«Смотреть друг другу в глаза…» (Из опыта работы по УМК «Вокруг тебя - Мир...»)
методическая разработка по литературе по теме

 

  «Вокруг тебя - Мир...» дополняет основной курс литературы и мо­жет быть использован на уроках развития речи, внеклассного чтения, на факультативных занятиях. Он содержит специально подобранные для реа­лизации гуманитарных идей тексты (многие из них интересны и в художе­ственном отношении), удачно взаимодействует с основным курсом лите­ратуры, ориентирует учащихся на самостоятельную творческую деятель­ность, отвечает современным требованиям к преподаванию литературы, имеет четкую структуру, продуманную систему заданий для учащихся, развивающих их мышление и творчество, расширяющих кругозор, форми­рующих нравственную жизненную позицию. Важно, что вопросы опира­ются на социальный опыт детей, на их видение мира, помогают ориенти­роваться в этом мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smotret_drug_drugu_v_glaza....doc33 КБ

Предварительный просмотр:

«Смотреть друг другу в глаза…»

(Из опыта работы по УМК «Вокруг тебя - Мир...»)

        «Вокруг тебя - Мир...» дополняет основной курс литературы и мо жет быть использован на уроках развития речи, внеклассного чтения, на факультативных занятиях. Он содержит специально подобранные для реа лизации гуманитарных идей тексты (многие из них интересны и в художе ственном отношении), удачно взаимодействует с основным курсом лите ратуры, ориентирует учащихся на самостоятельную творческую деятель ность, отвечает современным требованиям к преподаванию литературы, имеет четкую структуру, продуманную систему заданий для учащихся, развивающих их мышление и творчество, расширяющих кругозор, форми рующих нравственную жизненную позицию. Важно, что вопросы опира ются на социальный опыт детей, на их видение мира, помогают ориенти роваться в этом мире.

        Представленные в пособии для 5 класса тексты дают возможность обсудить с учениками некоторые проблемы взрослой жизни, с которыми в той или иной степени сталкивается человек. Эти произведения учат детей испытывать чувство сострадания, сопереживания, заставляют задуматься о проблемах, связанных с основными принципами взаимоотношений между людьми как в мирное время, так и на войне.

        Читая произведения, включенные в УМК для 6 класса, учитель мо жет организовать обсуждение феномена соперничества в его разных фор мах, в том числе и силовых, проанализировать возможности выбора гу манной линии поведения в конфликтных ситуациях. Проблема отношения к военнопленным рассматривается на новом уровне. Обсуждаем необхо димость гуманного отношения к безоружному человеку, переставшему принимать участие в военных действиях. Раздел «Жестокие игры» пред ставлен повестью Железникова «Чучело», рассказом Распутина «Уроки французского», отрывками из повести Толстого «Детство». Знакомясь с этими произведениями, анализируя отдельные эпизоды, дети приходят к выводу о том, что порой бывает трудно строить взаимоотношения с дру гими людьми, определять свое место среди сверстников.         Постоянная внут ренняя работа, способность к переосмыслению поступков могут помочь удержаться в конфликтных ситуациях от чрезмерной жестокости. Этот разговор с шестиклассниками очень важен, т. к. дети бывают жестоки и в поступках, и в словах. Радуюсь, если разговор на уроке заканчивается детским откровением.

Тиба Илона,

ученица 6-в класса

(2002-03 учебный год)

Я сильная, я справлюсь, я смогу,

Я против всех, но это можно потерпеть.

Но я уже не в силах, не могу!

А главное сейчас – не зареветь.

Ведь я не в драке, я не в брани,

Я против всех морально, я – на грани.

И нет подруг, и нет того,

С кем можно поделиться всем,

С кем можно многого добиться, стать сильней.

Я сильная, я справлюсь, я смогу,

Я против всех, но я еще живу.

Мне кажется, что я уже вне мира,

Меня считают все невыносимой.

Но мне завидуют. Я вижу это, знаю,

И, значит, есть чему. Но почему тогда

Я так страдаю?

Уж лучше быть красивой, некультурной, глупой,

Чтоб все с тобой дружили каждую минуту…

Но я такая, я какая есть.

И никуда не деться мне, и не поможет месть.

Кому же мстить мне?

Классу? Школе? Миру?

А главное ведь чем?

Ведь я одна, и я не в силе.

Никто не хочет понимать меня, не хочет знать,

А я ведь тоже человек

И я могу страдать…

Я сильная, я справлюсь, я смогу,

Я выживу назло всему…

        Если присмотреться к нашим ученикам, особенно в тот момент, ко гда они разговаривают на переменах, то можно увидеть излишнюю жести куляцию, бегающие, маловыразительные глаза, непременно громкий го лос, как будто каждый хочет перекричать весь мир. Редко кто из ребят способен обратить внимание на печальные глаза одноклассника, поблед невшее лицо учителя. Мы разучились смотреть друг другу в глаза, заме чать внутреннее состояние другого человека, видеть страдания. Поэтому очень важным является разговор о гуманном отношении к страдающим людям, особенно к тем, кто испытывал на себе последствия вооруженного конфликта. Именно об этом произведения, вошедшие в УМК для 7 класса. Изучая их, ребята получают дополнительную информацию исторического и правового характера:

  1. по защите гражданского населения и детей как особо уязвимой
    его части,
  2. по защите медицинского персонала, не участвующего в военных
    действиях и оказывающего медицинскую помощь всем жертвам воору-
    женного конфликта,

•        сведения из истории Российского общества Красного Креста.
        Основная проблематика пособия для 8 класса - ответственность тех,

кто участвует в конфликте, за выбор средств и методов достижения цели. Знакомясь с произведениями, включенными в учебно-методический ком плекс, учащиеся задумываются над вопросами: что может, должен и впра ве выбирать человек в своей жизни.

        Таким образом, УМК «Вокруг тебя - Мир...» для учащихся 5-8 классов имеет своей целью подготовить детей к осознанному восприятию норм МГП. Работая с комплексом, можно решить не только проблемы гу манитарного образования, но и обсудить темы, связанные с понятиями «гуманность», «уважение человеческого достоинства», «ответственность за поступки», «ограничение насилия на войне». Я думаю, что модернизи ровать систему гуманитарного образования невозможно без воспитания в наших детях порядочности, чувства сострадания к беззащитным и любви к окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Технология РКМЧП на уроках литературы и курса по МГП "Вокруг тебя Мир..."

Овладевая стратегиями технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я добиваюсь определенных успехов, из которых самым главным я считаю овладение способами мыслительно...

Из опыта работы. Урок. Споры вокруг драмы А.Н. Островского "Гроза"

Урок литературы в 10 классе. Споры вокруг драмы Островского "Гроза"...

родительское собрание - идеальные родители и дети глазами друг друга

презентация для родительского собрания на тему: взгляд родителей и детей друг на друга с точки зрения идеальности...

Глазами друг друга

27 октября 2016 года в школе № 47 состоялась вторая интерактивная игра «Осторожно! Опасная компания!» по теме «Глазами друг друга». Цель игры познакомить подростков с понятием «Толерантность», определ...

Познавательная игра КВН «ДЕТИ И РОДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ДРУГ ДРУГА»

Данное мероприятие покажет родителям необходимость целенаправленных действий в воспитании детей, поможет им проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах в...

Американцы и русские глазами друг друга

В наше время очень актуально изучение языков, потому что это помогает расширить возможности в общении, помогает во время путешествий. Одним из самых распространённых языков является английский, так ка...