летний вечер, а ветреная, ненастная ночь, когда мир охватила «буря злая», которая «ревет, бушует».)
      2 группа.  Каковы мысли и чувства лирического «я» в каждом стихотворении? Каково его отношение к миру природы и человеку в нем?
      (В первом стихотворении лирический герой спокоен и призывает своего собеседника смело умчаться в туман «навстречу ночи и луне», потому что в мире природы тишина и ничто не предвещает беды, хотя некоторый намек на тревожное мироощущение все же есть: диск луны красный, подсвеченный последними лучами заката, а путь всадника не ясен из-за тумана. Во втором стихотворении лирический герой лишен собеседника, одинок, а его думы занимают мысли о несчастных, которые в ненастную ночь «лишены крова». Поэтому чувство сожаления «гонит» его «прочь» из жилища, и он готов разделить «участь страдальцев».)
      3 группа.  Какие способы передачи чувств и мыслей использует поэт в стихотворениях?
     ( В обоих стихотворениях важную роль играют звуковые образы. Аллитерации на букву «л» в первом стихотворении рисуют картину ясного вечера, которым любуется поэт, а множество глухих согласных передает тишину и шорохи наступающей ночи. Ассонансы на буквы «у» и «о» во втором стихотворении дают читателю явственно услышать завывание ветра, бури, шум дождя.

      4 группа. Какие способы помогают нарисовать «живую» картину природы в каждом стихотворении? Обратите внимание на лексику, педедающую движение , цвет и звуки природы.

В результате работы заполняется таблица на доске и в тетрадях

6. Вторым нашим гостем сегодня станет Сергей Александрович Есенин

 Сообщение учащегося

Есенин написал много стихов о природе, родине, которую безмерно любил. Русский пейзаж – одна из постоянных тем есенинской лирики.

7. Чтение стихотворений поэта подготовленными учащимися.

 8. беседа с класом. Составление плана для домашней работы по анализу стихотворений.

- Какое время года рисует поэт в этих стихотворениях? В чем их общность и различие в описании природы и внутреннего мира человека?

( В обоих стихотворениях Есенина с любовью описана зима, поэт видит ее глазами не постороннего гостя, а своего, родного, крестьянского жителя, поэтому детали в описаниях выдают человека, хорошо знающего жизнь деревни, приметы сельского пейзажа. Это и «разливные бубенцы» троек, и трогательная любовь к родным березкам, у которых можно «поцеловать ножку». Однако в первом стихотворении важное место занимают рассуждения поэта о своей принадлежности к миру деревни, о том, что он, как крестьянский сын, не может не любить своего родного края, который дорог ему даже своей неприглядностью и чахлым пейзажем. Во втором стихотворении он скуп в своих открытых оценках и дает возможность самому читателю уловить его отношение к миру природы. Зимний лес он воспринимает заколдованным чарами волшебника-невидимки. Во втором стихотворении реальные картины зимнего пейзажа: «серые вороны расшумелись на лугу», на сосне «над самою макушкой долбит дятел на суку» — сосуществуют рядом с метафорическими образами, одушевляющими природу. Вокруг путника, едущего на коне, «дремлет лес под сказку сна», сосна «белою косынкой подвязалася» и, «как старушка, оперлася на клюку», снег «стелет шаль», а дорога «убегает лентой вдаль».

 - Какие зрительные и слуховые образы стихотворений являются в них ключевыми, помогают понять и почувствовать окружающий поэта мир?

( В первом стихотворении нет детальной картины мира, она названа поэтом обобщенно — «чахленькая местность», а читатель воспринимает зрительно только «мелколесье», «степь и дали», «свет луны», «сани» и «березки». Во втором стихотворении мир природы дан по законам кинематографа — это мир сменяющихся образных картин, почти всегда данных крупным планом: «копыта на снегу», «серые вороны», сосна в «белой косынке», опершаяся «на клюку», «дятел», «конь». Только к концу стихотворения крупный план сменяется общим и глазам читателя предстает зимняя равнина, где «простору много» и вдаль убегает «бесконечная дорога».)

-Что общего в первых строках каждого стихотворения? Какие образы стихотворений поэт создает при помощи лексики и синтаксических конструкций?

(Кажется, что первые строки каждого стихотворения построены по одной модели. Детали окружающего мира намечены мазками, выраженными короткими предложениями с точками. Однако, если вдуматься, в первом стихотворении назывные предложения рисуют статичные зрительные картины, а во втором — главными становятся динамика и звуки: лирический герой едет по лесной дороге и слышит звоны копыт по замерзшему снегу, голоса ворон, стук дятла. В первом стихотворении яркие образы создаются красочными эпитетами «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «мерзлые звоны», «чахленькая местность», а олицетворение только одно — «зарыдали бубенцы». А во втором стихотворении самые выразительные образы как раз создаются метафорами «сказка сна», «заколдован невидимкой», которые рисуют волшебную картину зимнего леса; олицетворениями «дремлет лес», сосна «подвязалася», «понагнулась», «оперлася» (сами формы глаголов близки народной, крестьянской речи) и сравнениями «словно белою косынкой», сосна, «как старушка», дорога «убегает лентой».)

9. Осмысление эпиграфа

Здесь в центре внимания сама природа. Благодаря олицетворениям и сравнениям, природа видится нам живой, одухотворённой, ведь “В НЕЙ ЕСТЬ ДУША, В НЕЙ ЕСТЬ СВОБОДА, В НЕЙ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, В НЕЙ ЕСТЬ ЯЗЫК”.

– Вспомните художественные произведения, где природа очеловечена? (“Кладовая солнца” М. Пришвина, стихи Фета, Тютчева, Пушкина, Баратынского.)

10. выводы урока . рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

Природа родного края глазами поэтов

Работа содержит в себе стихотворения поэтов саратовской области, а также краткую биографию авторов...

урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».

Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....

Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».

Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Интегрированный урок по МХК и русской литературе «Родная природа произведениях поэтов, художников и композиторов "

Интегрированный урок литературы, МХК по теме "Родная природа произведениях поэтов, художников и композиторов "...