Урок - ситуация по повести А.С.Пушкина "Выстрел".
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме

Кузнецова Галина Ивановна

Урок - ситуация по произведению А.С.Пушкина "Выстрел" снова осмысляется в технологии КИМ (коллективно-индивидуальной мыследеятельности), разработанной профессором К.Я.Вазиной и ее авторской школой. В основе технологии лежит организация процесса развития-саморазвития человека, организация развивающего пространства (создание проблемных ситуаций по предмету). Разрешая противоречия, преподаватель ведет учащихся от проблемы к проблеме, управляет мыследеятельностью с целью развития у них нового способа мышления, учитывая при этом индивидуальные возможности каждого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystrel.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Разработанный урок по повести А.С.Пушкина «Выстрел» в технологии КИМ (коллективно-индивидуальная мыследеятельность»).

1.Организация целевого пространства.

1.1.Слово учителя, ввод в проблему на основе первичного осмысления текста.

-Уважаемые ребята, вы самостоятельно познакомились с повестью А.С.Пушкина «Выстрел». Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями о прочитанном тексте.

-Что особенно поразило вас в повести?

-Какие эпизоды заинтересовали вас больше и почему?

-Что оказалось для вас неожиданным?

Выслушиваются отзывы ребят. Учитель предлагает проблемную ситуацию для осмысления учащимися.

        Кто же побеждает в повести: Сильвио или граф?

1.2.Определение целей.

-Что нам предстоит осознать?

В процессе высказывания предложений учащимися, обсуждения, коррекции целей учителем, попытаемся определить:

*цель мировоззренческую: осмыслить истинное и ложное понятие чести.

*цели предметные: увидеть развенчание пустой жизни героя; исследовать характер героя и художественные приемы раскрытия персонажа; почувствовать позицию автора; понять особенность повествования, композиции, сюжета; выявить свое отношение к герою, проблемной ситуации.

1.3.Проектирование результата.

Каждая микрогруппа высказывает свое мнение по проблемному вопросу. Идет первичное осмысление произведения, оно в дальнейшем будет углубляться при исследовании текста.

1.4.Выбор средств (предлагаются тексты, словари, ключевые слова, вопросы, направляющие мыследеятельность).

2.Организация поискового пространства.

1.Организация поисковой деятельности по творческим группам (зона поиска-  текст, словари)

2.Определение способов деятельности:

*работа с «Толковым словарем» С.Ожегова;

*найти значение слов «поединок», «жизнь», «смерть», «месть», «выстрел»;

*процесс построения Древа понятия к слову «великодушие»;

*рисунки детей;

*индивидуальные задания группам:

Какие художественные приемы использует автор для создания образа героя?-1 группа.

Какова позиция автора?-2 группа.

*работа по вопросам, направляющим мыследеятельность.

3.Обсуждение в творческих микрогруппах вопросов, приводящих к осмыслению проблемной ситуации.

4.Общее обсуждение, высказывание точек зрения.

-Что автор говорит о характере Сильвио? С помощью каких деталей создан образ персонажа?

-Какой поступок Сильвио и почему не могли понять офицеры полка? Когда раскрылась тайна героя?

-За что Сильвио возненавидел товарища по полку? Кто виноват в состоявшейся дуэли? Почему Сильвио оставил выстрел за собой?

-Почему рассказчик испытывает «странные противоположные чувства»?

-С какой целью автор делит рассказ на две части?

-Что нового мы узнали о герое? Чему посвятил свою жизнь?

-Почему Сильвио сразу не воспользовался своим правом выстрела, а вновь предложил стрелять графу?

5.Коррекция выводов учащихся, приведение к научной норме.

        Достоверность повести в том, что указан конкретный источник. «Выстрел» рассказан военным, а Белкин -   человек простодушный, мягкий, доверчивый, только записывал то, что ему говорили. Критик С.Бочаров писал: «Звучащий мир пушкинских повестей объединен молчаливым образом  Белкина.

        Автор незримо присутствует в повести. Это проявляется в отношении к героям и  событиям. Авторской иронией пронизан весь текст.

        Критик Н.Зуев считает, что основная мысль текста – это «развенчание пустой жизни псевдоромантического героя». Главный герой посвятил свое существование мести. В армейской среде со специфическими понятиями чести Сильвио выглядит героем, он о себе скажет: «Я привык первенствовать, наслаждаться  славой». В гусарской компании в моде «буйство», и Сильвио приобретает славу «первого буяна по армии», в моде хвастовство, пьянство - он «перепивает» самых знаменитых пьяниц, в моде дуэли – он становится завзятым дуэлянтом. Когда появляется более удачливый герой, душевное спокойствие Сильвио нарушено, «первенство мое поколебалось». Пушкин показывает тщету такой славы и жизни, поднимает тему истинной и ложной чести. Стремление к первенству приводит к столкновению с молодым графом, которого он возненавидел,  завидуя его достоинствам и успехам. Зрелые годы Сильвио посвящает подготовке к мести графу и с нетерпением ждет этого мгновения. В конце повести кажется, что Сильвио удовлетворен местью, так как наслаждался  видом смятенного врага, унижением его жены, своим показным великодушием. Однако Сильвио проиграл: его противник по-прежнему «любимец счастья»: у него любовь, семья, жизнь.

3.Организация рефлексивного пространства.

1.Рефлексия учащихся.

-Какой урок вы извлекли из повести?

-О чем заставила задуматься повесть?

2.Выход на новую проблему.

Согласны ли вы с утверждением критика Н.Зуева, что Сильвио- «жалкий позер», «театрал», «мухобой».

3.Рефлексия преподавателя.

Соответствует ли проект ситуации реальному процессу деятельности?