Открытый урок по "Герою нашего времени" Лермонтова
методическая разработка (литература, 9 класс) по теме

Клысак Елена Викторовна

Открытый урок  "Максим Максимыч - маленький человек?" Театрализованная дискуссия и другие интерактивные формы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_mm_vosstanovlen.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Свердловского горсовета

Открытый урок по теме: «Максим Максимыч –

образ маленького человека

 в романе М.Ю.Лермонтова

«Герой нашего времени»

                                                        разработан и проведен                        

                                                                     в рамках семинара

                                                                       по русской филологии

                                                                     учителем Бирюковской ООШ

                                                                               Клысак Е.В.

  п. Бирюково - 2012

Цель: определить место персонажа в романе, дать понятие «маленький человек»,  совершенствовать умение вести дискуссию, развивать  логическое мышление, устную речь учащихся, умение критически оценивать собственные выступления и выступления товарищей, обратить внимание учащихся на правила ведения дискуссии. Стимулировать проявление терпимости, положительных эмоций и чувств во время ведения дискуссии. Развивать наблюдательность, аналитические умения.

Виды компетентностей, развиваемых на уроке:

  1. познавательная: (критерии: умение оперировать знаниями, развивать интеллектуальные способности, работать с различными источниками информации);
  2. личностная: (развитие творческих способностей и талантов);
  3. самообразовательная: (умение самостоятельно добывать и систематизировать знания);
  4. социальная: (работа в группах);
  5. жизнеобразующая: (умение поставить цель и организовать ее достижение, использовать знания на практике).

Оборудование: портрет Лермонтова,  весы, оценочный лист, карточки с заданиями, плакат. Стулья в классе расставлены для упражнения «Аквариум»: пять в центре, остальные – вокруг них по группам

Оборудование: портрет Лермонтова, иллюстрации к рассказу «Смерть чиновника», повести «Герой нашего времени», памятники Михаилу Паникахе, скульптура «Стоять насмерть» (Волгоград), распечатанные словарные статьи: маленький человек, чиновник, экзекутор, кресла, вицмундир, сконфузился

                                                                     Ход урока:

  1. Минутка активного чтения (1 мин)
  2. Проверка домашнего задания
  1. Выполнение тестовых заданий по содержанию романа (проводит ученик) с взаимопроверкой(2 мин)
  2. Блиц-контрольная с самопроверкой. Задания распечатаны на каждого ученика  (2 мин)
  1. Автор повстречал ММ по пути в город (Ставрополь)
  2. Воинское звание ММ (штабс-капитан)
  3. ММ рассказал автору историю о девушке по имени (Бела)
  4. Горное жилище называется (сакля)
  5.  Где ММ ожидал встречи с Печориным? (за воротами)
  6. Когда ММ хотел броситься на шею Печорину, тот (протянул ему руку)
  1. Работа над темой урока. (35 мин.)

1.Мотивация.(7 мин)

           В литературе есть такое понятие – маленький человек. Обычно это тот, кто имеет низкий социальный статус, кого незаслуженно обижают, на кого не обращают внимания, словом – ничем не выдающаяся личность. Но если заглянуть в душу такого человека, то… мало ли что там можно увидеть!

Прежде, чем начать работу над темой урока, я хотела бы познакомить вас с двумя совершенно, казалось бы,  разными произведениями: рассказом «Смерть чиновника» А.П.Чехова и стихотворением Роберта Рождественского «На земле, безжалостно маленькой». Сначала  - Чехов. Я прочту вам начало рассказа, а вы должны будете догадаться, чем он закончится

СМЕРТЬ    Ч И Н О В Н И К А

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя наверху блаженства. Но вдруг... В рассказах часто встре чается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбра няется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфу зился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вок руг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидев ший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Чер вяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ве домству путей сообщения.

«Я его обрызгал! — подумал Червяков.— Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо».

(По мере чтения – словарная работа, оформленная как «Подсказки» на доске: Чиновник, экзекутор, кресла, сконфузиться, вицмундир)

- Как вы думаете, о чем пойдет дальше речь в рассказе? Каким будет его финал?

- Что вы думаете о Червякове? Почему автор дал ему такую фамилию? Попробуйте охарактеризовать этого человека одним словом. (Ничтожество)

А теперь – стихотворение Роберта Рождественского. Читает подготовленный ученик  

На Земле

На Земле

безжалостно маленькой

жил да был человек маленький.

У него была служба маленькая.

И маленький очень портфель.

Получал он зарплату маленькую...

И однажды —

прекрасным утром —

постучалась к нему в окошко

небольшая,

казалось, война...

Автомат ему выдали маленький.

Сапоги ему выдали маленькие.

Каску выдали маленькую

и маленькую —

по размерам —

шинель.

...А когда он упал —

некрасиво, неправильно,

в атакующем крике вывернув рот,

то на всей земле

не хватило мрамора,

чтобы вырубить парня

в полный рост!

- Что можно сказать о главном герое?

- Дайте краткую характеристику герою из стихотворения. (Герой, Человек с большой буквы)

- Есть ли что-то общее у этих двух представленных персонажей?

  1. Работа над понятиями. Слово учителя. Давайте зачитаем определение понятия «Маленький человек». (5 мин.)

«Маленький человек» - персонаж, представляющий низшие слои в социальной иерархии. Изображение такого человека, как правило, свидетельствует о стремлении писателя выразить свое гуманистическое отношение к судьбе общественно не защищенных людей, робких, материально бедных.

- Согласны ли вы с тем, что оба героя попадают  под определение? А значит, маленькие люди бывают разные? Такой герой есть и в романе, который мы с вами сейчас изучаем. Кто он?

- Таким образом, цель нашего урока – выяснить, каков же Максим Максимыч?

 - Запишем тему урока, и поставим знак препинания в ее конце. Какой?

 - Настоящий ли человек Максим Максимыч? Я думаю, что у каждого из вас есть свое мнение по этому вопросу. Причем взгляды ваши могут быть диаметрально противоположными.  При помощи какого вида речевой деятельности каждый из нас может отстоять свою точку зрения? (спор). Прочитаем определение дискуссии:

Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование),  обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе.

 - Но прежде, чем мы начнем дискутировать, мне бы хотелось выяснить, кого, по вашему мнению, можно назвать настоящим человеком?  А кого ничтожеством?

  1. Работа на доске. Записать на доске качества характера героя, Человека с большой буквы и ничтожества. Выделить важнейшие (1 мин)
  2. Театрализованная дискуссия (20)

Учитель. Нам нужны пять добровольцев. Они получат задания и займут места в центре класса. Все остальные будут наблюдателями. Наблюдатели, в свою очередь, объединятся в пять групп, каждая из которых будет оценивать одного из участников. Делать это необходимо при помощи оценочных листов, которые вы сейчас получите. По окончании дискуссии группы должны будут дать характеристику своим участникам, и мы сможем проверить, насколько удачно им удалось справиться с поставленной  задачей. Уважаемые добровольцы! Напоминаю вам, что в ходе дискуссии вы должны непременно затронуть вопрос,  который записан у нас на доске. Но для начала вспомним правила ведения дискуссии. Обратите внимание на плакат на доске.

  1. Чтение вслух.

       Правила дискуссии:

- Для того чтобы участвовать в дискуссии, необходимо поднять руку.

- Говорить полными предложениями.

- Говорить громко и четко.

- Давать короткие и точные аргументы.

- Придерживаться избранной темы и заданных вопросов.

-Аргументировать свое мнение и свои рассуждения.

- Обосновывать свое мнение вескими доводами.

- Внимательно слушать, когда говорят другие люди.

- Связывать свое выступление с предыдущим выступлением.

- При выступлении смотреть на одноклассников.

- Давать другим возможность высказаться.

- Не повторяться.

- Никого не унижать, ни над кем не смеяться.

- Побуждать всех участвовать в разговоре.

- Избегать разговоров не по делу и других помех.

6. Слово учителя.

       Прежде  чем мы начнем дискуссию, посмотрите на эти весы. В конце урока одна из этих чаш перевесит другую: поскольку вы отдадите свои голоса либо в пользу Максима Максимыча, либо против него. Итак, на одной чаше весов – ничтожество, на другой – человек с большой буквы.  Не забывайте о том, что у нас на уроке присутствует сам писатель, а потому ссылки на его отношение к герою и цитаты обязательны. Кроме того, вам будут помогать тематические выписки, которые вы сделали дома. А теперь займем свои места. Пока наблюдатели знакомятся с оценочными листами, добровольцы имеют возможность подготовиться к выступлению.

7.    Группа добровольцев принимает участие в дискуссии, а остальные ученики наблюдают за ходом беседы при помощи оценочного листа.

8.    После окончания дискуссия оценивается вначале наблюдателями, а затем участниками.

IV. Подведение итогов (1 мин)

 Слово учителя. Наша дискуссия была театрализованной. Но я думаю, что у каждого из вас сложилось свое впечатление о Максиме Максимыче. Давайте ответим на вопрос, записанный на доске. Является ли Максим Максимыч маленьким человеком? (По определению – да; но по качествам характера – он Человек с большой буквы: душевный, добрый, заботливый, дружелюбный. Не обязательно в нашей жизни быть героем, просто в любых условиях нужно оставаться человеком)

  1. Рефлексия:
  1. - А теперь нарисуйте смайлик, который сообщит нам о том, понравился ли вам урок и какое у вас было настроение. Положите свой смайлик на ту чашу весов, которая, по вашему мнению, лучше характеризует Максима Максимыча: ничтожество или Человек с большой буквы
  2. Голосование

 V. Объявление предварительных результатов урока

 VI. Домашнее задание: сочинение - миниатюра «Памятник «маленькому человеку» Максиму Максимычу»

Лист самооценки ученика___________________________________________

Этапы урока

Оценка

Проверка домашнего задания

Тестирование

Блиц-контрольная

Дискуссия

Устная работа на протяжении урока

Подведение итогов

Задания для участников дискуссии:

Ученик 1.  Старается строго соблюдать регламент беседы, следит за тем, чтобы в ней принимали участие все ребята. Из беседы понятно, что он считает Максима Максимыча настоящим  человеком.

________________________________________________________________        

Ученик 2.  Старается ускользнуть от темы разговора, рассказывает не относящиеся к теме вещи, не проявляет уважения к товарищам, перебивает их. Он не читал роман, но старается не показывать этого. Поддерживает первого ученика.

_______________________________________________________________

 Ученик 3.   Ему не нравится первый ученик. Это видно из тона, которым он разговаривает с ним. Ему не интересна тема дискуссии, но он активно участвует в ней. Чтобы насолить противнику, принимает точку зрения, согласно которой Максим Максимыч – ничтожество.

_______________________________________________________________

Ученик 4.  Очень сдержан по характеру, не любит конфликтов, старается по возможности отмалчиваться. Уверен, что в Максиме Максимыче  хорошего нет.

_______________________________________________________________

Ученик 5.  В беседе надменен и агрессивен, пытается всем навязать свое мнение, считает, что не важно быть хорошим человеком. От этого материальная сторона  жизни не меняется




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по английскому языку"Животные в нашей жизни"

Урок был дан для молодых учителей.Была показана работа учащихся над проектами.Класс был поделен на группы и каждая группа гоовила свой проект и презентовала его. Темы были следующие: "Питомцы в нашей ...

Открытый урок по английскому языку"Наши питомцы"

На уроке активно использовались ИКТ в обучении учащихся английскому языку.Кроме ИКТ, были использованы и другие современные образовательные технологии:здоровьесберегающая,игровая,технология проблемног...

Открытый урок по биологии и Экологии «Защитим нашу землю и воду»

Урок пресс-конференция: «Защитим нашуЗемлю», Цель: 1 .Углубление экологических знаний учащихся2.Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природеОборудование: Видеофильм «Экология -...

Открытый урок . Тема: "Наши любимцы"

Данный материал представляет собой конспект открытого урока в 4 классе по учебнику Биболетовой М.З. "Happy English" по теме "Наши любимцы". К конспекту прилагается самоанализ урока  с точки зрени...

Конспект открытого урока "Книги наши друзья"

Предлагаю план-конспект открытого урока по теме "Книги" для учащихся 6 классов...

Открытый урок «Герои нашего времени», 2017 г.

Воспитать патриотизм, гражданственность, чувство гордости и уважения к героям нашего времени...

Анализ открытого урока «Наше здоровье – наше богатство»

Открытый урок английского языка «Наше здоровье – наше богатство»  8 классе был организован в рамках семинара – практикума «Здоровье-сберегающие технологии на уроках ...