Урок по творчеству А. А. Фета в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Уринова Наталья Николаевна

Урок  литературы по творчеству А. А. Фета в 5 классе создан с учетом новых ФГОС. Содержание урока соответствует содержанию программы и учебника.  В разработке урока учтены разные формы обучения для достижения цели урока. Применение ИКТ позволяет ученикам показать свои способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tvorchestvu_a.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

УРИНОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА  МБОУ  «СОШ №3» г. БАЛАКОВО

Урок  « Творчество  А. А. Фета».

Целевая аудитория: 5 класс

Цели урока:

образовательная: формировать навыки самостоятельной работы  с разными источниками информации, обучать выразительному чтению стихотворений, умению выявлять в них средства выразительности речи;

развивающая: совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, культуру общения;

воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умения слушать и уважать мнение другого человека, воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.

Тип урока: анализ поэтического текста А.А. Фета.

Оборудование:

1) Учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной,

2) карточки с литературными терминами,

3) компьютер,

4) мультимедийная установка,

5) таблица с заданиями по тексту

Дети заранее поделены на группы в зависимости от их задания:

«Библиографы» изучали биографию А. А. Фета, используя учебник, Интернет, составляли презентацию.

«Теоретики»  подготовили карточки («сорбонки») по определенным средствам выразительности речи, карточки с терминами:

ЛИРИКА

Рифма -  созвучие последних слогов  каждой строки

Особая форма (стихотворная)

Строфа - сочетание стихов, объединенных рифмовкой и единой мыслью

Ритм создается чередованием строф, строк, стоп

Стопа – группа слогов в стихе

Средства выразительности речи

Лирика о природе   - пейзажная лирика

Лирика о мире человека  - лирика сюжетная

Лирический герой

«Творческая группа» подобрала музыку, иллюстрации.

Учитель приготовил карточки для рефлексии:

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

Я понял, что…              Я для себя открыл…

Мне понравилось…     На уроке мне было…

ХОД УРОКА:

  1. Этап актуализации знаний. Подготовка к исследованию.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок начинается не совсем обычно. Посмотрите, что нам приготовили ребята из Творческой группы (на экран проецируются  портрет А. А. Фета  и  репродукции картин, посвященных зиме).

Звучит музыка П. И. Чайковского.

                       

                                                                                                                                    1

-Подумайте, что объединяет репродукции картин? ( Их объединяет то, что на всех изображена природа.  Они все посвящены одной теме – зима).                    

- Где ещё мы можем встретить изображение природы? ( Мы можем встретить изображение природы в искусстве, литературе, в стихах).

- Картины написаны красками, а стихотворения – словами.  

                                                                                                                                 

                                                                                                                           

  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Наша задача – рассмотреть лирическое произведение как средство выражения чувств человека через восприятие природы.

Запишите в тетради тему урока:

А. А. Фет. Лирическое стихотворение «Чудная картина». 

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

- Вспомните, что характерно для лирики? Составляем  схему.

(На экране появляются слова- термины, приготовленные  «Теоретиками»)

           ЛИРИКА( ответы учеников)

Рифма-  созвучие последних слогов  каждой строки

Особая форма (стихотворная)

Строфа- сочетание стихов, объединенных рифмовкой и единой мыслью

Ритм создается чередованием строф, строк, стоп

Стопа – группа слогов в стихе

Средства выразительности речи

Лирика о природе   - пейзажная лирика

Лирика о мире человека  - лирика сюжетная

Лирический герой

Учитель:

- Казалось бы, зачем спорить о стихах, которые рисуют Родину, родную природу: любой из них может нравится или не нравится тем, как оно рисует знакомые картины, насколько заденет ваши чувства. Здесь уместно вспомнить слова  поэта 20 века Николая Рыленкова:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось  сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

- Нужно вслушаться в слово поэта, чтобы понять его чувства.

Звучат вопросы  учителя:

Кому нужна лирика? Для чего нужна лирика?

На них мы должны сегодня ответить.

- Но сначала мы должны узнать об авторе.

        «Библиографы» знакомят нас с биографией А. А. Фета и его творчеством (здесь    

            возможна и презентация, выполненная учениками).

                                                                                                                                                  2

    - Во время рассказа можно в тетрадях делать записи интересных для вас фактов из    

    жизни  А. А. Фета ( и самостоятельно из учебника).

- Внимательно прочитайте последний абзац из статьи в учебнике.

Подумайте над вопросом: что характерно для поэзии А.А. Фета.

Запишите:

Для поэзии А. А. Фета характерно:

  1. красота в природе
  2. красота в отношениях людей, в движении человеческого сердца.                        

                                                                                                                               

В строках лирики Фета зримо присутствует пейзаж средней полосы России. И этого было бы достаточно, чтобы  имя его запечатлелось в истории  нашей литературы. Но А. А. Фет ставил цель ещё более грандиозную: за полем в прямом смысле этого слова мы должны увидеть поле души человеческой.

  1.  Анализ стихотворения

             Ученик из Творческой группы рассказывает наизусть стихотворение «Чудная        

            картина», напомнив  вначале  всем, что стихотворение было написано в 1842 году.

–Понравилось ли вам чтение стихотворения вашим товарищем? Обоснуйте ваш ответ.

-Обратите внимание на заголовок стихотворения. О чем говорит слово «картина»?

(О чем-то, что нарисовано художником).

- А перед нами стихотворение, значит, картина нарисована словом.

Картина – изображение статическое, без движения,

- Подумайте, разве перед вами статическое изображение?   (Нет).

Распределение по группам для работы с текстом. На экране появляется таблица заданий.

- Определите круг ваших наблюдений:

(Необходимо рассмотреть текст с точки  зрения  морфологии и синтаксиса).

Группа

Задание

Предполагаемые ответы

1 группа

Установите, сколько предложений в стихотворении.

Одно предложение.

2 группа

Определите, какие части речи используются автором. Пересчитайте их.

8 существительных.

8 прилагательных.

3 группа

Распределите части речи по столбикам.

В два столбика.

4 группа

Определите, что необычного в этом стихотворении.

В стихотворении отсутствуют глаголы.

Ответы тоже записываем в тетрадь.

- Определите, делает ли отсутствие глаголов эту картину статичной?

(Отсутствие глаголов не делает картину статичной. Существительное «бег» помогает понять, что всё живет,  движется).

- Подумайте, как удалось поэту передать широту и простор изображенной картины?   Обоснуйте свой ответ (задание для сильных учеников).

(«Белая   равнина» – это то, что человек видит перед собой.  «Полная

луна», « свет небес высоких» – и свой взгляд мы переносим вверх, пространство расширяется до безоблачного неба. «И блестящий снег» - наш взгляд скользит вниз.  «И саней далеких одинокий бег» – и взгляд устремляется снова вдаль и останавливается на темной движущейся точке).                                                        3

- Какие средства выразительности речи вы здесь встретили?

(В стихотворении встречаются  эпитеты, инверсия).

«Теоретики» открывают свою карточку с данным словом, напоминают всем, что такое эпитет, инверсия.

-Запишите в тетрадь следующее:

Эпитеты – высоких, далеких.

Инверсия – небес высоких, саней далеких.

 - Перечитайте стихотворение, прислушайтесь к его звучанию и подумайте, каким образом поэт сумел добиться легкости стихотворного ритма?

Ответ: - Ритм создается чередованием строф, строк, стоп. Здесь наблюдается перекрестная рифма. Чередуются ударные и безударные слоги в равной степени. (Задание для сильных учеников)

  1. Задания для творческой работы:

Учитель:

- Последние строки стихотворения – картина не только живая, но и прочувствованная.  «Одинокий бег» -  это ощущения автора или самого седока, т. е. лирического героя. Это и восторг перед «чудным» миром зимней природы, это и грусть среди безлюдья.

              -Как вы думаете, что почувствовал лирический герой, увидевший эту картину    

            зимней ночью? Какая картина открывается перед мысленным взором автора?

Что вы почувствовали, о чем подумали при чтении стихотворения? Какие чувства вызывает у человека общение с природой?

Предполагаемый ответ: общение с природой пробуждает ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, вызывает восторг перед «чудным» миром зимней природы и грусть среди безлюдья.

 В своих тетрадях напишите сочинение - миниатюру о своем представлении, о своих чувствах, о своих  ассоциациях.

Некоторым ученикам можно предложить трафарет сочинения:

  1. Поэт в начале стихотворения изображает________________, в финальной части появляется образ ______ иной окраски:_________,_________.
  2. Если вначале перед нами разворачивается (какая?) _________ картина, наше внимание невольно останавливает такой образ:_______, то затем происходит резкая перемена: поэт изображает _______, чтобы его чувства стали понятны нам:__________________________.

Звучит музыка.  Ученики пишут свои сочинения.

Если хотите, прочитайте нам свое сочинение.  Можете сказать, чьё  сочинение понравилось и почему?

Вывод: А.А. Фет писал о вечном, о том, что всегда волновало всех людей: как грустно быть одному, как нуждается каждый из нас в заботе и участии.

Мы с вами попытались ответить на вопросы: кому нужна лирика и для чего нужна лирика.

  1.   Рефлексия. У вас на партах лежат карточки, продолжите  предложения,      

           написанные в них.

                  СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

Я понял, что…              Я для себя открыл…

Мне понравилось…     На уроке мне было…

 

  1. Домашнее задание:
  1. Выучить стихотворение наизусть.
  2. Создать свою иллюстрацию к стихотворению.
  3.  Прочитать в учебнике стихотворения А.А. Фета.                                                                        

                                                                                                                                     4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству А.А. Фета

Анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу..." дает учащимся представление об особенностях творчества Фета...

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.

Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные  уроки, домашние  задания, котор...

Урок - мастерская "Встреча с поэзией Фета" 10 класс

Мастерская построения знаний по лирике А.Фета....

презентация к уроку по творчеству А.А.Фета

К уроку в литературы в 6 классе по изучению творчества А.А.Фета...

Разработки уроков по творчеству Тютчева и Фета

Дана полная разработка уроков в 10 классе....

Интегрированный урок по творчеству А.А. Фета

Интегрированный урок (литература, английский язык, изобразительное искусство, музыка) по творчеству А.А. Фета  "А.А. Фет - поэт, художник, музыкант"...

Интегрированный урок по творчеству А.А.Фета

Интегрированный урок (литература, английский язык, изобразительное искусство, музыка) по творчеству А.А.ФетаУчителя:Коваль Т.Е., Манвелян Г.Ю., Ганюшкина А.А....