Николай Васильевич Гоголь. Творческая история «Мертвых душ». Композиция. Жанр. Роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

 

Цели урока:  1. напомнить учащимся о важнейших событиях в

                                            период создания «Мертвых душ».

                         2. познакомить с творческой историей поэмы

                                             «Мертвых душ»; вызвать интерес к этому

                                             произведению;

                          3.познакомиться с главным героем – Чичиковым

                                  в процессе работы над первой главой.

                          4. помочь учащимся увидеть губернский город  NN

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature_10_klass.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе

               10 класс  (2 часа)

Тема: Николай Васильевич Гоголь.

Творческая история «Мертвых душ». Композиция. Жанр. Роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя.

                             «Чичиков… нашел, что город ничем    

                     не уступал другим губернским городам.

                     (Все города были тогда примерно  

                      такими же).

                                                    Н.В.Гоголь.

                         Учитель русского языка и литературы

                                   Сушкова Неля Александровна.

       

 

              Цели урока:  1. напомнить учащимся о важнейших событиях в

                                            период создания «Мертвых душ».

                                         2. познакомить с творческой историей поэмы

                                             «Мертвых душ»; вызвать интерес к этому

                                             произведению;

 3.познакомиться с главным героем – Чичиковым в

    в процессе работы над первой главой.

4. помочь учащимся увидеть губернский город NN/

            Предварительная подготовка к уроку (вопросы  для самостоятельной работы ):

  1. Какие события общественной жизни России 30-х годов 19 века оказали влияние на жизнь Н.В.Гоголя и его современников?
  2. Рассказать о взаимоотношениях Н.В.Гоголя с А.С.Пушкиным.
  3. Какие произведения создал  Н.Гоголь по совету А.Пушкина.

 Поисково-творческая работа с текстом: на протяжении урока ведется работа с изобразительно-выразительными средствами языка.

  Работа с перфокартами: контрольный срез знаний по теме урока.   

                                          Ход урока:

1. Беседа по вопросам домашнего задания:

                     

                       Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».

                        Мы познакомимся с историей создания поэмы, а также с главным героем Чичиковым. Определим роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя.

                        Итак, обратимся к вопросам домашнего задания.


             
1. Какие события в общественной жизни России 30-х годов 19 века оказали влияние на жизнь Н.Гоголя?

                           30-е годы 19 века – это время реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания, расправы царизма с восставшими, крушения всяких надежд на свободу.

      - М.Лермонтов в стихотворении «Дума», обращаясь к своим современникам, дал общественно-политическую характеристику эпохе 30-х годов: духовный застой, равнодушие к царящему в жизни злу.

      - Современник Н.Гоголя А.Герцен  писал: «Первые годы, последовавшие из-за 1825 г, были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние…». А.Герцен вопрошал6 «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования…?»

            - В.Белинский в своей статье о стихотворении М.Лермонтова «Дума» передает весь ужас своей эпохи. Он писал:»Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!...И кто же из  людей нового поколения  не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, свои стоном?»

     

                      В такой обстановке Н.Гоголь решил написать «Мертвые души», которые «потрясли всю Россию».

           2. Каковы были взаимоотношения Пушкина с Гоголем. Какие произведения написаны Гоголем по совету А.Пушкина?

            - В 1831 году Гоголь познакомился с друзьями  Пушкина – А.Дельвигом, В.Жуковским, П.Плетневым, а затем и с самим А.Пушкиным.

Гоголь читал все произведения своего кумира, для него много значило дружеское внимание Ии одобрение Пушкина. Замысел и «Ревизора», и «Мертвых душ» Гоголю помог найти Пушкин.              

                В 1837 году Гоголь находился за границей в Париже, где его и застало известие об убийстве Пушкина, что явилось для него тяжелейшим потрясением.

2. Слово учителя об истории создания «Мертвых душ».

                Да, ребята, действительно,  Пушкин высоко ценил  талант Гоголя , и он посоветовал ему заняться литературой.

       Запишите тему урока и эпиграф.

                  Гоголь приступил к написанию «Мертвых душ» в 1835 году. «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», - писал он. А чтобы показать всю Русь, надо ее хорошо знать.

                Он наблюдает жизнь, собирает различные материалы, изучает русскую действительность, видит в ней много подлецов, казнокрадов, взяточников.

             В «Мертвых душах» огромное количество действующих лиц. Все социальные слои крепостной России: чиновники, помещики, крепостные крестьяне. Да и сам автор выступает как действующее лицо.

               «Мертвые души» были задуманы трехчастным произведением по налоги с «Божественной комедией» Данте: ад,, чистилище, рай..

     

        -  На уроках культурологи вы изучали «Божественную комедию» Данте, вспомните, каков ее сюжет?

        - Коли мы говорим об аналогии, как выдумаете, кого из героев поэмы Гоголь задумал провести через чистилище к нравственному и  духовному возрождению?

                 Безусловно, вы  правы. Только Чичикова и Плюшкина автор хотел провести через чистилище к духовному и нравственному возрождению Ведь только эти герои имеют биографию. Если есть прошлое, значит, есть и будущее. Остальные герои статичны, в них нет движения, а если нет движения – нет жизни. Гоголь как бы воплощает христианский завет: «…и последние будут первыми».

              6 лет Гоголь работал над 1 томом. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел показать положительных героев, а также нравственное возрождение Чичикова. Этого писателю не удалось. 2 том Гоголь сжег, а к 3 так и не приступил. Из дошедших до нас черновиков видно, что положительные герои ему не удались.

                Гоголь очень любил Россию и свято верил в ее достойное будущее, но пути преобразований он не видел.

  «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ.  – Не дает ответа».

                 Изначально «Мертвые души» были задуманы как роман, но позже Гоголь определяет жанр своего произведения как эпическая поэма.

                  - Почему поэма? Каковы особенности этого жанра?

     В поэме много лирических отступлений и вставных конструкций, в которых автор передает сои чувства, переживания, что характерно для этого жанра.

                 - Какова композиция этого произведения?

       Замысел изъездить с Чичиковым всю Русь определил и характер композиции. Она построена как история похождений приобретателя Чичикова, покупающего «мертвые» души.

                     1 глава  - губернский город

                      2-6 гл.  – посвящены помещикам, «хозяевам жизни»:

                                           2гл. -Манилов

                                           3 гл. - Коробочка

                                           4 гл. – Ноздрев

                                           5 гл. – Собакевич

                                           6 гл. Плюшкин

                     7-10 гл. – губернское общество

                      11 гл. - биография Чичикова.

            Говоря о Гоголе, мы не можем не остановиться на художественной особенности его творчества. Гоголь – гениальный  русский сатирик. Сила Гоголя – в его юморе. Это «смех сквозь слезы». И с первых страниц поэмы мы слышим эту горькую иронию, переходящую в сатиру.

3.Аналитическая работа с текстом произведения.

   

           Итак, мы приступаем к работе над 1 главой. Ее можно считать

экспозицией поэмы и в то же время завязкой, так как здесь мы знакомимся с главным героем, который приехал в губернский город N.

      - С какой целью  герой приехал в город? Подтвердите текстом.

                   (У  него есть какой-то замысел. Это и является завязкой действия.)

                   

          А теперь нам понадобятся таблицы, положите их перед собой и будем одновременно работать с тестом и с таблицей.

                                   Анализ 1 главы. «Знакомство с городом N».

          - Кто приехал в город N?   (какой-то господин).

           - Чем он так замечателен? Что вы о нем можете сказать?  (..ничего нельзя о нем сказать определенного, он никакой: «ни толстый и ни тонкий, ни стар, ни молод, недурен, но и не красавец»).

           - Обратил ли кто-нибудь внимание на нового человека в городе? (никто, обратили внимание только на его бричку),

          - Почему на бричку? (потому что по экипажу мужики судят о человеке).

          - Далее мы следуем за своим  героем и оказываемся в гостинице. Какое впечатление оставляет описание гостиницы? Ощущение запущенности, заброшенности, разрухи… Но она была такая, какие бывают гостиницы в любом губернском городе: ни лучше, ни хуже.)

         - Вот наш герой осматривает свою комнату, может быть, мы сейчас с ним познакомимся поближе, узнаем, что это за человек? ( нет, вместо героя мы опять видим только его вещи6 чемодан, ларчик, колодки, жареная курица, которые много говорят о свеем хозяине).

        - Во всякой гостинице есть общая зала, куда и отправляется наш герой. Какое впечатление произвело на вас это описание? ( Опять же запущенность, кругом грязь и самое главное, такую залу можно найти в любом губернском городе .В тексте много слов, которые подчеркивают типичность явления: те же, та же, все то же, что и везде.)

        -Куда отправляется Чичиков дальше? (обедать).

      - Что вы можете сказать об этом эпизоде? (Гоголь опять подчеркивает типичность явления, но самое главное, что поражает, нигде нет людей, а только перечисляются наименования блюд).

      - Продолжаем следовать за Чичиковым. Куда он отправляется после обеда?

(посмотреть город).

      -  Остался ли Чичиков доволен осмотром города? (да, город никак не уступал другим губернским городам).

      - Далее Чичиков заглянул в городской сад. Что вы можете сказать об этом эпизоде?  (Здесь особенно чувствуется  присутствие автора. Только здесь  уже не добрый юмор, а едкая ирония. Ведь сад имеет очень жалкий вид, а как расписан в газетах. Гоголь обличает и лицемерие  и чинопочитание граждан.)   

      -И вот наступил следующий день! Куда же отправился Чичиков? (наносить визиты городским сановникам).

      - Кого он посетил первым ? (губернатора).

      - Что мы можем сказать о губернаторе? (был ни толст, ни тонок, был большой добряк, сам вышивал по тюлю) 

      - Достаточно ли это для характеристики главы города? (Нет, губернатор должен заботиться о благосостоянии своих граждан, а город в запущенном состоянии и жителей мы не видим вообще.)

         - Кого он еще посетил? (прокурора, вице-губернатора…)

        -Как эти визиты характеризуют Чичикова? (Чичиков хорошо знает людей, он знает, как кому польстить, как создать о себе благоприятное впечатление. В итоге его все приглашали в гости. Так было получено и приглашение на бал в дом губернатора).

Чичиков, как глиняный сосуд, принимает обличие, которое в нем хотят видеть. Он, как зеркало, отражает все, что видит.

         - Понаблюдаем за героем, когда он готовится к вечеринке. Чем вызвана такая внимательность к своему внешнему виду? (Чтобы должным образом решить свои дела, он должен был производить на всех хорошее впечатление. И он знал, как это сделать.)

           - Следуя за Чичиковым, мы оказываемся у губернаторского дома.И что же мы видим? (Только что Чичиков ехал по темным, безлюдным улицам, а губернаторский дом освещен как для бала, словом, все как нужно. Опять типичность явления: губернаторский дом в любом городе должен выделяться своим богатством.)

           - И вот мы с Чичиковым на балу. Как характеризует Гоголь гостей на вечеринке? Что это за люди, похожие на мух? Чем они занимаются? (Ничем. Они бестолково носятся врозь и кучами. Они хотят, чтобы их заметили. Может удастся занять какую-нибудь должность, хоть немного, но выше той, которую они имеют. В развернутой метафоре дается характеристика их жизненных целей. И неважно, кто в этих фраках. Они все обезличены, главное – одежда, мундир, фрак – показатель социальной принадлежности).

           - А какие здесь мужчины? В чем суть сопоставления «Толстых» и «Тонких»?

(Опять же, мужчины здесь как и везде, обезличены, они разделяются только по габаритам. Одни – толстые, другие – тонкие. Толстые – это почетные чиновники города, они заботятся о своем благополучии. А тонкие, наоборот, с радостью проматывают состояние, оставленное им в наследство. Это те, кто управляет городом и которые ни на минуту не задумывались о благосостоянии города и его жителей.

           - С кем еще знакомится Чичиков на вечеринке? (С помещиками Маниловым и Собакевичем).

           

Ребята, вот мы с вами и закончили анализ 1 главы. Подведем итоги.

          - Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы ее?  (Комментарий учащихся.)

             Итак, мы познакомились с историей создания «Мертвых душ», определили жанр произведения, познакомились с композицией, с главным героем Чичиковым и губернским городом.

              Нам осталось  с вами определить роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя. Это вы сделаете самостоятельно.

               Но прежде, чем вы приступите к творческой работе, мы проведем небольшой тест на выявление знаний по истории создания поэмы.

  1. Закрепление. Контрольный срез по изученному материалу.

                          (Работа с перфокартами).

  1. Назовите эпоху, отраженную в поэме «Мертвые души».

А) конец 20-х – начало 30-х гг. 19 века.;

Б) 30 – 40-е гг. 19 в.,

В) Отечественная война 1812 г.

  1. Сюжет «Мертвых душ» был подсказан:

          А) В.А.Жуковским;

          Б) А.С.Пушкиным;

          В) В.Г.Белинским.

  1. В основе сюжета «Мертвых душ» лежит:

А) конфликт между помещиками и городскими чиновниками;

Б) драматическая судьба капитана Копейкина;

В) авантюра Чичикова с покупкой «Мертвых душ».

4.Известно, что замысел Гоголя – «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» - предопределил композицию поэмы. Она построена:

          А) как любовные похождения Чичикова, занятого поисками богатой невесты;

          Б) как история похождений «предпринимателя» Чмчмкова, покупающего «мертвые души»;

          В) как попытки главного героя найти свой путь деятельности и смысл жизни.

5.Какое впечатление вначале произвел Чичиков на жителей губернского города:

А) человека, с которым «никак нельзя говорить, как с человеком близким… никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич, такой подлец!»;

Б) опытного светского человека, умеющего поддержать разговор на любую тему, говорящего «ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует»;

В) человека-манекена, «ни то ни се».

6. Укажите, в чем суть аферы Чичикова:

А) «мертвые души» нужны Чичикову для приобретения весу в обществе;

Б) «мертвые души» нужны Чичикову для удачной женитьбы;

В) Чичиков хотел заложить умерших крестьян в Опекунский совет под видом живых, а затем, получив под залог ссуду, скрыться.

7.Какова судьба второго и третьего томов «Мертвых душ»:

       а) были написаны и опубликованы при жизни автора;     

        б) не были написаны Гоголем;

          в) написан второй том, белову4ю рукопись которого Гоголь сжег за девять дней до смерти; к третьему писатель не приступал.

         

           8. Кого из писателей можно сравнить с Н.В.Гоголем (по стилю, характеру обличительного смеха, способу отражения действительности);

           А) А.П.Чехова;

           Б) М.Е.Салтыкова-Щедрина;

           В) Ф.М.Достоевского.

        9. Н.В.Гоголь скончался 21 февраля 1852 года. Царское правительство запретило писать о его смерти. И все же появился небольшой некролог: «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?!..»

           А) В.Г.Белинский;

           Б) Н.Г.Чернышевский;

           В) И.С.Тургенев.

Проверить тесты во время выполнения творческого задания и объявить в конце урока.)

          5. Творческая работа.  Наблюдение над стилем писателя.

                           Наступило время для творческой работы. Вам нужно еще раз обратиться к тексту 1 главы и выписать слова, словосочетания, синтаксические фигуры и тропы, которые говорят  о типичности явлений, описанных в 1 главе и сделать выводы.

6.Итоги урока:

       -  объявить оценки за контрольный срез;

        - заслушать 1-2 творческие работы;

Вывод : Мир Гоголя – это предметный мир, вещественный. Вещи громко заявляют о себе, они независимы, самодостаточны. А материальный мир у Гоголя пустой. Чем он наполнен? Чем живут чиновники? Ничем. Сплетни, пересуды, обман, стремление к самообогащению.

        - прокомментировать и объявить оценки, полученные в ходе работы на уроке.

7. Домашнее задание:   Перечитать 2-3 главу, сделать сравнительную характеристику 2-х помещиков: Манилова и Коробочки, руководствуясь планом сравнительной характеристики героев.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Николай Васильевич Гоголь. Личность и судьба

Рассказ о писателе всегда вызывает повышенный интерес уч-ся. Данный материал станет хорошей иллюстрацией к урокам по творчеству Н.В.Гоголя...

Литературная викторина в 10 классе на тему: "Основные этапы жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя".

Данная викторина содержит вопросы, позволяющие проверить знание основных фактов жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя...

Роль пейзажа в раскрытии идейного замысла романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

В процессе аналитического чтения романа «Герой нашего времени» мы поставили перед собою цель выяснить, насколько глубоко понимают старшеклассники пейзажные зарисовки, как они представляют себе х...

Николай Васильевич Гоголь: "Мертвые души"

Презентация по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души"...

Урок-практикум. Николай Васильевич Гоголь «Мертвые души». Павел Иванович Чичиков. Подлец или предприниматель?

Технология сотрудничества, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология....