Открытый урок в 5 классе по литературе "Зорко одно лишь сердце" по повести А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Цимлякова Людмила Васильевна

Открытый урок в 5 классе. "Зорко одно лишь сердце". Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_princ.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Урок внеклассного чтения по сказке «Маленький принц» А. де Сент–Экзюпери.

Цели урока.

    Познакомить учащихся с жизнью и творчеством французского писателя А. де Сент – Экзюпери. Дать понятия о философском произведении, где звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях.

Эпиграфы:

   «Я не очень уверен, что жил после того, как прошло моё детство».

   «Все взрослые когда- то были детьми, только мало кто из них об этом помнит». А. де Сент-Экзюпери.

Ход урока.

    Звучит песня М. Таривердиева  на слова Н. Добронравова «Маленький принц».

    На фоне музыки презентация - фотографии звёзд и материалы по биографии писателя и иллюстрации к произведению.

1 ученик:

Выхожу один я на дорогу,

Сквозь туман кремнистый путь блестит,

Ночь тиха, пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

                                           М. Лермонтов.

2 ученик:

-Ведь если звезды зажигают,

Значит это кому-нибудь нужно?

Значит это необходимо,

Чтоб каждый вечер над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

                                   В. Маяковский.

Учитель:

     Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И Маленький принц говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся». А вы, ребята, когда смотрели на звёзды? А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, не о новом компьютере или игре, а о чём-то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать?

     Задумались… Наверно, говорите про себя: «Какие звёзды, какая душа, если и без них вздохнуть некогда, есть проблемы куда важнее: уроки, контрольные, спорт, телевизор.

      Но давайте сегодня попробуем хоть ненадолго остановиться, сказать, не торопись, задумайся о вечном! Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами.

      А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек - французский писатель А. де Сент-Экзюпери и, конечно, главный герой его повести- сказки загадочный Маленький принц.

3 ученик:

     Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-страны,- так считал один из самых удивительных людей - мечтатель, лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, которого друзья попросту называли Сент-Экс.

«Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство».

«Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили».

4 ученик:  Биография А. де Сент-Экзюпери.

Учитель:

      Для чего человек живёт? В чём же истинное счастье? Что значит дружба и настоящая любовь? Над этими вопросами задумался М. п. Эти вопросы зададим сегодня и мы себе и отправимся вместе с ним в путешествие по Планете людей.

-Что вам показалось необычным в этой книге?

-Почему могли подружиться лётчик и М.п.?

-Какое основное правило М.п?

-Какой человек возмущает М.п, и он называет его грибом?

-Кого встречает во время своего путешествия М.п. и как оценивает их? Назовите планеты и проиллюстрируйте их.

Ответы 1- 6 учеников с рисунками планет. Главы 10-15  (Король, честолюбец, пьяница, деловой человек, фонарщик, старик-географ).

Учитель: 

     Вы помните, что 7-й планетой, где побывал М.п. была Земля. Расскажите о ней.

-Где оказался М.п. попав на Землю? (пустыня)

     Что поразило его здесь? Почему он думает, взобравшись на высокую гору: «Какая странная планета»? (гл.19. «Какая странная планета! Подумал М.п.- Совсем сухая, вся в иголках и солёная. И у людей не хватает воображения. Они только повторяют то, что им скажешь… Дома у меня был цветок, моя краса и радость, и он всегда заговаривал первым»).

      -Почему он не чувствовал себя покинутым и беззащитным на своей планете? (гл.7. «Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звёзд,- этого довольно: смотришь на небо - и ты счастлив».

Потому что у него была Роза (гл. 8).

     Когда это чувство одиночества ещё усилилось? И» почувствовал себя очень- очень несчастным».  гл .20.

- Что испытал М. п. увидев «5 тысяч точно таких же цветов, что его Роза? Почему он заплакал?

-Сейчас, глядя на розовый сад, М.п. впервые так ясно понял, кто ему нужен. А кто? (друг).

- «Вот тут-то и появился Лис».

Инсценировка эпизода « Встреча и прощание с Лисом». Гл.21.

      -А мы с вами по ходу их диалога попробуйте составить своеобразную формулу  Дружбы.

     На доске: Дружба.

     -Обращайте внимание, почему вначале так далеки, с чего начинается дружба, как произносят слова.

-Доверие.

-Открытость.

-Понимание.

-Сочувствие, сопереживание.

-Верность, преданность.

-Ответственность.

-Труд души.

-Соприкосновение душ.

-Почему М.п. просто необходимо попасть на свою планету?

       М.п. понял, что любит Розу, что она в нём нуждается, ждёт его и умирает. Здесь на Земле миссия М.п. выполнена. Смотрите, мы говорили, что Лис помог принцу разобраться в своих чувствах, научил его дружбе. Но и М.п. помог Лису.

      -Чем? (Он помог ему осуществить мечту, чтобы его приручили).

      -М.п. помог и лётчику. Как? (Он давал ему силы выжить. Лётчик искал колодец с водой, чинил двигатель.)

      Теперь, глядя на звёзды, они будут ощущать тепло друг друга, вспоминать, а это и есть соприкосновение душ.

-Прочитаем нашу импровизированную формулу Дружбы.

       -Произведение Экзюпери называют философской сказкой, часто слово философия используют как синоним к слову «мудрость».

Какие мудрые мысли о вечных вопросах человеческого бытия вы выписали дома?

-Себя судить труднее, чем других.

     -Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

-Зорко одно лишь сердце.

-Самое главное то, чего не увидишь глазами.

-Терпеть не могу читать людям нравоучения.

-У каждого человека свои звёзды.

-Единственная настоящая роскошь на Земле - роскошь человеческого общения.

Слово учителя.

      Сказка  «Маленький принц»- это своего рода завещание идеалов, кодекс чистой морали. И если вы сохраните в душе детскую непосредственность и чистоту, кто знает, быть может, и вы когда-нибудь встретите Маленького принца.

Чтение стихотворений учащимися.

А. Барто.

«Дарю тебе сердце».

Дарю тебе сердце

На листике белом,

Дарю тебе сердце,

Что хочешь с ним делай.

Гуляй где угодно,

Ходи с ним повсюду.

Рисуй, что захочешь,

Сердиться не буду.

Но лучше на нем

Рисовать не учись ты,

Пускай мое сердце

Останется чистым.

(В.Шифрин «Миг»)

Не привыкайте к чудесам –

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к родникам,-

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье

Все будет так – и все не так

Через одно мгновенье.

Звучит песня «Маленький принц» (слова Н.Добронравова, муз. М.Таривердиева).

Итог урока. Слово учителя. И письменная работа учащихся.

Попробуйте сформулировать идею сказки.

      В письме к матери Экзюпери писал: «Мир воспоминаний, детства, нашего языка и наших игр всегда будет казаться мне безнадежно более истинным, чем любой другой».

      «Маленький принц» - сказка символическая: юный герой – это сам Антуан де Сент-Экзюпери. Во время аварии самолета в пустыне пилот встретился с самим собой, со своим детством. Писатель был убежден, что дети мудры: основной урок жизни заключается в простых словах, вложенных в уста Маленького принца.

      Экзюпери создавал свою сказку в то время, когда его родная Франция была оккупирована фашистами. Существует мнение, что баобабы – это символ фашисткой угрозы, которая не была уничтожена в зародыше, как вредное растение, а привела к гибели многих людей. Писатель с помощью символического образа призвал всех людей планеты к ответственности за все происходящее на Земле.

      Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое: Маленький принц – это не только образ конкретного героя, но и символ ребенка вообще; роза – это не просто цветок, это символ любимого, но и капризного существа. Лис – это символ природы, друг; астероид малыша – это символ планеты, а еще  - это далекий для многих взрослых мир детства.

       Мир детства хрупок и чист, дети – это непосредственные чудеса, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети – это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства.

Домашнее задание.

Заглянуть в себя, поразмышлять, какой я друг. Каким бы я хотел видеть своего друга?