Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме:
    рабочая программа по литературе 9 класс

    Бледнова Надежда Анатольевна
    Рабочая программа по литературе соответствует требованиям федеральному компоненту государственного образовательного стандарта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    9_kl_lit.doc204.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    а

    Поурочное планирование по литературе в 9 классе (102часа)

    № уро

    ка

    Тема урока

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Теоретические понятия, изучаемые на уроке

    Виды контроля/ формы проведения

    Домашнее задание

    Литература как искусство слова

    1

    Художественная литература в общественной жизни и культуре России.

    Знать: образную природу словесного искусства.

    Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть
    различными.
    Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

    Художественный мир литературного произведения, шедевр, литературное направление.

    Фронтальная беседа.

    Учебник, ответы на вопросы.

    Литература эпохи античности

    2

    3

    Катулл. Слово о поэте. Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…»

    «Божественная комедия» Данте. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине.

    Иметь представление о литературе эпохи античности, ее ярких представителях и их поэтическом своеобразии.

    Иметь представление об основных сюжетных линиях поэмы, уметь определять функцию выразительных средств в тексте

    Название произведения. Трехчастная композиция.

    Выразительное чтение отдельных фрагментов произведения.

    Прочитать «Божественную комедию».

    Древнерусская литература

    4

    Патриотический пафос произведений. Жанровое многообразие древнерусской литературы.

    Знать: Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров, уметь отличать жанровые особенности произведений древнерусской литературы

    Летопись, житие, слово как основные жанры древней литературы.

    Запись основных положений лекции учителя.

    Развернутый план лекции с использованием примеров из литературы Древней Руси.

    5

    6

    «Слово о полку Игореве» - великий памятник Древней Руси. Открытие «Слова…». Историческая основа и сюжет. Образ русской земли идея «Слова…»

    Знать:  историческую основу, идеи, образную систему «Слова о полку Игореве». Знать: Художественные особенности «Слова…», самобытность содержания, специфику жанра, образов, языка проблема авторства. Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, выразительно читать отрывок из "Слова…". Знать содержание произведения, уметь определять проблему, анализировать фрагмент. Соотнося его с общей проблемой произведения

    Жанр слова в древней литературе. Стихотворный перевод. Апокрифическая литература.

    Выразительное чтение и слушание произведения. Анализ иллюстраций к произведению.

    Ответы на вопросы. Наизусть отрывок- плач Ярославны, «Золотое слово…» (выбор)

    7

    Образы русских князей. «Золотое слово Святослава…»

     

    Текущий/ анализ фрагмента. Выразительное чтение и слушание произведения. Анализ иллюстраций к произведению.

    Составить вопросы

    8

    Образ Ярославны. Символика «Слова…»

    Знать содержание произведения, уметь определять проблему, анализировать фрагмент. Соотнося его с общей проблемой произведения, уметь находить образ-символ и понимать его функцию в произведении

    Образы-символы

    Подготовиться к сочинению

    9

    РР Сочинение по «Слову о полку Игореве»

    Уметь писать сочинение-рассуждение публицистического характера

    Тематический / творческая работа

    Завершить работу

    Литература эпохи Возрождения

    10

    11

    У. Шекспир. Жизнь и творчество. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии В.Шекспира «Гамлет». «Вечный образ» Гамлета в трагедии

    Знать Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст.

    Гуманизм

    Трагедия

    Близкий к тексту и сжатый пересказ текста. Чтение в лицах отдельных фрагментов. Чтение монолога Гамлета.

    Выучить монолог Гамлета «Быть или не быть?»

    Литература ХУIII века

    12

    13

    Литература эпохи Просвещения. Русский классицизм и сентиментализм.

    Особенности русского классицизма.

    Знать: Характеристика русской литературы XVIIIв . Гражданский пафос литературы XVIII в. З н а т ь:  характерные черты классицизма и особенности русского классицизма и мировом искусстве. У м е т ь: выявлять черты классицистического направления  в произведениях русской литературы

    Классицизм

    Гражданский пафос

    Составление плана лекции. Запись основных положений лекции.

    Вопросы учебного пособия.Презентация «Русская литература ХУIII века»

    14

    М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. «Ода на день восшествия на престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года».

    З н а т ь:  общие сведения о М.В.Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте и писателе, понятие жанра оды. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику оды,  показать прославление Родины, мира, науки в  оде М.В. Ломоносова

    Ода как классический жанр

    Запись основных понятий, выразительное чтение, составление плана.

    Ответы на вопросы, выучить фрагмент оды

    15

    Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. Традиция и новаторство в поэзии. Жанры поэзии. Ода «Фелица». Стихотворение «Памятник»

     З н а т ь:  общие сведения о жизни и  творчестве Г.Р. Державина, содержание оды «Фелица» У м е т ь: показать отличительные  черты оды Державина "фелица" от од М.Ломоносова

    Новаторство

    Чтение произведений, сжатый пересказ, анализ эпизодов постановки системы вопросов.

    Наизусть стихотворение «Памятник».

    16

    17

    Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе  

    «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности.

    Знать: факты биографии Радищева Изображение российской действительности в «Путешествии из Петербурга в Москву». Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические, политические  темы

    Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни

    Пафос произведения Критика крепостничества. Обличительный  пафос произведения

    Запись основных положений лекции, чтение эпизодов худ. произведения, анализ иллюстраций к тексту.

    Написать соч. – рассужд. на тему: «Нет, ты не будешь забвенно столетье безумно и мудро» («Мои рассуждения о литературе 18 в.).

    Европейская литература эпохи Возрождения

    18

    19

    И.-В.Гете. Жизнь и творчество. Трагедия «Фауст». Неразрывность связи добра и зла в трагедии.

    Иметь представление о творчестве писателя, знать содержание трагедии, Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст.

    Трагедия Множественность смысла поэмы и её универсально- философский характер.

     Основная мысль произведения – жажда познания как свойство человеческого духа – как вы это понимаете? Письменный ответ.

    Ответить на вопросы

    Литература ХIХ века

    20

    Золотой век русской литературы. Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза, драматургия. XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей.

    Иметь представление об особенностях развития литературного процесса в данный период, влиянии на это развитие исторической эпохи. Знать: о роли романтического пейзажа как средства воздействия на читателя.

    Романтизм

    конфликт романтического героя с внешним миром

    Участие в диалоге по прочитанным произведениям, выразительное чтение и анализ прочитанного.

    Пересказ статьи учебника «О романтизме». Ответы на вопросы.

    21

    В.А.Жуковский. Романтическая лирика начала XIX века.. Жизнь и творчество. (обзор). Море», «Невыразимое».Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову .Обучение анализу лирического стихотворения.

    Знать особенности творчества поэта, Знать: о роли романтического пейзажа как средства воздействия на читателя.

    Уметь: выявлять пушкинские традиции
    в пейзажной
    лирике

    Романтизм

    романтический лирический герой

    Выразительное чтение баллады, слушание текста, устные отзывы о прочитанной балладе. Иллюстрирование эпизодов текста.

    Выучить наизусть на выбор

    Европейская литература эпохи романтизма

    22

    Дж.-Г. Байрон. Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии Байрона. Поэма «Корсар»

    Иметь представление об особенностях поэтического восприятия действительности поэта

    Байронический герой

    художественный мир поэта

    Чтение, анализ, собственная интерпретация прочитанных произведений.

    Письменное рассуждение: «Мое мировосприятие от прочитанных произведений Байрона».

    Русская литература XIX века. От романтизма к реализму

    23

    А.С. Грибоедов.. Очерк жизни и творчества Грибоедова.

    Знать факты творческого пути писателя, понимать авторское восприятие действительности

    «Человек необыкновенный» (А.С.Пушкин)

    Развернутые ответы на вопросы.

    Комедия. Статья учебника. Презентация  «А.С. Грибоедов»

    24

    Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение ключевых сцен пьесы.

    Знать: Особенности жанра комедии. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст.

    Комедия, ирония

    интрига

    Чтение по ролям и анализ 1 действия комедии.

    Выразительное чтение монологов Чацкого и Фамусова.

    25

    «Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова.

    Знать: Особенности жанра комедии. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст, давать характеристику героя по его репликам

    Монолог

    Реплика

    Фамусовская Москва в комедии  «Горе от ума». Обучение анализу монолога.

    Ролевое чтение и анализ 2 действия комедии. Инсценировка. Чтение монологов.

    «Чацкий и Молчалин». Ответы на вопросы.

    Презентация «Фамусовская Москва в комедии и ее обитатели»

    26

    «Молчалины блаженствуют на свете» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

     Знать: Особенности жанра комедии. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст, давать характеристику героя по его репликам

    Мастерство драматурга

    классицизм

    реализм

    Чтение в лицах сцены «Чацкий и Молчалин», анализ исполнения. Характеристика героев.

    Сочинение «Почему живучи и неискоренимы Молчалины».

    27

    «Безумный по всему…». Трагедия Чацкого в комедии.

    Знать: Особенности жанра комедии. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст, давать характеристику героя по его репликам

    Система образов комедии

    авторская позиция Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое  звучание образов персонажей.

    Выразительное чтение в лицах и анализ кульминации конфликта в 3 действии. Чтение наизусть монологов.

    Цитатный план «Бал в доме Фамусова».

    28

    «Мечтанья с глаз долой, и спала пелена…» Итог конфликта и развязка действия в комедии.

    Знать: Особенности жанра комедии. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст.а

    Конфликт

    Развязка

    эпизод

    проблема новаторств Язык А.С.Грибоедова комедии «Горе от ума».  Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

    Выразительное чтение монологов. Чтение цитатных планов.

    Письменно – «Чацкий – победитель или побежденный?»

    29

    Рр. И.А.Гончаров. Статья «Мильон терзаний».

    Уметь анализировать критическую статью

    Критический  этюд как жанр публицистики

    критика

    Чтение фрагментов критической статьи, анализ статьи, составление плана, подбор цитат.

    Работа над статьей: 1)Значение комедии; 2)Образ Чацкого; 3)Фамусов и люди его круга; 4)Молчалин; 5)Софья.

    30

    «Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». Урок – обобщение.

    Знать: Особенности жанра комедии. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст.

    Классическая комедия

    новаторство Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизодов драматического произведения ( по комедии  «Горе от ума»).

    Участие в диалоге по изученному произведению, устные высказывания. Выразительное чтение монологов, беседа о проблемах.

    Письменно – «Почему Софья предпочла Чацкому Молчалина?»

    31

    «Кто разгадает вас?» Тайна Софьи в комедии Грибоедова.

    Знать: Особенности жанра комедии. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст, давать характеристику героя по его репликам Знать: Особенности жанра комедии. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст, давать характеристику героя по его репликам

    Устные и письменные ответы на вопросы. Чтение монологов.

    Выбрать тему сочинения из указанных

    32

    33

    Подготовка к сочинению по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

    Сочинение по темам (на выбор): «Мое прочтение образа Чацкого...», «Бал в доме Молчалина», «А Софья где?»

    Знать :Стиль и тип речи Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный материал, редактировать написанное

    Тематический / творческая работа

    Завершить работу

    34

    А.С. Пушкин.  Очерк жизни и творчества Пушкина.

    Знать: основные этапы творчества, знать основные произведения А.С. Пушкина, понимать  лирического героя в художественном мире автора, Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст.

    Темы и мотивы лирики

    периодизация творчества Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

    Сообщения «Мой Пушкин», чтение лирических произведений , восприятие прочитанного.

    Наизусть стихотворение. Презентация «А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества»

    35

    Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву».  «К морю», «Анчар».

    Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст, уметь сопоставлять факты биографии и особенности поэтического текста

    Лирика

    послание как жанр

    тематика лирики Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина

    Выразительное чтение наизусть, анализ, собственное восприятие.

    Наизусть стихотворение, устный анализ.

    36

    Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты лирики А.С Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил»,.

    Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст, уметь сопоставлять факты биографии и особенности поэтического текста

    Адресат лирического текста

    Выразительное чтение фрагментов произведения. Слушание текста, устные отзывы.

    Выучить наизусть на выбор

    Презентация «Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина»

    37

    Тема поэта и поэзии, раздумья о смысле жизни  в лирике А.С Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг …», «Бесы».

    Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст, уметь сопоставлять факты биографии и особенности поэтического текста

    Традиции и новаторство в лирике

    Чтение наизусть, анализ текста

    Прочитать поэму «Цыганы»

    38

    Поэма «Цыганы» А.С. Пушкина. Мотивы романтического

    Знать содержание поэмы, понимать авторское мировосприятие, уметь находить черты романтизма в произведении

    поэма как лирический жанр

    Романтизм

    романтический герой — бунтарь

    мотив одиночества и смерти

    тема любви

    Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

    Анализ текста поэмы,

    анализ образа главного героя

    Ответить на вопросы анализа образа Алеко

    39

    Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган.

    Прочитать трагедию «Моцарт и Сальери»

    40

    41

    А.С. Пушкин.«Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии

    Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.  

    Знать содержание трагедии, уметь выделять авторскую позицию, анализировать текст поэмы

    Трагедия

    цикл «Маленькие трагедии» как явление в русской литературе

    Искусство 

    Два типа мировосприятия персонажей трагедии.

    Их нравственные позиции в сфере творчества.

    Текущий/ анализ эпизодов, анализ образа

    «Евгений Онегин». История создания романа в стихах.

    42

    А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Герой и время в романе.

    З н а т ь: систему образов романа «Евгений Онегин»; понятие «онегинской строфы».

    У м е т ь: давать характеристику

    героям романа, показать проблему финала романа; выразительно

    читать отрывок из романа

    Понятие романа в стихах как новаторство А.С. Пушкина в развитии жанра.

    Художественное и историческое время в произведении, время героя и действительность автора.

    Выраз. Чтение романа. Комментирование. Анализ «вслед за автором». Составление сюжетно – хронологического плана.

    Гл.1-3. План.

    43

    Образ Евгения Онегина в романе Пушкина «Евгений Онегин».

    З н а т ь: систему образов романа «Евгений Онегин»; понятие «онегинской строфы».

    У м е т ь: давать характеристику

    героям романа, показать проблему финала романа; выразительно

    читать отрывок из романа

    Главный герой

    лирический герой

    Выразительное чтение фрагментов романа, анализ, составление сюжетно – хронологического плана.

    Перечитать гл.2, 5, 6. Составление плана. Выучить письмо (по выбору).

    44

    Онегин и Ленский в романе Пушкина «Евгений Онегин».

    Слушание худ. Текста, составление плана, близкий к тексту и сжатый пересказ, устное сочинение по рисунку.

    Гл.8. завершить план. Наизусть отрывок «Они сошлись. Волна и камень…» Гл.2, ст.13-16.

    45

    Татьяна Ларина – милый идеал Пушкина в романе «Евгений Онегин».

    З н а т ь: систему образов романа «Евгений Онегин»; понятие «онегинской строфы». У м е т ь: давать характеристику

    героям романа, показать проблему финала романа; выразительно

    читать отрывок из романа

    Идеал

    автор в романе

    Выразительное чтение эпизодов наизусть, составление плана. Характеристика героини.

    Подготовка к сочинению.

    46

    Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

    Уметь производить сравнительный анализ эпизодов одного произведения

    Вставные конструкции

    Текущий/ сравнительный анализ

    Завершить работу

    47

    Автор как идейно-композиционный лирический центр романа

    Уметь определять роль автора в романе, отличать его от лирического героя

    Автор как действующее лицо произведениям Лирические отступления

    Анализ эпизодов

    Ответить на вопросы

    48

    РР подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе.

    Роман А.С. Пушкина и опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Роман как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

    49

    РР. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

    Уметь: строить рассуждения на темы: «Лирические отступления в романе «Евгений Онегин», «Голос автора в романе «Евгений Онегин», уметь давать развернутые ответы

    Рассуждение

    Лирические отступления

    Автор в произведении

    Закончить работу над сочинением.

    50

    Очерк жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой...» «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно...»

    Знать: отличительные особенности романтизма (закрепление понятия) характерные черты русского реализма  основные периоды  творчества М.Ю. Лермонтова, тематику поэзии М.Ю. Лермонтова

    Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст; выявить мысли и чувства автора, его переживания в лирических произведениях; выразительно читать

    стихотворение

    Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.

    Выразительное чтение стихов, анализ, собственное восприятие. Чтение наизусть.

    Наизусть стихотворение.

    51

    Основные темы лирики Лермонтова.

    Образ поэта-пророка

    Выразительное чтение стихов, анализ, собственное восприятие. Чтение наизусть.

    Наизусть стихотворение.

    52

    Социально – психологический роман Лермонтова «Герой нашего времени».

    Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.; признаки романтизма и реализма; Уметь: владеть различными видами пересказа; строить устные
    и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам  героев; участвовать в диалогах; находить в тексте романтическое и реалистическое.

    Жанровые и композиционные особенности романа.

    Работа с худ. Текстом. Чтение романа, пересказ, отзывы о прочитанном произведении, иллюстрирование.

    Перечитать роман, подготовить сообщение по роману.

    53

    54

    Печорин в системе образов романа «Герой нашего времени».

    Печорин в системе образов романа «Герой нашего времени».

    Романтизм

    Реализм

    Психологизм

    Составление характеристики героя, словесный портрет. Выделение смысловых частей текста худ. Произведения.

    Ответы на вопросы. «Фаталист».

    55

    Печорин в системе образов романа «Герой нашего времени».

    56

    57

    Трагедия жизни Григория Александровича Печорина и его поколения в романе «Герой нашего времени».

    Трагедия жизни Григория Александровича Печорина и его поколения в романе «Герой нашего времени».

    Разные виды пересказа текста, отзывы о прочитанном. Конспект статьи Белинского.

    Сочинение по произведению Лермонтова «Герой нашего времени».

    58

    «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя.

    Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов; Уметь: владеть различными видами пересказа; строить устные
    и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам  героев; участвовать в диалогах

    Монолог

    Психологизм как прием раскрытия характера героя

    Монологическая речь

    Комментированное чтение, аналитическая работа по тексту

    Ответить на вопросы

    59

    Романтизм и реализм романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

    Уметь:  свободная работа с текстами, с дополнительной литературой (роман в оценке В.Г. Белинского)

    Самостоятельный поиск необходимой информации по заданной теме

    Романтизм

    Реализм

    Критическая статья

    Конспект статьи В.Г. Белинского

    Подготовиться к сочинению по теме: «В чем трагедия Печорина?»

    60

    РР Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: «В чем трагедия Печорина?»

    Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать

    Уметь: писать сочинения в жанре аналитической статьи

    Тематический/ творческая работа

    Составить план, подготовить черновик

    61

    К.Н. Батюшков, слово о поэте. Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение...»

    Знать: особенности «легкой поэзии»,  Уметь: анализировать поэтический текст, определять способы выражения музыкальности стиха, его сложности, подвижности

    «легкая поэзия»

    «поэт радости»

    Музыкальности стиха

    Свобода в стихотворении

    Закончить работу

    62

    А.В. Кольцов, слово о поэте. Стихотворения: «Не шуми ты, рожь...», «Разлука»

    Знать: средства выразительности поэтической речи, образности в поэтической речи. Уметь: определять средства выразительности в поэтическом произведении, индивидуальный характер образности

    Одушевленность природы

    Олицетворение

    Образность

    Личностные мотивы

    Текущий/ анализ поэтического текста

    Выучить на выбор

    63

    Е.А.Баратынский, слово о поэте. Стихотворения: «Муза», «Разуверение»

    Знать: признаки жанровые признаки элегии. Уметь: определять жанровые признаки элегии в поэтическом тексте, выделять позицию автора в поэтическом тексте

    Элегия как жанр

    Тема поэта и поэзии

    Завершить работу

    64

    Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества писателя.

    Знать: Развитие понятий о литературном типе, о сатире. Образ-символ (начальные представления),

    Роль образа автора

    Уметь: анализировать эпизод

    Натуральная школа

    Образ-символ

    Образ автора

    Разные виды пересказа текста, отзывы о прочитанном.

    Завершить конспект История создания поэмы «Мертвые души».

    Характеристика помещиков, Чичикова.

    65

    Поэма Гоголя «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции.

    Обзор содержания.Анализ эпизода худ. Произведения, иллюстраций к эпизодам текста.

    66

    67

    Образ П.И.Чичикова в поэме Гоголя «Мертвые души».

    Место  П.И.Чичикова в поэме Гоголя «Мертвые души».

    Уметь анализировать эпизод, определять значение образа героя в системе героев произведения, строить устные
    и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам  героев; участвовать
    в диалогах

    Чтение и анализ эпизодов. Цитатная характеристика героя.

    Отрывок «Эх, тройка» Птица – тройка…» наизусть.

    68

    Образы помещиков и чиновников и средства их создания.

    69

    Место в сюжете поэмы «Повести о капитане Копейкине» и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче.

    70

    Смысл названия поэмы. Души мертвые и живые в поэме.

    Знать:  развитие понятий о литературном типе, о сатире. Образ-символ (начальные представления), роль образа автора

    71

    «Живая Русь» в поэме Гоголя «Мертвые души». Лирические отступления в поэме, мотив дороги.

    Лирические отступления

    Мотив дороги

    Выразительное чтение наизусть отрывка.

    Ответить на вопросы

    Написать сочинение на одну из выбранных тем

    72

    Художественные особенности прозы Гоголя. Своеобразие гоголевского реализма.

    Знать: прием контраста, средства выразительности в художественном произведении.

    Уметь: определять использование приемы контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании, своеобразие реализма в авторской поэзии

    Контраст

    Гипербола

    Сравнение

    Алогизм

    лиризм

    Текущий/ анализ эпизода

    73

    А.А. Фет. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы лирики

    Уметь: анализировать поэтический текст, определять авторское своеобразие

    Тема «невыразимого»

    Сообщение о жизни и творчестве. Выразительное чтение, устные отзывы, анализ, восприятие.

    Стихотворение наизусть, анализ. Готовиться к тесту.

    73

    Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество (обзор) Стихотворение «Вчерашний день...»

    Уметь: анализировать поэтический текст, определять авторское своеобразие

    Тема поэта и поэзии

    Выступления учащихся, выразительное чтение, анализ.

    Стихотворение наизусть, анализ.

    74

    А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества писателя.

    Знать Основные этапы жизни и творчества Чехова Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

    Уметь: строить устные
    и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам  героев; участвовать
    в диалогах

    Автобиографичность произведений (развитие понятия). Внутренний монолог

    Прочитать рассказы «Тоска», «Смерть чиновника», ответить на вопросы

    75

    Рассказ Чехова «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа

    Составить вопросы

    76

    Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника»

    Составить вопросы

    Русская литература XX века

    77

    Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

    Знать: многообразие жанров и направлений.

    Уметь: конспектировать

    Жанровое многообразие

    Текущий/ работа с конспектом

    Завершить работу

    78

    А.А.Блок. Слово о поэте. Стихотворение «Русь».

    Знать: понятия о видах (жанрах) лирических произведений,

    Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст, определять художественные средства создания образа России.

    Лирический жанр

    Тема Родины

    Лирический герой

    Выразительное  чтение, статья учебника.

    Наизусть стихотворение, анализ.

    79

    Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока.

    Выразительное чтение стихов о Родине, России, анализ.

    Наизусть стихотворение «Россия». Учебник – статья о Есенине.

    80

    81

    С.А.Есенин.  Человек и природа в поэзии Есенина.

     Тема Родины в лирике Есенина.

    Человек и природа

    Поэтизация образа

    Философская глубина

    Выразительное чтение, анализ стихов, чтение наизусть.

    Стихотворение наизусть по выбору и стихотворение «Гой ты, Русь моя родная».

    82

    Слово об А.А.Ахматовой. Тема родной земли в творчестве Ахматовой.

    Знать: понятия о видах (жанрах) лирических произведений,

    Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст, определять художественные средства создания образа России

    Тема человечности, патриотизма

    Гражданская позиция поэта

    Тема родины

    Выразительное чтение, коллективная работа со статьей учебника. Вопросы.

    Наизусть стихотворение «Мужество»

    83

    Тема войны, родины и гражданского долга в творчестве А. А. Ахматовой

    Ответь на вопросы

    84

    85

    86

    М.А.Шолохов. Жизнь и творчество (обзор)

    Рассказ «Судьба человека». Трагедия народа в годы войны Образ Андрея Соколова в рассказе.

    Проблема нравственного выбора в рассказе.

     Знать: Композиции рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.

    Уметь: строить устные
    и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам  героев; участвовать
    в диалогах

    Гуманизм проза

    Рассказ

    Сюжет и его особенности

    Композиция

    Проблема выбора

    Пейзажные зарисовки

    Рассказ о судьбе Соколова, работа с текстом, иллюстрирование.

    Письменный ответ: «Какова роль пейзажных зарисовок в рассказе?»

    87

    88

    РР Сочинение по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»: «Человек и война: выбор»

    РР Сочинение по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»: «Человек и война: выбор»

    Знать: содержание рассказа; уметь: определять проблему в обозначенной теме, письменно аргументировано выражать свое мнение на обозначенную тему

    Проблема

    Тема сочинения

    Тематический/ творческая работа

    89

    90

    А.И.Солженицын. Слово о писателе

    Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе.

    Знать Композиции рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. широта реалистической типизации, особенности жанра.

    Уметь строить устные
    и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам  героев; участвовать в диалогах

    Автобиографическая основа произведения

    Рассказ

    Образ героини

    Тема праведничества

    Лекция, беседа; проблемные
    задания

    Позиция автора в рассказе, ответ на вопросы.

    91

    Образ главной героини рассказа «Матренин двор»

    Ответить на вопросы

    92

    Образ главной героини рассказа «Матренин двор»

    Завершить работу

    93

    Урок – обзор творчества Чингиза Айтматова. Духовно-нравственная проблематика произведений писателя..

    Уметь: определять  основную мысль, позицию автора по обозначенным проблемам, анализировать эпизод произведения

    Идея

    Проблема произведения

    Выразительное чтение, анализ, беседа, собственное восприятие.

    Прочитать, ответить на вопросы

    94

    Урок – обзор творчества Чингиза Айтматова. Духовно-нравственная проблематика произведений писателя.

    95

    96

    РР сочинение в публицистическом стиле: «Размышляя о прочитанном...»

    РР сочинение в публицистическом стиле: «Размышляя о прочитанном...»

    Знать: особенности публицистического текста

    уметь: строить текст публицистического стиля, выражая собственную позицию, определять проблему в обозначенной теме, письменно аргументировано выражать свое мнение на обозначенную тему

    Публицистический стиль

    Проблема

    Авторская позиция

    Аргумент

    97

    98

    99

    100

    101

    Резерв

    Резерв

    Резерв

    Резерв

    Резерв

    102

    Урок – итог. Перспективы на будущее.