Цикл уроков по творчеству И.С. Тургенева
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

На изучение творчества И.С.Тургенева в 7 классе отведено немного  часов,  поэтому необходимо  вместить в урок самое основное, чтобы у детей сформировалось представление о личности писателя, его произведениях. В качестве  формы урока  выбрана  беседа, так как эта форма наиболее доступна семиклассникам. Метод, использованный на уроках, репродуктивный.  Этот метод  позволяет использовать на уроке большое количество методических приемов, соответствующих возрасту учащихся: объяснение учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение, повторение изученного, элементы анализа художественного текста, беседа по вопросам, составление плана. Чтобы усвоение материала было более эффективным, была использована презентация,  с доступной информацией, легкой  для восприятия и запоминания учащихся. Использование компьютерной техники позволило сэкономить время на уроке, заинтересовать детей.

 Проведение подобных уроков  позволяет углубить знания учащихся о  жизни и творчестве И.С.Тургенева,  развивать эстетический вкус,  познавательный интерес, творческие и коммуникативные способности, воспитывать любовь к литературе, к своей  родине.

 

 

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_wordturgenev.docx859.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Иван Сергеевич Тургенев. Слово о  писателе. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк»(1-й урок,7 кл.)

Тип урока:       урок изучения и  усвоения  новых знаний

Форма урока: урок-беседа

Цель  урока:  расширить знания учащихся о личной и творческой биографии Тургенева.

Задачи:

Дидактические: 

  1. продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументированно доказывать собственное суждение;
  2. проверить  навыки  внимательного  прочтения художественного произведения.

Развивающие:                                                         

  1. совершенствовать умения анализировать,  сравнивать, формулировать выводы;
  1. развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные: 

  1. воспитывать трепетное отношение  к родине;
  1. воспитывать художественный вкус.

 Оборудование урока: портрет И.С.Тургенева, презентация, выставка книг,

Словарная работа:    конфликт, пейзаж, интерьер, портрет.

Используемые учебники и учебные пособия:

  1. Золотарева И.В., Егорова Н.В., поурочные разработки по программе под редакцией  В.Я.Коровиной;
  2. Интернет-ресурсы;

                                                  Ход урока

Организационный момент

I. Слово  учителя. Ребята,  сегодня мы с вами будем изучать творчество  удивительного  писателя И.С.Тургенева. Конечно, имя этого писателя вам уже знакомо. Вы уже встречались с ним и не раз, поэтому целью нашего урока является расширение  знаний о творческой биографии писателя.

Откройте тетради и запишите число, тему урока.

2. Презентация.(слайд№1) И.С.Тургенев принадлежал к богатому  дворянскому  роду(слайд №2).Мать, урожденная Лутовинова(слайд№3).Тургенев написал много рассказов, повестей, стихотворений в прозе(слайд №4).Село Спасское было названо из-за церкви Спаса Преображения(слайд№5). Прекрасные окрестности усадьбы нашли отражение в произведениях писателя (слайд№6).Гостями Тургенева были А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой (слайд №7). В усадьбе сохранился дуб, посаженный Тургеневым (слайд№8,9,10). Писатель любил отдыхать в тени благоухающей зелени (слайд № 11).А это интерьер дома, где жил писатель(слайд №12,13).Известно, что писатель сам был заядлым охотником. Это его охотничье снаряжение (слайд№14).В 40-50 годы 19 века И.С.Тургенев  создал несколько произведений, объединенных  в один сборник «Записки охотника» (слайд № 15,16). И сегодня мы будем говорить о рассказе «Бирюк», произведении  из цикла «Записки охотника» (слайд № 17, 18). Прежде чем мы будем работать с текстом рассказа, давайте проверим домашнее задание (Д/з. прочитать рассказ «Бирюк»,составить  цитатный  план рассказа)

3. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают примерный цитатный план рассказа:

          1.«Гроза надвигалась…»

2.«Вот мы и дома…»

3.«Редко мне случалось видеть…»

4.« В  лесу шалят…»

5.«Куда? Стой!-загремел голос лесника…»

6.«Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич…»

7.«Убирайся к черту!...»

Учитель. А теперь  давайте  поработаем со словарными словами. Они нам сегодня пригодятся.

4.Словарная работа: На экране определения: конфликт, пейзаж, интерьер, портрет (слайды  № 19 – 24)/  Учащиеся записывают в тетради литературные термины.

Учитель. Ребята, прочитав еще один рассказ Ивана  Сергеевича  Тургенева,   вы  убедились, что  писатель является необыкновенным мастером изображения картин русской природы. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу(Слайд №24)

-Вспомним с чего начинается рассказ «Бирюк»?

- С описания леса и  надвигающейся грозы.

- Как вы думаете, почему крестьяне прозвали лесника Бирюком?

Давайте поработаем в группах, чтобы ответить на многие вопросы.

5.Работа в группах. Класс разбивается на 4 группы.

             Группам даются карточки с заданиями и вопросами.

  1. Первая группа. Пейзаж.

Задание: найти пейзажные зарисовки и прокомментировать их. Найти слова, которые передают состояние природы, краски, звуки, запахи.

-Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя?

-Какую роль играет образ-символ грозы?

-Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы?

  1. Вторая группа.  Интерьер.

Задание: подготовить пересказ описания избы Бирюка

-Какие слова  в описании являются ключевыми?

- С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу?

-Какую роль играет описание интерьера избы?

-Как это описание помогает понять характер героя?

  1. Третья группа. Портрет.

Задание: найти описание внешности Бирюка, ответить на вопросы:

-В чем особенности портрета Бирюка?

-Какие детали портрета вы считаете главными?

-Можно ли по портрету определить авторское отношение к герою?

-Как портрет помогает раскрыть характер героя?

-Какую роль в рассказе играет портрет мужика-вора и при помощи каких ярких художественных деталей Тургенев показывает внешний облик и состояние крестьянина?

  1. Четвертая группа. Словарная  работа.

Задание: нужно найти значение слов, встретившихся в  рассказе. Составить словарик.

 Полати, рогожка, кушак, дружки, взыскать, люлька, подле, покромка, понурить, ракиты, полати, верста, плетень и т. д.

Выступление учащихся.

Учитель обобщает высказывания учащихся,  что Тургенев описывает поле и лес в различные времена года, в различное время суток. Его пейзаж подвижен  и изменчив. Писатель предстает здесь очень тонким наблюдателем различных запахов, оттенков, звуков леса, поля. Автором использованы различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафора, олицетворения, которые одушевляют природу. Описание природы у Тургенева сопоставимо с человеческим миром.  Пейзажные зарисовки у писателя не только фон, на котором происходит действие, но и очень важное средство характеристики героев. Они помогают раскрывать переживания героев, настроение, чувства, выявить авторскую позицию.

В описании избы Бирюка зашифрована социальная характеристика героя, а портрет помогает выразить его индивидуальные черты

Учитель. Итоговый вопрос:

-Как вы понимаете слова Белинского о том, что Тургенев в «Записках охотника» зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил?»

6.Рефлексия. Целью урока было: расширить знания о биографии Тургенева. Как вы думаете, ребята, достигли мы целей урока?

7.Выставление оценок. Домашнее задание. Знать  биографию писателя, индивид. задание: выучить наизусть стихотворение «Русский язык».

Тема урока: Последние годы творчества Ивана Сергеевича Тургенева. Стихотворения в прозе. (2 урок, 7 класс)

Тип урока:       урок  усвоения новых знаний

Форма урока:    урок-беседа

Цель  урока:  изучить понятие и особенности стихотворений в прозе;

Задачи:

Дидактические: 

  1. продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументированно доказывать собственное суждение.

Развивающие:                                                         

  1. совершенствовать умения анализировать,  сравнивать, формулировать выводы;
  1. развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения;
  2. творческие возможности в написании стихотворения.

Воспитательные: 

  1. Способствовать формированию любви к слову, русскому языку.

 

  Оборудование: портрет И.А.Тургенева,  иллюстрации к произведениям писателя, выставка книг, слайды.

Теория литературы: роды литературы

(эпос, лирика, драма), размеры стиха

(ямб, хорей)рифма, монолог, диалог.

                                         

                                       Ход урок

Организационный момент

1.Слово учителя. Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с именем великого русского писателя И.С. Тургеневым. Давайте вспомним этапы его биографии и поговорим о последних годах творчества писателя. (слайд №1)

2. Проверка домашнего  задания. ( проверку можно провести в форме викторины или сообщений учащихся)

  -В каком году родился И.С.Тургенев?

-Как называется родовое имение Тургенева?

-Какие именитые гости посещали имение?

-Бывал ли Тургенев за границей?

-В каких учебных заведениях учился Тургенев?

-В каких жанрах работал писатель?

 

3. Слово учителя. Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого русского писателя 19 века И.С.Тургеневым.

Послушайте стихотворение (чтение  стихотворения  учителем)

                «Записки охотника»

           Из многих книг – сейчас одна

           Ее дыханию внимаю,

Она ясна, чиста до дна

А глуби – сердцем  поднимаю.

***

  В таком же, как и  наш лесу

Бродил с ружьем он за плечами.

Просторов русских пил красу

И днем, и звездными ночами.

                  ***

Исполнилось души одной

Одним желаньем вечно юным.

Хотел он видеть край родной

Свободным, светлым,  неугрюмым.

                  ***

Он слышал мерный ход времен

Судьбы народной видел сдвиги.

И сочетанием имен

Хорь и Сократ – свергал вериги.

               ***

Какая четкость мастерства!

И мысль, и солнечные блики,-

Блистает, как в росе листва,

Мир и простой и многоликий.

                              ***

Природы трепетной черты

И глаз задумчивых сиянье.

Какое  здесь и красоты

И правды, верное слиянье!          

  Слово учителя: это стихотворение написано в 1952 году, спустя 100 лет со дня  выхода в свет книги Тургенева « Записки охотника». Написал его исследователь творчества И.С.Тургенева – Иван Новиков. Она так и называется « Записки охотника». И у нас есть возможность еще раз заглянуть в его творческую лабораторию.  Цель урока: познакомиться с новым жанром в литературе стихотворениями  в прозе  и его особенностями.

И сегодня мы с вами  поговорим о последних годах жизни писателя. Итак, тема урока:Последние годы творчества И.С.Тургенева.                                                                                                                                                                                  Стихотворения в прозе.

Учащиеся записывают в тетрадь число, тему урока.

Слово учителя. Тургенев  рано  начал писать и обращался к самым разным жанрам эпоса, лирики, драматургии. Скажите, ребята, какие произведения И.Тургенева вы помните?

Ответы детей. «Му-му», «Бежин луг» и «Бирюк», которые входят в цикл  «Записки охотника».

Учитель.  Верно. Произведения, которые вам знакомы, написаны в начале творческого пути, а сборник, о котором пойдет речь, необычен. Он называется

«Стихотворения в прозе». Тургенев написал их в конце жизненного пути в 1882 году, как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве.  Сборник стихов в прозе насчитывал  83 стихотворения и был посвящен разной тематике.

Учитель. Ребята, давайте послушаем  стихотворение,  которое называется   «Русский язык».

 Ученик читает  наизусть стихотворение «Русский язык»  (дом. задание)

Текст  стихотворения проецируется на доску.

-  Ребята, как вы думаете, в какой период жизни написано это стихотворение?

Учитель. Оказывается это стихотворение писалось в дни  русско – турецкой войны 1877 – 1878 годы. Именно эта боль при виде того, что  делается дома и выражена в стихотворении.

- Что говорит Тургенев о русском языке? Почему  такие большие надежды возлагает писатель на русский язык?

Ответы детей: Русский язык великий, могучий.  Автор возлагал  большие надежды, потому что  он родной язык и способен творить чудеса.

-Какая мысль заключена в этом отрывке? -Мысль о том, что русский язык помогает автору пережить какие – то неприятные события.

Учитель. Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует?

Ответы детей. С помощью торжественной  интонации автор выражает надежду на то,  что русский народ – великий народ.

- Какое это по- вашему стихотворение лирическое или эпическое?

Вспомним, лирическое – это произведение, в котором передаются мысли и чувства, эпическое – события. Несмотря на то, что  нет рифмы -  это произведение лирическое, потому что выражает  чувство.

Учитель.   В стихотворении всего 3 предложения.  Какие они?

Ответы детей. Два предложения восклицательные, одно вопросительное.

- О чем это говорит?

Ответы детей. Это говорит   об искренней взволнованности автора.

- Какие художественные приемы используются  автором?

Ответы детей. Автор использует эпитеты, их только 4 и  один из них звучал дважды,  Великий язык – Великий  народ.

Учитель: Определения, который дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный»,- сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в публицистических выступлениях, критических  работах, статьях.

     Полный веры в русский народ, И.С.Тургенев в своем творчестве показал его одаренность, его душевную красоту. Мы ценим Тургенева как писателя, воспевшего язык русского народа в стихотворении «Русский язык»

Учитель.  Ребята, давайте прочитаем еще одно  стихотворение  « Собака» и сделаем вывод, что же такое стихотворение в прозе?

После прочтения стихотворения проводится беседа по содержанию.

- Какова основная мысль в стихотворении?

- Что демонстрирует автор?

- Докажите, что перед нами лирическое произведение?

После ответов детей делается вывод учителем.

Учитель. В стихотворении «Собака» повествование ведется от имени лирического героя. Речь идет о жизни всего живого, а не конкретной собаки. В стихотворении есть то, что мы так стремимся пробудить в вас учениках: умение видеть свою общность со всем живым вокруг нас.

Учитель. Ребята, проанализировав два стихотворения, давайте попробуем определить специфические черты жанра стихотворения в прозе в виде таблицы.

На доске  таблица. Графа  2 и 3 заполняется вместе с детьми в тетради.

По ходу заполнения таблицы дети  повторяют  теорию литературы: размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий), рифмы (парная, перекрестная, кольцевая), монолог, диалог.

               Поэзия

               Проза

1.Метр

           +

             -

2.Рифма

           +

             -

3.Ритм

           +

             -

4.Способ размещения на пис  письме

красная строка

сплошной текст

5.Выражение мысли

краткость

развернутость

6.Задача слова

передать чувство

передать сюжет

7.Специфика повествова- ств  ния

монологичность

диалогичность

Учитель.  Итак, ребята, давайте сделаем вывод,  что  же такое стихотворение в прозе?

Ответы детей (при затруднении ответы  формулируются совместно с учителем)

Стихотворения в прозе – лирическое произведение в прозаической форме.

Учитель. Что характерно для стихотворения в прозе?

-Все признаки лирического стихотворения за исключением метра, рифмы.

Учитель. Тургенев создал новый для русской литературы жанр произведения – стихотворения в прозе.

Он  считается  лучшим стилистом русской прозы 19 века, очень тонким психологом. И человеческая личность, и  природа  являлись предметом его  философских размышлений. Критики считали, что  все эти стихотворения - единое целое,  «поэма о пройденном  жизненном пути».

Ребята, а  домашнее задание будет творческого характера: попробуйте сочинить свое  мини-стихотворение  в прозе на любую тематику.4.Рефлексия. Ребята, целью урока было: познакомиться с жанром, который создал Тургенев и его особенностями. Как вы думаете, достигли ли мы целей урока? Можете ли вы мне рассказать, что же такое стихотворения в прозе и что для него характерно?

  Домашнее  задание (написать свое стихотворение в прозе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Вся моя биография -- в моих сочинениях". Жизнь и творчество И. С.Тургенева.Урок по модульной технологии.

Технологическая карта урока помогает обучающемуся самостоятельно организовать работу по биографии Тургенева И.С....

Биография и творчество И. С Тургенева.

Презентация даёт возможность расширить представления учащихся о творчестве писателя....

Творчество И. С. Тургенева.

Презентация используется на первом уроке изучения творчества И. С. Тургенева....

Урок на етму "Обобщающий урок по творчеству И.С. Тургенева

данный урок является обобщением знаний по основным этапам жизни и творчества И.С.Тургенева...

Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева

Автор: Юлаева И.А.Тэги: Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева...

"Сквозь магический кристалл..." Литературный семинар по творчеству И.С. Тургенева. 10 класс.

Предложенным материалом я открываю серию публикаций по итогам многолетней работы над проектом Литературных семинаров. Первый такой проект был реализован в ГОУ № 27 Санкт-Петербурга в 1995 году. С тех ...

Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново

Презентация, в которой собран материал для уроков, посвящённых биографии писателя....