АНАЛИЗ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА « О ЛЮБВИ»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Урок литературы в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_rasskaza_a.doc429.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

АНАЛИЗ    РАССКАЗА    А. П. ЧЕХОВА « О ЛЮБВИ»    

        

        

                                                                                      СРЕДИ МИРОВ        

         

                                                              Среди миров, в мерцании светил

                                                              Одной Звезды я повторяю имя...

                                                              Не потому, чтоб я Ее любил,

                                                              А потому, что я томлюсь с другими.

                                                             И если мне в сомненье тяжело,

                                                            Я у Нее одной ищу ответа,

                                                            Не потому, что от Нее светло,

                                                            А потому, что с Ней не надо света.

                                                                                           Иннокентий Анненский

                                                   

                                                 Слово учителя

          А. П. Чехов предлагает задуматься над тем, что такое любовь. Он так и называет свой рассказ «О любви». Любовь – тема вечная, воспетая поэтами… Прекрасные строчки И. Анненского  как напоминание:

любовь прекрасная, божественная, чистая, светлая; любовь возвышает, окрыляет – делает человека счастливым. Но А.П. Чехов пишет о другой любви. Какой? Вот на этот вопрос нам предстоит ответить.

                                                 Вопрос к классу

          Давайте попытаемся понять, почему Чехов назвал рассказ  «О любви»?  Сравним:   любовь – о любви.

       Предполагаемые ответы:   Если  говорим слово  «любовь», то сразу представляем   что-то яркое, наполняющее жизнь человека смыслом, радостью.   «о любви»  -   слово в форме предложного падежа придаёт  оттенок будничности ,  словно между прочим, обо всём поговорили и… о любви.

         Далее  ребята работают в группах.

                       

                                             Групповая работа

Обоснование: работа в группах позволяет  в процессе обсуждения высказаться многим, можно выработать общее мнение или, наоборот,

озвучить противоположные  точки зрения.

               

                                            1 группа

1.    Какое настроение возникает при чтении 1-го эпизода? (до рассказа Алехина) Почему?

2.    Во что «спрятано»  слово «любовь»?

3.   Как пейзаж помогает почувствовать внутреннее состояние героев?

 

4.   Обратите внимание на лексику, проследите, слова какого стиля        преобладают в данном эпизоде?

                                               2 группа

1.Какими качествами обладает Алехин? Как они характеризуют его?

2.Его отношение к жизни?

3.Как воспринимает перемены в жизни? (Выборы в мировые судьи)

4.Встреча с Лугановичами: любовь к Анне Алексеевне. Чем наполнилась жизнь Алехина?

                                         3 группа

1.В чём различие в изображении героев: в начале, на протяжении, знакомства и в конце?

2.Как  Алехин относится к себе. Прокомментируйте: «Все видели во мне благородное существо». Что звучит в этих словах?

3.Что понял герой, расставаясь с Анной Алексеевной?

4.Поясните, как состояние природы ( в конце рассказа) помогает понять основную мысль рассказа?

                                     Заключительная часть урока

 

Обращение к эпиграфу: стихотворение «Среди миров». Как Вы думаете, почему оно может нам помочь  подвести итог нашего урока?                                                                                          

Предполагаемые ответы:

Наверное, строчки стихотворения помогают понять состояния героя, не сумевшего своей любовью подарить свет другому человеку.

Нет, подарить он смог, а вот сохранить… Мешали обстоятельства, объективные причины.

 Выводы: А.П.Чехов  своим рассказом «О любви»  помогает понять, что любовь бывает беззащитна, и человек должен уметь защищать свою любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Язык рассказа А.П.Чехова "О Любви"

Сегодняшние школьники неохотно читают произведения А.П.Чехова, в которых  герои страдают, мучаются, думают о своей жизни. В основе чеховской прозы – анализ человеческого существования. А это не всегда...

Урок литературы в 8 классе "Рассказ А.П.Чехова "О любви"."

Урок литературы в 8 классе "А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества писателя. Художественное мастерство Чехова – рассказчика. Рассказ А.П. Чехова «О любви» Цели урока: расширение представлений восьмик...

Урок литературы в 8 классе по рассказу А. П. Чехова "О любви"

Урок- исследование в 8 классе  по теме "Рассказ А. П. Чехова "О любви" как история об упущенном счастье"...

Урок-размышление 8 класс "Берегите в себе человека"( по рассказу А.П.Чехова "О любви")

"Берегите в себе человека" (по рассказу А.П. Чехова "О любви")...

Презентация урока Анализ рассказа Чехова "О любви"

Данный материал поможет учителю подготовить и провести урок по анализу рассказа "О любви"...

Язык рассказа А.П. Чехова «О любви»

Язык рассказа А.П. Чехова «О любви»...

Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")

Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....