Подготовка к написанию сочинения по былине "Вольга и Микула Селянинович" с использованием ИКТ
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Брылова Марина Николаевна

Опубликованный на странице портала учебный материал  - это урок по  подготовке к написанию сочинения по русской литературе в школе-интернате V вида для детей с ограниченными возможностями здоровья. Значительная часть учащихся страдает дислексией – нарушением чтения. В этой связи большое внимание уделяется урокам по развитию речи, особенно такому виду, как «Отбор материала для работы над сочинением». Большую роль здесь играет применение обучающих технологий, использующих принцип наглядности. Автором разработаны специальные таблицы с иллюстрациями по темам сочинений. Дано подробное описание этапов работы по использованию на уроке такой таблицы. Данная работа не ограничивается представленным материалом, она ведется в системе и, поверьте, приносит положительные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikula.docx242 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРА, 7 КЛАСС

 СБОР МАТЕРИАЛА К СОЧИНЕНИЮ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ

ТЕМА СОЧИНЕНИЯ

 «МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ – ГЕРОЙ-ТРУЖЕНИК»

 (ПО БЫЛИНЕ «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ»)

УЧИТЕЛЬ БРЫЛОВА М.Н.

ПОДОЛЬСК

 ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Цели урока:

 помочь разобраться в содержании былины и вдумчиво подойти к теме сочинения, объяснить каждое слово в ее формулировке, ориентироваться в композиции, знать ее составные части.

Развитие речи:

связные ответы на поставленные вопросы, аргументация мысли текстом.

Коррекционная работа:

четкость произношения при ответах, расширение активного словаря, последовательное изложение мыслей и их речевое оформление, согласование слов при построении предложения, внимание к написанию предлога.

Оборудование:

иллюстрации к былине.

Вспомогательный материал:

учебники, записи в тетрадях по литературе.

Алгоритм урока:

  1. Краткое изложение содержания былины.
  2. Обговорить основные элементы композиции сочинения.
  3. Работа по каждому пункту композиции.
  4.  Итог.  Оценки.
  5. Домашнее задание.
  6. Тест (обобщить полученные умения и навыки).

Ход урока

  1. Организационный момент. Слово учителя.

Урок начинается с речевого рапорта ученика. Далее слово берет учитель и обращает внимание учеников на доску, на которой записана тема.  Для более плодотворной проработки темы необходимо ознакомиться с алгоритмом урока и поэтапно его выполнять.

     Ученики читают алгоритм и приступают к работе над темой. В тетрадях по развитию речи ученики записывают     тему сочинения. При этом обращается внимание на правила орфографии и синтаксис: заглавная буква, отсутствие Ь на конце слова, тире, дефис и кавычки.

  1. Работа по каждому пункту алгоритма в отдельности
  1. Вспомнить содержание произведения. Эта работа проводится по вопросам:
  1. Назвать главных героев былины.
  2. Кратко изложить основные события, описываемые в былине.
  1. Обговорить основные элементы  композиции сочинения. Эта работа также проводится по вопросам:
  1. Что такое композиция сочинения?
  2. Назовите ее составные части.

Далее работа проводится на ИД, на нее выводится материал с вопросами и иллюстрациями по каждому пункту композиции. На столах учеников лежат точно такие же разработки.  На этом этапе урока необходимо дать пояснение к первой составной части композиции – вступлению. Важным здесь является понимание учащимися следующего: чтобы у работы было четкое (удачное) вступление, необходимо «обыграть» каждый термин в теме сочинения.

Образ – внешний и внутренний облик человека.

Микула Селянинович – действующее лицо былины.

Герой-труженик – образ жизни человека в мирное время и в военное.

Далее работа по каждому пункту композиции в отдельности.

Композиция сочинения (построение)

Материал для подготовки к написанию сочинения на литературную тему

Основные  вопросы

Иллюстрации  для ответа

  1. Вступление

«Песни гусляров»

1. Гусляры, их роль на Руси.

2. О чём пели гусляры, о ком рассказывали в своих песнях?

Логический переход

К кому из героев песен гусляров мы должны приглядеться поближе? (внимание на тему).

2. Основная часть

1.Имя главного героя.

2. Что можете сказать о его внешнем облике (свой рассказ + подтверждение словами текста – 3-4 строчки).

3. Что можно сказать о силе героя? Как она изображена в произведении (свой рассказ + подтверждение словами текста – 3-4 строчки).4. Какой литературный прием здесь употреблен?

5. Почему герой  так трепетно относится к земле, к своей лошади? Как в тексте подчеркнута трепетность этого отношения?

6. Что можно сказать о чертах характера героя?

7. В образе одного человека соединены сразу два понятия – герой и труженик. Как это показано в тексте?

8. Что же так очаровало князя в пахаре? Почему?

3. Заключение

В былине звучит вера человека. Во что?

Далее задается вопрос классу и обращается внимание  учащихся на разное цифровое оформление плана. Вопросы: 1. Что мы составили? 2. Как называется такой план?

ИТОГ

На уроке мы объяснили каждое слово в названии темы, проанализировали произведение и подтвердили наши мысли стихотворным текстом.

Оценки.

Домашнее задание: проанализировать записи, подготовиться к сочинению и выполнить тест.

ТЕСТ

1. Одно из главных художественных средств былины:

А) гипербола

Б) олицетворение

В) метафора

2. Древнерусский жанр был воплощен в:

А) балладе

Б) былине

В) мифе.

3. Построение произведения – это:

А) композиция

Б) основная часть

В) алгоритм.

4. Микула Селянинович был:

А) купцом

Б) оратаем

В) воином.

5. Вольга в былине представлен в образе:

А) разбойника

Б) князя

В) крестьянина.

6. На какой день дружина услышала работу оратая в поле:

А) сразу же, как только выехали

Б) в тексте не сказано

В) на третий день.

7. О чем попросил Микула князя:

А) помочь ему в работе

Б) выдернуть плуг и бросить его за ракитов куст

В) не мешать работать.

8. Куда пригласил князь Микулу Селяниновича:

А) помочь получить получку

Б) подавить восстание

В) помощь в подготовке свадьбы князя.

9. Что хотел узнать князь о Микуле Селяниновиче:

А) имя героя

Б) город, в котором герой проживает

в) как зовут его кобылку.

10. Чем пожаловал князь Микулу Селяниновича

А) сундуком золота и серебра

Б) подарил ему коня

В) тремя городами со  крестьянами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели" с использованием ИКТ (5 класс)

Данная презентация является приложением к уроку"Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели", конспект которого также дан в моём сайте....

Урок подготовки к написанию сочинения части С с использованием интерактивной доски

Урок проведен по тексту Д.С.Лихачева с использованием интерактивной доски....

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

Использование технологии педагогических мастерских при подготовке к написанию сочинения-рассуждения 9.3. (ОГЭ: Русский язык)

Презентация отражает содержание мастер-класса для учителей русского языка и литературы. Презентацию можно использовать при подтоговке учащихся к написанию сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку....

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с использованием ИКТ (9 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с ...