урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака" 7 класс
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме

Методическая разработка метапредметного урока по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar_2.zip847.49 КБ

Предварительный просмотр:

Представление:  - Здравствуйте! Сегодня урок литературы проведу у вас я –Окишева Ольга ВасильевнаЯ очень рада вас видеть и думаю, что наш урок пройдет в атмосфере сотрудничества, сотворчества и взаимопомощи

Тема  «Мы в ответе за тех, кого приручили»  (А. Экзюпери)

Цель: Закрепить умения учащихся анализировать произведение, обучать ведению диалога, полилога, развитие монологической речи,  воспитывать потребность оберегать и защищать все живое на земле.

Оборудование: компьютер, опорные листы, музыкальное сопровождение  Вивальди «Времена года»

Ход урока

  1. Орг. Момент. Сегодня мы будем работать не в обычных тетрадях, а на опорных листах. Все необходимые записи вы будете вести на них, ручкой .

2.Актуализация  

 На прошлом уроке вы познакомились с рассказом Л. Андреева «Кусака», написанном в начале хх века. Для того чтобы начать работу  над ним,  предлагаю прослушать современную песню и подумать, какая проблема объединяет эти произведения и актуальна ли она сейчас?

 =    и то, и другое о жестоком и равнодушном отношении к животным и об ответственном отношении к  ним  . Раз проблема существует, мы должны её решать, что-то делать.

Что мы должны делать, чтобы проблема исчезла?                                                        

                         

У.  Итак  тема нашего урока «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Обратимся к рассказу.    

Герой рассказа является собака, почему?     

Почему именно собака?  == Сам Андреев отвечал: « в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу и страдает одними и теми же страданиями»  Эти слова и стали эпиграфом к нашему уроку.

  1. Знаете ли вы примеры других произведений, где герои были бы четвероногие?
  2. Какова тема рассказа «Кусака»?  ==о жизни собаки, о взаимоотношениях человека и собаки.

Как долго проходит перед нами жизнь собаки? Изменялась её жизнь? 

Поэтому 2-ой темой нашего урока  -будет  Развитие и изменение.

А что такое изменение? = изменить- сделать иным.

С понятием изменения связано понятие развитие. = процесс перехода из одного состояния в другое: От старого качественного состояния к новому качественному, от простого к сложному, от низшего к высшему

  1. Как вы думаете, после сегодняшнего урока, какие  изменения хотели бы вы внести, в свое сердце, в свой характер?

Итак, посмотрите на темы и скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

=== Итак, сегодня на уроке мы будем размышлять о судьбе собаки, об отношении к ней людей, самого автора, об ответственности за тех, кого мы приручаем; научимся соизмерять прочитанное с миром собственной души.

Молодцы! Цель

У:  Проанализировать  рассказ  и отметить, под влиянием  чего и какие изменения происходят в  Кусакой и  своё сердце научить добру, состраданию, сочувствию , пробудить чувство сострадания к братьям  нашим меньшим

Молодцы!

Итак, жизнь собаки проходит перед нами на протяжении года. Можем ли мы сказать, что композиция рассказа – кольцевая?  На протяжении этого года Кусака столько испытала: горе и побои, голод, и счастье, любовь, сытость, гордость, потому что служит людям…

Мы должны проследить, как менялась жизнь собаки в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей.

А сейчас вы поработайте в группах, каждая над своей главой, проанализируете и представите монологический ответ на поставленные вопросы                                Проговорить

1.Обсудите и  выберите самое лучшее название главы из домашних записей

2. Найдите ключевые слова, передающие внешний вид, чувства и состояния Кусаки (Пприл., сущ., гл., нареч.)Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы?

3Проследите,  какие внешние и внутренние изменения происходят в Кусаке?

1 глава: Дают монологический ответ

Название?   «Она никому не принадлежала».

Какая собака?   Грязная , некрасивая, злая

Ключевые слова?     Одиночество, страх, злоба.

Какой картиной заканчивается 1 глава? = кусака одинока – в природе все мрачно: холод, ночь

 === описанием зимнего пейзажа, но есть надежда в этом описании?  =да робкий луч.

2 глава 

 Как изменилась собака с приездом дачников? В чем выражаются эти перемены?  

Пришла весна  и в жизнь Кусаки.  Как  изменился мир вокруг Кусаки?  Как назвали?  === «У неё отняли непримиримую злобу» или «Встреча с добрыми людьми»  

Ключевые слова: любовь, ласка, имя. В её жизнь вошла любовь и ласка, тепло, добро,  мир наполнился звуками, запахами

  1. А почему вздрагивала?= слишком долго она чувствовала холодную злобу людей, чтобы сразу оттаяло сердце

3 глава «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака?» Изменилась Кусака? Как? =Внешне и внутренне,

Длинная шерсть … стала лосниться, как атлас,

Ключевые слова: Ласковая, счастье, восторг, благодарность, любовь, принадлежала людям.

А почему никто на замечал в её глазах странной мольбы?

=== она для них игрушка, вещь,  забава

4 глава.

«Смутно предчувствуя беду,,,» Какую беду предчувствовала Кусака?

Как пейзаж помогает понять нам состояние собаки? Пейзаж красивый, но настроение какое рождает? Тревожное, мы предчувствуем беду.

Для чего введен диалог Лели с мамой?

Как вы оцениваете отношение Лели к собаке?     (изменений пока нет, но развитие остановилось)

===Это предательство, поступили жестоко, Кусака никогда не предала бы , какими бы ни были её хозяева, она служила бы им бескорыстно, порода для неё ничего не значит.

Они оставили её, бросили, их доброта поверхностна

5 глава работаем вместе, зачитаем

В связи с тем, что её оставили, как изменилась собака? 

Какая стала Кусака?  ==грязная, промокшая, одинокая, несчастная 

Как природа сочувствует Кусаке?  Как пейзаж передал отчаяние и безысходность собаки?   Ключевые слова : мрак, темень, чернота, жуткая картина выползающего мрака усугубляется частым дождем.

 Читаю  два последних абзаца под музыку

  Как озаглавим?      Название: « Собака выла».

Почему собака выла?  (раньше болело тело, а теперь душа) В этой главе воплощена вся душевная боль собаки.   Кто сильнее причинил ей боль? Почему?  Они нанесли ей удар больнее, раны , ушибы зажили , зализала, а душевную боль ничем не унять, тем более, что от близкого человека.

Почему Андреев выбирает именно это слово? ( она превратилась в бездомную, брошенную собаку) Если в начале рассказа мы слышим, как лаяла собак, то сейчас – воет. Каково лексическое значение этого слова.

 Выть – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.. Собака выла – надо читать «собака плакала»

Кусака поверила ещё раз человеку, поэтому её боль ещё острее. Наверное, после такого удара никогда не расцвести собачьей душе. Жалость и доброта Лели обернулись равнодушием к судьбе собаки

Посмотрите, ребята, какие же изменения и в связи с чем происходили в Кусаке?

== Они начались с появлением дачников, пошло развитие отношений между людьми и собакой, они носили какой характер? =позитивный , добрый,

Закончились отношения , и развитие прекратилось, началось изменение в обратную сторону. И пейзаж это подчеркивает Вывод: Когда Кусака одинока ,- в природе все мрачно, холод, слякоть, дождь, когда Кусака  Любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие деревья.     Она менялась в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей.

  1. Так что же будет изменять мир в лучшую сторону?

=== Любовь, доброта  , Но этого достаточно? Ведь это было и у дачников?  =  Нет!

Нужна действенная доброта, дело, понимание, забота, участие, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость  Рисуем стрелочки , а в серединке пусто пока, а как называется качество,  которое все это включает в себя – МИЛОСЕРДИЕ  У нас получилось солнышко и слова теплые . Только когда мы будем понимать, любить, сопереживать, заботиться, отвечать за ближнего, тогда на земле не будет страдания, боли, отчаяния.

Мы должны не просто говорить о доброте, а действовать.  МИЛОСЕРДИЕ есть сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помочь

  1. Скажите, а в жизни вам приходилось сталкиваться с бездомными животными, с ситуациями, когда люди обижали животных? Да ,Значит, проблема, о которой мы говорили в начале урока, существует, значит , мир надо менять, но, к сожалению, мы настолько привыкли, что порой равнодушно проходим мимо.
  2. Только ли об отношении к животным этот рассказ?

 

вспомните эпизоды с пьяница и ; Как кучка злых и равнодушных людей дразнит у трактира Илюшу?

=люди жестоки не только к животным, но и к людям

Судьба Кусаки – это может быть и судьба людей, кем-то прирученных и забытых.

Так о чем хотел сказать нам автор?    Леонид Андреев своим рассказом призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки не только к животным, но и друг к другу. Эта жестокость настолько стала привычной, что порой её не замечают. , Не быть черствыми и равнодушными.,  Нужно любить все живое, т.к. только любовью и милосердием держится мир.

О добре и зле, о трагедии одиночества, о том, как плохо оказаться забытым и покинутым, как страшно, что вокруг так много бездушных и  злых людей,  хочется быть добрее, милосерднее, гуманнее

Какими мы должны быть? = милосердными   Будьте добрыми и человечными!

Рефлексия: продолжите, пожалуйста предложения…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Презентация к уроку литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"( 5 класс).

Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова....

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Открытый урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души"

Урок направлен не только на восприятие содержания рассказа, но прежде всего на воспитание  таких качеств как доброта, отзывчивость, ответственность за близких и окружающих тебя людей, бережное от...

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...