Опорные схемы по литературе
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Использование опорных схем на уроках – считаю важным моментом в моей работе. Одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opornye_shemy_po_literature.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

4 раздел

1.

Постоянная мифологическая структура

3 звена сюжетного развития

                II        III

     I                                                   II                                         III

Потеря                                 действия героя                  приобретение

Беда, недостача                преодоление беды,             ликвидация по-

                                          ликвидация недостачи          тери

Испытания положительного героя

                       3 звена

Предварительное                    основное                    дополнительное

                                           

                                             Подвиг героя               на идентификацию

                                         (т.е.ликвидация  

                                        потери)            доказательство

                               (совершил  подвиг!)            посрамление соперни-

                                                                                       ков.

  1. Праславянские и библейские мифы

   С IXв.                в  славянских землях

                                       

Конец официального существования славянской мифологии

Низшие уровни

Высшие уровни

Большая устойчивость

Разруше-ние

Трансформация мифологических                                                                       ?

 персонажей                                                                                                   (двоеверие)

           

Либо                                  Либо                                                      Сохранилась демонология

Перемещение         отожествление                         Лешие                   Водяные            Полевки

в разряд               с христианскими                           (связь с домашним хозяйством)

отрицательных          святыми

Триглав         Перун                   Велес                      Ярила                                   ЗАГОВОРЫ

Бог-Отец          Илья-пророк       Власий                    Георгий                            Магические

Бог-Сын        (связь с громом,                                                                                тексты-фор

Бог-Святой            дождем)                                                                                    мулы.

Дух.

5 раздел

1. «Сказки Салтыкова-Щедрина»

(опорная схема-конспект)

«Премудрый  пескарь»

«Дикий  помещик»

С К А З К И

Задача: обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.

Особенности:

Фантастика, реальность, комическое + трагическое, гротеск, гипербола

   «Для детей изрядного возраста»

   1869 – 1886 г.г.

Итог жизни:

«Жил дрожал, и умирал – дрожал»

Безропот-ность, терпение, трудолюбие

Глупость, жадность, паразитизм

Черты:

Глупость, трусость, беспомощность

Цель жизни:

беречь свою распостылую жизнь

ЧЕРТЫ

Цель: в чем смысл жизни и назначение человека

        Судьба пескаря

помещиками

народом

Цель: пробудить самосоз-нание, показать отношения  между:

2. ОСК (опорная схема конспект) «АНДРЕЙ  БОЛКОНСКИЙ»

(по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

«Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи?» (А.Болконский)

                 Аустерлиц         Общ.              Европа              1812 год

                                                 благо

                    *              *              *               *

Слава                                                                                                 Отечество

                                ДРУЖБА         ЛЮБОВЬ         МЕСТЬ

ОПИСАНИЕ:

Четыре взлета испытал в своей жизни Андрей Болконский. Это битва при Аустерлице, где он был близок к осуществлению своих честолюбивых мечтаний, творческое участие в реформах Сперанского («общественное благо»), давшее ощущение преобразования жизни. Третий взлёт – познание европейской свободной мысли («Европа»), и четвёртый -  героический 1812 год, открывший Андрею действительный смысл бытия.  Но были в жизни главного героя и три катастрофических падения: разочарование, постигшее его под небом Аустерлица, поражение Сперанского, не получил счастья в любви, «сожженной» изменой Наташи.

Какие же силы поднимали Андрея Болконского? Это дружба с Пьером, любовь к Наташе Ростовой, чувство мести к Анатолию Курагину.

Рассмотрим среднюю линию – символ посредственной жизни. Она не свойственна Болконскому, и тем не менее в его судьбе имеет свое начало и конец. Жажда славы превращает жизнь князя в цепь одухотворенных одержимостей и катастрофических разочарований. Но вот вошёл в неё 1812 год и очередного падения не происходит. Открылась вдруг Андрею истина: вся его жизнь – ложь, и все живут во лжи. Впереди его взлетов шла корысть, поэтому не было у него счастья. И вот два вывода:

  1. нужно жертвовать собою ради любви, а не мечтать о ней;
  2. не жажда славы или месть должны вести человека на войну, а мысль об Отечестве.
3. ОСК к поэме Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»

«Я лиру посвятил народу своему»

              1863                                     1877                    тому живется хорошо на          

Руси, кто борется за
 освобождение народа

 

            Задача :                                         Цель : 

Показать Русь снизу    доверху              осмыслить опыт борьбы за свободу,

до и после реформы                                разобраться в сущности народного

                                                                   характера

                                Пролог – программа действий

   

  Цель путешествия: «Как живется счастливо, вольготно на Руси»

Главный конфликт поэмы

       

«Дольщики»                                                                 «Народное море»

духовенство,

помещики,                        холопы                протестанты          русская женщина

помещики:                      Ипат,                    правдоискатели      Матрена

Оболт-Облдуев,              Яков,                   Яким Нагой            Тимофеевна

Утятин-Последыш,         Шутов,               Ермил Гирин           Корчагина

Шалашников                   Глеб                    Савелий

Фогель

Глуховский                                                  Народный заступник

                                                                      Григорий Добросклогов

               

                                      Понимание счастья, долга

В ы в о д. «Ведь на Некрасове целое поколение революционеров училось»

ОСК «Пьер Безухов»

                                                                                                                 ?                     

                                                                                                               

Платон                                         Наташа                                    Тайное общество

                                                                                                                                  1812 год

Масонство

                                       Элен                                                              Андрей

Анатоль

Любовь                                                                                               Республика

                                       Европа

ОПИСАНИЕ:

   Пьер был воспитан в Европе. В Петербург он приехал исполненный любовью ко всем людям и сочувствующий республиканскими идеями. Первое дало ему в попутчики по жизни Анатоля, Элен, Андрея. Второе – только дружбу Андрея. Позже Пьер поймет, что Анатоль и Элен заведут его в тупик. И вся его духовность сконцентрируется на дружбе с Андреем. Под влиянием князя Болконского Пьер начнет искать свой путь в жизни. Но масонство, к которому он придёт, не оправдает его надежд. Устойчивой натуре Пьера хватит сил, чтобы начать новый поиск.

   1812 год даст возможность после проб и ошибок обрести зрелость убеждения, социальную позицию. 1812 год – это познание философского мира Платона Каратаева, любовь Наташи, гордость и боль российский народ, который приведут его к участию в тайном обществе. Дальнейшая судьба Пьера нам известна. Но те, кто вышел на Сенатскую площадь, не боялись возможного поражения, т.к. «выучились видеть великое, вечное и бесконечное» (Л.Толстой).

ОСК  «НАТАША  РОСТОВА»

«Я не жил прежде.

Теперь только я живу»

(Князь  Андрей)

Андрей

Наташа

Пьер

                                                                                  Берг

     

                                         

        Анатоль

«…кроме блуда, не чувствовал ничего»

(Анатоль)

        Борис        Николай

        Марья

«Эта девушка такое сокровище…                         «Все любовались ею»

Это редкая девушка»

(Пьер Безухов)

ОПИСАНИЕ:

В центре -  сама Наташа. Она как родник чистой воды в болоте – все гнилое, нездоровое отталкивает к берегу: Берга – сразу, Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в её судьбу, но он обречен. Борис Друбецкой, князь Николай, княжна Марья не делают погоды в её жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле неё.  Борис хотел забыть Наташу, но увидел её после разлуки и не смог; брат Николай любуется её русской натурой всю жизнь; она приятна Марье, позже их свяжет крепкая дружба. Зависимость княжны от Наташи сильнее, поэтому её орбита стрелки больше всех. А Пьер и Андрей при помощи Наташи возрождаются. Она счастлива с ними по-настоящему. Путь с Андреем не такой уж длинный. С Пьером она будет идти всю жизнь, поэтому изгиб стрелки больше.

ОСК     «ДВОЙНИКИ   РАСКОЛЬНИКОВА»

   «Между нами есть какая-то общая точка…

     Мы одного поля ягоды…»  

   (Свидригайлов  Раскольникову)

            ЛУЖИН

      СВИДРИГАЙЛОВ

        РОСКОЛЬНИКОВ        Т

     Д        Р

     У        И

     Н        Х

     Я        И

        Н

        Ы

ОЛПИСАНИЕ:

    Действительно, между Раскольниковым, Свидригайловым, Лужиным, ненавидящими, боящимися и презирающими друг друга, есть «общая точка».

Это – возлюби прежде всего себя. Это -  «я и сам хочу жить, а то уж лучше и не жить». Именно поэтому стрелки «Раскольников», «Лужин», «Свидригайлов» замыкаются на одной общей точке-планке «трихины», которая характеризует, по определению Раскольникова, микроскопические существа, заражающие людей вирусом себялюбия, отчуждения и жестокости.

   Да, и орбиты у этих стрелок похожи: Лужин «служит миллиону», Свидригайлов развратности, анархии , а Раскольникову надо лишь «мысль разрешить». Это и отличает движение стрелок: за их удовольствия платят слабенькие.

   Дуня – из «слабеньких». Но почему стрелки отталкиваются от неё? Вспомните, Дуня дважды стреляет в Свидригайлова; та, которая привыкла страдать. Прощать. И она поражена язвами насилия.

   В этом и предостережение человечеству.

ОСК   «СОНЯ  МАРМЕЛАДОВА»

«Солнцу прежде всего надо быть солнцем»

Р

А

С

К

О

Л

Ь

Н

И

К

О

В

                                                                 Лизавета

                   Марфа Петровна

                                                                                                   

        С

О

 Н

        Я    

        Мать

        Дуня

        

        Маляр

Описание:

Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: «Станьте солнцем, вас все увидят». Но солнце еще и греет. Продолжим его мысль.

  В романе Достоевского типичным светом становится Соня Мармеладова. Сестра старухи Лезавета, жена Свидригайлова, Марфа Петровна, мать Раскольникова, его сестра Дуня, Микола-маляр – все эти персонажи сфокусированы на Соне. Они составляют её образ, олицетворяют в себе сострадание. Но: Лизавета терпит страдания бесполезно для себя; Марфа Петровна пытается взять от судьбы больше, чем может, и т.д.

  Все эти люди излучают сострадание и добро, но нет от них тепла сердцу. Согреть душу способна только Соня. Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает её жить по желтому билету. Но после совершенного ею греха, Катерина Ивановна подошла к «Сонечкиной постели и весь вечер простояла у нее в ногах на коленях, ноги её целовала»…,за истощенных голодных детей, которые благодаря Соне получили возможность жить. На этом уровне находиться и Мармеладов. После гибели Катерины Ивановны и отца, именно она, падшая, смысл своей жизни видит в заботе и малолетних детях. Благодарны ей и люди, окружающие её. Лучи тепла достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени.

ОСК

«Образ глуповцев»

(по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»)

       ГРАДОНАЧАЛЬНИКИ      .

глупые,  алчные,  жестокие,   бездеятельные,   эгоистичные,  жадные

ГЛУПОВЦЫ

КАЧЕСТВА НАРОДА

терпеливые, верящие, наивные, добрые, трудолюбивые, искренние

«Мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалив – мы и тогда противного слова не молвим!»

Цель: писатель хотел заставить народ уважать себя

НАРОДНЫЕ ЗАСТУПНИКИ

раскрыть облик                             формируют                  ведут к политической

самодержавия                             самосознание масс                активности

4 раздел

Центон – литературное произведение

У древних римлян это было одеяло из цветных лоскутков. Желая выразить свое уважение к какому-либо поэту, они составляли из его  строк стихотворения, центоны.

          Теперь  это стало литературным термином, упражнением. На уроках я использую этот вид работы в качестве творческого домашнего задания, где предлагаю детям составить центон по сказкам  Пушкина, басням И.Крылова. Это значительно легче, чем создать свое произведение. Таким образом ученики не только лучше запоминают произведения, но и пополняют свой читательский опыт.  Чтобы вы меня лучше поняли, я предлагаю вам познакомиться с центоном ученицы 6 класса составленного по басням И.Крылова. Попробуйте угадать, какие фрагменты басен здесь прозвучали?                                

                                                    *     *    *

Зубастой Щуке в ум пришло

За кошачье приняться ремесло.

Да призадумалась. А сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала.

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок».

По счастью, близко тут Журавль случился.

Он костью чуть не подавился.

Центон по сказкам К.И.Чуковского

                                        Вдруг из маминой из спальни,

                                        Кривоногий и хромой,

                                        Выбегает…

                                    Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!

                                    «Я кровожадный,

                                   Я беспощадный,

                                   Я злой разбойник Бармалей!

                                   И мне не надо

                                   Ни мармелада,

                                   Ни шоколада,

                                   Я только маленьких детей!

                                  И сказал Гиппопотам

                                  Крокодилам и китам:

                                  «Кто с чудовищем сразится,

                                  Я тому богатырю

                                  Двух лягушек подарю

                                  И еловую шишку пожалую!»

                                  Из далеких из полей

                                 Прилетает Воробей.

                                 Прыг да прыг

                                 Да чик-чирик,

                                 Чики-рики-чик-чирик!

                                 Вот и нету великана.

                                 Поделом великану досталося.

                                 И усов от него не осталося.

                                   И обрадовались блюдца:

                                   Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

                                   И танцуют и смеются –

                                   Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

                                   А слониха-щеголиха

                                   Так отплясывает лихо,

                                   Что румяная луна

                                    В небе задрожала

                                    И на бедного слова

                                    Кубарем упала.

Расскажите детям о синекдохе…

  Послушайте такую шуточную историю: « На плите беседует вода в чайнике и щи. Вода в чайнике возмущается: «Все пыхчу, пыхчу, а вся слава чайнику достается. Чайник кипит. Уморили! Это меня в чашки наливают и заваривают меня. И когда только люди это поймут. Все перепутали! » «Это еще что, - подхватили щи. Меня съедят, а потом хвастаются: «Съел целую тарелку!» Тарелке-то что, ее помыли и опять на полку поставили. А меня съели… и хоть бы раз правду сказали!»  Действительно, выпить стакан , съесть тарелку мы не можем, но так говорим.

    Я думаю, что дети обязательно поймут, что такое СИНЕКДОХА

Практическая проверка знаний в группах. На партах лежат карточки. Распределите их по принципу: может быть, не может быть. Но предварительно еще убедитесь, что поняли все ученики. Попробуйте  вместе: говорит Москва (может или не может быть), объясняет учитель, картина написана маслом, картина написана художником. После этого каждая группа будет выполнять разные варианты заданий.

1 группа:  распределите слова на две колонки по принципу: может быть – не может быть : все село об этом знает, вытирайте ноги, вытирайте  туфли, концерт для скрипки с оркестром, праздничный концерт, ликует болельщик победе «Спартака», болельщик купил билет, у него легкая рука,

это легкая сумка, волка ноги кормят.  

Ответ:        

Простое выражение

Синекдоха

Вытирайте туфли

Все село об этом знает

Праздничный концерт

Вытирайте ноги, когда заходите в здание

Болельщик купил билет

Концерт для скрипки с оркестром

Это легкая сумка

Ликует болельщик победе «Спартака»

У него легкая рука

Волка ноги кормят

2 группа: из отрывков стихотворений выпишите синекдоху в отдельный  пустой столбик:

Пример карточки

Пример литературного произведения

Синекдоха

1

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

(М.Лермонтов)

Белеет парус одинокий

(вместо лодка)

2

И слышно было до рассвета

Как ликовал француз

(М.Лермонтов)

3

Все флаги в гости будут к нам…

(А.Пушкин)

4

…что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

(М.Ломоносов)

5

Швед , русский колет, рубит, режет

(А.Пушкин)

6

3 группа: составьте свои предложения с предложенными примерами: съесть тарелочку супа, концерт для скрипки с оркестром, говорит Москва, выпей чашечку компота. (это задание для сильных учеников).

Расскажем ученикам 9-11 классов…

        о        стилистических повторах

(алгоритм)

об эпитетах, оксюмороне, антитезе

(алгоритм)

о сравнении, метонимии, метафоре, синекдохе

(алгоритм)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы на уроках литературы в старших классах

Схемы различных типов для уроков литературы в старших классах (по программам Курдюмовой , Агеносова, Журавлевой)....

Опорные схемы и конспекты по литературе

Опорные схемы и  конспекты - это один из способов, приёмов обучения, которые помогают глубже осмыслить художественное произведение в целом, дают возможность сориентироваться в объёмном литературн...

Педагогический проект Опорные схемы и конспекты на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Материал презентациии был подготовлен для аттестации.В проекте проанализирована многолетняя работа по опрным таблицам по русскому языку, что позволяет сказать о этом приеме как действенном. Обучение, ...

Опорные схемы по литературе

Опорные схемы содержат обобщающие сведения по творчеству авторов, изучаемых в старшем звене школы....

Опорная схема для анализа эпизода "Спор Базарова и Павла Петровича Кирсанова" (урок литературы в 10 кл. по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

Одним  из самых интересных моментов в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", безусловно, является спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, который выявляет полярность их мировоззрений, жизненн...

К урокам литературы. Таблицы, алгоритмы, опорные схемы.

1. Памятка для  анализа стихотворного и(или)  прозаического произведения в среднем и старшем звене.  Сжатый план и небольшой словарик- помощник. 2. Стихотворные размеры. Таблица и алго...

Опорная схема "Особенности древнерусской литературы X-XII в.".

Для изучения темы "Из древнерусской литературы" в 5-м и 6-м классах....