Урок литературы в 10 классе по творчеству Островского (по пьесе "Бесприданница")
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Островский "Бесприданница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ostrovskiy.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Островский «Бесприданница»

Сегодня у нас урок-исследование на тему «Царство хищных, цепких и умных дельцов».

На уроке мы проведем сопоставление анализируемых текстов и образов.

Нам необходимо выявить

Сопоставить таблицу цитат, подтверждающих жизненную позицию героев.

Эта работа поможет нам раскрыть тему.

- Прочитайте эпиграф.

- Как тема созвучна с эпиграфом? И можно ли определить цели и задачи урока?

Цели урока:

  1. Выявить эволюцию в творчестве Островского.
  2. Проследить историю создания драмы.
  3. Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.
  4. Формирование навыков социально-психологической характеристики персонажа.
  5. Анализируя драму, показать нравственные идеалы и красоту героини.
  6. Побудить учащихся к самостоятельному анализу образов главных героев и внимательному прочтению произведения.
  7. Стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.
  8. Стимулировать самостоятельность  учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы.
  9. Стимулировать мыслительные процессы в ходе анализа произведения.
  10. Развивать речь учащихся, умение общаться, эстетические чувства.

Цели урока: более глубокое знакомство с творчеством А.Н. Островского; показать учащимся основные этапы пути драматурга; проследить, как меняется мировоззрение драматурга, его отношение к купечеству, от первого произведения «Свои люди - сочтемся!» до произведений более позднего периода: «Бешеные деньги», «Снегурочка», «Бесприданница».

        - Урок-исследование на тему

Сопоставление анализируемых текстов и образов.

  1. Нам необходимо выявить…
  2. Составить таблицу цитат, подтверждающих жизненную позицию героев. Эта работа поможет раскрыть нам тему.

Тема: «Царство хищных, цепких и умных дельцов.

Эпиграф

Портрет.

Д/з в начале урока

                                План.

  1. 1. Эволюция взглядов А.Н.Островского

1) 50-е гг.

2) 70-80 гг.

     2. Особенности творчества А.Н. Островского в 1870-1880 гг.

II. История создания пьесы «Бесприданница»

III. Работа с текстом «Бесприданница»

  1. Говорящие имена и фамилии.
  2. Царство хищных, цепких и умных дельцов. «Значительные люди города».
  3. «Женский вопрос» в России в 1870-1890-е гг.
  4. «Я любви искала…». Образ Ларисы Огудаловой
  5. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Сравнительная характеристика.            

IV. Выводы.

Тема

  1. Слово учителя.
  1. Эволюция взглядов А.Н. Островского.

В начале 50-х годов, чуть позже написания пьесы «Свои люди - сочтемся!» Островский писал: «Я был молодым и слишком жестоким… теперь я соединяю комическое и высокое. Исправители найдутся и без нас»

        Теперь в его пьесах побеждают  светлые стороны русского национального характера, народная нравственность. Вершиной зрелого творчества является «Гроза» - результат экспедиции по Волге 1856-1857 гг. Люди «Грозы» живут в особом состоянии мира - кризисном, катастрофическом. Пошатнулись опоры, сдерживающие старый порядок. Только внешне все благополучно. Патриархальность уходит в прошлое.

        В последних пьесах Островского изображается «пучина», «лес» нового времени. Создавая собирательный образ «волков», Островский широко использовал сатирические приемы.

        1870-1880-е гг. Период бурного и стремительного развития экономики и накопления капитала в России. С середины 60-х годов в России наблюдается подъем предпринимательства. Даже офицеры подавали в отставку и открывали книжную или бельевую лавку.  Правительство передало в частные руки некоторые убыточные казенные предприятия. В пореформенные года выдвинулась целая плеяда талантливых русских предпринимателей (Бахрушин, Путилов, Губонин). В жизни россиян появляется много нового, в русский лексикон входят непривычные для русского уха слова. Сложный, пестрый, неугомонный мир вошел и в произведения Островского, ставшего своеобразным летописцем пореформенной России, бурлящей, вступившей на недовольный ей путь капитализации.

        В пьесах А. Островского выведены образцы дельцов новой формации, чья жизнь строится на строгом расчете; неприспособленных дворян; творческой интеллигенции, с трудом пробивающей себе дорогу в условиях интенсивной коммерциализации; показано время, когда нормой стали деловые браки (мезальянсы). Пукирев «Неравный брак»

2. Особенности творчества А. Островского в 1870-1880 гг.

        Для творчества этого периода характерны:

  1. устойчивые темы;
  2. штрихи и психологические физиономии русского характера;
  3. усиление социальных и политических обобщений, с одной стороны, углубление лиризма, обращение к общечеловеческим ценностям, с другой стороны;
  4. повышенное внимание к незащищенному человеку, резко выделяющемуся моральными качествами, сложным духовным миром;
  5. фольклор сменяет классическая литература (Паратов, например, цитирует «Гамлета»);
  6. народная песня вытесняется романсом (Лариса поет романс Боратынского «Не искушай меня без нужны»).

Словарная работа.

        Эволюция - развитие, процесс изменения чего-нибудь от одного состояния к другому.

        Предприниматель - 1) капиталист - владелец предприятия.

   2) предприимчивый и практический человек.

        Коммерция - торговля, торговые операции.

        

        Мезальянсы (устаревшее) - брак с лицом более низкого социального положения, класса.

        Хищный - 1) о животных: питающийся животными;

                        2) переносное: жадный, полный стремления овладеть кем-нибудь, выражающий такое стремление.

                

  1. История создания пьесы «Бесприданница»

«В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника - мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание, постичь ее загадку, коснуться… доброго и дурного в людях».

                                                                В. Лакшин

- Перенесемся мысленно в Щелыково, где работает драматург над пьесой «Бесприданница». О чем он думает в тиши кабинета? Почему именно сейчас, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина, обращается он к теме любви? Были ли сказаны те слова? Или сердце болело оттого, что опоздал их произнести? Что хотел сказать нам Островский? И не в этом ли секрет пьесы, который предстоит разгадать будущим поколениям?

А газеты того времени наперебой: «Как измельчал талант нашего первого драматурга!» «Островский пережил свой талант!»

Но почему так трогает эта «неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чем же ее тайна?

Подойдем к раскрытию этой тайны с самого начала, с истории создания.

(Ученик с докладом)

Друг Островского, актер М.И. Писарев, передавал рассказ самого драматурга о первоначальном сюжете пьесы под названием «Бесприданница»: «На Волге старуха с 3 дочерьми. 2 разухабистые, и лошадьми править, и на охоту. Мать их очень любит, и им - приданное. Младшая - тихая, задумчивая, бесприданница. Два человека влюблены. Один деревенский житель, домосед, веселиться, так веселиться, все удается у него. Читает «апостола», ходит на охоту. Другой нахватался верхушек, но пустой. Живет в Питере, летом в деревне, фразер. Девушка в него влюбилась, драма». Судя по этой записи, перед нами первые подступы к сюжету, который определился окончательно лишь к ноябрю 1874 года.

Есть и другая версия.

Материалом для «Бесприданницы» послужило судебное дело - убийство молодой женщины на почве ревности, разбиравшееся в Кинешме в бытность Островского мировым судьей. Драматург «внимательно изучил это дело, беседовал с целым рядом лиц, причастных к нему».

Художественная реализация сюжета растянулась на долгие годы.

1 октября 1876 года Островский сообщал Ф.А. Бурдину из Шлыкова: «Все мое внимание и все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года тому назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю кончить ее в этом же году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое мое оригинальное произведение».

        Однако прошло еще два года напряженного творческого труда, прежде чем 17 октября 1878 года Островский на беловом автографе «Бесприданницы» с чувством облегчения и творческого торжества сделал надпись: «Ария 40», а в письме к начальнику репертуарской части петербургских театров П.С. Федорову сообщил: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений».

        В октябре 1878 года Островский возвращается из Щелыкова в Москву и по принятой традиции поверяет свою очередную драму на суд избранной публики посредством литературных чтений. На сей раз они проходят с редким для драматурга успехом.

        3 ноября 1878 года он сообщает Ф.А. Бурдину: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были враждебные лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений».

        Через месяц состоялись премьеры «Бесприданницы» в Малом театре и в Александринском театре в Петербурге. Еще два месяца спустя она была опубликована в первом номере «Отечественных записок» за 1879 год.

  1. Работа с учащимися по пьесе Островского «Бесприданница»

Учитель: Обычно названия пьес Островского - поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом («Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень», «Без вины виноватые»). Даже в «Грозе» есть подтекает. В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Ну, кто такая бесприданница?

Словарная работа.

Бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданного (Ожегов)

Приданое - имущество, даваемое невесте ее семьей для жизни в замужестве.

Даль

Приданница - невеста с богатым приданным.

Бесприданницей зовут, в похвалу,  невесту, которую берут безо всего.

- Это девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданное.

- Разница есть, и по-иному звучит название пьесы.

Проанализируем список действующих лиц

Кто же она - бесприданница?

- Лариса - единственная, чья фамилия не указана. Почему? Чем она отличается от других? У Островского имена и фамилии говорящие.

- О смысле имен и фамилий у нас готовила исследовательскую работу группа. (Ответственный отвечает)

Кнукров (диалект.) - кнур - боров, хряк, кабан.

Паратов (прил. паратый - бойкий, сильный, дюжий усердный, ражий)

Вожеватов (вожеватый народ - развязный, беспардонный)

Харита Игнатьевна Огудалова (греч. харис-изящество, прелесть, красота. Харитами величали цыганок из хора;

Игнатами называли в Москве каждого цыгана, огудать - обмануть, обольстить, надуть, провести.

Огудалой в народе называли шута, мошенника и обманщика.

Юлий Капитонович Карандышев (Юлий - имя знаменитого римского императора Цезаря;

Капитон (лат. капитос - голова; Карандышев (карандыш - неподросток, коротышка, человек с непомерными ничем не обоснованными претензиями).

Лариса (греч. - чайка)

Вывод: главная героиня не вписывается в этот круг лиц.

        Потребность осмыслить и высмеять социальные отношения и интерес к жизни сердца - это, как правило, 2существовало» у Островского в одном художественном произведении. На этой особенности мы построим нашу беседу.

План беседы.

  1. Царство хищных, цепких и умных дельцов (проверка домашнего задания - таблица «Жизненная позиция» значительных лиц в городе»)
  2. «Женский вопрос» в России в 1870-1890-е годы (инд.задания).
  3. «Я любви искала…» Образ Ларисы Огудаловой
  4. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Сравнительная характеристика.

Учитель: «Царство хищных, цепких и умных дельцов» или «значительные лица в городе».

Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Купеческие характеры утончаются и усложняются. Это теперь культурный буржуа-предприниматель.

-Какова жизненная позиция Кнурова, Вожеватого, и паратова?

Домашнее задание.

1 ряд заполнял в таблице графу Кнуров

2 ряд - Вожеватов

3 ряд - Паратов

Кнуров

Вожеватов

Паратов

«Значительное лицо города»

- Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому… у кого денег много. Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня.

- Если скажу: орел, так проиграю, орел, конечно, вы.

«Значительное лицо города»

- За удовольствие надо платить, они даром не даются…»

- Я знаю, что такое купеческое слов.

- Что я обещал, то и исполню: для меня слово - закон, что сказано, то свято.

- Всякому товару цена есть.

«Блистательный барин»

- Я человек с правилами, брак для меня дело священное.

- Я сам такой же бурлак.

- Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно.

- У меня правило: никому ничего не прощать…

- Ведь я чуть было не женился на Ларисе - вот бы людей насмешил.

- Господа, я имею слабость к артистам.

        Сделайте вывод.

Учитель: Итак, мы видим, что купцы пореформенной России далеко отличился от бородатых купцов-самодуров. Многие из дельцов последнего времени изучали финансовое дело, знают тайны банковских операций. В отличие от замоскворецких первонакопителей, они изучали и изучают европейский опыт обогащения. Не случайно Кнуров, бывая в Бряхимове, по преимуществу молчит: нет интересных собеседников. Разговаривать он ездит за границу, иногда в Петербург или Москву. Чтобы быть в курсе дела, владельцы приисков, пароходов, фабрик посещают промышленные выставки в Париже, читают европейские газеты, ищут общества дипломатов. Есть среди них ценители искусства.

- В чем, например, обаяние Кнурова и Вожеватова?

 (Держаться с достоинством, способы ценить красоту, искренне ценить красоту, искренне восхищаться талантом).

- Что скрывалось под внешним лоском «цивилизованных», «европеизированных» дельцов?

(В основе поступков послереформенных буржуа, по размаху своей деятельности, методами накопления, образу жизни, внешнему лоску так непохожи на дореформенных бородатых купцов, лежал все тот же хищнический закон: «К себе, к одному себе»).

- Просмотрев эпизод из пьесы, ответьте на вопрос «Заботиться ли Кнуров о Ларисе или как можно охарактеризовать его действие в этой ситуации?»

Эпизод инсценированный (разговор Кнурова с матерью Ларисы о судьбе Ларисы)

- Еще раз обратимся к именам этих «героев». Соответствуют ли имена с характерами этих людей?

Вывод: эти люди никогда не отказываются от своих желаний, жестоки в достижении цели. «Для меня невозможно мало», - признается Кнуров.

Образ Паратова.

В чем заключается сложность характера Паратова?

- В нем отражен парадокс широты русского человека: идеал уживается с безобразием.

Паратов - образ живого человека, который сам вершит свою судьбу, имея и свои пороки и свои положительные черты. Положительность этого образа заключается в широте его души, твердости и решительности в совершении жизненных шагов. Черты, свойственные исконно русскому характеру.

При общении с людьми держится на уровне , соответствующем статусу «блистательного барина». Паратов побеждает, ошибается, грешит и сам себя прощает. Сила этого образа в его противоречии. Привлекательность - в его пороках. Крайности уживаются в нем ограничено. Размах и расточительность во всем: деньгах, чувствах, материальных и духовных затратах. Это не может оставить  равнодушным никого:  у мужчин он вызывает зависть, желание подражать; у женщин - восхищение. Но даже те, которым хватает жизненного опыта опасность и здравомыслия, чтобы оценить его пребывания рядом, в большинстве своем сдаются на милость обольстителя, поддавшись  магии его блеска, азарта, мужского притяжения. «С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… Это идеал мужчины». Не только Лариса, но и сотни читателей симпатизируют ему, заранее все прощая ему, как Лариса в пьесе, и обрекая себя сгореть в его пламени; они не желают замечать того, чего он сам и не скрывает: его губительной сути. Паратов приучен к успеху, привык брать в жизни все лучшее  и не обременять себя соображением цены, хотя бы и в виде ответственности за судьбу тех, «кого приручил». Его жизненный принцип: «… найду выгоду, так все продам…» У него ничего заветного нет.

Учитель: - Единственная живая душа в мире холодных и расчетливых дельцов - Лариса Огудалова.

Драму Островского было принято называть драмой безгеройной эпохи. «Герой во фраке» (дворянин) и интелегент - не состоятельны. Культурный буржуа - предприниматель, при ближайшем рассмотрении на роль героя тоже не подходит.

С точки зрения многих, Островский ограничивается высмеиванием всех в центре драмы Островского стоит, как правило, женщина, чистая натура, становящаяся объектом борьбы нравственно несостоятельных претендентов на роль героя.

Именно эта женщина и становится героиней произведения Островского. И это не случайно.

В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (в 1872 году в Москве и Петербурге открылись Высшие женские курсы).

Ярким примером того, что женщину уже не устраивает роль быть при муже или 2за мужем», является Софья Перовская, стоявшая во главе организации «Народная воля». Это была образованная , решительная и смелая женщина (повешена вместе с четырьмя народовладельцами 3 апреля 1881 года)

 Вот как писал о женщине в этот период Ф.И. Достоевский: «В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честность, искание правды и жертва, да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин… Женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина, хочет дела для самого дела, а не для того, чтобы  казаться»

Достоевский достаточно глубок в понимании женщины. И все-таки Островский глубже: он не сомневается, что, несмотря на все стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви  происходит для них главное, основное. Свобода не дает женщине счастья. Она борется, но предметом ее  борьбы является все-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но поскольку ее возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, ее неизбежно ждет разочарование, ее совершенства напрасны.

Лариса - яркий пример такой женщины. О ней можно сказать - она сражается с иллюзиями…

Образ Ларисы Огудаловой. Значение имени.

Лариса - значимое имя, как и любое имя у Островского: в переводе с греческого - чайка. Лариса склонна к различным видам искусства, любит все красивое. Женщины с именем Лариса обаятельны, умны, аккуратны, всегда в центре внимания, особенно у мужчин. Такова Лариса у Островского: мечтательная и артистичная, она не замечает пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответсвии с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования.

Характеристика Ларисы (по тексту и учебнику).

Творческая работа.

- Вот авторская характеристика, данная посредством ремарки: «Лариса - молодая девушка, одетая богато, но скромно».

У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «приятно с ней одной почаще видеться, без помехи…» или «Лариса создана для роскоши…»

Его мнение разделяет и давний друг Ларисы - Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. какая чувствительная!»

Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К тому расположена, нисколько этого не скрывает».

В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».

Учитель:

- Торг за Ларису охватывает всех мужчин - героев пьесы. вокруг нее образуется целый круг претендентов. Но что они ей предлагают?

Ученик: - Кнуров и Вожеватов - содержание. Карандышев - положение честной замужней женщины и унылое существование. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Лариса для него просто сильное увлечение. Кто  не увлекался? Такова его философия.

А для Ларисы главное - любовь. Она полностью доверяет своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света.

Инсценирование: страница 269.

Учитель:

- И ни уговоры матери, ни укоры будущего мужа не могут удержать ее от возможности быть рядом с любимым: «Всякие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести возьму на себя».

Лариса поет Паратову романс на стихи Боратынского «Не искушай меня без нужды».

Почему этот романс?

Ученик 

- В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова , и свои отношения с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. в ее глазах роман с Паратовым - это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы искушал ее.

Учитель: - В фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» звучит другой романс «А напоследок я скажу…»

Прослушав романс, ответьте на вопрос: Почему режиссер поменял романс, в чем разница»

Это исследование показывает нам, что это разные виды искусства. И художник Рязанов имеет свое видение этого произведения.

- Постепенно несоответствие между романтическими представлениями людей, ее окружающих и ей поклоняющихся, нарастает по мере развития действия драмы.

- Почему Лариса собирается выйти замуж за Карандышева? (Бросает вызов непостоянству Паратова).

- Каким себе Лариса представляет Карандышева? (Его она тоже идеализирует. В своем представлении она наделяет его доброй и любящей душой. Но героиня не чувствует уязвлено-самолюбивой, завистливой основы в душе Карандышева)

- А Карандышев как относится к Ларисе?

(Он скорее торжествует победу, нежели любит. Он тешит свое самолюбие, что такая женщина, как Лариса, выбрала его. Но Лариса долго не замечает этого, потому что она вообще не видит в людях ничего пошлого, действуя в соответствии с романсами, живя их законам).

- Наступило ли прозрение у Ларисы?

  (Да. Самое глубокое разочарование для Ларисы – это то, что все люди относятся к ней, как к вещи).

Инсценировка «Вещь, да вещь…»

- В порыве отчаяния Лариса бросает вызов миру наживы: «Ну уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой».

- Есть ли выход у Ларисы в данной ситуации?

(Лариса сама не способна на более решительный шаг, но выстрел Карандышева воспринимается ею как благодеяние. Лариса умирает со словами прощания на устах: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама… сама… Ах, какое благодеяние!»)

Ученик:

Критики о Ларисе

П.Д. Боборыкин: «Эта девушка со своими страданиями могла бы привлечь наше внимание, будь она личностью колоритной, крупной, общественно значимой. Увы… ничего этого в ней нет, Лариса говорит банальности, ее рассказ о том, почему она Паратова, «развратника и нахала», считает «героем», просто смешен своей умственной и нравственной низменностью».

В.Я. Лакшин: «Трудно судить Ларису за эту опустошенность души».

В.Коровин: «Лариса – героиня психологической драмы лишь постольку, поскольку действие сосредоточено вокруг нее. Но по своему характеру она лишена цельности».

Б.О. Костелянец: «Душевная сила Ларисы в том и сказывается, что, когда ее любовь растаптывают, когда это вызывает в ней гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу, она все же способна понять, на что ее обрекают. Она противостоит ситуации, не отдает себя в добычу соблазну».

Беседа по вопросам:

  1. Можете ли вы согласиться, что Лариса не может «привлечь наше внимание», так как она не «крупна», не «колоритна»  как личность, в ней нет ничего «общественно значимого»?
  2. Могли бы вы назвать речи Ларисы «банальными», «смешными», «умственно низменными»? Обоснуйте сове мнение.
  3. Можете ли вы согласиться, что героиня демонстрирует «опустошение души»? Если вы с этим согласны, то почему трудно винить в этом саму героиню?
  4. Можете ли вы согласиться, что в определенный момент Лариса переживает «гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу»? Аргументируйте свой ответ обращением к тексту.
  5. Согласны вы с мыслью критика Коровина, что Лариса – героиня «психологической драмы»?
  6. Вы согласны с тем, что героиня драмы «лишена цельности»?
  7. Как и кем представлен в «Бесприданнице» «соблазн»? Больших или душевных  сил стоит Ларисе не отдавать себя в «добычу соблазну»?
  8. Вы согласны с тем, что для Ларисы характерна «душевная сила»?
  9. Чье отношение к героине вы считаете более логичным, правильным?

Вывод: Лариса – чудесный образ: прелестная, чистая, умная, богато одаренная девушка. Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви («Я, словно бабочка к огню, стремилась так неодолимо…»), но обречена погибнуть в условиях золотых цепей («Любовь – обманная страна, и каждый в ней несчастлив…»). Это– «горячее сердце» в бессердечном мире купли-продажи, циничного торга. Это – белая чайка, попавшая в стаю стервятников.

Вывод делают ученики:

Д/з Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика. Составление таблицы. Различное.

Катерина

Лариса

Душа Катерины вырастает из народных песен, сказок и легенд. В ее мироощущении живет многовековая крестьянская культура. Катерина религиозна и набожна.

Характер Катерины целен, устойчив и решителен.

Лариса Огудалова – девушка гораздо более хрупкая и незащитная. Лариса ничем не поддержана: ни религией, ни церковью, ни страхом перед дьяволом, ни боязнью кары за торжество справедливой любви. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Баратынского. Ее натура более утонченна и психологически многокрасочна. Но именно поэтому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромисснос-ти: «Расставаться с жизнью совсем не так просто… А ведь есть люди, для которых это легко».

Ученик: Общее.

По меткому выражению А.И Ревякина, Катерина и Лариса – это «образы больших человеческих страстей». И Лариса, и Катерина хотели любить и быть любимыми, да обманулись. И Лариса, и Катерина отличаются от других тем, что у них отсутствует двойственная мораль. (Катерина – что «при людях, что без людей», - одинакова; по словам Кнурова, в Ларисе «хитрости нет»). А еще их объединяет образ великой русской Волги – символа красоты, силы, мощи. Она одна лишь вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела свободу Лариса, человек «горячего сердца».

«Вот красота – то куда ведет… в самый омут».

Подведение итогов.

В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Не случайно в роли Ларисы прославилась В.Ф. Комиссаржевская, актриса утонченных духовных озарений.

Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в обществе властвует бессердечный «чистоган», превращающий неимущего – в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в которых оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом,  волчьей хваткой, и гинут, вступая в неравную борьбу, честные люди. Справедливо высказывание А.И. Ревякина, что «для сюжетов своих пьес Островский избирал не мелкие бытовые факты и события, а наиболее значительные, типичные, общеинтересные, способные трогать миллионы людей из самых разнообразных общественных слоев».

Актуальность произведения Островского подтверждается  тем, что во многих театрах страны идет пьеса «Бесприданница, о чем свидетельствует приготовленная вами афиша. А в рецензии на спектакль театрального критика читаем: «Каждый раз убеждаюсь, как Островский современен. Такое ощущение, что на сцене сегодняшний день».

Домашнее задание – сочинение

  1. «Зачем же люди лгут, что Островский устарел» (Кюгель)
  2. Что привлекает меня в образе Ларисы Огудаловой.
  3. Осуждаю я или оправдываю Ларису Огудалову?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.

Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством"...

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"

Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

урок литературы 10 класса по творчеству И.С.Тургенева

урок литературы по творчеству И.С.Тургенева. Стихотворения в прозе....