Сочинение. Анализ стихотворения А.А.Блока
творческая работа учащихся по литературе (11 класс) по теме

Морозова Светлана Викторовна

Анализ стихотворения А. Блока "Снежная баба".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tarasovaword.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное общеобразовательное учреждение



«Котельниковская средняя общеобразовательная школа №2»





140054, Московская область, г.Котельники



улица Новая  д.39, телефон 8-495-559-93-18







                     Истолкование стихотворения А.А.Блока «Снежная Дева»





        (конкурсное            сочинение)





























Учитель (руководитель):                                         Автор:



Морозова Светлана Викторовна,                                Тарасова Олеся,



учитель русского языка и литературы                          учащаяся 11а класса



                                        



























        2011 год.


 

  Александр Блок… Его время названо «серебряным веком»  - веком сонетов и элегий, романсов и песен, веком импрессионистов и декадентов. Его поэзия стала символом новой эпохи. Цветаева определяла имя Блока  как «льдинка на языке», «серебряный бубенец». А.А.Ахматова считала Блока первым среди поэтов  времени, обращая внимание на символику первых букв - А.А.Б. Он и был первым в списке «великих», Он и остался «птицей, льдинкой, бубенцом» - тайной русской поэзии.

   Поэт и его стихи, словно серебряная фонтанная россыпь Петербургских площадей, притягивали и притягивают читателей, стремящихся разгадать символику  образов, постигнуть тайну  поэтического замысла. Мне тоже предстоит погрузиться в мир поэзии Александра Александровича Блока, чтобы попытаться по-своему прочитать и истолковать его стихотворение «Снежная Дева», уловить  звуки топота скачущих табунов и скрежет разводимых мостов; следуя за поэтом, осмыслить «иные времена».

   Ранние стихотворения А.А.Блока посвящались  Незнакомке,  которой он служил по-рыцарски преданно. «Прекрасная Дама» - это лирический символ Женственности. Образ так близок всему поэтическому миру, что и толковать его  следует как девушка-призрак, неземная красавица, принцесса-грёза. И вдруг, словно с метелью врывается новый образ в поэзию А.А.Блока – Снежная Дева.

                                Она пришла из дикой дали-

                                 Ночная дочь иных времён…

        («Снежная Дева» 1907 год)

  Дикая даль напоминает о времени средневековой России, о Диком поле… «Иные времена»: скакали табуны по берегам Непрядвы и Дона, сражались воины.

Неужели Она пришла  как дочь тех тёмных лет, чтобы указать на роковые события? Ночь, и ветер, и снег- всё говорит о предчувствии  великих и трагических перемен.

  Город А.А.Блока встречает Деву ветром, дождём и мглой - привычный пейзаж  Петербурга, но тревогу вызывает звук: ночами  разводят мосты и «железно-серые» створки напоминают стерегущих столицу рыцарей, чьи латы  издают скрежет.  Чередование согласных звуков ж и з (аллитерация) – один из приёмов А.А.Блока -  здесь помогает создать зримый образ снежной столицы. Зыбь исполинской Невы, «огни, и мраки, и дома» - серо и неуютно в непостижимом городском пространстве площадей Деве ночей, и «сфинксу с выщербленным ликом». В нём видит Дева своего собрата по судьбе, забросившей и Деву, и сфинкса из «родного Египта» в край «тусклого северного тумана».

Что расслышал Александр Александрович  во вскрике Девы «под бурей ночи снеговой»? Одобрение!

                                  Она глядит мне прямо в очи,

                                   Хваля неробкого врага…

И этот взгляд, и «перстень вьюги»  смущают лирического рыцаря, хотя он и в «стальной кольчуге, // И на кольчуге – строгий крест.   Романтический рыцарь, паж Прекрасной Дамы, повзрослевший поэт, Александр Александрович Блок понимает, что таинственная дочь тёмной ночи, древних сумерек,  царственно принявшая «громады, уснувшие в ночной глуши» «никогда не примет меч» и не рассечёт «ремень стального шлема».

  Меня завораживает тайна Блока : он зримо видит Петербург во власти Революции -Дикой Девы, «Снежной Девы», вихревой и метельной, сбивающей с ног.

   Снежная, холодная, ледяная Дева – образ-символ несбывшейся мечты и непостижимое предчувствие  вьюг, буранов и социальных потрясений начала ХХ века. Строки пропитаны тревогой. Возникают странные ассоциации с героиней сказки Андерсена «Снежная Королева». Ледяное сердце снежной красавицы   в схватке с душевной теплотой простого человека потерпело поражение. Поражение терпит и Снежная дочь сумерек.

   Композиция стихотворения неровная, словно буря рвёт строку. Сгущаются краски.  Звуки, то шипящие, то звенящие, помогают услышать музыку  занесённой метелями России и её главного города - Петербурга.

     Но в стихотворении Блока Снежной Деве противостоит не юный герой, а «вождь враждебной рати», «неробкий враг», «закованный в броню».

     Как грустен этот облик лирического «Я» Блока. Что происходило в душе поэта, если он противопоставляет Деву и Воина- вождя? Где очарование и любование Дамой? Где сама любовь, присущая прежнему лирическому  герою? Их нет, но есть роковое противоборство,  потому и мечты, и чувства необходимо поэту скрывать, таить. А всё-таки чувства живы, хотя и спрятаны до времени под железом лат. Душа Блока жива! Будут, обязательно будут объятия, торжественные или нежные, дружеские или любовные. Как ни страшны вьюги, но и они могут осыпать звездами. Как  ни тёмен город, но  его громады и  «в окнах тихие лампады»  могут сливаться с «мечтой души».

      Октябрь 1907 года – дата написания стихотворения, до социальных метелей –  десять лет. С Востока или Запада придёт Снежная Дева, явится таинственной Царицей или Дочерью иных времён – непостижимо, но  Александр Блок в «священном трепете» сохраняет  веру в победу всеобщего братства:

 

         Мечту торжественных объятий

                                        В священном трепете храню.

     Я понимаю, что моя попытка расшифровать тайные образы стихотворения наивна: Блок непостижим, но он влечёт нас за собой «в очарованную даль». Каждый, кто попытается найти «код Блока», прикоснётся к магии его поэтического мира.