Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Данный урок разработан в форме урока-суда. Материал полностью построен на тексте комедии великого классика, а также литературных критиков. Непосредственно уроку предшествует кропотливая исследовательская работа учащихся с текстом. Можно использовать в качестве театральной постановки "Суд над городничим"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_8_klasse_po_komedii_n.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-суд  в 8 классе по комедии Н. В.Гоголя «Ревизор».

    Разработала Шишкина Людмила Анатольевна, лицей №1 г. Усмань

Тема:«А подать сюда…» (Образ городничего в комедии.)

 Форма урока: суд над литературным героем.

Цели и задачи:

1. На основе детального исследования текста комедии выявить характерные особенности образа городничего.

2. Учить выбирать нужную информацию, анализировать и синтезировать материал, создавать собственное высказывание на определенную тему.

3. Отрабатывать навыки сценического чтения.

Предварительная подготовка:

 Между учениками заранее определены роли, каждому персонажу надо подготовить речь на суде (материал готовится по группам, т.к. предстоит детальное исследование текста).

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Мы прочитали бессмертную пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор». Напомню, что сюжет пьесы, да и не только сюжет, а сама житейская ситуация в тогдашней России была повсеместно известна. К 1828 году была написана пьеса г. Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе», но напечатана она была лишь в 1840 году. Постоянно в газетах мелькали сообщения о том. Как какой-нибудь самозванец обманул городские власти и поживился за их счет. В общем, ситуация типично российская: в некий город, чтобы «найти недостатки и наказать виновных» приезжает ревизор. Цель приезда известна всем, и потому задача городских чиновников – «переиграть» ревизора. Скрыть свои грехи и выйти сухими из воды. Как правило, им это удавалось. И они избегали наказания за взяточничество, казнокрадство и другие «грехи».

   Мы с вами сегодня на уроке попробуем исправить эту несправедливость и разобрать на судебном заседании хотя бы дело одного обвиняемого, а именно – господина Сквозник-Дмухановского, городничего из комедии «Ревизор».

  На основе детального исследования текста Гоголя Н.В. вам было предложено подготовиться к этому судебному заседанию от лица определенных персонажей.

  Примечание. Роли заранее  раздаются учащимся с тем, чтобы они смогли подготовить свидетельские показания для судебного заседания. Особое указание при составлении такой речи – использование только подлинного текста Гоголя либо первоисточников: дневников, писем писателя, воспоминания исполнителей ролей пьесы, критические статьи и т.п. Также дети предупреждаются о том, что все речи они готовят от лица заданного персонажа, по возможности готовят соответствующие костюмы.

  В качестве присяжных заседателей можно пригласить учителей. Учеников другого класса и т.п.

  2. Ход судебного заседания.

Судья. Слушается дело господина Сквозник-Дмухановского Антона               Антоновича, городничего уездного города N, героя комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Слово прокурору.

Прокурор. Господин Сквозник-Дмухановский Антон Антонович, городничий уездного города N, обвиняется во взяточничестве, казнокрадстве, самоуправ-стве, мошенничестве, халатном отношении к занимаемой должности.

Секретарь. Вызывается свидетель Гоголь Н.В.

Гоголь. …Городничий. Человек этот более всего озабочен тем, чтобы не пропускать того, что плывет в руки. Из-за этой заботы ему некогда было взглянуть построже на жизнь или же осмотреться получше на себя. Из-за этой заботы он стал притеснителем, не чувствуя сам, что он притеснитель, потому что злобного желанья притеснять в нем нет; есть только желанье прибрать все, что ни видят глаза. Просто он позабыл, что это в тягость другому и что от этого трещит у иного спина.

  Он чувствует, что грешен… Он даже помышляет когда-нибудь покаяться. Но велик соблазн всего того, что плывет в руки, и заманчивы блага жизни, и хватать все, не пропуская ничего, сделалось у него уже как бы привычкой.

Судья. Господин Сквозник-Дмухановский, что  вы можете на это возразить?

Городничий.  …Вот ей-богу, если и взял с иного, то, право, без всякой ненависти.

   В других городах, осмелюсь доложить вам, градоправители и чиновники больше заботятся о своей, то есть, пользе; а здесь, можно сказать, нет другого помышленья, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства.

Секретарь. Вызывается свидетель Абдулин, купец.

Абдулин. Обижательство терпим совсем понапрасну от нашего городничего. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай. Как схватит за бороду, говорит: «Ах ты, татарин!» Ей-богу!

  Мы порядок всегда исполняем, а он придет в лавку и что ни попадет, все берет. Сукна увидит штуку, говорит: «Эй, милый, это хорошее суконце: отнеси-ка его ко мне.»  Ну и несешь, а в штуке аршин пятьдесят.

  Да еще всякую дрянь берет: чернослив такой, что лет семь лежит в бочке, что его никто есть не будет, а он целую горсть туда запустит.

Судья. Господин Сквозник-Дмухановский, что  вы на это скажете?

Городничий. Честью уверяю, и половину нет того, что они говорят. Они сами обманывают и обвешивают народ… Не верьте, не верьте! Это такие лгуны… им вот этакий ребенок не поверит.  Они уж и всему городу известны за лгунов. Осмелюсь доложить: это такие мошенники, каких свет не производил.

Секретарь. Свидетельница Пошлепкина Февронья Петровна, слесарша.

Слесарша. Да мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь-то на нас не припадала, мошенник такой! Да и по закону нельзя: он женатый. Следовало взять сына портного, да родители дали богатый подарок, так он к сыну купчихи Пантелеевой, а она ему полотна три штуки, так он ко мне «На что, говорит, тебе муж, он уж тебе не годится.» Да я-то знаю: годится или не годится. Да мне-то каково без мужа, мошенник такой! Я слабый человек, подлец ты такой! Чтоб всей твоей родне не довелось видеть света божьего!

Судья. Что вы на это скажите?

Городничий. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь, да на пару платья. Недостаточность состояния. Сами извольте посудить. Казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар.

Секретарь. Приглашается унтер-офицерская жена.

Унтер-офицерша. Высек, батюшка. По ошибке. Бабы-то на рынке дрались, а полиция не подоспела, да и схватили меня. Да так отрапортовали: два дня сидеть не могла. Да делать-то, конечно, нечего. А за ошибку-то повели ему заплатить штрафт. Деньги бы мне не помешали.

Городничий. Что до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу, клевета. Это выдумали злодеи мои… Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек, она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла…

Секретарь. Вызывается свидетель Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.

Ляпкин-Тяпкин. Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки. Но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело. А вот, например, если у кого шуба стоит пятьсот рублей да супруге шаль…

Городничий. Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в бога не веруете: вы в церковь никогда не ходите, а я по крайней мере в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. А вы…

Судья. К порядку, господа!

Секретарь. Вызывается частный пристав Степан Ильич Уховертов.

Уховертов. Мне были даны Антоном Антоновичем следующие указания.

 Разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтобы было похоже на планировку. Оно, говорит, чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя… а возле того забора навалено на сорок телег всякого сору.

  Да, если спросят. Отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. (…) А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что и не начиналась. Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазами – и правому и виноватому. Да не выпускать солдат на улицу безо всего; эта дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет.

Городничий. Что за скверный город! Только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор – черт их знает откудова и нанесут всякой дряни! (Вздыхает.) о, ох, хо, хо, х! грешен, во многом грешен.

Секретарь. Вызывается Игорь Ильинский, исполнитель роли городничего в Малом театре в Москве в 1949 году.

Игорь Ильинский. …Городничий в моем представлении – старая матерая крыса, умудренная годами и превратностями судьбы, и от этого еще более хищная, еще боле беспощадная к слабым мира сего.

  Для меня городничий – это один из тех столпов, на которых держится полицейский режим николаевской эпохи. Он защищает не только себя со своими злоупотреблениями и взятками – он как бы защищает честь мундира, честь чиновничьей корпорации, защищает тот строй, который позволяет ему грабить безнаказанно. Поэтому лон так активен, так всецело поглощен поставленной перед самим собой целью – половчее обойти петербургского гостя. Чтоб и порядки во вверенном ему городе остались прежними и чтобы можно было бы даже извлечь из этого дела известную пользу.

Секретарь. Вызывается свидетель Хлестаков Иван Александрович, чиновник из Петербурга.

Хлестаков. «Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму. Весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой…все мне дают взаймы сколько угодно. Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер. Ты, я знаю, пишешь статейки: помести их в свою литературу. …городничий – глуп, как сивый мерин…

Судья. Достаточно, господин Хлестаков.

             Что ж, господин Сквозник-Дмухановский, ваше последнее слово.

Городничий. Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…

  Как я? нет, как я, старый дурак! выжил, глупый баран, из ума!... Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул! что губернаторов! нечего и говорить про губернаторов…

  Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен старый городничий!... Сосульку, тряпку принял за важного человека! До сих пор не могу прийти в себя. Вот подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было. Вот просто ни на полмизинца не было похожего – и вдруг все: ревизор! ревизор! (Махает рукой, садится.)

Судья. Господа присяжные заседатели, вынесите свой вердикт по делу Сквозник – Дмухановского.

Присяжные заседатели . Господин Сквозник-Дмухановский Антон Антонович, городничий уездного города N, признан виновным  во взяточничестве, казнокрадстве, самоуправстве, мошенничестве, халатном отношении к занимаемой должности.

 А посему определить ему следующее наказание:  вставить в комедию. На сцену его! Пусть видит  весь народ! Пусть посмеется ему! О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха. Он не отнимает ни жизни, ни имения у виновного; но он ему силы связывает, и, боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила…

3.Слово учителя.

 Итак, мы с вами определили меру наказания городничего из комедии Н.В. Гоголя. Выявили черты его личности, очертили круг его деятельности как градоначальника. Посмеялись над отдельными моментами. Но это смех сквозь слезы. Беда в том, что пороки, осмеянные классиком, продолжают, к сожалению, существовать и поныне – слишком глубоко пустили они корни  в человеческую психологию. Поэтому комедия продолжает оставаться актуальной и по сей день. Дай бог, чтобы  современных городничих, ляпкиных-тяпкиных, земляник и тому подобных персонажей судили не литературным судом, а чтобы они понесли заслуженное наказание.

4. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Что изменилось в моем городе со времен города N?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы ««Прежняя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» (Урок - творческая мастерская с элементами с элементами синквейна в 9 классе)

Цели:1. Образовательные: раскрыть понятия «типические образы», «говорящие фамилии», «внесценические персонажи»; определить особенности нравственного облика фамусовского общества; выявить специфику кон...

Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....

Урок литературы "Тема семьи в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"

Разработка урока литературы в 8 классе "Тема семьи в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"...

Урок литературы 8 класс по комедии Н,В, Гоголя "Ревизор"

Данная разработка представляет заключительный урок по комедии Гоголя "Ревизор",Уроку предшествует подготовительная работа, учащиеся распределяются по нескольким группам: режиссер, художник о...

Урок литературы "Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

В разработке представлен сценарий урока и презентация к нему. Урок может быть интересен учителям литературы, в первую очередь тем, кто работает в коррекционной школе с детьми, имеющими нарушения слуха...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....