Жанр как литературоведческая проблема. Басня как жанр
статья по литературе по теме

Размышления о понятии "жанр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жанр как литературоведческая проблема. Басня как жанр

          Темой данной статьи является изучение жанра басни в средней школе. С этим жанром школьники знакомятся в начальных классах, где дети получают первичное представление о басне (в основном на произведениях И.А. Крылова). В 5 классе производится более глубокое ознакомление с жанром: вводится терминология (жанр, мораль, аллегория, иносказание), дети знакомятся с творчеством баснописцев разных времен (Эзоп, Лафонтен, Дмитриев, Хемницер и др.).

          Перед началом работы в 5 классе над конкретной басней необходимо сформировать у школьников представление о жанре, затем рассказать об истории жанра басни, показать, как развивался этот жанр с течением времени на примере нескольких текстов, выявить их сходства и различия и только после этого переходить непосредственно к анализу конкретного произведения.

          «Литературное развитие неразрывно связано, с одной стороны, со все множащимися и усложняющимися видовыми и жанровыми формами художественных произведений, с другой стороны – с возникновением и сменой художественных методов» (1; 214).

         «В условиях первобытного общества не существовало отдельных, самостоятельных видов искусства, тем более литературных родов. В то время наблюдался синкретизм различных литературных форм, то есть такое состояние поэтического творчества, когда элементы поэзии, хореографии, музыки органично входят в единое поэтическое «представление» (4; 116).

          Эпос постепенно сформировался путем выделения из художественного синкретизма лиро-эпической песни, содержание которой черпалось из народных легенд, мифологических сказаний. Истоки лирики, по мысли Гуляева Н.А., уходят в хоровые возгласы, выражавшие состояние печали или радости. Драматургия развилась из коллективной пляски и мимического действия, связанного с представлением отдельных сторон трудовой жизни (5). Эпические, лирические и драматические формы литературы по  мере развития общества усложнились, утратили свою первоначальную родовую чистоту, между ними наметились взаимопереходы, так что в настоящее время исследователи стоят перед серьезными трудностями в вопросе о жанре.

          Теория жанра — одна из наиболее значимых областей теоретической разработки истории литературы. Интерес к проблеме жанра в современном литературоведении велик. Дискуссия о жанрах ведется в фундаментальных монографиях по теории литературы, появляются диссертации, проводятся конференции, выпускаются ежегодные сборники научных трудов. Появился даже особый термин «генология», введенный еще в 1920 г. Полем Ван Тигемом для обозначения науки о жанрах и родах в литературе (9).

          Следует особо отметить вклад отечественных ученых 1920–1930_х годов в разработку теории жанров («социологическая школа»: В. Фриче, А. Цейтлин, М. Юнович, «формальная школа»: Ю. Тынянов, В. Шкловский). Принципиальное значение имело расхождение в 1920-е годы позиций Ю. Н. Тынянова и М. М. Бахтина по вопросу о жанрах. Ю. Н. Тынянов отстаивал представление о сменяемости всей системы жанров при смене исторических эпох, подчеркивал индивидуальность жанровых структур в творчестве различных писателей, а М. М. Бахтин считал, что жанр — наиболее устойчивая совокупность способов коллективной ориентацией с установкой на завершение; история литературы — это история жанров (13). В результате заострения этих противоположных позиций допускались различные преувеличения, ошибки, но в ходе дискуссии сформировались основы современной теории жанров, в том числе новаторское представление о системах жанров, сменяющих одна другую по мере развития литературного процесса.

          Проблема жанра  начинается с уточнения термина, как и множество других понятий литературоведения неопределенного и двусмысленного. «От жанра как такового нужно отделить прежде всего жанризм — в смысле бытописи — понятие, перешедшее в литературную науку от теории изобразительных искусств. Но этого ограничения недостаточно» (12; 108).      

          «Жанр» - французское слово, соответствующее русскому «вид». Иногда говорят «поэтические виды», т.е. типы поэтических произведений.

А. Г.  Цейтлин в своей статье «Жанры» пишет: «Под жанром часто понимают роды поэтических произведений — лирику, эпос и драму. Несмотря на этимологически правильный перевод французского понятия (genre — род), ему должно быть придано гораздо более узкое значение — конкретной и частной модификации поэтического рода» (12; 109).

         Но В.М. Жирмунский  придерживается несколько иного мнения, в своей статье «Проблема жанра» он пишет: «Понятие типа поэтического произведения, его вида, употребляется в поэтике в двух смыслах: в более широком и в более узком. В широком смысле мы говорим как о типах поэтического произведении об эпосе, лирике и драме» (5; 395). В этом случае обычно употребляют термин «род». Что касается жанров в узком, собственном смысле слова, то сюда относятся, например, поэма, роман, новелла, басня, ода, элегия, трагедия, комедия и т.д.  

         В данной главе понятие «жанр» будет рассматриваться в его узком смысле. Далее приведем несколько определений этого термина из литературоведческих словарей, школьных учебников, энциклопедий, выявим сходства, установим различия.

Итак, жанр - это

  1. совокупность формальных и содержательных особенностей произведения.
  2. вид художественного произведения: песня, баллада, поэма, повесть, новелла, комедия и тд. (8; 309)
  3. тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания (11; 431).
  4. Бахтин понимает жанр как «типическую форму целого произведения, целого высказывания» (10; 175)
  5. «…как и всякая художественная форма, есть отвердевшее, превратившееся в определенную художественную конструкцию содержание» (7; 21)
  6. «…исторически сложившаяся, удостоверенная традицией и … наследуемая совокупность определенных тем и мотивов, закрепленных за определенной художественной формой, связывающая их между собой узнаваемыми чувствами и мыслями» (2)

          Эти трактовки жанра разные по той причине, что предназначены они для разных людей. Первые три толкования более простые - они предназначены для учеников, рассчитаны на широкий круг читателей. Последние два определения очень интересны, это, на мой взгляд, авторская попытка расширить границы научного понимания этого термина, углубить его значение. Поэтому здесь и появляются слова, которые редко встретишь в словарях: «отвердевший», «чувства», «мысли». Подобные художественные определения терминов очень интересно  и полезно давать на уроках теории литературы, чтобы дети не пугались сложных непонятных научных фраз и учились глубже смотреть в значение того или иного термина.

          Итак, вышеприведенные определения можно обобщить. Таким образом, жанр - тип, вид, содержание, форма, совокупность особенностей произведения.

           Понятие жанра подразумевает преемственность восприятия: читатель, обнаруживая в произведении те или иные особенности сюжета, места действия, поведения героев, относит его к какому-либо известному ему жанру, вспоминая прочитанное и узнавая в новом знакомое. Однако помимо устойчивости и равенства себе, о чем говорится в определениях жанра, рассмотренных ранее,  категория жанра обладает и прямо противоположной особенностью: она исторически подвижна. Любой жанр может заимствовать специфические особенности других жанров и существенно менять свой строй и облик. Идентифицировать его в таком случае становится крайне затруднительно: один и тот же жанр может по-разному восприниматься в разные эпохи, и последнее слово в споре о его природе принадлежит, по-видимому, литературной традиции, или, иначе говоря, читательской образованности.

          Басня — один из древнейших литературных жанров. Считается, что первыми древнегреческими баснописцами были Гесиод (кон. 9–8 вв. до н.э) и Стесихор (6 в. до н.э.) Древний мир знал множество басен, недаром уже в древней Греции проводилась классификация различных произведений этого жанра. Судя по всему, их сочиняли в различных местах Средиземноморья. Наиболее распространенные варианты – басни сибаритские (происходившие из города Сибариса), в которых действовали люди, и эзоповы басни, героями которых были животные (13).

          Эзоп (сер. 6 в. до н.э.) – наиболее известный древний баснописец, чьи произведения стали классическими и неоднократно переводились на языки мира. Их сюжеты послужили основой для творчества многих литераторов последующих эпох. Эзоп – полулегендарная личность, о жизни которого ходило много рассказов, в которых смешивались правда и вымысел. Традиционно его родиной называют Фригию – область в Малой Азии. Считается, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенесшим много злоключений.

          Большое значение для развития басенного жанра имело творчество древнеримского поэта Федра (ок. 15 до н.э. – ок. 70 н.э.). Федр был рабом, а затем вольноотпущенником императора Августа и жил в эпоху расцвета латинской литературы.

          В.А. Жуковский в статье «О басне и баснях Крылова» цитирует мысль французского философа-просветителя Вольтера: «Федр полагал, что басня была создана рабами, которые опасались свободно выражать свои чувства и были вынуждены пользоваться аллегориями» (6; 403). Эту точку зрения Жуковский опровергает: «Не знаю, почему рабам приличнее употреблять иносказания, нежели свободным. Если невольник, опасаясь раздражить тирана, принужден скрывать истину под маскою вымысла, то человек свободный, в угождение самолюбию <…> не менее обязан украшать предлагаемое им наставление формою приятною <…> Что же касается до изобретения, то басня, кажется нам, принадлежит не одному народу в особенности, а всем вообще, равно как и все другие роды поэзии. Вероятно, что прежде она была собственностию не стихотворца, а оратора и философа. И оратор и философ, рассуждая о предметах политики и нравственности, употребляли для большей ясности сравнения и примеры, заимствованные из общежития или природы» (6; 404).

          Выдающееся место в истории басенного жанра принадлежит творчеству Лафонтена (1621-1695), «связанному с литературным направлением классицизма. Лафонтен расширил повествовательные возможности басни, придал ей черты реалистичности, насытил ее гражданским содержанием, превратил в действенное средство борьбы с пороками феодально-монархического общества» (4; 152).

          Достижениям Лафонтена были приумножены русскими баснописцами – Дмитриевым, Хемницером, в особенности Крыловым, который возвел басню в ранг подлинного искусства.

          Приведем для сравнения несколько толкований басни, взятых из разных источников.

1. «Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание» (8; 309).

2. «Стихотворный рассказ происшествия, в котором действующими лицами обыкновенно бывают или животные, или твари неодушевленные. Цель сего рассказа — впечатление в уме какой-нибудь нравственной истины, заимствуемой из общежития и, следовательно, более или менее Полезной» (6; 402).

3. Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей (3).

4. «Басня – небольшой, обычно стихотворный рассказ дидактического назначения. Баснописец достигает нравоучительной цели путем осмеяния каких-либо пороков, изображаемых, как правило, в аллегорической форме. Носители морального уродства и социального зла представлены в басне чаще всего в образе животных» (4; 151).

          Первый вопрос, возникающий после прочтения данных определений, - вопрос о форме произведения. Басня – это стихотворный или прозаический рассказ? Два из четырех толкований говорят, что форма этого жанра может быть различной, другие два упоминают только о стихотворной форме. Чтобы разрешить это противоречие, достаточно вспомнить басни Эзопа, который были написаны прозой. В дальнейшем во всех определениях выявляется явное сходство: все источники говорят о нравоучительном характере этого жанра и о присутствии в нем аллегории.

         «В большинстве басен пороки и недостатки людей воплощены в образах животных, птиц, рыб. Как и в сказках, аллегория основывается в басне на широко известных чертах животных. Содержание басни раскрывается в сжатом и остром эпизоде, маленькой выразительной сцене… Многие басни делятся на две части: первая представляет собой передачу осмеиваемого факта, лица, события, вторая – нравоучение» (1; 234). Однако подобное деление не обязательно, и ряд басен ограничивается лишь первой частью, если она сама по себе с достаточной ясностью раскрывает проводимую баснописцем мысль.

Данная статья показала, насколько важно перед изучением одной конкретной басни углубиться в историю басни, провести подготовительную работу с детьми: поговорить сначала о жанре, показать различные толкования этого термина, такую же работу провести с определением басни. Нельзя при изучении басни Крылова не показать ученикам басни других писателей. Понятие детей об этом жанре не может ограничиваться только творчеством этого баснописца. Школьников необходимо познакомить с ключевыми фигурами данного вида произведений, важно показать басню в развитии. Возможно, такая работа поможет избавиться от стереотипа: если басня, то басня Крылова. В то же время ни в коем случае нельзя преуменьшать значения самого И.А. Крылова. Это поможет сделать сравнительный анализ трех басен, предложенный в практической части.

         Хочется отметить, что предложенные методы работы при изучении басни в 5 классе были испробованы на практике, и надо заметить: урок прошел интересно, быстро. Дети с увлечением изучали предложенные тексты, выявляли сходства и различия.


Список использованной литературы

  1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. Учебник для студентов филологических специальностей – М., 1975
  2. Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995)
  3. Гринцер П.А. К вопросу о соотношении древнеиндийских и древнегреческих басен // Гринцер П.А. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. Древнеиндийская литература. – М., 2008, с. 345-352.
  4. Гуляев Н.А. Теория литературы: Учеб. Пособие – М., 1985
  5. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций – М., 2004
  6. Жуковский В.А. Собрание сочинений в 4 т. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. Т. 4.
  7. Кожинов В.В. Жанр литературный. КЛЭ. – М.,1968. – Т.2., 21)
  8. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ авт.-сост. В.Я. Коровина и др.. – М., 2007; 309
  9.  Луков В.А. Жанры и жанровые генерализации // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 141-148.
  10. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику. – Л.,1928., 175)
  11. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. С56 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – С.431
  12. Цейтлин А.Г. Жанры // Литературная энциклопедия. Том 4  М., 1929—1939. Т. 1—11 Т. 4 — М., 1930
  13.  Эйдельман Т.Н. Басня // http: // www.krugosvet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа секции «Проба пера: творческие работы разных жанров и литературоведческие исследования» (Малая академия наук)

Программа предназначена для занятий с разновозрастным коллективом школьников, проявляющих интерес к исследовательской и творческой работе, а потому предполагает вариативность и индивидуальный по...

урок литературы в 5 классе «Басня как жанр. баснописцы И.А. Крылов и А.В.Лужанин»

Тема: «Чудесный мир басен» («Басня как жанр. Русский  баснописецИ.А. Крылов и удмуртский баснописец А.В.Лужанин»).Цель урока: ввести  детей в чудесный мир русских и удмуртских басен, заинтер...

Басня как жанр

История басни...

Презентация к уроку "Басня как жанр"

Содержит материал о известных баснописцах, в том числе о И.А. Крылове, жанровые особенности басни....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Басня как жанр эпических произведений

Разработка урока родного(русского) языка для 7 класса...

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему: "Басня как жанр. Басни И.А. Крылова"

Презентация к уроку литературы в 5 классе. Цель – обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова»....